Расселение славян и нашествие аваров
Славяне впервые упоминаются в памятниках письменности, если не считать спорных и полулегендарных сообщений, в самом начале нашей эры (I-II вв.). Древние авторы называют их склавенами (склавинами), антами и венедами. Под именем венедов, расселенных между Карпатскими горами и Балтийским морем, они были известны римским историкам Плинию Старшему и Тациту, а также древнегреческому географу Птоломею Клавдию. По их свидетельствам, славяне — великий народ, многочисленный и воинственный. Название венеды было дано, видимо, германцами и применялось в основном по отношению к ближайшим их соседям - западным славянам. Для некоторых славянских народов в немецком языке и поныне сохраняется название венды (винды). Антами, скорее всего, именовали восточных славян; после VI в. этот этноним не используется.
Славяне в VI-VII вв. расчленились на три большие группы племен. Венедская племенная группировка в дальнейшем положила начало образованию западнославянских народностей с их языками. Из балканской группы словенских и частично антских племен с их племенными диалектами постепенно сложились южнославянские народности. Антский же союз славянских племен составил основу будущей восточнославянской народности.
Прародина славян простиралась от Карпат до районов между Вислой и Днепром. На севере она граничила с территорией, занимаемой балтийскими племенами (литовскими, прусскими и др.), а на юго-востоке, в Нижнем Поднепровье, соседями славян являлись в древности кочевые племена иранской группы (скифы, сарматы, аланы).
Наиболее обстоятельные и полные сведения о славянах относятся к VI-VII вв. н.э., когда они выступили как решающая сила в борьбе с Византийской империей. О славянах рассказывают в своих сочинениях византийские историки Прокопий Кесарийский ("История войн с готами"), Псевдо-Маврикий ("Стратегика"), готский историк Иордан ("История готов") и др. Славяне в этот период занимали в Европе обширную территорию, доходившую на востоке до Днепра, верхней Волги и Оки, а на западе до Лабы (Эльбы). На севере Европы они достигли Балтийского моря, на юге заселили Балканский полуостров.
Древние славяне жили первобытнообщинным строем. Хозяйственной единицей была большая патриархальная семья, более крупными общественными единицами — род и племя. Количество славянских родов и племен все время увеличивалось, что являлось закономерным в эпоху родового общества. Племя, как и род, по мере роста своего населения и территориального расхождения дробилось на части, из которых в дальнейшем формировались новые племена.
Главным занятием славян являлось земледелие, но они занимались также охотой, рыболовством, бортничеством (сбором меда диких пчел). Им было известно несколько видов домашнего скота: лошади, коровы, свиньи, овцы и козы.
С V в. началось движение отдельных славянских групп на запад, на земли за Вислой. Другой их поток направился в низовья Дуная. В 517 г. славяне пересекли границы Византии. Император Юстиниан смог лишь на короткое время сдержать их экспансию; в 536 г. они уже вышли к побережью Адриатического моря.
Новой силой, вклинившейся между Франкским королевством и Византией, был кочевой племенной союз аваров — выходцев из Средней Азии. Около 558 г. в Приазовье образовалась их держава -Аварский каганат, поначалу установивший союзнические отношения с Византией. Отсюда по следам гуннов авары проникли в Карпатскую область, покорив местное славянское население. В 562 г. авары впервые напали на государство франков, в 567 г. разгромили в союзе с лангобардами королевство гепидов, после чего также и лангобарды оставили под их натиском Паннонию. В это же время авары начали нападать на Византию, которая была вынуждена согласиться на уплату им выкупа в золоте.
В период нашествия аваров на подвластных им территориях итерриториях соседних областей продолжалось также перемещение славянских народов. Одни заселили Паннонию, другие - будущие Моравию и Чехию, третьи проникли глубоко на Балканский полуостров, а отсюда — на Пелопоннес и даже в Малую Азию. На Балканах (в Северной Македонии, Фракии, Иллирии) славяне ассимилировали местные племена, жившие здесь уже за тысячу лет до них, тогда как южнее, напротив, сами слились с коренным населением.
В ходе всех этих миграций славяне заняли обширные земли в Восточной Европе. На современной ее карте славянские по происхождению местные наименования обильно представлены примерно до линии Триест — Гамбург.
Ислам и арабский мир
Колыбель новой веры
Ислам возник в VII в. в Аравии. Аравийский п-ов населяли арабские племена, расселившиеся и в некоторых областях Сирии. В центре Аравии раскинулась бескрайняя Аравийская пустыня; люди жили в основном по ее краю и в прибрежных районах. Наиболее развитыми в хозяйственном и культурном отношении были Йемен на юго-западе Аравии и Хиджаз - узкая полоса оазисов, протянувшаяся через Западную Аравию с севера на юг. Особым плодородием отличались земли Йемена, где уже в I тысячелетии до н.э. расцвела Сабейская земледельческая цивилизация. В меньшей степени земледелие было развито в засушливом Хиджазе. Издавна через Йемен и Хиджаз проходил важный торговый путь, связавший Индию и Римскую (а позже Византийскую) империю. Мореходы доставляли из Индии диковинные товары: шелк, специи, предметы роскоши, которые затем йеменские и хиджазские купцы везли посуху в Сирию и Палестину. В аравийских городах торговали не только арабы, но и разноплеменные подданные Рима, персы, абиссинцы.
На краю пустыни жили бедуины - арабские кочевники-скотоводы. Они пасли верблюдов, овец, выращивали отменных лошадей. Особенное значение для бедуинов имели верблюды, которых они использовали как главное средство передвижения. Верблюжье молоко и мясо шли в пишу, а из верблюжьей кожи они шили свои шатры. Однако, отправляясь воевать, бедуины пересаживались на коней. Пастушество не всегда могло прокормить бедуинские племена, и они совершали грабительские набеги на оседлых жителей. Поэтому бесстрашие и стойкость ценились у них больше всего. Римляне и иранцы издавна использовали в войнах друг с другом летучие отряды сирийских арабов. Бедуины прославились образной и чувственной поэзией, на удивление изящной для столь, казалось бы, простого и грубого народа.
Арабы принадлежат к семитским народам. Их язык и обычаи были близки к еврейским. Когда-то предки арабов и евреев жили одним племенем. Согласно преданию, Авраам — родоначальник обоих народов. От той эпохи арабы унаследовали легенды об Адаме, Аврааме, Агари, Исмаиле и многие другие сказания, которые позже вошли в еврейскую Библию. В первые века нашей эры арабы исповедовали местные языческие культы и поклонялись идолам, олицетворявшим природные силы. Эти верования арабов были тесно связаны с другими семитскими религиями, в первую очередь с древнейшим язычеством евреев. Одним из главных языческих центров Аравии была Мекка, знаменитая своим святилищем Каабой, возведенным, как полагали арабы, самим Авраамом. В храме Каабы находился (и находится по сей день) Черный камень, принесенный Адамом из Рая.
В V—VI вв. появились многочисленные проповедники из местных арабов, призывавшие соплеменников отказаться от язычества. Проповедовали в Аравии также и христиане, и иудеи. Много арабов обратилось тогда в христианство и иудаизм, а в Йемене даже возникли христианские и иудейские княжества.