Вопрос №14: Творение мира и человека в космогонии Древнего Двуречья
Вначале долгое время существовал лишь Мировой Океан. В недрах Океана скрывалась его дочь - богиня Намму.
Рождение богов (с родословной) и сотворение мира
Из чрева богини Намму вышла великая гора, на вершине которой обитал бог Ан (небо), а внизу возлежала богиня Ки (земля). Бог Ан и богиня Ки поженились и родили могучего бога Энлиля, а затем еще семь богов. Так появилась восьмерка богов, правящая миром. Затем мир постепенно переполнился младшими богами Ануннаками, которых рожали Ан и Ки, а также старшие боги. Тогда Энлиль отделил небо от земли (Ан от Ки), отрезав небосвод от земли, дабы прекратить рождение новых богов. С тех пор открылась просторная и широкая земля, на которой всем богам хватало места. Бог Энлиль наполнил обширную землю дыханием жизни и создал в ее центре город Ниппур с храмом Энлиля, куда приходили поклониться все боги.
Брат Энлиля бог Энки, демиург и мудрец, начал обустраивать мир, пока Энлиль разбирался с богами. Энки запустил в воду рыб, запретил морям заливать землю, наполнил земные недра полезными ископаемыми, насадил леса, установил порядок орошения земли дождями, создал птиц и их пение. Однако множество младших богов начали опустошать землю в поисках жилья и пропитания. Тогда Энки создает божественную Овцу - бога Лахара и божественное Зерно - богиню Ашнан. Благодаря им на земле появились скотоводство и земледелие. Затем Энки для младших богов создал помощников - людей, работящих и разумных. Энки и его жена Нинмах вместе стали лепить людей из глины и назначать им судьбу и работу. Так были сотворены люди - мужчины и женщины, наделенные душою и разумом, схожие образом с богами.
Вопрос №16: Духовная культура Древнего Двуречья (человек и окружающий его мир)
Общие слова. У каждою города свой бог-покровитель. Кроме того - несколько общих богов с центрами культа. Большая часть богов отождествляется с некими абстрактными понятиями и с небесными телами. Зависимость между политической значимостью города и религиозной значимостью его бога-покровителя. Кроме богов - множество демонов и духов. С богами и духами отношения на уровне «ты мне - я тебе», никакого абсолютного поклонения. Боги вообще-то существа довольно неприятные, а потому этика никак не связана с религией (это будет при переходе к монотеизму). Основное внимание - религии Шумера, так как- из нее с незначительными изменениями все вытекает. Связь религии и мифологии.
Шумер. Очень популярны: Уту (солнце), Наннар (луна), Инанна(любовь и плодородие; она же - Иштар), Думузи (олицетворение аграрного цикла) Heргал (бог болезней, войны и смерти). Есть и общешумерские боги со своими ценрами культа: Ану (небо), Энлиль (культ центр - Ниппур; бог земли, судьбы, создательгородов, изобретатель мотыги и плуга), Энки (культ, центр - Эреду; бог воды, мудрости и заклинаний, создатель людей и культуры).
Миф о сотворении мира, с незначительными изменениями, заимствованный вавилонянами: сначала-был хаос в образе Тиамту. Она родила всех богов, те начали бузить и мамаша решила их уничтожить. Но тут Энлиль (Мардук) вызвался убить Тиамту с тем условием, что в случае его победы все боги ему подчинятся. Убил, а из тела - землю, небо, животных, рыб и растения (ср. китайский Паньгу) Из смеси глины с кровью неверного бога — человек.
Есть представление о загробном мире. Крайне неприятное место, никакого царства небесного - темное место, где все жрут глину и песок.
Вавилония. Вариации из шумерского пантеона + Мардук во главе его. Мардук — покровитель Вавилона.
Ассирия. Вариации шумерского пантеона + верховный племенной бог Ашшур
Вопрос №15: Наука, Литература, Искусство Древнего Двуречья
Научные знания. Определенных успехов народы Месопотамии достигли в научном познании мира. Особенно велики были достижения вавилонской математики, первоначально возникшей из практических потребностей измерения полей, сооружения каналов и различных знаний. Еще с древних времен вавилоняне воздвигали многоэтажные (обычно семиэтажные) башни-зиккураты. С верхних этажей зиккуратов ученые из года в год вели наблюдения за движениями небесных тел. Таким образом вавилоняне собирали и записывали эмпирические наблюдения за Солнцем, Луной, расположением различных планет и созвездий. В частности, астрономы отмечали положение Луны по отношению к планетам и постепенно установили периодичность движения небесных светил, видимых простым глазом. В процессе таких многовековых наблюдений возникла вавилонская математическая астрономия. Самый творческий период ее падает на V в. до н. э., когда уровень ее во многих отношениях не уступал уровню европейской астрономии в эпоху раннего Возрождения. До нашего времени сохранились многочисленные таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами. Одно такое сочинение содержит информацию об основных неподвижных звездах и созвездиях, их солнечных восходах и заходах, а также их сравнительных позициях. В V в. до н. э. существовали крупные астрономические школы в Вавилоне, Борсиппе, Сиппаре и Уруке. На это же время падает деятельность великих астрономов Набуриана и Кидена. Первый из них разработал систему определения лунных фаз, второй установил продолжительность солнечного года, который, по его подсчетам, составлял 365 дней 5 часов 4! минуту и 4,16 секунды. Таким образом, Киден в определении продолжительности солнечного года ошибся лишь на 7 минут и 1 7 секунд. Начиная со второй четверти 3 в. до н. э. вавилонские астрономические сочинения стали переводить на древнегреческий язык. Это позволило греческим астрономам приобщиться в течение короткого времени к тысячелетним достижениям вавилонской науки и вскоре после этого добиться блестящих успехов. Однако при всех достижениях вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрологией — лженаукой, пытавшейся предсказывать будущее по звездам. Кроме того, многие астрономические тексты со-держат указания на причинные связи, будто бы существовавшие между звездами и теми или другими болезнями. Сохранилось большое количество вавилонских медицинских текстов. Из них видно, что врачи Древней Месопотамии умели хорошо лечить вывих и переломы конечностей. Однако о строении человеческого организма у вавилонян были очень слабые представления и им не удалось добиться заметных успехов в лечении внутренних болезней. Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э. — также в Эфиопию и Испанию. Сохранившиеся до нашего времени карты отражают попытки вавилонян систематизировать и обобщить свои довольно обширные географические знания. В середине II тысячелетия до н. э. составлялись путеводители по Месопотамии и смежным странам*, предназначенные для купцов, занимавшихся внутренней и международной торговлей. В библиотеке Ашшурбанапала найдены карты, охватывающие территорию от Урарту до
Египта. На некоторых картах изображены Вавилония и соседние страны. Эти карты содержат также текст с необходимыми комментариями. На одной такой карте Месопотамия и близлежащие районы представлены как круглая равнина, омываемая Персидским заливом, а в самом центре этой равнины расположен Вавилон. В Месопотамии с живым интересом относились к своему далекому прошлому. Например, в период царствования Набонида в VI в. до н. э. во время раскопок в фундаментах обвалившихся храмовых зданий были обнаружены и прочитаны надписи III тысячелетия до н. э., а имена царей, встречающиеся в этих текстах, правильно размещены в хронологическом порядке. В одном из храмовых зданий города Ура археологи нашли музейную комнату, в которой были собраны предметы различных эпох, представлявшие исторический интерес. Подобный же музей находился и в летнем царском дворце Навуходоносора II в Вавилоне. Однако в конце I тысячелетия до н. э. закостенелые формы древних традиций, многовековое господство религиозных представлений, отсутствие новых методов познания природы стали мешать развитию вавилонской науки. К тому же она начала терять свои жизненные силы, так как научным языком оставался аккадский (а в значительной мере и шумерский, который за полтора тысячелетия до этого уже был мертвым), в то время как население повсюду в Месопотамии переходило к арамейскому в качестве разговорного языка.
Искусство. В становлении и последующем развитии искусства Древней Месопотамии решающее значение имели художественные традиции шумеров. В IV тысячелетии до н. э., т. е. еще до возникновения первых государственных образований, ведущее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика с характерным для нее геометрическим орнаментом. С начала III тысячелетия до н. э. большую роль приобрела резьба по камню, которая вскоре привела к бурному развитию глиптики, продолжавшемуся вплоть до исчезновения клинописной культуры на рубеже I в. до н. э. На цилиндрических печатях изображались мифологические, религиозные, бытовые и охотничьи сцены. В XXIV—XXII вв. до н. э., когда Месопотамия превратилась в единую державу, скульпторы стали создавать
идеализированные портреты Саргона, основателя династии Аккада. На стеле царя той же династии Нарам-Суэна, увековечивающей победу над племенами луллубеев, он изображен в воинственной позе в момент поражения копьем врага. Там же представлены еще двенадцать пленников. Один из них валяется на коленях у ног царя, другой поднимает руки вверх, делая ими умоляющий жест, а третий летит в пропасть; остальные пленники пребывают в ужасе. Над фигурой царятриумфатора высечены две многоконечные звезды, символизирующие благосклонность богов к победителю. В период III династии Ура в XXII— XXI вв. до н. э., когда по всей территории Месопотамии была создана единая широко разветвленная сеть бюрократического аппарата, памятники искусства также приобретают единообразие и стереотипность. Это в основном скульптурные портреты правителей в позе величавого спокойствия.
Во дворце царей Мари, сооруженном в начале II тысячелетия до н. э., археологи нашли многочисленные фрески с изображениями жертвоприношений и сцен дворцовой жизни. Художники сначала наносили контуры на гипсовую основу и после этого накладывали краски. Особого расцвета искусство Месопотамии достигло во время существования Ассирийской державы в VIII—VII вв. до н. э. Этот расцвет нашел отражение прежде всего в ассирийских рельефах, которыми облицованы дворцовые покои. На рельефах изображены военные походы на вражескую территорию, захват городов и крепостей в соседних с Ассирией странах. Особенно тонко переданы характерные антропологические и этнографические особенности военнопленных и данников, представлявших различные народы и племена. Часть рельефов содержит также сцены охоты ассирийских царей. Для рельефов из дворца Ашшурбанапала в Ниневии характерны большая тонкость и отделка деталей при передаче страданий раненых львов. Художники, создававшие ассирийское дворцовое искусство, полностью отошли от древних традиций статичного изображения людей и предметов, одновременно придав совершенство жанровым сценам и обогатив их пейзажными картинами. Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового кирпича, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построенный в начале II тысячелетия до н. э. Развитие технологии, ремесла и товарно-денежных отношений привело в I тысячелетии до н. э. к возникновению больших городов в Месопотамии, которые были административными, ремесленными и культурными центрами страны, и к улучшению жилищных условий. Самым большим по площади городом в Месопотамии была Ниневия, построенная на берегу Тигра в основном при Синаххерибе (705—681 гг. до н. э.) в качестве столицы Ассирии. Она занимала 728,7 га земли и была расположена в форме вытянутого треугольника. Город окружала стена, которая имела пятнадцать ворот. На городской территории кроме дворцов и частных домов располагался громадный царский парк со всевозможными экзотическими деревьями и растениями, включая хлопчатник и рис, семена которых были доставлены из Индии. Ниневия снабжалась водой с помощью специального акведука, который брал начало в 16 км от города. В ассирийской столице, по всей вероятности, обитало более 170 000 человек. Еще больше людей было в Вавилоне (по-видимому, около 200 000), который в значительной мере был перестроен при Навуходоносоре II в VI в. до н. э. и занимал площадь в 404,8 га. В Вавилоне имелись улицы протяженностью в пять и более километров. Стены домов часто были толщиной до двух метров. Многие дома имели два этажа и были снабжены всеми необходимыми удобствами, включая ванные комнаты. Как правило, комнаты располагались вокруг центрального двора. Полы были покрыты обожженным кирпичом, тщательно залитым природным асфальтом, а внутренние стены побелены известковым раствором. Рядом с домами богачей площадью до 1600 кв. м, имевшими несколько дворов и более двадцати комнат, находились дома бедняков, площадь которых не превышала 30 кв. м. В Месопотамии рано началось производство стекла: первые рецепты его изготовления относятся еще к XVIII в. до н. э. Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно — в XI в. до н. э., широкое же использование железа для производства орудий труда и оружия началось лишь еще несколько столетий спустя. Завершая характеристику культуры Древней Месопотамии, следует отметить, что достижения обитателей долины Тигра и Евфрата в архитектуре, искусстве, письменности и литературе, в сфере научных знаний во многом играли роль эталона для всего Ближнего Востока в древности.
Литература. Библиотеки. Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культур было создание библиотек. В Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., в течение многих веков писцы собирали литературные и научные тексты, и таким образом возникали обширные частные библиотеки. Среди всех библиотек на Древнем Востоке самой знаменитой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (669— 633/627 гг. до н. э.), заботливо и с большим умением собранная в его дворце в Ниневии. Для нее по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг из официальных и частных коллекций или собирали сами книги. В библиотеке Ашшурбанапала хранились царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Всего сохранилось более 30 ООО табличек и фрагментов, в которых отразились достижения месопотамской цивилизации. Вместе с тем библиотека Ашшурбанапала была первой в мире систематически подобранной библиотекой, где глиняные книги были размещены в определенном порядке. Многие книги были представлены в нескольких экземплярах, чтобы одновременно можно было пользоваться необходимыми текстами двум и более читателям. Большие тексты, продолжавшиеся на многих табличках одинакового размера, занимали значительное место в библиотеке. Некоторые такие тексты включали до сорока, а иногда даже более ста табличек. Составление таких серий диктовалось необходимостью собрать в одном месте всю доступную информацию по тому или иному вопросу. На каждой табличке стоял номер «страницы», чтобы по использовании ее можно было вернуть на место. Заглавием серии служили начальные слова ее первой таблички. Литературные тексты сопровождались колофонами, которые соответствуют титульным листам современных книг. Поиски нужного произведения облегчали этикетки, привязанные бечевками к табличкам и указывавшие на содержание, название серий и количество табличек в каждой серии. Эти этикетки были своего рода каталогами.
Архивы. Древняя Месопотамия была страной архивов. Самые ранние архивы относятся еще к первой четверти III ысячелетия до н. э. В этот период помещения, в которых хранились архивы, в большинстве случаев не отличались от обычных комнат. Позднее таблички стали хранить в ящиках и корзинах, покрытых битумом, чтобы уберечь их от сырости. К корзинкам были привязаны ярлыки с указанием содержания документов и периода, к которому они относятся. В архиве храмовой администрации в городе Уре в XIX в. до н. э. таблички располагались на деревянных полках в специальном помещении. В царском дворце Мари археологи нашли колоссальный архив, относящийся к XVIII в. до н. э. В Уруке в двух комнатах было обнаружено около 3500 документов хозяйственной отчетности VIII—VI вв. до н. э. При раскопках в Хорсабаде, на территории Древней Ассирии, взору археологов предстала комната, в стенах которой были расположены три ряда ниш от 25 до 30 м высотой и шириной и от 40 до 50 см глубиной, разделенных перегородками. В этих нишах найдено некоторое количество фрагментов табличек. Очевидно, когда-то в этом помещении хранились архивные документы. Первые известные нам архивы частных лиц относятся к первой половине III тысячелетия до н. э. Они хранились в кувшинах, ящиках и в тростниковых корзинках. От I тысячелетия до н. э. сохранилось большое количество частных архивов. Среди них особое место занимает архив делового дома Эгиби, функционировавшего в Вавилоне с конца VIII до начала V в. до н. э. В этом архиве насчитывается более 3000 долговых расписок, контрактов об аренде земли и домов, об отдаче рабов в обучение различным ремеслам и т. д. В городе Ниппуре был найден архив другого делового дома, а именно Мурашу, имевшего большое значение в экономической жизни Южной Вавилонии в V в. до н. э. Архив этот содержит свыше 800 табличек, большая часть которых прекрасно сохранилась. В государственных, храмовых и частных архивах сохранились также тысячи писем самого разнообразного характера. Они написаны на продолговатых маленьких табличках из глины мелким, убористым письмом. Некоторые из них обожжены, а большинство высушены на солнце. Адресату они посылались в глиняных конвертах, скрепленных печатями, что обеспечивало тайну переписки и сохраняло текст от повреждений. На конверте писали и имя адресата. Центральной фигурой месопотамской цивилизации был писец, являвшийся основным создателем богатейшей клинописной литературы. От услуг писцов зависели правители, храмы и частные лица. Некоторые из писцов занимали очень важные посты и имели возможность оказывать влияние на царей, принимали участие в важных дипломатических переговорах. Но большинство писцов, находившихся на службе у царя или у храмов, выполняли бюрократические функции по управлению хозяйством и сбору податей.