Раздел 3.Оформление абсолютизма. Российская империя в XYIII-XIX
Тема 5
1. На основе каких общественных отношений проходили преобразования в стране?
2. Почему Петр I временно отказался от планов выхода к побережью Черного моря?
3. С чем было связано особое внимание Петра I к военной реформе и строительству военного флота?
4. Почему мануфактурное производство, которое снабжало армию, получило приоритетную поддержку государства?
5. Каким образом решался вопрос обеспечения мануфактурного производства рабочей силой?
6. С чем было связано активное вмешательство государства в сферы общественного бытия?
7. Какой новый принцип был заложен при прохождении службы дворянами?
Тема 6
1. Начиная с петровского времени шел процесс консолидации правящего класса, сопровождаемый законодательным оформлением его прав и привилегий. В чем конкретно это проявлялось?
2. Обоснуйте, почему утверждение “Жалованной грамоты дворянству” 1785 г., сословные привилегии, окончательно отделили дворянство от всех прочих слоев русского общества, закрепив его господствующее положение?
3. Екатерина II многократно провозглашала себя продолжательницей дела Петра I. Можно ли ее считать таковой?
4. Как изменила положение церкви в обществе проведенная Екатериной II секуляризация церковных земель?
5. В.О. Ключевский утверждал, что “к концу царствования Екатерины II Россия стала гораздо более крепостной, чем была прежде”. Объясните почему?
6. Политика Екатерины II в 60-е гг.- начале 70-х гг. получила название “просвещенного абсолютизма”. Почему?
7. Чем было вызвано издание в 1775 г. “ Учреждений для управления губерний” - одного из важнейших законодательных актов эпохи?
8. Какие изменения в местное управление внесла губернская реформа, проведенная Екатериной II по “ Учреждению для управления губерний”?
9. Как изменилось положение России на европейской и мировой арене в конце XVIII в.?
Тема 7.
1. Почему кризис феодально-крепостнической системы в России наступил значительно позже, чем в странах Западной Европы?
2. Что лежит в основе возникновения кризисных явлений в феодально-крепостнической системе?
3. Почему Александр I и Николай I не решились пойти на отмену крепостного права?
4. В чем главные отличия конституционного проекта Муравьева от “Русской правды” Пестеля?
5. Что означает принцип разделения властей, предложенный Сперанским в его проекте преобразования органов государственной власти в России?
6. Что такое “Тарутинский маневр”, задуманный Кутузовым в ходе Отечественной войны 1812 года?
7. Почему некоторые историки называют Николая I русофилом?
8. Каким образом революционное движение в Европе в первой половине XIX века влияло на характер внешней политики России и международные отношения в целом?
Тема 8.
1. В чем заключается буржуазный характер реформ 60-70х гг. XIX в.?
2. Чем была вызвана половинчатость реформы по отмене крепостного права? Какими могли быть последствия немедленной и полной реформы в земельном вопросе?
3. Могло ли углубление земской реформы послужить противовесом росту революционных настроений молодежи через широкое вовлечение молодых людей в дела местного самоуправления?
4. В чем противоречивость развития русской экономики в конце XIX в.?
5. Чем вызван рост авторитета России на Балканах по итогам русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?
Раздел 4.Россия в ХХ-нач. ХХ1вв.
Тема 9.
1. В чем заключаются экономические и социально-политические предпосылки революции 1905-1907 гг.?
2. Какова тактика царизма, буржуазии и социал-демократов в революции 1905-1907 гг.?
3. Каково соотношение основных политических сил и политических партий в Государственной Думе?
4. В чем состояли основные идеи земельной реформы П.А.Столыпина, почему они оказались нереализованными.
Тема 10-11.
1. Дайте характеристику кризису царизма?
2. В чем проявлялось назревание революционной ситуации?
3. Чем отличалась политика Временного правительства от политики Советов рабочих и солдатских депутатов по отношению к самодержавию?
4. В чем вы видите различие между аграрными программами кадетов и эсеров? Что общего между ними?
5. Какие задачи, поставленные перед Февральской революцией, оставались нерешенными к июлю 1917 г.?
6. Какие вы видите альтернативы развития событий в стране осенью 1917 г.?
Тема 12-13.
1. Как большевики решили вопрос по формированию советского государства?
2. Объясните, почему на II съезде Советов новое правительство было сформировано как число большевистское, а не как коалиционное?
3. Почему Учредительное собрание было распущено Советской властью? Какова была реакция в стране на эту политическую акцию?
4. Объясните, почему белые армии, несмотря на мощь союзников, не смогли выйти победителями в Гражданской войне?
5. Покажите, каково место Гражданской войны в истории России? Охарактеризуйте ее историческое значение.
6. Каковы последствия Гражданской войны?
7. Объясните причины введения в стране “ военного коммунизма “? Дайте оценку этому политическому курсу.
Тема 14.
1. Какие внешне- и внутриполитические обстоятельства привели к введению НЭПа?
2. Какие социальные и экономические проблемы решались в ходе НЭПа?
3. Какая политическая борьба сопровождала введение НЭПа?
4. Как вы считаете, отказ от НЭПа был вызван только экономическими причинами, или этому способствовали также политические и социальные причины? Если да, то какие?
5. Насколько значительными и актуальными представляются вам исторические итоги и уроки НЭПа?
6. Какие факторы, с вашей точки зрения, способствовали разъединению национальных территорий после падения Российской империи, а какие, напротив, содействовали процессу объединения?
7. Почему введение НЭПа не означало отказа от социалистических принципов управления и хозяйствования?
8. Почему развертывание индустриализации сопровождалось отказом от НЭПа?
Тема 15.
1. С чем был связан отказ политического руководства СССР от новой экономической политике?
2. Какие внешнеполитические факторы повлияли на изменение внутриполитического курса руководства страны в 30-е годы?
3. В чем состояла концепция индустриализации?
4. Какие задачи стояли перед индустриализацией страны?
5. Какие проблемы возникли в ходе промышленного строительства в период первых пятилетних планов и как они были разрешены?
6. Какие формы и методы были использованы при объединении крестьян в сельскохозяйственные артели на различных этапах коллективизации?
7. Какие задачи решала культурная революция и каковы ее итоги?
8. Какие изменения произошли в экономической, социальной и политических сферах жизни СССР к концу 30-х годов?
Тема 16.
1. Каковы были цели войны фашистской Германии и ее союзников против СССР?
2. Почему не дали результатов советско-англо-французские переговоры весной и летом 1939 г. о совместном отпоре фашистским агрессорам?
3. Какое значение для Советского Союза имел советско-германский договор о ненападении, заключенный 23 августа 1939 г.?
4. Какую роль в подготовке советских людей к защите Родины сыграла оборонно-массовая работа.
5. Чем объяснить временные неудачи советских войск в начальный период войны?
6. Какую роль сыграло народное ополчение в боях с гитлеровскими захватчиками?
7. Почему разгром немецко-фашистских войск под Москвой оценивается как начало коренного поворота в ходе войны?
8. Почему союзники СССР не создали второй фронт в 1942 г., несмотря на их обязательство открыть его?
9. В чем состоит главный военно-политический итог Сталинградской битвы, какие факторы обусловили победу советских войск?
10. Почему битва на Курской дуге оказала решающее влияние на весь ход Отечественной войны?
11. Как развивалась всенародная борьба в тылу врага на временно оккупированной советской территории в 1944 г.?
12. Каковы итоги и уроки Великой Отечественной войны?
13. С какого события начинается «холодная война»
14. Была ли у СССР реальная возможность участия в плане Маршалла?
Тема17.
1. Каковы объективные причины кризиса в сельском хозяйстве СССР во второй половине 40-х –начале 50-х годов?
2. В чем причина значительного роста темпов экономического развития СССР во второй половине 50-х годов?
3. Правительства каких стран и почему восприняли критику культа личности Сталина негативно?
4. Как отразилась критика культа личности Сталина на мировом коммунистическом движении?
5. В чем причина провала сельскохозяйственных программ Н.С. Хрущева?
6. В чем причина событий в Венгрии 1956 года?
7. Почему в исторической литературе период сер. 50-х-сер. 60-х годов получил название “оттепели”?
8. В чем проявились застойные и кризисные явления в социально-экономическом развитии страны в конце 60-х – начале 80-х годов?
9. Какие попытки по выходу из начинающегося кризиса предпринимало руководство страны?
10. Что вы думаете о роли политической оппозиции в СССР в 60-е – 80-е годы? В чем состоит ее историческое значение для формирования антитоталитарного общественного сознания?
11. Какие тенденции характеризуют период застоя?
12. Какие причины диктовали необходимость перемен?
13. Каковы основные причины кризиса советского общества в конце 80-х – начале 90-х годов?
Тема 18.
1. Почему события августа 1991 года оцениваются как либерально-демократический переворот?
2. Почему не получила развития концепция перехода к рыночной экономике в течение 500 дней?
3. Каковы основные атрибуты рыночной экономики?
4. В чем вы видите своеобразие российского пути перехода к рынку?
5. Какие противоречия явились причиной политического кризиса октября 1993 года?
6. Что означает демократизация общества?
7. В чем причины сохранения кризисных явлений в условиях демократизации и политики реформ?
8. Интеграция Российской Федерации в мировое сообщество.