Типы семейности. Динамика, особенности современного этапа
Под видами или формами брака понимают конкретные вариации брачных союзов, в которые вступают или вступали мужчины и женщины. Среди видов брака прежде всего различают моногамию (однобрачие) и полигамию (многобрачие.).
Моногамия, или моногамное супружество, - это брак одного мужчины с одной женщиной. Но до сих пор браком называют союз мужчины и нескольких женщин, и тогда это полигамия, или полигамное супружество. Бывали случаи, когда браком называли союз одной женщины с несколькими мужчинами (как в Южной Индии, например, где на нескольких братьев иногда одна невеста). Такой вариант расклада называется полиандрия (многомужество). Что касается полиандрии, или многомужества, то распространенность этой формы брака крайне незначительна. Она существует у некоторых народов Индии и Тибета, преимущественно в виде т.н. фратернальной полиандрии, т.е. брака одной женщины с несколькими братьями. При нефратернальной форме полиандрии несколько родственно не связанных между собой мужчин вступают в брак с женщиной, которая обладает высоким социальным статусом. При этом мужчины разделяют между собой экономические обязательства и право сексуального доступа к женщине. При фратернальной форме полиандрии несколько братьев образуют общее домохозяйство с одной женщиной. Такая форма полиандрии обычно связана с дисбалансом полов, возникающим в результате практики убийства новорожденных девочек, например.
Порой брак намеренно воспринимают как временное явление. В современном Иране, например, молодые пары могут попросить у муллы специальное разрешение на брак – сигхех, некий «пропуск», соединяющий пару на один день или больший промежуток времени. Этот «пропуск» позволяет мужчине и женщине находиться спокойно рядом на публике. Сигхех может длиться от нескольких дней до 99 лет.
В Китае определение брака некогда включало священный союз живой женщины и покойника. Это называлось «брак с призраком». Молодая девушка из уважаемого рода могла выйти замуж за покойника из хорошей семьи, чтобы скрепить два клана родственными узами. Или по причине того, что незамужняя женщина – позор семьи. А так, вроде и замужем.
Нужно еще учитывать, что даже когда брак стал союзом живого мужчины и всего одной вполне себе живой женщины, он все равно не всегда служил тем целям, которые подразумеваются сейчас. На заре западной цивилизации мужчины и женщины вступали в брак, как правило, в целях обеспечения физической безопасности. Семья была основной функционирующей ячейкой общества. Она генерировала всё основное жизнеобеспечение – не просто общение и досуг, но жилье, образование, религиозное воспитание, медицинский уход и оборону. Одинокий человек всегда был мишенью для опасностей, которыми колыбели цивилизации были полны. А вот семья (причем чем больше, тем лучше), создавала возможность обезопасить себя. Поэтому и в браке, чем больше родственников у супругов будет, тем лучше. Семья действует как единое целое.
Большие семьи разрослись и превратились в племена; племена в царства, царства в династии, которые стали непрерывно воевать друг с другом. Старый завет представляет из себя некий генеалогический калейдоскоп, где понятие семьи является центровым, а чужаков презирают. В Ветхом завете имеется много примеров многоженства - у патриархов было по несколько жен или, наряду с женой, допускались наложницы. Двух жен имел Моисей. У еврейских царей, в соответствии с обычаями восточных монархов, существовали большие гаремы.
Новый завет – обесценивает в какой то степени клановость. Клановая идея «избранного народа против всего мира» Иисус (холостяк, в отличие от великих героев патриархов Старого Завета) учит, что все мы избранные, все братья и сестры, объединенные родом человеческим. В раннем христианстве термин «христова невеста» использовался для описания связи между душой любого человека и Христом. «Одно время термин «христова невеста» был лишь метафорой, не связанной с человеческим телом. И лишь позднее он стал означать деву, посвятившую свою жизнь Богу».
Отказ от сексуальности и брака представлял собой массовый отход от старозаветного типа мышления. Ведь у Иудеев брак всегда считался самым моральным и почетным общественным явлением (иудейские священники должны были быть женатыми людьми), а в границах брачного союза откровенно предполагался и секс.
Экономические соображения весьма отчетливо прослеживаются в брачной динамике. Например, В средневековье, после того как эпидемия чумы скосила 75 миллионов человек, волна свадебной лихорадки прокатилась по Европе. Беспрецедентные возможности продвижения по социальной лестнице посредством брака (масса богатых вдов и вдовцов остались со своим богатством в полном одиночестве).Иногда в истории признавался брак между двумя мужчинами (в Древнем Риме, где союз двух аристократов мужского пола некогда считался законным).
ДИНАМИКА.
Современная тенденция состоит в том, что распространенность полигамии снижается, на смену ей приходит моногамия. В настоящее время даже в многих мусульманских странах, где религиозная мораль допускает и, более того, поощряет полигинию (многоженство), последняя запрещена законом.
В нынешнем российском законодательстве нет наказания за многожёнство. Лишь в Семейном кодексе есть статья 14 «Обстоятельства, препятствующие заключению брака», в которой говорится о том, что в брак не может вступить лицо, которое уже состоит в другом зарегистрированном браке. А статья 27 признаёт брак недействительным, если имеются обстоятельства, описанные в статье 14.В Чечне впервые на территории бывшего СССР было узаконено и фиксировалось в паспортах, во всех формах учёта и статотчётности, в т.ч. жилищных и избирательных.
В июле 1999 года в Ингушетии указом Президента Аушева было официально разрешено многожёнство и ЗАГСам было приказано регистрировать подобные браки. Однако, почти сразу действие этого указа было формально приостановлено указом президента России Ельцина. Через год указ Аушева и практика были отменены верховным судом самой Ингушетии, как противоречащие российскому Семейному кодексу.
После силовой реинтеграции Чечни-Ичкерии и отмены норм Ингушетии ЗАГСами этих республик все полигиничные браки были аннулированы, а в новых паспортах бывших официальных многожёнцев согласно их желанию либо были убраны записи о всех жёнах, либо оставлена запись об одной жене.
Рамзан Кадыров (президент Чечни) последовательно выступает с призывами легализовать многожёнство. Неоднократные предложения узаконить многожёнство поступали от депутатов и религиозных лидеров Татарстана, Башкортостана, Дагестана и других северо-кавказских республик. Ни в одном из регионов предложения политиков так и не были одобрены. Но, несмотря на это, в некоторых мусульманских семьях мужчины всё же имеют сразу нескольких жён, хотя подобные браки не являются официальными. Жириновский с 1993 года и некоторые другие российские политики предлагают узаконить многожёнство на всей территории страны, в т.ч. для немусульманского населения, как средство решения демографического кризиса.
В настоящее время все большее распространение получает т.н. серийная моногамия (некоторые авторы говорят о последовательной моногамии), т.е. повторные, главным образом послеразводные браки мужчин и женщин. Это явление достигло таких масштабов, что многие исследователи, а еще больше журналисты и политики, перестали считать брак пожизненным союзом мужчины и женщины (у них существует идиосинкразия на само слово пожизненный), рассматривая его как временный альянс, который может быть расторгнут в любое время по желанию любого из супругов. И серийная моногамия сама по себе, и примирительное отношение к ней как к нормативному явлению отражают нарастание институционального кризиса семьи, последствия которого столь угрожающе проявляются в современной динамике демографических процессов.
Заключение брака является результатом, финальной стадией брачного отбора. Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности (пространства) возможных, потенциальных брачных партнеров(которую иногда называют брачным кругом) так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный, партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».
Брачный круг - совокупность возможных брачных партнеров.
Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных брачных партнеров, так и степень свободы индивидуального выбора.
В первом отношении, т. е. в том, как определяется пространство возможных брачных партнеров, все культуры различаются по тому, допускаются или нет в них повторные браки.
Если повторные браки не допускаются, как это имеет место в культурах традиционной, жесткой моногамии, если, иначе говоря, человек, состоящий или состоявший в браке и выбывший из него, не может в силу действия социокультурных, моральных и правовых запретов вновь вступить в брак или хотя бы рассчитывать на это, то пространство возможных брачных партнеров образуют только те индивиды, которые не состоят в браке или даже (в более сильном варианте, существующем в некоторых культурах) никогда в нем не состояли. Человек вступает в это пространство по достижении установленной обычаем или законом зрелости и покидает его, вступив в брак.
Если же повторные браки допускаются, если допускается, иными словами, серийная моногамия, то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и состоящих в браке.
Правилом здесь является то, что человек, мужчина или женщина, постоянно доступен для брака, независимо от того, состоит он в браке или нет. Как пишет американский социолог Б. Фарбер, «каждый человек, по крайней мере, теоретически, всегда является потенциальным супругом для всех других лиц противоположного пола. Здесь важно то, что состояние в браке ничуть не ограничивает человека в том смысле, что он продолжает оставаться возможным супругом в позднейших браках».
Но в любом случае человек, как уже сказано, становится возможным брачным партнером для других людей только по достижении установленного законом или обычаем брачного возраста.
Брачный возраст в Российской Федерации, установленный законом, - 18 лет для мужчин и для женщин. Органы местного самоуправления при наличии уважительных причин вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак тем, кто достиг возраста 16 лет. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены порядок и условия, при которых вступление в брак может быть разрешено, в виде исключения, до 16 лет.
Брачный возраст - минимальный брачный возраст, начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира Б. в. устанавливается законодательно с учетом возраста половой зрелости, психологической и социальной зрелости вступающих в брак, а также традиций, обычаев и др. условий данной страны.
В нашем обществе, т. е. в обществе европейского, западного типа, историческая тенденция состоит в переходе от строгой моногамии, когда вступление в повторный брак даже в случае овдовения было затруднено (особенно для женщин) к моногамии серийной, когда повторные браки становятся обычным делом.
Например, в России с 1980 г. по 1996 г. доля вступивших в повторный брак увеличилась для мужчин с 18,9 до 28,4%, а для женщин - с 17,9 до 27,8%, затем, правда, несколько снизившись, соответственно до 28,0 и 26,9% в 1998 г. При этом подавляющее большинство повторных браков было заключено после развода (более 80% всех повторных браков как для мужчин, так и для женщин). В крупнейших городах доля вступающих в повторный брак еще выше: например, в Москве в 1991 г. брак был повторным для 36,4% мужчин и для 32,1% женщин, причем на долю послеразводных приходилось 90% повторных браков мужчин и 88% повторных браков женщин.
Аналогичные данные можно привести и по США. В этой стране в середине 1980-х гг. около 46% всех заключаемых браков были повторными по крайней мере для одного партнера.
Средний возраст вступления в брак в России: по 2010 у жениха в диапазоне 25-34, у невест 18-24;
В 1990, и у женихов и у невест с одинаковым отрывом от других возрастов в диапазоне 18-24. С 2004 начался перевес категории женихов 25-34 над 18-24. У невест строго проглядывается динамика увеличения доли 25-34, но пока еще превышает до 24.