Торговля людьми. Использование рабского труда
Торговля людьми (ст. 127.1 УК РФ) Непосредственный объект – личная свобода. Объективная сторона – торговля людьми, под которой понимается:
- купля-продажа человека – по этому договору одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену);
- его вербовка – деятельность, направленная на достижение соглашения об эксплуатации людей (поиск кандидатов, их уговор путем обещаний, обмана, угроз и т. д.);
- его перевозка – перемещение лица в то место, где будет осуществляться его эксплуатация, любым видом транспорта;
- его передача – действия посредника при совершении указанных в законе действий по торговле людьми, а равно последующая передача другим лицам потерпевшего после его купли-продажи самим покупателем, например для временного размещения и проживания, использования и т. д.;
- его укрывательство – сокрытие человека в целях его эксплуатации;
- его получение – действия, противоположные передаче.
Субъективная сторона преступления:
- прямой умысел;
- специальная цель – эксплуатация человека, т. е. использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние.
Субъект преступления – общий.
Лицо освобождается от уголовной ответственности за совершение этого преступления при наличии следующих условий: лицо совершило действия по купле-продаже одного, двух и более людей либо их вербовке, перевозке, передаче, укрывательству или получению в целях их эксплуатации; это преступление было совершено впервые; виновный добровольно освободил потерпевшего и способствовал раскрытию совершенного преступления; в его действиях не содержится иного состава преступления.
Использование рабского труда (ст. 127.2 УК РФ)
Непосредственный объект преступления – личная свобода человека.
Объективная сторона заключается в использовании рабского труда, т. е. в использовании труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг).
Субъективная сторона – прямой умысел.
Субъект преступления – общий.
Общие квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки для этих составов – это совершение деяния: в отношении двух или более лиц; в отношении заведомо несовершеннолетнего; лицом с использованием своего служебного положения; с применением насилия или с угрозой его применения; с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего; повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия либо совершенные организованной группой.
В ст. 127.1 УК РФ также предусмотрено совершение деяния:
- с перемещением потерпевшего через Государственную границу РФ или с незаконным удержанием его за границей;
- с использованием поддельных документов;
- в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей;
- совершенные способом, опасным для жизни и здоровья многих людей.
В ст. 127.2 УК РФ – совершение деяния с применением шантажа.
Кража.
Непосредственный объект преступления – право собственности.
Объективная сторона заключается в краже, под которой понимается тайное хищение чужого имущества.
Как тайное хищение чужого имущества (кража) следует квалифицировать действия лица, совершившего незаконное изъятие имущества в отсутствие собственника, или иного владельца этого имущества, или посторонних лиц либо хотя и в их присутствии, но незаметно для них. В тех случаях, когда указанные лица видели, что совершается хищение, однако виновный исходя из окружающей обстановки полагал, что действует тайно, содеянное также является тайным хищением чужого имущества.
Если присутствующее при незаконном изъятии чужого имущества лицо не сознает противоправность этих действий либо является близким родственником виновного, который рассчитывает в связи с этим на то, что в ходе изъятия имущества он не встретит противодействия со стороны указанного лица, содеянное следует квалифицировать как кражу чужого имущества. Если перечисленные лица принимали меры к пресечению хищения чужого имущества (например, требовали прекратить эти противоправные действия), то ответственность виновного за содеянное наступает по ст. 161 УК РФ.
Если в ходе совершения кражи действия виновного обнаруживаются собственником или иным владельцем имущества либо другими лицами, однако виновный, сознавая это, продолжает совершать незаконное изъятие имущества или его удержание, содеянное следует квалифицировать как грабеж, а в случае применения насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угрозы применения такого насилия – как разбой.
Кража считается оконченной, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им пользоваться или распоряжаться по своему усмотрению (например, обратить похищенное имущество в свою пользу или в пользу других лиц, распорядиться им с корыстной целью иным образом).
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.
Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.
Квалифицирующие признаки предусмотрены:
1) ч. 2 ст. 158 УК РФ – кража, совершенная:
- группой лиц по предварительному сговору;
- с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище;
- с причинением значительного ущерба гражданину;
- из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем;
2) ч. 3 ст. 158 УК РФ – кража, совершенная:
- с незаконным проникновением в жилище;
- из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода;
- в крупном размере;
3) ч. 4 ст. 158 УК РФ – кража, совершенная:
- организованной группой;
- в особо крупном размере.
Отличие кражи от грабежа: кража – это тайное хищение, а грабеж – открытое хищение чужого имущества. Открытым хищением чужого имущества является такое хищение, которое совершается в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий независимо от того, принимали ли они меры к пресечению этих действий или нет.
Мошенничество.
Непосредственный объект преступления – право собственности. Предметом мошенничества может быть имущество или право на имущество.
Объективная сторона заключается в мошенничестве, которым является хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Признаком мошенничества является добровольная передача потерпевшим имущества или права на имущество виновному под влиянием обмана или злоупотребления доверием. Получение имущества под условием выполнения какого-либо обязательства может быть квалифицировано как мошенничество лишь в том случае, когда виновный еще в момент завладения этим имуществом имел цель его присвоения и не намеревался выполнять принятое обязательство.
Обман как способ хищения предполагает умышленное искажение или сокрытие истины с целью ввести в заблуждение лицо, в ведении которого находится имущество, в целях получения от него имущества, а также сообщение заведомо ложных сведений в тех же целях.
При совершении хищения путем злоупотребления доверием виновный использует особые доверительные отношения, существующие между ним и потерпевшим.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.
Субъект преступления – общий, а в ч. 3 ст. 159 УК РФ – специальный – лицо, которое для совершения деяния использует свое служебное положение.
Присвоение или растрата.
Непосредственный объект преступления – право собственности.
Предметом преступления является имущество чужое, но вверенное виновному.
Вверенное имущество означает, что оно передано собственником или законным владельцем лицу, которое является посторонним к этому имуществу(оно для него чужое), для осуществления основных полномочий: распоряжения, управления, доставки и хранения.
Объективная сторона состоит из двух альтернативных деяний:
- присвоение – неправомерное удержание имущества, вверенного виновному, для обращения его в свою собственность;
- растрата – отчуждение чужого имущества, вверенного виновному, в пользу третьих лиц любыми способами (продажа, дарение и т. д.).
Если вверенное имущество использовалось без намерения обратить его в свою собственность либо в собственность третьих лиц, действия не должны рассматриваться как хищение.
Отличие кражи от присвоения или растраты: как присвоение либо растрата вверенного имущества должно квалифицироваться незаконное безвозмездное обращение в свою собственность или в собственность другого лица имущества, находящегося в правомерном владении виновного, который в силу должностных обязанностей, договорных отношений или специального поручения организации осуществлял в отношении этого имущества правомочия по распоряжению, управлению, доставке или хранению (кладовщик, экспедитор, агент по снабжению, продавец, кассир и другие лица). Изъятие имущества, вверенного виновному, путем замены его на менее ценное, совершенное с целью присвоения или обращения в собственность других лиц, должно квалифицироваться как хищение в размере стоимости изъятого имущества. Хищение государственного или общественного имущества, совершенное лицом, не обладающим указанными выше правомочиями, но имеющим к нему допуск в связи с порученной работой либо выполнением служебных обязанностей, подлежит квалификации как кража.
Если вверенное имущество использовано незаконно, но без намерения обратить его в свою собственность либо в собственность третьих лиц, действия не должны рассматриваться как хищение. Действия виновного при наличии соответствующих признаков могут быть квалифицированы как самоуправство по ст. 330 УК РФ или по ст. 285 УК РФ (для должностного лица).
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.
Субъект преступления – специальный – лицо, которому имущество вверено.
Квалифицирующие признаки предусмотрены в ч. 2–4 ст. 160 УК РФ. К ним относятся:
- группа лиц по предварительному сговору и причинение значительного ущерба (ч. 2);
- использование своего служебного положения и крупный размер (ч. 3);
- организованная группа и особо крупный размер (ч. 4).
Поскольку и присвоение, и растрата совершаются специальным субъектом – лицом, которому имущество было вверено, постольку группа лиц по предварительному сговору, в отличие от организованной группы, должна включать хотя бы двух соисполнителей, обладающих признаками специального субъекта. Действия остальных соучастников требуют квалификации по ст. 33, 160.
Крупным размером кражи признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным – один миллион рублей.
Грабеж.
Грабеж определяется в УК как открытое хищение чужого имущества (ст. 161 УК РФ). Вопрос об открытом характере хищения имущества, как и при краже, решается на основании субъективного критерия, т.е. исходя из субъективного восприятия обстановки самим виновным.
Объективная сторона грабежа характеризуется активными действиями, состоящими в открытом ненасильственном завладении чужим имуществом. Для признания хищения открытым необходимо, во-первых, чтобы собственник, владелец либо иное лицо наблюдали противоправные действия виновного и понимали их преступный характер, а во-вторых, чтобы виновный осознавал, но игнорировал данное обстоятельство.
Грабеж признается оконченным с момента изъятия чужой вещи и приобретения виновным реальной возможности пользоваться и распоряжаться ею по своему усмотрению.
Субъективная сторона грабежа характеризуется прямым умыслом, при котором субъект осознает открытый характер совершаемого им деяния, и корыстной целью.
Субъект — вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
В качестве квалифицирующих обстоятельств ч. 2 ст. 161 УК РФ признает совершение грабежа:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище;
в) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
г) в крупном размере.
Особо квалифицированный состав грабежа сконструирован в ч. 3 ст. 161УК РФ, грабеж совершенный:
а) организованной группой;
б) в особо крупном размере.
Разбой.
Разбой — наиболее опасная форма хищения (ст. 162 УК РФ). Он определяется как нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
Непосредственные объекты разбоя: во-первых, конкретная форма собственности, а во-вторых, здоровье лица, подвергшегося нападению.
Объективная сторона разбоя описана в ст. 162 УК РФ в рамках формального состава преступления и складывается из двух сопряженных друг с другом деяний, одно из которых (нападение) присуще всем случаям разбоя, а второе является альтернативным и предполагает либо насилие, опасное для жизни или здоровья, либо угрозу применения такого насилия.
Субъективная сторона. Умыслом виновного субъекта охватывается способ совершаемого им преступления.
Субъектом разбоя может быть вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
В ч. 2 ст. 162 предусматриваются квалифицирующие признаки разбоя:
а) совершение его по предварительному сговору группой лиц;
б) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
В ч. 3 ст. 162 устанавливается ответственность за разбой, совершенный:
а) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище;
б) в крупном размере.
А в части 4 — за разбой, совершенный:
а) организованной группой;
б) в целях завладения имуществом в особо крупном размере;
в) с причинением тяжкого вреда здоровью (добавим к этому — или смерти).
Вымогательство.
Вымогательство – преступление, посягающее на чужую собственность.
Предметом преступления может быть имущество, право на имущество или действия имущественного характера.
Объективная сторона характеризуется вымогательством, которое заключается в требовании:
- передачи чужого имущества;
- права на имущество;
- совершения других действий имущественного характера.
Требование обязательно предъявляется под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
Вымогательство является оконченным с момента предъявления требования о передаче имущества под угрозой причинения вреда потерпевшему или его близким.
Как вымогательство под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, следует квалифицировать требование передачи имущества, сопровождающееся угрозой разглашения сведений о совершенном потерпевшим или его близкими правонарушении, а равно иных сведений, оглашение которых может нанести ущерб чести и достоинству потерпевшего или его близких. При этом не имеет значения, соответствуют ли действительности сведения, под угрозой разглашения которых совершается вымогательство.
Вымогательство может быть совершено:
с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, – побои, причинение легкого телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, а также иные насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы, если это не создавало опасности для жизни и здоровья;
с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, – причинение потерпевшему менее тяжкого телесного повреждения либо легкого телесного повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности, а также иное насилие, которое хотя и не причинило указанного вреда, но в момент применения создавало реальную опасность для жизни и здоровья потерпевшего.
Обязательными элементами субъективной стороны преступления являются вина в форме прямого умысла и корыстная цель.
Субъект преступления – общий.
Решая вопрос об отграничении грабежа и разбоя от вымогательства, соединенного с насилием, судам следует учитывать, что если при грабеже и разбое насилие является средством завладения имуществом или его удержания, то при вымогательстве оно подкрепляет угрозу. Завладение имуществом при грабеже и разбое происходит одновременно с совершением насильственных действий либо сразу после их совершения, тогда как при вымогательстве умысел виновного направлен на получение требуемого имущества в будущем. В то же время следует иметь в виду, что если вымогательство сопряжено с непосредственным изъятием имущества потерпевшего, то при наличии реальной совокупности преступлений эти действия должны дополнительно квалифицироваться в зависимости от характера примененного насилия как грабеж или разбой.