Международно-правовая ответственность
В международном праве институт ответственности выполняет задачу обеспечения соблюдения норм международного права, выступает в качестве инструмента регулирования международных отношений. Международно-правовую ответственность определяют, как обязанность субъекта международного права понести установленные неблагоприятные последствия за совершенное им международное правонарушение. Любое нарушение взятого на себя международно-правового обязательства влечет за собой обязанность возместить ущерб, причиненный другому субъекту международного права.
Различают юридические и фактические основания международно-правовой ответственности. Юридические основания представляют собой международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение. Юридические основания содержатся в различных источниках международного права, а также иных международно-правовых актах, фиксирующих юридически обязательные для государства правила поведения. К их числу относятся договоры, обычаи, решения международных судов и арбитражей, обязательные акты международных организаций, а также односторонние международно-правовые акты государств, посредством которых оно принимает на себя международные обязательства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и др.).
Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение – действие или бездействие субъекта международного права, нарушающее международно-правовые обязательства этого субъекта и наносящее ущерб другому субъекту международного права. Необходимыми признаками международного правонарушения являются противоправность деяния, вред (ущерб), а также причинная связь между деянием и наступившими последствиями (ущербом).
Противоправность в международном праве понимается как расхождение между международно-правовой нормой (международным обязательством) и поведением государства. Противоправное поведение связано с причинением ущерба законным интересам государств или международному сообществу. Ущерб может быть материальным (территориальные или имущественные потери) и нематериальным (ущемление прав, престижа государства). Нанесение ущерба дает основания ставить вопрос об ответственности.
При решении вопроса о вменении поведения государству действует презумпция, согласно которой государство несет международную ответственность за действия любых своих органов, отдельных лиц, осуществляющих прерогативы государственной власти, а также за неприятие необходимых мер против правонарушений лиц, находящихся под его юрисдикцией. По некоторым договорам на государство возлагается ответственность не только за деятельность государственных органов, но и любых физических и юридических лиц. Например, согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел 1967 г. государства-участники несут ответственность за ущерб, причиненный государственными и частными космическими объектами.
В некоторых случаях, регламентированных специальными договорами, в международном праве предусмотрена несанкционная международно-правовая ответственность, т.е абсолютная ответственность за невиновное причинение ущерба. Она устанавливается за причинение ущерба в результате правомерной деятельности, связанной с источниками повышенной опасности и высокой степенью риска (освоение космоса, использование атомной энергии). Заинтересованный субъект, осуществляющий такую деятельность, должен осознавать возможность эксцессов и нести ответственность за риск.
Различают три вида международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения (международные деликты).
Международное преступление – это особо опасное международное правонарушение, посягающее на основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, грубо попирающее основные принципы международного права, представляющее угрозу международной безопасности и всему человечеству. К таким преступлениям перед международным сообществом в целом относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество. Они влекут ответственность государства как субъекта международного права и персональную уголовную ответственность исполнителей.
Преступление международного характера – это деяние физического лица, посягающее на права и интересы нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц (международный терроризм, взятие заложников, захват воздушных судов, посягательства на лиц, пользующихся международной защитой и т.д.). Такие деяния не связаны с политикой государства и влекут персональную уголовную ответственность правонарушителей в рамках национальной юрисдикции. В тех случаях, когда государство могло предотвратить или пресечь подобные преступные действия физических лиц, оно может нести материальную и политическую ответственность (возместить ущерб, принести извинения).
Международные деликты – правонарушения, наносящее ущерб отдельному государству или ограниченному кругу субъектов международного права. К ним относятся: нарушение государством односторонних или договорных международных обязательств; невыполнение юридическими и физическими лицами положений международных конвенций, решений международных судов и арбитражей и другие.
Достаточно условно выделяют два вида международно-правовой ответственности государств – материальную и нематериальную (политическую). Прямого соответствия между характером ущерба и видом ответственности не существует, и международно-правовая ответственность, как правило, выступает в политической форме.
Формами материальной ответственности являются реституции и репарации. Реституция – это возмещение государством-правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре, т.е. восстановление положения, существовавшего до совершения правонарушения (возвращение неправомерно захваченного имущества, художественных ценностей, транспортных средств). Разновидностью реституции является субституция, выражающаяся в замене неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества на аналогичное по стоимости и назначению.
Репарация представляет собой возмещение материального ущерба правонарушителем в денежном выражении, товарами, услугами. Такой компенсации подлежит любой экономически оцениваемый ущерб, понесенный потерпевшим государством. Репарации применяются, когда причиненный вред не покрывается реституцией.
Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета. Ресторация представляет собой восстановление государством-правонарушителем прежнего правового состояния объекта (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим расходов).
Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, возмещение вреда, причиненного чести и достоинству потерпевшего государства. Как правило, сатисфакция выражается в форме официального выражения сожаления, сочувствия, соболезнования, принесения извинений, официального признания факта правонарушения.
Международно-правовая ответственность может выходить за рамки возмещения ущерба или восстановления нарушенных прав и принимать формы ограничительно-карательного характера. К таковым относятся чрезвычайные сатисфакции и чрезвычайные репарации. Чрезвычайные сатисфакции представляют собой временное ограничение суверенитета и правоспособности государства. К ним относятся приостановление деятельности государственных органов и осуществление их полномочий органами других государств, упразднение отдельных политических институтов, оккупация, демилитаризация или сокращение вооруженных сил, контроль за использованием научного и промышленного потенциала и другие меры. Чрезвычайные репарации выражаются в ограничении правомочий государства по распоряжению своими материальными ресурсами. Целью такой меры является исключение факторов, способствовавших совершению международных преступлений.
Наряду с международно-правовой ответственностью государств действует ответственность физических лиц за нарушение мира, безопасности, законов и обычаев войны. Военные преступники подсудны международным военным трибуналам и национальным судам государств, на территории которых были совершены преступления. Составы преступлений, за которые физические лица подвергаются международной уголовной ответственности и процессуальные нормы деятельности международных военных трибуналов зафиксированы в различных международных документах (например, в Уставе международного военного трибунала 1945 г., Женевских конвенциях 1949 г.). Согласно нормам международного права к военным преступлениям и преступлениям против человечности неприменим срок давности.
Механизм реализации ответственности предусматривает право потерпевшего государства использовать принудительные средства, если государство-нарушитель отказывается добровольно нести ответственность. Таким способом принуждения являются международно-правовые санкции (контрмеры).
Санкции – это принудительные действия, применяемые субъектом международного права в ответ на правонарушение, с целью пресечения правонарушения и обеспечения ответственности правонарушителя. Контрмеры не могут быть превентивными и не являются формой ответственности, их цель – обеспечить восстановление нарушенных прав субъектов международного права. Санкции могут носить вооруженный и невооруженный характер соразмерно степени тяжести правонарушения. Они осуществляются в особом процессуальном порядке в тех случаях, когда правонарушитель отказывается восстановить права потерпевших и добровольно выполнить понести ответственность.
Санкции подразделяются на индивидуальные (самопомощь) и коллективные (с помощью международных организаций). К санкциям, осуществляемым с помощью международных организаций, являются следующие: приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности. К индивидуальным санкциям относятся реторсии, репрессалии, непризнание, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона.
Реторсии – это принудительные меры, направленные на ограничение интересов другого государства. В международной практике используются следующие формы реторсий: ограничение импорта товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством; отзыв посла; выдворение из страны дипломатов; отмена запланированных визитов главы государства. Мерами международно-правового принуждения реторсии выступают в тех случаях, когда они являются ответом на международное правонарушение. Однако реторсии могут использоваться и как меры политического давления в ответ на недружелюбный, но правомерный акт другого государства (например, ограничение въезда на территорию одного государства граждан другого государства).
Репрессалии – это ответные принудительные меры, направленные на ограничение прав и интересов государства-нарушителя, в обычных условиях охраняемых международным правом. В отличие от реторсий репрессалии всегда являются мерами санкционного принуждения, в противном случае они трансформируются в правонарушение. Международное право установило пределы применения репрессалий для недопущения злоупотребления ими. Современное международное право допускает лишь репрессалии экономического (эмбарго, бойкот) и политического (денонсация или аннулирование договоров) характера. К политической форме репрессалий относят непризнание – отказ государства признавать ситуацию, порожденную неправомерными действиями правонарушителя (непризнание противоправных договоров, территориальных изменений и т.д.). Вооруженные репрессалии (бомбардировки, интервенции, блокады) запрещены и рассматриваются как акты агрессии. Недопустимо ущемление в порядке репрессалий принципа уважения права человека (Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.).
Самооборона - это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в ответ на вооруженное нападение (ст. 51 Устава ООН). Данные меры должны быть соразмерны правонарушению, в ответ на которое предпринимаются, и ограничены территорией пострадавшего государства.
Следует отметить, что институт международно-правовой ответственности переживает процесс становления. Общепризнанных мер ответственности, зависящих от характера нарушений международно-правовых норм, в международном праве не существует, зачастую определение меры ответственности является предметом соглашения. Показателем эволюции института ответственности за совершение международных преступлений стало учреждение в середине 1990-х гг. Международного уголовного трибунала по преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии, и Международного уголовного трибунала для Руанды для преследования лиц, виновных в геноциде и других нарушениях международного гуманитарного права. В 1998 г. принят Устав Международного уголовного суда ООН.