Политическая мысль Древнего мира
Примерно с середины I тыс. до н.э. берет начало активный процесс рационализации политической мысли. Наряду с господствующими мифологическими представлениями о власти начинают формироваться такие системы взглядов, в которых все больше и больше утверждаются научные методы и приемы объяснения политического мира. Важнейшими вопросами политической классики Древнего мира бы-ли вопросы о том, кто и как должен управлять государством, каким должно быть устройство государства. Целый ряд выдающихся умов человечества внесли свой вклад в ォрасшифровкуサ заколдованного в мифах отношения между господством и подчинением, порядком и хаосом, человеком и обществом, обществом и природой. Конфуций и Шан Ян в Китае, Каутильо (трактат Артхашастра1) в Древней Индии, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий в Древней Греции, Цицерон в Риме. Вклад некоторых из них в формирование и развитие политической мысли и политической науки представим в данной теме.
Конфуций (551^79 гг. до н.э.) — китайский мыслитель, известный на родине как Кунцзы, родился в бедной, но имевшей богатую родословную семье. В молодые годы он занимает различные хозяйственные должности, однако скоро основывает частную школу, в которой и разрабатывает свое учение. Беседы и высказывания (Лунь юй) Конфуция были записаны его учениками и являются важнейшим источником, раскрывающим этико-политическое учение древнего конфуцианства. Современные исследователи с полным основанием относят Конфуция к тем первым авторам, которые заметили и попытались теоретически осмыслить интегрирующую и регулирующую роль традиции не только в обществе, но и в отношениях общества и власти. Мудрый правитель, согласно Конфуцию, управляет с помощью ォлиサ. Этот термин в небольших по объему конфуцианских беседах и высказываниях, встречается более 70 раз и имеет многообразные толкования, но суть всех трактовок близка. ォЛиサ — это и традиция, и обряд, и ритуал, и обычай, и история, и древность. ォИз старого выводить новое, а не руководствоваться абстрактным долженствованием, черпать идеалы в состоявшемся прошлом, а не проблематичном будущем, выбирать спокойствие консерватизма, а не раздоры прогрессизма — так можно было бы сформулировать этический пафос патриархальной аксиологии Конфуцияサ2. Благородный муж или правитель, согласно Конфуцию, сам соответствует сложившимся в
обществе этическим канонам и управляет, опираясь на них. Рассуждая о власти, Конфуций не только утверждает необходимость опоры на традицию, но и утверждает традицию как одну из более приемлемых, с его точки зрения, альтернатив для устройства власти. Доказывая, что ォпуть Артхашастра, или ォНаука о государственном устройствеサ является настоящей энциклопедией и выдающимся памятником философской, политической, юридической и хозяйственной жизни Индии. Этот ценнейший трактат приписывается мудрому брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья). Однако современные исследователи считают, что текст Артхашастры оформлялся на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры и первыми веками нашей эры.
Древних правителей был прекрасен потому, что свои большие и малыедела они совершали в соответствии с ритуаломサ, Конфуций оценивает и отвергает другую альтернативу правления: ォЕсли руководить народом
посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться.... Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала,
народ будет знать стыд, и он исправитсяサ1. В данном случае Конфуций дискутирует с древнекитайскими легистами (фацзя), идеал правления у которых был связан с управлением на основе строгих законов, системыпоощрений и наказаний.2
Появление разных образов власти так или иначе приводило в движение механизм взаимодействия власти и образов власти. Власть сама могла или была вынуждена в той или иной мере склоняться к опоре на
определенный образ власти. ォПравителю, принявшему концепцию Конфуция, вольно или невольно приходилось взваливать на себя и бремя обязанностей благородного мужаサ. Но и разработчики того или иного идеала власти могли способствовать практической реализации своей
концепции власти. Конфуций, как известно, в деле претворения своих идей возлагал большие надежды на сановников, изучавших его теорию.Он отводил им роль наставников, следивших за соблюдением правителем принципов ォлиサ.
Современные исследователи китайской истории и культуры делают следующий вывод: идеологи двух школ (конфуцианской и легистской)ォоказали решающее влияние на формирование теории государства и
права, теории, на основании которой строилась вся практика государственного управления страной вплоть до XX в.サ3.
Таким образом, рационализация различных представлений об устройстве власти, формирование их как культурных смыслов оказалось важным и необходимым началом социальной регуляции власти. На наш
взгляд, прав современный французский социолог политики П. Бурдъе, подчеркивая, что место исследователя в поле политики заключается в том, чтобы ォне оставлять область производства политического продукта
на одних лишь политиков, чтобы предотвратить доминирование политиков и их точек зренияサ1. Следует отметить, что в историческом плане исследователи политики как раз и закладывали основы альтернативного
осмысления власти, лишали саму власть (ее обладателей) монополии на производство и распространение политических представлений и мнений и тем самым делали необходимый шаг формирования системы социо-
культурной регуляции власти.
Наивысшего развития в Древнем мире политическая мысль достигла в Греции. Платон (427-347 гг. до н.э.) — один из выдающихся греческих умов. Родился будущий философ и политический мыслитель в
очень знатной семье. Отец Платона происходил из царского рода Кодридов, мать — из дома афинского реформатора Солона. С малых лет Платона окружали талантливые, образованные люди, умные и острые
собеседники, обсуждавшие государственные дела, живо интересовавшиеся философскими вопросами.
Огромную роль в жизни Платона сыграла встреча с афинским мудрецом и философом, человеком про-
стого происхождения — Сократом. После смерти Сократа (399 г. дон.э.) Платон на длительный период покидает родину, посещает Египет, Сицилию, Южную Италию. Судьба его родины (кризис и разложение
афинского общества), его знакомство с рядом стран, богатая событиями жизнь — все это нашло глубочайшее осмысление и отражение в замечательных политических диалогах Платона: ォГосударствоサ, ォПолитикサ, ォЗаконыサ и др. В этих работах Платон уделяет большое внимание толкованию понятий ォполитикаサ и ォвластьサ, раскрывая их как искусство соединения (плетения) всего многообразия интересов в по-
лисе на общее благо. ォВсякая власть имеет в виду благо тех, кто ей подвластенサ, подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному. Однако не найдя достаточно на-
дежных политических механизмов выявления и утверждения общего 1 Бурдье П. Социология политики. — М.,1993. — С. 23.
22 Раздел I. Историко-методологическое введениеблага, он склоняется в своих проектах идеального государства к устранению частной собственности. Частная собственность, как показывает
Платон, порождает стяжательство, портит душу человека, приводит к конфликтам в обществе, войнам между государствами. Именно поэтому в платоновских проектах идеального государства обсуждается идея
общей собственности.
От Платона берет начало традиция обстоятельной классификации государств и углубленного анализа различных государственных устройств. Не находя в греческом мире совершенного устройства (там, где
правят на общее благо), автор выделяет четыре типа несовершенных государств: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Политическая история, согласно платоновскому анализу, неизбежно ведет к наступлению тирании, поэтому автор ставит вопрос о недопущении самого худшего из несовершенных устройств.
Поиск ответа на этот вопрос приводит к трансформации взглядов раннего Платона. Автор отходит от идеи ォправления мудрыхサ и утверждает идею ォправления законовサ. В XX в. эта концепция мыслителя получила разноречивую трактовку. Некоторые исследователи подчеркивают, что Платон высказывает здесь идею правового государства, другие, указывая на мельчайшую регламентацию всей жизни платоновского полиса посредством власти и закона, отмечают, что платонизм есть философия монахов, полиции и рабов-послушников Аристотель (384-322 до н.э.) — греческий философ, ученый-энциклопедист и политический мыслитель, талантливейший ученик Платона.
Родился Аристотель в городе Стагире (Фракия) в семье врачапри дворе македонских царей. В 367 г. до н.э. он прибывает в Афины ивступает в платоновскую Академию. В 40-е годы, после смерти Платона, покидает Афины и по приглашению македонского двора становитсявоспитателем Александра — сына царя Филиппа. Возвратившись вАфины, открывает вблизи храма Аполлона Ликейского школу (Ликей).
Научные работы Аристотеля поражают многообразием проблем, которые он исследовал, глубиной их анализа, широтой осмысления этических, политических и правовых вопросов античной эпохи. Аристотель -
- автор таких важных для истории политической науки работ, как ォПолитикаサ и ォАфинская политияサ.
Пожалуй, впервые греческий мыслитель называет политику нау-кой, а политическое общение рассматривает как важнейшую форму человеческого общения, которое обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государственным или общением политическим.
Государство (polis), согласно Аристотелю, создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо. На основе двух критериев, а именно: качественного (правление на общее благо или в интересах самих властвующих) и количественного (правление одного, правление нескольких или правление большинства), Аристотель, продолжая традицию, заложенную Платоном, осуществляет детальную классификацию государственных устройств, выделив правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) государства. Рассматривая вопрос о том, какой вид государственного устройства наилучший,Аристотельпоказывает, что ォгосударство, состоящее из
средних людей, будет иметь и наилучший государственный стройサ (полития). Аристотелевская идея среднего слоя получила второе дыхание в XX в. Создание условий для обеспечения достойной жизни широких
слоев населения и тем самым утверждения среднего слоя как преобладающего элемента в структуре общества — эта задача была взята в качестве важной составляющей реальной политики тех государств, в которых сложилась и функционирует современная демократия. Критикуя уравнительные идеи Платона, Аристотель подчеркивает, что государство не может быть по своей природе до такой степени единым, как того требуют некоторые; и то, что выставляется для государства как высшее благо, ведет его к уничтожению. Для Аристотеля было ясно, ォчто государство при постоянно усиливающемся единстве перестает быть государствомサ. Мы могли бы сегодня сказать, что здесь заключена мысль об ослаблении функций государства по мере усиления социальной однородности общества.
Аристотель впервые обстоятельно раскрывает содержание понятия ォгражданинサ. Человека Аристотель рассматривает как существо политическое, а понятие ォгражданинサ (polites) определяется им через участие в суде и власти. Многие идеи Аристотеля и сегодня звучат достаточно актуально.
Известный древнегреческий историк Полибий (ок. 200-120), сын одного из влиятельных политических деятелей Ахейского союза, был и политиком (играл большую роль в организации провинциального
управления у ахейцев), и командующим их конницей, но широкую известность ему принесла ォВсеобщая историяサ в 40 книгах. Полностью из этих книг сохранились лишь первые пять, остальные утеряны или
сохранились частично. Отрывки дошедшей до нас шестой книги представляют огромный интерес для политической науки. Здесь автор объясняет успехи Рима особенностями римского республиканского строя.
Рассматривая проблему совершенного государственного устройства, преимущества и недостатки известных простых форм (монархия, аристократия, демократия), историк доказывает, что ォсовершеннейшей государственной формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех формサ. В государстве римлян, как указывает Полибий, были все три власти, причем все было распределено между
отдельными властями и при помощи их устроено столь равномерно и правильно, что никто не мог бы решить, аристократическое ли было все управление в совокупности, или демократическое, или монархическое. В дальнейшем идеи Полибия о совершенстве смешанной формы правления развивал древнеримский мыслитель. В новое время эти идеи получили развитие в теории разделения властей.