Обоснование необходимости исследования проблемы именно социологическими методами
Необходимость определения исследования социологическими методами заключается в том, что перед социологом возникают вопросы относительно выделения общего, особенного или неповторимого в исследовании социальных объектов, явлений или процессов общественной жизни. А так как опыт в различных социологических исследованиях, касаемо гражданского общества достаточно многообразен, то использовать уже накопленный другими исследователями опыт при организации и проведении конкретно-социологического исследования будет достаточно полезен, более того, необходим, чтобы сдвинуться с места и получить более новые и социально-полезные результаты исследования.
Социологические исследования подразделяются по многим основаниям, и
поэтому могут быть предложены различные их типологии и классификации. Набор специфических методов исследования социологической науки позволяет на эмпирическом уровне отследить происходящие в обществе процессы, т.е. провестиприкладное социологическое исследование —систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач, в соответствии, с чем различают три основных вида социологического исследования:
1)разведывательное;
2)описательное;
3)аналитическое.
Так как данная работа является ознакомительной в сфере планирования, организации и проведения социологического исследования, она будет осуществляться разведывательным исследованием.
Формулировка проблемы в виде противоречия:
В данном исследовании мы видим следующее: процесс формирования гражданского общества в России далёк от завершения (зрелости); влияние общественных структур на принятие экономических, социальных и политических решений незначительно; в связи с этим невелика и стабилизирующая роль институтов гражданского общества. А из этого хотелось бы видеть: создания эффективных институтов гражданского общества, которые в будущем должны стать достойными оппонентами власти.
Таким образом, мы обозначили методологический план исследования, актуальность и значимость проблемы.
2.Объект и предмет, цели и задачи исследования.
1)Объектом исследования является гражданская активность в условиях демократического процесса современной России.
2)Предметом исследования выступает содержание, структура и тенденции развития гражданской активности в рамках российского демократического процесса.
3)Цель исследования - выявление общероссийских и региональных особенностей гражданской активности на современном этапе политического процесса.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) выявить формы и виды гражданской активности в условиях современного политического демократического процесса;
2) проанализировать факторы формирования гражданской активности исходя из существующих концепций демократии;
3) определить особенности развития гражданской активности в политическом процессе современной России;
4) дать оценку перспектив развития гражданской активности в условиях местного самоуправления.
3. Теоретическая интерпретация
http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/SOTS_RAB_S/METOD_ISL_SR/METOD/UP/frame/3_1.htm
4. Операционализация основных понятий.
В операционализации ты пишешь те понятия, которые по твоему мнению влияют на проблему, которую ты рассматриваешь. Например, тема экологическая культура, влияет допустим воспитание, пример родителей, политика государства и так далее. А потом исходя из этих понятий ты пишешь гипотезы. Грубо говоря получается: если родители сами бросают окурки на улице, подавая такой пример своим детям, то у детей не развита экологическая культура. Если государство не предпринимает меры по улучшению экологической культуры, то...
5. Разработка гипотез.
Основными этапами разработки гипотезы являются:
1) выдвижение гипотезы;
2) развитие гипотезы;
3) проверка гипотезы.
Рассмотрим содержание и особенности каждого этапа более подробно.
Чтобывыдвинуть гипотезу, необходимо располагать некоторой совокупностью фактов, относящихся к наблюдаемому явлению, которые бы обосновывали вероятность определенного предположения, объясняли неизвестное. Поэтому построение гипотезы связано, в первую очередь, ссобиранием фактов, имеющих отношение к тому явлению, которое мы объясняем, и не совпадающих с уже имеющимся объяснением.
На основании собранных фактов высказываетсяпредположение о том, что представляет собой исследуемое явление, то есть формулируется гипотеза в узком смысле слова. Предположение высказывают в результате логической обработки собранных фактов. Факты, на основании которых выдвигается гипотеза, могут быть осмыслены логически в форме дедукции, индукции или аналогии.Выдвижение предположения составляет основное содержание гипотезы.
Предположение является ответом на поставленный вопрос о сущности, причине, связях наблюдаемого явления. В предположении заключено то знание, к которому приходят в результате обобщения фактов. Оно является той сердцевиной гипотезы, вокруг которой идет вся познавательная и практическая деятельность. Предположение в гипотезе - это, с одной стороны, итог предшествующего познания, то главное, к чему приходят в результате наблюдения и обобщения фактов; с другой стороны - это отправной пункт дальнейшего изучения явления, указание пути познания, определение направления, по которому должно идти все исследование. Гипотеза дает возможность не только объяснить имеющиеся факты, но и выявить новые факты, на которые еще не было обращено внимание. Так, гипотеза о неполной информированности субъектов профилактики на конкретном объекте (предприятии, учебном заведении) о состоянии преступности и правонарушений в коллективе требует сбора и анализа данных о правонарушающем поведении членов коллектива по месту жительства и работы, сопоставления сведений по объекту в целом и его подразделениям с данными учета органов МВД, данными судебной статистики за анализируемый период, экспертными оценками уровня латентной преступности и т. д. Логическая обработка этих данных дает возможность дальнейшего познания уровня правопорядка и законности на изучаемых объектах.
Предположение, чтобы стать гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям:
а) предположение не должно быть логически противоречивым;
б) предположение должно быть принципиально проверяемым.
2.Анкета