Тема: Западные страны на рубеже веков.
План:
1. Социально-экономическое и политическое развитие.
2. Конституционные модели и кризис демократии.
3. Общественно-политическая мысль.
4. Культурное развитие.
В начале 1980 гг.двадцатого века разрозился новый экономический кризис. В этих условиях президент США Р. Рейган предложил политику, названную неоконсервативной революцией. В соответствии с идеологией консерваторов были сделаны следующие шаги: 1) были сокращены социальные расходы, в частности, на образование, медицину, пенсии. Цель: сократить расходную часть государственного бюджета; 2) снижение налогового бремени предпринимателей. Цель: способствовать развитию предпринимательства; 3) скоратить роль государства в экономике. Цель: способствовать развитию предпринимательства.
Во внешней политике Р. Рейган был «ястребом»: выступал за гонку вооружения. Однако в конце 80-ых гг. в связи с реализацией горбачевской концепции политики нового мышления в международной сфере, США был взят курс на сокращение вооружений.
Крушение СССР и социалистического лагеря в 1989 – 1991 гг. превратили США в главный центр силы в мире. Сформировалась однополярная система международных отношений, в которой гегемоном были США.
В самой Америке происходил экономический подъем. Президентом США являлся Уильям (Билл) Клинтон.
11.09.2011 г.произошел в США террористический акт: в высотные здания в Нью-Йорке врезались два самолета с пассажирами. Власти США обвинили в этом исламских террористов. Под предлогом борьбы с ними при президенте Джордже Буше-младшем американцы оккупировали Афганистан, Ирак, угрожали напасть на Северную Корею, Иран, Сирию. Сферами жизненных интресов США были объявлены огромные регионы, прежде всего богатые запасами нефти, газа. По инициативе США в НАТО были приняты новые страны Восточной Европы. Однако американская экспансия вызвала сопротивление, а также способствовало ухудшению положения в мировой экономике: в 2008 году США стали центром глобального экономического кризиса, охватившего весть мир. В 2009 году президентом США был избран Барак Обама – первый в американской истории чернокожий президент. С ним американцы связывали надежду на выход из кризиса. Однако в 2013 году, после переизбрания Б. Обамы, США – на грани дефолта.
В 1979 г. правительство консерваторов во главе с М. Тэтчер выступило в защиту « истинных ценностей британского общества». Началась «неоконсервативная революция» в Великобритании, которая означало конец «общества благоденствия». Неоконсервативная революция предполагала отказ от активной государственной социальной политики, создание условий для развития предпримательства. В основу угла – консеравтивные ценности социального неравенства, частной собственности, опоры на собственные силы, борьба с социальным иждивенчеством.
Были осуществлены следующие меры: 1) приватизация. Цели: способствовать развитию предпринимательства, созданию массового среднего класса, пополнению государственного бюджета. Эта цель была достигнута; 2) уменьшение роли государственного регулирования экономики – продажа государственных предприятий, 3) сокращение социальных программ. Цель – борьба с социальным иждивенчеством, сокращение безработицы, сокращение расходов государственного бюджета. Цель достигнута; 4) сокращение налогов. Цель: развитие предпринимательства. Цель достигнута. Итоги – противоречивые: 1) экономические – развитие предпримательства, оживление экономики; 2) социальные: население недовольно сокращением пособий, отказом государства от социальных обязательств. Поэтому в 1997 году длительное правление консерваторов было завершено: на парламентских выборах победили лейбористы.
Однако лейбористы продолжили с некторыми коррективами политику неоконсерваторов. Во внешней политике они придерживались проамериканской линии, поддерживали США в ее осуществлении агрессивной политики. Англия вместе с США участвовали в нападении на Афганистан, Ирак.
Во Франции на выборах 1981 г. был избран Президентом лидер социалистов Франсуа Миттеран. Были проведены социальные реформы в социалистическом духе, которые затрагивали интересы широких слоев населения: 1) сокращение рабочего дня; 2) увеличение отпусков; 3) расширение прав профсоюзов; 4) национализация ряд отраслей промышленности. Таким образом, реформы Ф. Миттерана касались трудового законодательства и существенно улучшили права рабочих и служащих.
Однако активная социальная политика не привела к экономическому росту. Напротив, возникли в стране экономические проблемы, заставившие правительство пойти по пути жесткой экономии. Популярность левых, социалистических партий упала. Усилилась роль правых, консервативных партий. В итоге – осуществление реформ было приостановлено. В 1995 г. Президентом Франции стал Ж. Ширак, в 2007 г. – Николя Саркози.
На данный момент времени Президентом Франции является Олланд. Он победил на выборах Н. Саркози, поскольку обещал французам вывести страну из экономического кризиса. В итоге Олланд сократил расход на государственный аппарат, проводит политику экономии. В социальном плане – проводник политики сексуальной толерантности. Он во Франции легализовал однополые браки, разрешил гомосексуальным семьям усыновлять детей, что вызвало во Франции в 2013 году массовые протесты, которые закончились многочисленными стычками с полицией.
Помимо легализации однополых браков серьезной проблемой для Франции является массовый наплыв эмигрантов. Тяжелые условия существования большинства из них, нежелание интегрироваться во французское общество, вызвали с 2005 г. серию погромов в городах, совершаемых молодыми выходцами из семей эмигрантов. Даные проблемы усиливают во Франции как консервативные настроения, так и настроения националистического толка. Их выражает Национальный фронт во главе с Жан-Мари Ле Пеном.
В Германии в 1982 году к власти пришел лидер ХДС Гельмут Коль. Его правительство сократило государственное регулирование экономику, провело приватизацию. Иначе говоря, осуществило политику неоконсервативной революции. В 1990 г. Германия объединилась.
Экономический крзис 1998 года затронул и Германию. К концу 90-ых гг. двадцатого века возникли новые финансово-экономические проблемы. С этими проблемами германское правительство не смогло справиться. Поэтому на досрочных выборах 2005 г. победили христианские демократы. Сформировалось правительство во главе с лидером ХДС Ангелой Меркель. Ее позиции упрочились после выборов в 2009 году. В 2013 году – новые выборы. А. Меркель сохранило место канцлера: немцы бояться, чтобы не было хуже. Германия – единственная страна из ЕС, которая держится «на плаву».
Подведем итоги. Модель макроэкономической политики, предложенная монетаристами, получила широкое распространение в 80-ые годы двадцатого века. По примеру политики администрации президента Р. Рейгана в США и кабинета М. Тэтчер в Великобритании были крайне идеологизированы. Они провозглашали отказ от идеи «государства благоденствия» и получили название в историографии «неоконсервативной революции». Схожие с рейгономикой и тэтчеризмом преобразования осуществляли также западногерманские христианские демократы.
Ратуя за сокращение государственного вмешательства в экономику, неоконсерваторы не отказывались от него полностью. Вместо широкомасштабного стимулирования спроса ставка была сделана на комплексное развитие факторов предложения. Причем речь шла не о прямом стимулировании производства со стороны государства, а лишь об обеспечении условий для естественного устойчивого развития. Стимулирование малого бизнеса происходило за счет налоговых льгот. Основными антиинфляционными мерами неоконсерваторов стали:
1) ужесточение контроля над денежным обращением и кредитной политикой;
2) сокращение расходной части бюджета за счет частичного свертывания социальных бюджетных программ, коммерционализация системы здравоохранения, образования, отказ от крупномасштабных программ по решениию жилищного вопроса;
3) увеличение доходной части бюджета с помощью широкой приватизации государственных предприятий.
В результате неоконсервативная революция привела к неоднозначным результатам. С одной стороны, она способствовала мобилизации созидательного потенциала рыночной системы, интенсификации процесса производства, развитию предпринимательства. В западных странах происходил рост валового продукта в расчете на душу населения. Также снизились темпы инфляции, значительно активизировался частный инвестиционный рынок.
С другой стороны, сокращение социальных программ, коммерционализация сферы образования и здравоохранения, вызвало негативную общественную реакцию. Поэтому уже в 90-ых гг. практические во всех западных странах, на фоне приход к власти нового поколения политической элиты, начался отход от принципов неоконсервативной политики.
В 90-ые годы к власти приходят новые представители политической элиты: в США – Б. Клинтон, во Франции – Л. Жоспен, в Великобритании – Э. Блэр, в ФРГ – Г. Шредер, в Италии – Р. Проди. С их приходом к власти начался пересмотр экономической стратегии и возрождение традиций социального государства. Но речь идет не о полном возвращении идеи государства благоденствия, не о реванше кейнсианцев, а о ренессансе концепции смешанной экономики.
Ключевую идею обновленной экономической стратегии сформулировал Б. Клинтон. Он призвал соотечественников не только пользоваться сегодняшним процветанием, но и инвестицировать в завтрашнее процветание. Решившись на существенное повышение налогов, американская администрация направила финансовые потоки на развитие высоких технологий и на решение социальных проблем. В 1998 г. в США была принята пятилетняя программа поддержки НИОКР. В соответствии с ней устанавливалась новая иерархия приоритетов инвестиционной политики: 1) оборонные исследования; 2) совершенствование космической техники; 3) биомедицинские исследования; 4) расширение границ человеческих возможностей и биотехнологии, изучение генома человекаи наследственности; 5) программы космических полетов и изучение аномальных явлений внеземного происхождения; 6) компьютерная и коммуникационная техника.
На Западе структурная перестройка экономики в частности выразилась в: 1) конверсия ВПК; 2) укрепление экологической безопасности производства ( в США частные фирмы стали оплачивать 60% расходов на природоохранные мероприятия, в ФРГ – 37%).
В 90-ых годах значительно активизировалась социальная политика государства. Однако социальная поддержка приобрела целевой характер и была продолжена линия на коммерционализацию образования и здравоохранения.
Расширение государственных расходов на НИОКР, конверсию ВПК, природоохранные мероприятия, социальную сферу потребовало пересмотра монетаристких приницпов бюджетной политики. В США в 90-ых гг. была разработана и достаточно успешно апробирована концепция «сбалансированного бюджета». В результате разработанная экономическая стратегия оказалась достаточно успешной: в 1995 – 1997 гг. наблюдался стабильный рост производства. Очень мощно стала выглядить американская экономика: в 1997 г. рост ВВП – 4% в год, безработица – ниже 5%, инфляция – ниже 2%.
Однако в ноябре 1997 г. произошел биржевой крах в Юго-Восточной Азии, который перерос в 1998 г. в мировой экономический кризис. Его последствия могли быть еще тяжелее, если бы неожиданно не упали мировые цены на нефть.
Теракт в Вашингтоне в 2001 году крайне усугубил нервозную обстановку на мировых рынках: 1) начались спекулятивные колебания цен на нефть и курсов ценных бумаг; 2) целые отрасли экономики пострадали от психологического шока, вызванного угрозами теракта: туризм, авиаперевозки, самолетостроение. В итоге темпы мирового экономического роста за 2001 год составили около 1,4%.
После начала антитеррористических операций в Афганистане и в Ираке – 2002 и 2004 гг. ситуация на мировом рынке еще более сильнее усложнилась. С мая 2002 г. по май 2003 г. курс евро по отношению к доллару вырос на 26%. В 2004 – 2006 гг. эти трудности усугубились ажиотажным спросом на нефтяном рынке. К весне 2005 г. цены на нефть достигли небывалого высокого уровня: 57 долларов за баррель. Еще сильнее дестабилизировал мировую экономику глобальный экономический кризис 2008 года, зародившийся на американском иппотечном рынке.
Продолжается развитие ресурсосберегающих технологий. Толчок к этому процессу – структурный экономический кризис 70-ых годов. Результат процесса развития рескрсоосберегающих технологий – американское машиностроение: с 1973 г. по 1986 гг. расход потребления бензина упал с 18 литров на 100 км до 9 литров на 100 км. К 2013 году – менее 5 литров.
В конце двадцатого века продолжилась информационная революция, которая началась в США в 60-ых гг. прошлого века, с появления первого микропроцессора. В 1985 году - «знаковое событие»: изобретена информационная среда WINDOWS. В дальнейшем логика развития компьютеных программ – в следующем: наращивание их функциональных возможностей при постоянном упрощении работы пользователя – интрефейса. Культура интефейса – это новая компьютерная культура, появившаяся в результате информационной революции. Ее суть – в том, чтобы преодалеть психологический стресс от общения человека с машиной, создать дружественную культуру. В конце 90-ых гг. появляются мощные процессоры «Пентиум-2», а затем и «Пентиум – 3». Стоимость компьютера снизилась с 300 долларов в 1983 году до 14 центов в 1996 г. В конце двадцатого века получили широкое распространение ноутбуки – миниатюрные компьютеры. Можно назвать людей, которые воплощали идеи информационной революции, и в этом смысле являлись революцинерами – Стив Джобс и Билл Гейтс.
Одно из важных последствий информационной революции – появление глобальной сети «Интернет». Зародившись в 60-ых годах прошлого века в результате разработок ВПК, к 90-ым годам инернет превратился в мощный социально-экономический, политический и культурный ресурс. Если в 80ые годы сетью пользовались как электронной почтой, то уже в 90-ые годы появилась возможность общения в интренете в режиме реального времени.
Развитие информационных технологий – к информатизации финансовой сферы: появление дебетовых карточек, электронных денег, виртуализации экономического пространства. Таже произошли изменения и в отраслевой структуре экономики. Сфера услуг обогнала по темпам роста промышленность и вышла на ведущее место по динамике инветиций численности знаний – две трети от общего числа. В 1990-ых гг. в США в сфере услуг работало уже 73% всех занятых.
Изменения, происходившие в экономической подсистеме общества (неокнсервативная революция, а, главным образом, информационная революция) оказали воздействие и на изменения в социальной структуре общества. Уже в середине двадцатого века наблюдалась социальная трансформация: жесткая классовая поляризация западного общества начала сменяться дифференцированной, «многоярусной» социальной структурой, большую часть «этажей» которой заполнили представители «нового среднего класса». Произошла «революция менеджеров», возрасла доля умественного труда, повысилась роль «белых» и «синих воротничков». Эти изменения были связаны, прежде всего, с закрпелением новых форм отношений собственности и трудовых отношений, с минимизацией противоречий между «трудом» и «капиталом».
Расширению средних слоев общества, то есть среднего класса, способствовало не только «размывание собственности», но и существенные изменения в структуре доходов. Если раньше социальное неравество было жестко привязано к собственности на недвижимость, а потом, с середины двадцатого века – к собственности на средства производства, то теперь, на рубеже веков, такой привязки не наблюдается. Теперь знания, человеческий капитал выступают в качестве главного фактора производства.
В 60-ые годы двадцатого века сложилось общество потребления, то есть некие унифицированные стандарты потребления, которые превратились в демонстрацию социального статуса. Некий стандарт потребления – это еще и вопрос социального престижа. В 50-60-ых гг. такой стандарт включал в себя обладание холодильником, телевизором, стиральной машинкой, автомобилем – «четыре туза» (Мишель Винок). Суть потребительского общества хорошо выразил П. Бурдье: не воздерживаться, беречь, поступать расчетливо, а потреблять, тратить, наслаждаться.
Почти вся вторая половина двадцатого века – под знаменем общества потребления. Его идеологию нещадно критиковал Э. Фромм, показывая губительный характер социальной установки «иметь», а также Г. Маркузе, показавший скудный, ограниченный характер бытия «одномерного человека».
Господство общества потребления привело к изменению содержания и факторов социализации. Если раньше социализация индивида была зависима от объективных критериев (собственность, занятость в производстве, уровень доходов), то со второй половины двадцатого века – от субъективных, то есть от психологических факторов, от самоощущения самого индивида.
Однако в конце двадцатого века заговорили о кризисе общества потребления, о кризисе идентичности, о том, что средний класс уже не выступает в качестве социальной опоры правящего политического режима. Если в двадцатом веке средний класс – гарант социальной стабильности, то после экономического кризиса 2008 года, средний класс, неудовлетворенный тем, какие антикризисные меры предпринимаются правительством, вышел на улицы.
Современное западное общество – в кризисе. Этот кризис можно назвать кризисом идентичности. Он порожден инновационным характером развития информационного общества, перманентной изменчивостью современной культуры. Современный человек вынужден постоянно терять свою идентичность с тем, чтобы потярять ее вновь. Современное общество – это мобильное, изменчивое общество. Многообразие установок, ценностей, стереотипов – порождение изменяющегося общества. Именно они диктуют человеку приспосабливаться к новым социальным ролям, моделям поведения. Прежнее монокультурное восприятие, то есть деление на «своих» и «чужых», то есть предельно ясная идентичность, заменяется поликультурным мировосприятием, которое актуализирует такие личностные качества как динамизм, критичность, высокая коммуникативная культура.
Кризис идентичности (песня Шевчука «Кто ты») выражается, в частности, и в распорстранении имиджевой, игровой форм поведения. На смену шекспировской формуле «весь мир театр, а люди в нем актеры» приходит метаформа Моэма: «Актер живет на сцене, а в жизни он играет». Ощущение «неполной реальности мира», характерное для игровой концепции жизни, порождает раскрепощенность социального поведения, относительную легкость адаптации к новым условиям, способность к гибкому моделированию социальных ролей.
Социализация индивида в рамках подобного сообщества представляет собой не усвоение групповых ценностей и норм поведения, а построение определенного личностного имиджа, который является результатом социального творчества индивида.
Имиджевая модель поведения предполагает особую значимость неформального межличностного общения. По сути имидж – свободное самоопределение человека. Иметь имидж – это значит заявить окружающим о своем личном стиле жизни и быть услышанным.
Имиджевая модель поведения способствует к тому, что в обществе стремительно нарастает многообразие поведенческих моделей, ценностный и мотивационный плюрализм. Под воздействием этих факторов менятеся и вся стратификация общества. Современная социальная стратификация приобретает большую гибкость, многмерность, фрагментарность. На смену нормативной, предписывающей социализации человека приходит спонтанная самоорганизация социальных групп. По выражению Н. Лумана, общество становится коммуникативным.
Распространие имиджевой модели поведения и игровой концепции жизни создают угрожающий разрыв между «социальной реальностью» и «социальной виртуальностью». Происходит «размывание» привычных категорий идентичности, основанных на групповой солидарности и культурных традициях. Традиция начинает восприниматься как искусственное ограничение самовыражения человека. Опасность такой тенденции состоит в том, что это привело к глобальному ценностному и мотивационному кризису, к кризису сознания, который составляет содержание понятия «крищис идентичности».
На смену классической идентичности по этническому, социальному, половму признакам, приходит новый тип идентичности. В условиях информационного общества происходит переход к совершенно новой системе самоидентификации, позволяющей свободно моделировать собственное «я» из многобразных информационных ресурсов окружающего мира, конструировать собственую идентичность.
Понятно, что кризис идентичности, выраженный, в частности, в политике мультикультуризма, толерантности, образующий содержание демократических ценностей (уважение прав меньшинства) вызывает негативные реакции (Брейвик), всплеск националистических настрений.
Становление конституционализма как особого типа правового сознания началось еще в шестнадцатом-семнадцатом веках. Можно выделить следующие конституционные модели:
1) либеральную. Основана на естественных правах человека, на правовом государстве, разделении властей, роль государства – к «ночному сторожу», развитая экономическая и политическая конкуренция. Впервые эта модель была реализована в США, затем – в Великобритании;
2) авторитарную. Ее характерные черты этатизм, патернализм, религиозные представления, этические ценности. Многопартийность, парламентаризм – формальный характер. Развитая система вождизма. Примеры – Польша Ю. Пилсудского, режим Хорти в Венгрии, современная путинская Россия;
3) тоталитарную. Основана на этнократии, партократии, на первом месте – не интересы и права человека, личности, а народа, тотальное огусударствление всех сфер общественной жизни, вождизм, однопартийность, единая государственная идеология, государственная система террора, строительство концетрационных лагерей, проведение политики санации – очищение общества от нелояльных элементов. Уничтожение автономности гражданского общества. Примеры – гитлеровская Германия, сталинский СССР;
4) социально-либеральную, или либерально-этатисткую, то есть смешанную. В этой модели либеральный подход сочетается с принципом этатизма. Защита естественных прав – важнейшая задача конституционного регулирования. Народ – источник власти и реальный субъект конституционных правоотношений. Социальное государство и развитое гражданское общество. Децентрализация власти, развитие местного самоуправления. Партии – ключевые субъекты политического процесса, осуществляющие государственные властные функции. Пример – ФРГ.
На рубеже двадцатого-двадцать первого века – «кризис демократии». Он, в частности, выразился в следующем:
1) массовая политическая апатия в западном обществе, разочарование и скептицизм по отношению к идеям демократии;
2) Снижается доверие граждан к институтам, которые обладают атрибутами публичной власти. Причина – злоупотребление властью, коррупция, патернализм, непрофессионализм политической элиты.
В качестве причин кризиса демократии можно назвать следующие: а) проиворечивый характер самой демократии. Демократия зародилась как средство преодаления конфликта между трудом и капиталом. Демократия обязана реагировать на «новые вызовы». Она – средство осуществления власти народа, большинства. Однако в тоже время демократические государства не могут и не должны подстраиваться под ситуативные изменения общественных настроений, подчиняться требованиям маргинальных масс; б) крах мирового социализма: угрозы со стороны «империи зла» ликвидировались вместе с самой советской империей.
Кризис демократии необходимо рассматривать в контектсе с кризисом идентичности. В условиях радикального обновления социальной структуры, формирование новых типов мотивации и мышления стала снижаться роль всех традиционных институтов социализации. Семья, система образования, политические партии все меньше и меньше способны транслировать на индивида упорядоченные ценностные установки и культурный опыт. Происходит утрата «культурного контекста». Человек все чаще ощущает себя в необычной, непредсказуемой ситуации. Вместо того, чтобы соотносить свое «я» с устоявшимися категориями, современный человек пытается найти ответы в собственном мышлении, мнении. На этом фоне возрастает значимость других инситутов социализации – открытых, мобильных. Среди них особое место занимают СМИ.
Необходимо отметить, что в индустриальном обществе религиозная и метафизическая картины мира уже не соответствовали запросам западного общества. К этому времени завершилось формирование классической научной парадигмы, ориентированной на позитивные знания. Под влиянием позитивизма в общественно-политической мысли информационного общества закрепились идеалы научности, объективизма, утилитаризма. Наиболее ярко сущность позитивистской идеологии отразилась в классических концепциях либерализма и марксизма. В основу этих доктрин легли механистические представления о социальном порядке, идеи договорной природы власти и гражданского общества, материалистическая трактовка исторического процесса. Возникшие противоречия в процессе формирования индустриального общества отразились в доктрине анархизма. В качестве альтернативы прогрессистским социально-политическим доктринам формировался консерватизм. Основу консервативного стиля мышления и восприятия мира составил традиционализм. Окончательно идеологическое пространство информационного общества сложилось во второй половине девятнадцатого века.
Двадцатый – двадцать первые века – эпоха свободы, перемен, реформ. Неудивительно, что либеральная идеология стала достаточно популярной. В основе либеральной доктрины лежит понятие свободы: представление о человеке как самодостаточной личности, о равенстве людей в правах на личную свободу, неприемлемости любых форм деспотизма, произвола, ограничивающих демократические свободы. Восприятие свободы как позитивного социального принципа заставила либералов пересмотреть свои взгляды на социальную справедливость. Ревизия либеральных идей привела к появлению социального либерализма. В эволюции либерализма большую роль сыграли кейнсианство, институционализм, фрайбургская школа ортолиберализма, антиутопизм.
Сейчас либеральная идеология отождествляется с такими понятиями как терпимость, толерантность, открытость, признание прав меньшинства. В частности, сексуальных и национальных меньшинств.
Левая идеология, ее представители вынуждены были идеологически дрейфовать в сторону демократии. В противном случае социализм перестал бы отвечать «вызовам» времени. Основные идеи социал-демократизма – борьба за демократизацию политической системы, улучшение условий труда, противоборство с политическим экстремизмом, включая большевизм и фашизм. Социал-демократия формировалась в сложных исторических условиях: у нее были враги как «слева» (ортодоксальные марксисты), так и «справа» (национал-социалисты). В 1951 году социал-демократическая доктрина нашла свое институциональное оформление в виде Социалистического интернационала. Проводниками идей социал-демократии были такие видные политические и исторические деятели как В. Брандт, У. Пальме, Ф. Миттеран, Л. Жоспен, Э. Блэр, Г. Шредер. Институционально социал-демократическую идеологию выражали следующие партии: лейбористская в Великобритании, СДПГ в Германии, ФСП во Франции, Партия демократических левых в Италии.
Международное коммунистическое движение находилось под большим влиянием Москвы. Политические, идеологические союзы членов Коминтерна с социал-демократами, с социал-нацистами объясняются сменой внешнеполитических курсов СССР. Победа СССР в Великой отечественной войне, во Второй мировой войне способствовало усилению влияния коммунистического движения. После Второй мировой войны мир был поделен на сферы влияния СССР (социалистический лагерь) и США (капиталистический лагерь). В международных отношениях сформировалась двухполюсная система. В июне 1948 года, на втором заседании Коминформа, были окончательно закреплены идеологические и политические основы социалистического лагеря: право СССР на вмешательство во внутренние дела других социалистических стран, признание универсальности советской модели социализма, приоритет задач, связанных с обострением классовой борьбы. На Западе наиболее видными представителями марксизма являлись философы Т. Адорно, Г. Маркузе, Д. Лукач, А. Грамши.
К началу Новейшего времени консерватизм окончательно утратил свою социальную базу. Консервативная доктрина переживала идеологический кризис. В первой трети двадцатого века консервативные партии в англо-саксонских странах начали сближение с либерализмом. В итоге получилась ультралиберальная идеология – либертаризм. Первым шагом на пути формирования либертарной идеологии стала разработка теории социал-дарвинизма (Г. Спенсер, У. Самнер). Адепты социал-дарвинизма доказывали применимость идеи естественного отбора в отношении социума и отрицали прогрессивное значение любых социальных преобразований, включая революции и реформы. Во второй половине двадцатого века либертарная идеология развивалась в русле экономической теории (Хайек). Крах «государства благоденствия» дал толчок для формирования нового течения консервативной мысли – неоконсерватизма (Р. Солоу, Д. Белл, М. Фридмен). Неоконсервативную идеологию воплощали в социальных практиках государственно-политические деятели Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак, Д. Буш-младший.
Однако неоконсерватизм, либертаризм довольно слабо выражали надежды и чаяния широких масс, не смогли ответить на многие актуальные современные вопросы. В итоге сформировалось другое консервативное течение общественно-политической мысли – социальный консерватизм. Характерными чертами социального консерватизма являлись этатизм, связанный с ним патернализм, идея активной социальной политики государства. Идеи социал-консерватизма нашли свое выражение в творчестве и политической деятельности Б. Дизраэли, Д. Чемберлена, О. фон Бисмарка. Если идеология либертаризма развивалась преимущественно в области экономической теории, то идеология социального консерватизма – в русле социологии и политологии (Г. Моска, В. Парето, М. Вебер, Р. Михельс).
Проблемы духовной и политической свободы в концепции христианской демократии присутствует в творчестве видных западных философов, переосмысливших основы христианской идеологии (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Э. Мунье, Г. Марсель).
Идеологию солидаризма, коммунитаризма представлена в трудах следующих мыслителей: О. Конта, Л. Дюги, Н. Лосский, С. Франк, И. Ильин и др.
В качестве идеологических источников фашисткой идеологии можно рассматривать философские взгляды Ф. Ницше, О. Шпенглера. Фашисткие идеологемы содержатся в творчестве Б. Муссолини, А. Гитлера. Национализм, корпоративизм, органицизм, нацеленность на тотальность, концепции консервативной революции, расизма Ж. Гобино, А. Розенберга, неприязнь интернационализма и классовой борьбы, идеология господства – вот что составило философско - мировоззренческий остов фашисткой идеологии. История наглядно показала антигуманистическую направленность фашисткой, националистической идеологий, которые привели в конечном счете к гуманитарной катастрофе. Не удивительно, что распространение национал-социалистической идеологии преследуется по закону.
Рассмотрение вопроса о современном протестном движении можно рассмотреть с помощью трех-пяти докладов. Тематика докладов может быть сформулирована следующим образом: «Основные идеи философии новых левых – представителей Франкфуртсткой школы (на примере творчества Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромма, Ю. Хабермаса»); «Философские концепции феминизма», «Контркультура, рок и молодежная среда»; «Антиглобализм и экологическое движение»; «Новые правые» и «новые левые» о глобальных проблемах современности».
Напомним, что культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, форма и результат человеческой деятельности.
Во второй половине двадцатого века – рост популярности философии экзистенциализма. Представители: Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер. Они проповедовали идеи абсурдности окружающего мира, внутренней свободы человека как возможности сделать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков, отказаться от потребительского отношения к бытию.
Остро ставили социальные вопросы современности в своем творчестве Э. Фромм, Г. Маркузе. Они подевергли критике господствующее общество потребления, показали альтернативу социального развития – господство многомерных, бытийствующих личностей.
Еще одно популярное философское течение – философия жизни. Видный представитель – Хосе Ортега-и-Гассет. В своем творчестве Ортега заявляет, что культура в двадцатом веке переживает кризис. Говоря о современной культуре, испанский философ особо выделяет проблему противоречия между элитарной и массовой культурами. Он показал опасность для культуры «восстание масс» как в условиях тоталистаризма, так и в условиях демократии, когда массовая культура, проникнутая стремлением лишь к чувственным наслаждениям и удовольствиям, самоуверенная и агрессивная, распространяется все шире. Существующая по законом рынка, ориентриуясь на максимально широкий сбыт, на простейшие, примитивные потребности и вкусы толпы, такая культура характеризуется развлекательностью, доступностью, утратой уникальности. У массовой культуры широкое поле деятельности: поп-музыка, реклама, эротическая и криминальная киноматография, оиносериалы, детективная литература.
В современной литературе популярен стиль фэнтези, в котором авторы произведений помещают своих героев в придуманный ими мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичианина Джона Рональда Толкиена, а также появившиеся на стыке двадцатого-двадцать первого веков романы о мальчике-волшебнике Гарри Потере Джоан Ролинг.
В изобразительном искусстве началась эпоха постмодернизма. В отличие от модернизма, который следовал определенным нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных стилей, художественных форм и приемов, представлении об отсутствии разницы между реальностью и вымыслом.
В 60-70-ые гг. двадцатого века возник поп-арт, что переводится как популярное искусство. Поп-арт получил дальнейшее распространение на рубеже двадцатого - двадцать первого веков. Суть поп-арта заключается в том, что любая вещь может стать предметом искусства. Художник не создает свое произведение, а собирает, составляет, конструирует его из различных материалов. Получившееся «нечто» объявляется фактом искусства.
Помимо изобразительного искусства поп-арт занял господствующее положение и в других жанрах. Именно с ним связывают появление в 60-ых гг. двадцатого века рок-н-ролла. В музыкальной сфере его классиками являются Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз».
«Роллинг Стоунз» является хрестоматийным примером английской классической рок-музыки. Музыканты этой группы создали себе имидж бунтарей.
Невероятно популярен был шведский коллектив АББА, создавший в ритме диско потрясающие вещи.
С середины двадцатого века становится популярным мюзикл – музыкально-драматическое произведение, включающее пение, танцы, речь. Особенно популярны мюзиклы, написанные английским композитором Л. Веббером. Например, «Иисус Христос-суперзвезда».
В конце двадцатого века на вершине музыкального Олимпа находились Мадонна и Майкл Джексон. Если Мадонна начала карьеру как танцовщица и актриса, то Майкл Джексон, помимо уникального тембра голоса, обладал уникальной платикой движения («лунная походка»). Мадонна давала в России концерт в 2012 г. Ее поддержка сексуальных меньшинств вызвала бурную реакцию официальных властей г. Санкт-Петербурга.
В двадцать первом веке наиболее популярными на Западе являются следующие рок-группы: «Мьюс», «Расмус», «Рамштайн», «Слип Нот».
Примечательно, что в США в двадцать первом веке становится популярной электронная музыка. Moby - один из первых диджеев, доказавших, что в электронной музыке есть смысл, эмоции и творчество. После выхода ставших мультиплатиновыми дисками «Play» (1999 г.) и «18» (2000 г.) он моментально превратился в супер-звезду, а в клубах стали популярны техно и хаус.
В целом для культуры двадцать первого века характерен процесс глобализации. Единые эстетические вкусы, стандарты, стереотипы начинают господствовать в культуре разных стран и народов, стираются культурные границы между странами. Наример, в июне 2013 году «Рамштайн» выступил с концертами в Самаре, а в августе этого же года – «Расмус» в Волгограде.
Таким образом, изменения произошли следующие: 1) в экономической сфере – информационная революция. Последствия: господство третичного сектора экономики, информация – главный фактор производства, автоматизация производства, виртуализация экономического пространства, увеличение роли финансового сектора экономики, его отрыв от реального. Об этом – мировые экономические кризисы 1998 и 2008 гг.; 2) в политической сфере – переход от «неконсервативной революции» к реализации политики «смешанной экономики», к инновациям и модернизациям, эволюция общественно-политической мысли в сторону социального либерализма, социального консерватизма и социал-демократии, эволюция конституционной модели; создание ЕС – европейский проект интеграции; 3) в социальной сфере – появление мощного среднего класса, распространение игровой концепции поведения, имиджевой формы поведения, «революция менеджеров», превращение среднего класса из опоры политического режима в оппозицию, крах общества потребления, кризис идентификации, маргинализация как актуальная социальная проблема; 4) в культурной сфере – плюрализм, поликультурность, распространение контркультуры, протестных форм, господство поп-культуры, культурная глобализация и унификация.