Публичные выступления в ходе выборов
Наиболее распространенным методом политической агитации с древнейших времен является публичное выступление. Умение хорошо и образно говорить, увлекать слушателя, - это один из основных ресурсов политика, неотъемлемая составляющая его имиджа. Именно через личное общение, через умение говорить и слушать, убеждать и вдохновлять собеседника начинается карьера политика, формируется команда единомышленников, которая в дальнейшем сможет привести кандидата к победе в избирательной кампании.
Очные публичные дебаты кандидатов, их выступления «вживую» перед избирателями сейчас уже не составляют основу избирательных кампаний высокого уровня. Развитие средств массовой коммуникации, доступность множительной техники, позволяют, в принципе, обойтись в избирательной кампании вообще без кандидата или свести его функцию к роли статиста. Современные технические средства дают возможность изменять внешность и голос кандидата в соответствии с требованиями имиджа, тщательно редактировать его речь при записи на телевидении, радио, вкладывать в его выступления заимствованные мысли и обороты.
Однако при любом развитии технических средств тот кандидат, который любит и умеет выступать перед публикой, имеет преимущества перед соперниками.
Можно сформулировать основные принципы и рекомендации по подготовке публичного выступления.
На успех речи влияет несколько факторов:
1. Соответствие формы выступления - цели речи и ожиданиямаудитории.
2. Структура речи.
3. Содержание речи.
4. Воспроизведение речи (техника речи).
5. Предварительная «настройка» слушателей и их психологическоесостояние (враждебное или благожелательное, возбужденноеили пассивное, заинтересованное или безразличное и т. д.).
6. Характеристики помещения, в котором выступает оратор.
7. Умение оратора отвечать на вопросы и т д Рассмотрим эти блоки более подробно.
1. Соответствие формы выступления - цели речи и ожиданиямаудитории. На этом этапе стоит главная задача - прежде всего,точно определить цель планируемого выступления Чего хочетдостичь в своем выступлении оратор, зачем он встречается с аудиторией? Совершенно разные выступления должны быть в началекампании, когда избиратели лишь знакомятся с кандидатом, всередине, когда идет разговор о правильности принципов и программ, и в конце кампании, когда основной целью являетсямобилизация сторонников на голосование. Соответственно, некаждая форма устного выступления может быть успешной для техили иных целей. Например, для знакомства с кандидатом не совсемподходит выступление на митингах, гораздо более удобно для этихцелей использовать встречи с небольшими группами избирателей впомещении. Более того, неправильный выбор формы встречи можетполностью провалить мероприятие.
2. Содержание речи. Большинство неопытных ораторов считает,что главное в успехе выступления - это содержание речи. Поэтому вотведенное время они стараются «упаковать» как можно большеинформации, показать слушателям свою компетентность.
На самом деле успех предвыборного публичного выступления лишь на 10-15% зависит от содержания речи. При этом слишком большой объем информации чаще всего негативно влияет на успех выступления. Информационно насыщенная речь допустима только в профессиональной аудитории.
Чтобы новая информация была воспринята (услышана, понята, включена в структуру опыта и знаний) человеком, она должна быть частично знакомой и «упакованной» в знакомые, привычные формы.
Считается, что в устной речи, чтобы быть правильно понятым, необходимо озвучивать не более 15-20% новой информации. Остальное должно быть хорошо знакомым, чтобы слушатели могли адаптироваться к новым данным, встроить их в привычную систему ценностей.
3. Структура речи Одним из наиболее важных моментов дляуспеха публичного выступления является его структура, то естьпоследовательность и количество озвучиваемой информации.Простая и жесткая структура облегчает понимание устной речислушателями, дает возможность оратору донести свои мысли до
аудитории с наименьшими потерями. Предпочтительно всю информацию оформлять в обособленные смысловые блоки-модули, внутри которых вся информация взаимосвязана и близка по смыслу, что облегчает понимание речи.
Несмотря на все разнообразие приемов построения речи, существует несколько стандартных элементов, которые необходимо учитывать для того, чтобы речь достигла своей цели. Так, перед смысловой частью речи предлагается презентовать ее содержание, изложить ее краткий план. После изложения каждого проблемного модуля необходимо еще раз повторить все основные проблемы, которые в своей речи затронул оратор. Такое троекратное повторение основных пунктов выступления наиболее эффективно.
Структура речи должна обязательно включать такие крупные части как: вступление, изложение основного содержания, заключение, причем каждый из перечисленных блоков, в свою очередь, имеет сложную структуру. Каждой части свойственны свои особенности.
Цель вступления - привлечь внимание аудитории, пробудить интерес, установить эмоциональный контакт со слушателями, расположить к себе. Здесь важны самые первые слова. Кандидату не следует начинать с общепринятых выражений и извинений. Лучше задать вопрос, интересный для слушателей, поставить проблему, или начать с какой-нибудь цитаты, жизненного примера, шутки, афоризма. Можно попросить у аудитории совет. Вступление должно быть кратким, не более одного-двух предложений.
Обычно во вступлении выделяются такие элементы, как: привлечение внимания, создание благоприятного впечатления, фиксация внимания слушателей на смысле выступления, презентация основного содержания речи.
В содержании выступления должны быть заложены те мысли и идеи, которые необходимо донести до аудитории. Здесь главная роль отводится аргументации, логичности, подкреплению высказываний фактами, примерами, доказательствами.
Главными элементами этой части речи являются: постановка проблем (изложение существа проблемы, то есть известных фактов), образ идеального будущего (какой должна быть ситуация, если проблема будет решена), предлагаемые оратором пути и механизмы решения проблемы (что оратор предлагает сделать).
Очень важно заключение речи, так как от этого зачастую зависит общее впечатление от всего услышанного. Последние слова обычно
дольше звучат в памяти слушателей. Основными элементами заключения являются: резюме (логические выводы, вытекающие из смысла речи), призыв к действию (обращение к слушателям, объясняющее цель выступления оратора), мемориальная информация (дополнительное воздействие на публику, чтобы она лучше запомнила оратора и его цель).
Можно заканчивать выступление какой-нибудь цитатой, поэтической строкой, призывом к действию. Считается уже традиционным, выходя из любого контакта с аудиторией, поблагодарить за общение, улыбнуться, чтобы оставить о себе приятное впечатление.
Можно предложить стандартную структуру речи, облегчающую ее восприятие слушателями.
Таблица 33 Структура публичной речи
Вступление | 1. Привлечение внимания 2. Установление контакта с аудиторией 3. Фиксация внимания 4. Анонс выступления |
Изложение основного содержания | 5. Первый проблемный модуль 5.1. Описание существующего положения 5.2. Описание того, каким это положение должно быть 5.3. Предлагаемый метод решения 6. Переход к следующему проблемному модулю 7. Проблемный модуль |
Заключение | 8. Логическое обобщение 9. Выводы. Краткий обзор сказанного 10. Призыв к действию 11. Эмоционально-мемориальная информация |
Вступление1. Привлечение внимания
2. Установление контакта с аудиторией
3. Фиксация внимания
4. Анонс выступления
Изложение5. Первый проблемный модуль
основного5.1. Описание существующего положения
содержания5.2. Описание того, каким это положение
должно быть 5.3. Предлагаемый метод решения
6. Переход к следующему проблемному
модулю
7. Проблемный модуль
Заключение8. Логическое обобщение
9. Выводы. Краткий обзор сказанного
10.Призыв к действию
11.Эмоционально-мемориальнаяинформация
Рассмотрим эти элементы более подробно:
а) Привлечение внимания. В начале выступления необходимо привлечь внимание слушателей. Считается, что если выступающий не смог привлечь внимание слушателей в течение первых 30 секунд, то он совершил самоубийство.
Особенно трудно начинать выступление, когда аудитория устала. Нельзя начинать выступление в неподготовленной аудитории.
В этой ситуации можно сделать что-нибудь неожиданное и простое, например, обратить внимание слушателей на факты, эмоционально знакомые большей части присутствующих, и сделать неожиданный вывод. Так, один из кандидатов, приехав в сельский клуб и чувствуя отчужденность аудитории, начал речь с такого заявления: «Все вы видели огромную грязную лужу перед входом в клуб, - на этом месте он сделал длительную паузу, давая возможность людям мысленно представить себе эту грязную холодную лужу. - Вот так и наша жизнь!» - неожиданно закончил оратор. В зале наступила тишина. Люди пытались понять, какое отношение имеет лужа к теме выступления. Через мгновение оратор уже начал свою подготовленную речь. В этом эпизоде кандидат воспользовался известным психологическим приемом «якорения» аудитории, основанном на том факте, что если люди начинают выполнять какие-либо действия, в том числе и мыслительные, по вашей команде, даже неявной, то они уже находятся под вашим управлением. После такого «якорения» общение с людьми резко облегчается.
б) Создание благоприятного впечатления. Создание благоприятного впечатления совершенно необходимо. Даже самая лучшая и понятная речь не достигнет нужного эффекта, не произведет впечатления на негативно настроенную аудиторию. Человек с негативной установкой будет видеть в речи оратора только недостатки, человек с позитивным настроем - только положительные стороны. Наличие большого числа людей с позитивным настроем создает общую благоприятную обстановку в аудитории.
Умение убеждать - это во многом вопрос харизмы, веры. Если люди верят человеку, то уровень критичности понижается, а поддержка растет. Только завоевав внимание и благожелательность аудитории, есть смысл переходить к изложению фактов, то есть программы кандидата.
Одним из самых надежных способов создания благоприятного впечатления является улыбка. Улыбка говорит людям в зале, что они нравятся оратору. А значит, по законам эмпатии, вызывает ответную реакцию - оратор тоже начинает нравиться аудитории.
Для создания благоприятного впечатления оратор должен попытаться за несколько секунд решить одну из задач агитационной кампании - показать людям, что он такой же, как и они. Достигается это как вербальными, так и невербальными средствами.
Приведем еще один пример из практики. После представления кандидат оглянулся с недоумением на сцену и спросил: «А где занавес? Помню, когда-то здесь был красивый. Украли? Да, все крадут. Совсем совесть люди потеряли. Коррупция везде». После чего сразу же перешел к первой поднимаемой проблеме - коррупции в органах власти. Своим вступлением оратор добился двойной цели: завоевал расположение аудитории, показав, что он тоже «почти местный», и зафиксировал внимание на одном из вопросов предвыборной программы.
в) Фиксация внимания. Данный -элемент предполагает, преждевсего, концентрацию внимания аудитории не только на личностиоратора, но и на содержательных и идеологических аспектах речи.Для этого перед изложением основного содержания краткопрезентуют саму речь.
Презентация речи включает перечень и краткую характеристику основных проблем, о которых в дальнейшем будет идти разговор. Необходимо установить эмоциональный контакт с залом, приблизить проблемы, о которых собирается говорить выступающий, к аудитории, обеспечить переход к основному содержанию речи.
г) Постановка проблем. Постановка проблем и предложения поих решению составляют основу содержания речи. Данный элементречи предполагает описание существующей ситуации по какому-либо вопросу, и указание на факты и причины, почему даннаяситуация не может рассматриваться как нормальная. Указываютсянедостатки и опасности существующего положения. Обычно нерекомендуется в одном выступлении затрагивать более трехпроблем. Эффект такого выступления резко уменьшается.
д) Образ идеального будущего. Для того, чтобы показать своицели, оратор обычно прибегает к описанию желаемого положения.Описывая идеальную ситуацию, он использует приемы «присоединения» и «противопоставления». Он противопоставляет существующую и проектируемую ситуацию, говорит: «Вот таково положениесейчас, а вот таким оно должно быть!» В то же время правильныйвыбор самой проблемы позволяет «присоединяться» к аудитории,используя одинаковые с ней ценности: безопасности, здоровья,работы, благосостояния и т. д.
е) Пути решения проблем. Здесь приводится набор возможныхдействий по исправлению положения и решению поднятых проблем.Именно здесь предлагаются конкретные решения и механизмы,которые позволят исправить ситуацию.
ж Резюме и выводы. Основное предназначение данного элемента - подвести итоги сказанного в основной части речи и еще раз напомнить аудитории об основных позициях выступающего.
з) Призыв к действию. Этот элемент подводит избирателя к выводу о том, что он лично должен прийти на выборы и проголосовать за выступающего кандидата. Именно здесь наиболее уместны лозунги, призывы эмоционально «заводящие» аудиторию и поэтому повышающие длительность и эффект воздействия речи.
и) Мемориальная информация Такая информация направлена на лучшее запоминание и подкрепление послания кандидата. Например, один из кандидатов закончил свою речь призывом: «Так не забудьте, сначала на избирательный участок - проголосуйте за честного и компетентного человека, а потом уже на дачу, на огород!».
Для того, чтобы основные проблемы и ключевые места речи были восприняты и усвоены избирателями, их следует повторить несколько раз.
4. Воспроизведение речи.
В данном блоке можно выделить несколько составляющих:
4.1. Ролевая позиция оратора, его имидж, статус, известность,
харизма.
4.2. Техника речи.
4.3. Невербальные средства воздействия на аудиторию: рассто-
яние от слушателей, поза, жесты, мимика, внешний вид, зрительный контакт.
4.4. Психологическое состояние оратора, его уверенность, уро-
вень готовности к выступлению.
4.5. Психологическая готовность аудитории к восприятию речи.
Рассмотрим эти элементы более подробно.
4.1. Ролевая позиция оратора, его имидж, статус, известность, харизма, //еобходимо согласовывать свое выступление с какой-либо политической и идеологической позицией, психологической ролью, распространенной в общественном сознании. В этом случае эффект присоединения будет более эффективным.
Можно выделить несколько модальностей, влияющих на успех выступления: идеологическую, политическую, волевую, ролевую.
Идеологическая позиция показывает близость оратора к аудитории по основным жизненным ценностям, поэтому необходимо в речи и всем своим внешним видом подчеркивать это единство. Кандидат должен достаточно четко подчеркивать, «за» или
«против» кого он выступает. Для того, чтобы попасть в резонанс с аудиторией, знать, кто является слушателями, чтобы заранее скорректировать выступление.
Большое значение для успеха выступления имеет ролевая позиция выступающего. «Учитель», «Проситель», «Проповедник», «Мученик», «Герой», «Антигерой», «Такой оке, как все» - эти стандартные ролевые позиции мохут быть эффективными в различных ситуациях. При этом ролевая позиция, образ не должны создаваться для каждого выступления заново - они должны сохранять преемственность, опираться на предыдущую деятельность и биографию оратора.
Очень большое значение имеет волевая позиция оратора. Оратор должен в процессе выступления решить главную проблему -добиться того, чтобы избиратели поверили, что именно он способен преодолеть трудности и решить проблему.
4.2. Техника речи Еще одна важная составляющая удачной речи -это ее воспроизведение. Умеет кандидат публично выступать или не умеет, но если он стремится стать реальным политиком, то ему придется это делать постоянно. Успех публичного выступления в период кратковременной избирательной кампании зависит не столько от умения импровизировать, сколько от тщательной подготовки текста речи и ее озвучивания. Все эти навыки раскрываются в технике речи. К технике речи обычно относят:
а) Вербальные и фонетические средства воздействия на аудиторию: четкость мысли, понятность и однозначность слов и терминов, связь речи с предыдущим опытом и насущными проблемами слушателей, тембр и громкость голоса, ритм речи, паузы, насыщенность эмоциональными элементами и т. д.
Темп речи, длина и сложность входящих в нее предложений, паузы, междометия, логические ударения существенным образом влияют на понимание речи оратора. Данные психологических исследований говорят о том, что большинство слушателей не улавливает смысла фразы, если она содержит более четырнадцати слов. Кроме того, если фраза длится без пауз более пяти с половиной секунд, нить понимания обрывается. Для достижения понимания необходимо активно пользоваться паузами, которые разбивают речь на логические блоки, акцентируют внимание аудитории на наиболее важных моментах выступления. Говорить медленно, короткими и простыми предложениями - это универсальная рекомендация оратору, который хочет, чтобы его услышали и поняли.
Выступает кандидат перед живой аудиторией или на телевидении или радио, его речь строится в соответствии с несколькими основными принципами, которых нужно придерживаться:
• выбрать три-четыре основных вопроса, на которые необходимо обратить внимание слушателей, делать ударениена этих вопросах, постоянно к ним возвращаться;
• помнить о тех, кто составляет аудиторию и для когопредназначена речь, использовать аргументы, которыекажутся убедительными аудитории, а не кандидату;
• использовать яркие примеры для иллюстрации посылок ивыводов. Надо говорить о людях, а не о концепциях;
• быть легко цитируемым, знать заранее, какие фрагментывыступления должны появиться на экране или в газетах.
4.3. Невербальное поведение оратора. Речевое сообщение состоит не только из вербального компонента (собственно речи). Не менее важен и невербальный компонент: мимика, пантомимика (поза, жесты), зрительный контакт, темп, интонация речи, а также пространственное расположение выступающего.
Не следует забывать и о вредных жестах: почесываниях, подергиваниях, тереблении пуговиц и т. д.
Невербальное поведение человека включает свыше семисот тысяч различных движений, так или иначе воспринимаемых людьми в процессе общения. Это даже больше, чем слов в каком-либо языке. Наиболее информативной в ситуациях непосредственного общения или перед телекамерой является мимика, при выступлении перед большой аудиторией в основном заметна жестикуляция человека.
Движения тела - еще одна необходимая составляющая хорошего выступления. Сложность состоит в том, что высокий уровень внутренней активности ораторов находится в противоречии с требованиями статичности и ограниченности движений, которое накладывает выступление. Именно поэтому можно видеть у ораторов вместо лица - неподвижную маску, на которой живыми остаются только губы или глаза, неконтролируемые гримасы.
Известно, что начинающих ораторов часто смущает то, что они не могут найти положение для рук. Один из возможных советов -взять что-либо в руки, например, футляр для очков, авторучку, или тезисы выступления. Не надо бояться время от времени засовывать руку в карман пиджака или брюк, отвлекаться от выступления, чтобы налить стакан воды и т. д. Главное, чтобы оратор чувствовал себя комфортно, «красивость» поведения придет позже. Не надо стесняться жестикулировать.
Если оратор находится достаточно далеко от слушателей, например, на трибуне митинга или сцене клуба, то жесты - это именно то, что придает выступлению динамичность, энергичность Одновременно следует бороться с движениями и жестами, не связанными с выступлениями и выдающими нервозность оратора, -ненужного раскачивания, почесываний.
Чувство непосредственного контакта между аудиторией и оратором во многом поддерживается взглядом. Для этого необходимо в процессе выступления поддерживать визуальный контакт со слушателями, находящимися в разных секторах зала. Каждый слушатель должен ощущать себя вовлеченным в общение. Считается, что если оратор смотрит на несколько рядов ближе середины зала, то большая часть аудитории полагает, что докладчик смотрит на него. Дополнительным средством служит движение головы и сопровождающие жесты, показывающие, что оратор обращается к различным частям аудитории. Такие обращения можно сопровождать и голосом, например: «Я вижу, вы со мной согласны ..», жестом руки, направленной в сторону обращения. Надо выбрать пять-шесть секторов, с которыми попеременно общаться таким образом. При этом у аудитории возникает иллюзия, что докладчик одновременно общается со всеми.
4.4. Психологическое состояние оратора. Страх публичного выступления давит на многих кандидатов. Некоторые люди полностью теряются- бледнеют, голос их прерывается, а главное -путаются мысли. В результате выступление оставляет тягостное впечатление, оратор вызывает жалость, но никак не желание за него голосовать Такое состояние может быть вызвано рядом причин личными психологическими особенностями выступающего, неподготовленностью выступления, приданием выступлению слишком высокой значимости, боязнью дискредитировать себя как признанного руководителя, неумением одновременно думать и говорить, преувеличением своей личной ответственности и значимости, недостатками техники речи, воспоминание о прошлом провале, погружение в собственные переживания и т. д
Наиболее эффективными способами снятия такого волнения является предварительная психологическая и содержательная подготовка оратора.
Подготовка выступающего включает в себя подготовку текста, адаптацию содержания и форм изложения к особенностям аудитории, подготовку ответов на возможные вопросы, отработку вступления и заключения, психологическую подготовку выступающего.
4.5. Психологическая готовность аудитории к восприятию речи.
Для того, чтобы добиться благоприятного восприятия выступления, существует множество способов. Один из них - тщательный отбор аудитории, в которой предполагается выступать кандидату. Обычно нет нужды выступать во всех предлагаемых аудиториях. Выступать надо только в том случае, если есть твердая уверенность, что можно намного увеличить свою поддержку, если соберется много избирателей и есть надежда повлиять на них в благоприятном направлении.
Другой прием - это подготовка аудитории. Для этого туда направляется группа заранее проинструктированных сторонников, которые заблаговременно начинают готовить пришедших на встречу людей, рассказывая, насколько хорош именно этот кандидат. Во время самого выступления они первые начинают аплодировать, всячески поддерживать оратора. Этот прием действует не только в политике. Психологи считают, что нахождение в зале 8-10% активных сторонников может «завести» всю аудиторию и обеспечить успех выступающему.
Наиболее часто применяются следующие методы формирования «общности» кандидата и аудитории в публичном выступлении:
• апелляция к возрастному (поколенческому) единствуаудитории и кандидата;
• апелляция к половому единству (характерно для кандидатов-женщин);
• апелляция к территориальному единству (характерно длякандидатов, выдвигающихся в регионах с низкой нормоймиграции);
• апелляция к профессиональному единству (характернодля кандидатов, выдвигающихся в монокультурныхрегионах);
• создание эффекта «осажденной крепости» («мы - жертвы»).
Как только аудитория осознает свое единство, необходимо начинать формирование образа врага - «они». «Они» должны во всем противостоять аудитории - «мы». Далее возможно персонифицировать понятие «они» и предложить методы борьбы (концепцию борьбы) с этим «злом».
При этом самое страшное для оратора - противопоставить себя аудитории. Все контрпропагандистские приемы могут строиться только на противопоставлении слушателей и кандидата-соперника.
1. Умение отвечать на вопросы. Современные политические выступления достаточно коротки. Обычно ораторам предоставляют не более 10-15 минут на выступление. Большая часть времени отводится на вопросы. Именно на вопросах часто «срезаются» даже опытные ораторы.
Существует ряд рекомендаций, полезных в любой ситуации:
• готовить заранее ответы на возможные вопросы;
• по возможности, принимать вопросы в письменном виде;
• перед ответом на вопросы их обязательно рассортировать потематике. Отвечать на все вопросы по данной теме один раз;
• иметь в кармане записку с вопросом, на который ораторобязательно хочет ответить;
• если вопросы задаются из зала, то их нужно обязательноповторить. Желательно попросить задающего назватьсвое имя и, отвечая на вопрос, обращаться к задавшемуего по имени;
• не отвечать на конкретные вопросы, касающиеся одногочеловека. Попросить его подойти к вам после выступления;
• не обязательно отвечать на все вопросы. Ответить толькона самые важные. Остальных задавших попроситьподойти лично, или пообещать им ответить письменно;
• если оратор не знает ответа на вопрос, то надо или неотвечать на него вообще, или честно признаться, чтоправильного ответа на него он не знает.
Нельзя вступать в перепалку с залом. Если спрашивающий недоволен, то надо сказать ему, что, очевидно, вы по-разному смотрите на эту проблему.
Многие из кандидатов затрудняются отвечать на вопросы, поэтому предлагаем набор простых правил, пользуясь которыми можно «уйти» от каверзных оппонентов в дискуссии:
• нельзя говорить, что вы все знаете и можете решить всепроблемы;
• лучше пообещать смягчение остроты проблемы, чем еерешение;
• надо чаще практиковать условные ответы, типа: «Если...,то...»;
• нельзя вступать в перепалку с залом;
• нельзя употреблять «избитые» лозунги и выражения,блатные слова;
• можно употребить такой способ «ухода» от вопроса: «Вашвопрос мне очень интересен, но я хочу сказать о другом...»;
• нельзя высказывать свои идеи так, чтобы оппонент мог ихобыграть;
• если в ходе полемики возникают вопросы, от которыхнельзя «уйти», но на которые отвечать необходимо, то можно:
а) согласиться, что это важная тема, и связать этот вопрос стемой предвыборной кампании;
б) согласиться с тем, что тема очень важна, и предложитьпоговорить об этом позже в индивидуальном порядке.
Главное - не надо пытаться выдумать ответ! В ходе полемики возможны обвинения, которые могут носить личный или общественно-политический характер. Если обвинение носит личный характер, то лучший вариант ответа атакующий, типа: «Сколько можно личную жизнь вытаскивать на общественный суд?» (апелляция к залу, попытка изоляции источника информации).
Если же кандидата обвиняют в общественно-политических «грехах», то ему лучше занять позицию типа: «Я сделал это, но это не то, что Вам кажется», или «Я сделал это, но все в те годы так делали», или «Я сделал это, но меня дезинформировали».
При ответе на смешанные обвинения лучший вариант - отрицание поступка. В случае, если оппоненту удастся доказать проступок, то желательно объяснить ему, что вопрос неверно понят, затянуть дискуссию, уйти от ответа.
Кандидату следует проинструктировать свою команду так, чтобы блокировать оппонентов в случае, если оратору будут заданы каверзные вопросы. Они должны активно реагировать на «неприятные» вопросы, задаваемые оратору, стараться репликами с места втянуть в перепалку, в дискуссию своих противников, с тем, чтобы сбить «атаку» на оратора.
В ходе публичных дебатов с несколькими оппонентами кандидату желательно определить своего основного оппонента и создать у избирателя представление о противнике как о лице, нарушающем основные этические правила: честность, скромность, доброжелательность, предупредительность. Для достижения этой цели надо:
• выяснить все о личности оппонента, его пристрастиях,творческой или трудовой биографии, семейном положении,особенностях политических взглядов;
• тщательно проанализировать социологические опросы,упоминающие оппонента, его выступления по ТВ, в прессе,а также листовки его группы поддержки.
Главным методом борьбы с оппонентом является метод доведения до абсурда его основных идей. Любого «экологиста» можно представить «антииндустриалистом», демократа - экстремистом, патриота - шовинистом, управленца - бюрократом и т. д. Главное -в публичных выступлениях кандидат не должен допускать выпадов личного характера против оппонента.