Лексико-фразеологические особенности публицистического стиля
1) Слова и термины общественно-политического содержания и назначения (президент, федерация, демократия, общество….)
2) Активное вовлечение лексики и терминологии из рыночной экономики, предпринимательской деятельности, научно-технической и производственно-технической области и др.
3) Оценочность лексики
4) Различность пластов лексики (Гигантсвкий треск обмана, сказочный консенсус, заподозрили в любви и свободе)
5) Лексика эмоционально-экспрессивная, возвышенная (книжный стиль): воззвать, отчизна, восторжествовать.
6) Публицистический стиль характеризуется устойчивыми словосочетаниями, имеющими смысловой оттенок общественно-значимый: широкая известность, большая любовь и почитания, внушает уважение, подчёркивает величие.
7) Преобладают слова с переносным значением (болели за леса, зелёный океан), синонимы и антонимы.
8) Метафорическое использование терминологии: Пульс времени, ритм жизни
Морфологические особенности публицистического стиля.
Преобладают формы настоящего времени глаголов в повелительном и условном наклонении
2) употребляются восклицательные частицы (что за, как), указательные частицы (вот, вон), усилительные частицы (даже, ведь, всё-таки)
Употребляются междометья
4) употребляются распространённые обращения
Употребляются модальные слова (конечно, вероятно, возможно)
Употребляются отрицательные частицы при выражении несогласия
7) использование адъективных причастий с приставкой не-: неугасимый, неиссякаемый
8) значение обобщенной совокупности в форме множественного числа существительных
Использование превосходной степени прилагательных, использование коллоративных прилагательных для выражения позиции автора.
Использование настоящего времени глагола.
Синтаксические особенности публицистического стиля.
Публицистический стиль характеризуется готовыми речевыми формулами, которые позволяют легко и оперативно оформить любое высказывание, а поскольку публицистический текст направлен широкому кругу читателей или слушателей, то эти речевые формулы делают его доступным.
1) Введение в текст открытого авторского «Я» находит своё выражение в различных восклицательных и вопросительных предложениях, риторических вопросах, оценочных словах. Так, риторический вопрос – предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение о чём-либо. Имеющееся в риторическом вопросе противоречие между формой (повествовательная структура) и содержанием (значение сообщения) придаёт особую эмоциональную окраску всему тексту. Повторяясь в тексте повествовательного стиля, риторический вопрос передаёт стремление автора создать впечатление непосредственного контакта с читателем или слушателем.
2) Включённость в ткань публицистических высказываний вопросно-ответных единиц объясняется той ролью автора, с которой связан так называемый «эффект присутствия».
3) Вопросительные предложения выполняют различные функции:
A) служат собственно вопросам
B) служат вопросам-размышлениям
c) подчёркивают нужную мысль
D) выражают предположения
E) являются эмоциональным откликом на ситуацию
4) Восклицательные предложения могут выражать:
A) оценку (призрение, ирония, сожаление, вера, восхищение)
B) побуждение к действию
C) непосредственный эмоциональный отклик
5) Для публицистической речи характерно использование разговорных средств, которые придают ей простой убедительный тон и ритм, что приводит к облегчению синтаксических конструкций
6) Использование прямой речи. Тоже подчёркивает авторское «Я».