Тема 22. Конституционный статус Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти

План

Введение.

1. Правительство РФ в системе органов государственной власти.

2. Принципы деятельности Правительства РФ.

3. Компетенция Правительства РФ в экономической и социальной сфере.

Заключение.

Методические рекомендации

Введение.

В содержании первого вопроса в обязательном порядке должно быть отражено место Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти. Конституционный статус Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти. Состав Правительства РФ. Порядок формирования Правительства РФ. Взаимоотношения Правительства РФ с Президентом Российской Федерации и Федеральным Собранием РФ.

Второй вопрос должен быть посвящен принципам деятельности Правительства. Особое значение в работе Правительства имеют такие принципы как: верховенство закона, народовластие, федерализм, разделение властей, гласность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

В третьем вопросе автор должен исследоватьосновные направления деятельности Правительства РФ в таких важных сферах как экономическая и социальная. Обратиться к проблеме бюджетного законодательства, а также к вопросам формирования экономически конкурентоспособного государства и борьбы с бедностью в нашей стране.

Заключение.

Альтернативные варианты тем курсовых работ, касающиеся проблем деятельности исполнительной власти в РФ:

Тема 22/1. Структура и полномочия федеральных органов исполнительной власти.

Тема 22/2. Компетенция Правительства РФ.

Тема 22/3. Конституционная ответственность Правительства РФ.

Тема 22/4. Акты Правительства РФ: порядок принятия, опубликования и вступление в силу.

Тема 22/5. Конституционные основы административной реформы исполнительной власти.

Тема 22/6. Правовые проблемы совершенствования системы центральных органов исполнительной власти.

Тема 22/7. Система исполнительной власти в РФ.

Теме 22/8. Порядок назначения и конституционно-правовой статус Председателя Правительства РФ.

Литература

1. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. – 1997. – № 3.

2. Ершов В.Н. К вопросу о толковании ч.4 ст.111 Конституции РФ // Журнал российского права. – 1999. – 5/6. – С. 50.

3. Звягин Ю. Г. О чем заставил задуматься правительственный кризис // Журнал российского права. – 1999. – 5/6.

4. Зимин В. А. Исполнительная власть в Российской Федерации. – Самара: Научно-технический центр, 2005.

5. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления / Под ред. А. И. Бобылева. – М.: Право и государство, 2003.

6. Исполнительная власть в Российской Федерации: научно- практическое пособие / А. Ф. Ноздрачев, Ю. А. Тихомиров, И. Г. Цыганков / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. – М.: БЕК, 1996. – 258 с.

7. Крылов Б. С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал российского права. – 1998. – № 6.

8. Надеев Р.К. Структура федеральных органов исполнительной власти. Нужна система // Журнал российского права. – 1999. – № 3/4. – С. 19.

9. Окуньков Л. А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права. – 1998. – № 9.

10. Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство. – 2000. – № 9.

11. Полянский И. А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти // Правоведение. – 1999. – № 4. – С. 18-27.

12. Федеральные законы и исполнительная власть // Журнал российского права. – 1997. – № 3.

13. Пронина В. С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. – 1998. – № 2.

14. Тихомиров Ю.А., Петухов В.Н., Игнатюк Н.А. Законопроектная деятельность федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. – 1997. – № 5.

15. Чепунов О. И. Исполнительная власть в Российской Федерации: историко-правовой и институциональный анализ. – М., 2001.

16. Шаблинский И., Сахаров Н., Ожиганов Э. Президент — правительство — исполнительная власть: российская модель. – М, 1997. – 68 с.

Тема 23. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности

План

Введение.

1. Судебная власть в системе разделения властей.

2. Конституционные принципы правосудия в РФ.

Заключение.

Методические рекомендации

Введение.

По первому вопросу необходимо дать определение судебной власти. Назвать и раскрыть специфические признаки, отличающие судебную власть от других ветвей власти государства. Свойства судебной власти: самостоятельность, исключительность, подзаконность, полнота. Отразить развитие законодательства о судебной системе в РФ. Ее место в системе разделения властей Российской Федерации. В чем заключается единство судебной системы Российской Федерации.

По второму вопросу необходимо детально рассмотреть конституционные принципы правосудия в РФ: законность; осуществление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только Конституции и федеральному закону; несменяемость судей; неприкосновенность судей; открытость судебного разбирательства; запрет заочного разбирательства уголовных дел (кроме случаев, прямо предусмотренных законом); состязательность и равноправие сторон; коллегиальность, участие граждан в отправлении правосудия. Право обвиняемого на защиту, язык судопроизводства.

Заключение.

Альтернативные варианты тем курсовых работ, касающиеся проблем судебной власти в Российской Федерации:

Тема 23/1. Конституционные основы судебных гарантий в РФ.

Тема 23/2. Институт народных, присяжных и арбитражных заседателей.

Тема 23/3. Презумпция невиновности как конституционный принцип.

Тема 23/4. Конституционно-правовой статус судей.

Тема 23/5. Проблемы судебной реформы в Российской Федерации.

Тема 23/6. Юридическая природа актов судебных органов.

Литература

1. Абросимова Е. Б. Суд в системе разделения властей: российская модель: (Конституционно-теоретические аспекты): Уч. пособие. – М.: Проспект, 2002.

2. Абросимова Е. Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. – М.: Ин-т права и публичной политики, 2002.

3. Абросимова Е. Б. Парламент и суд в Российской Федерации // Конституционный строй России. Вып. 2. – М., 1995.

4. Барак А. Судейское усмотрение / Пер. с англ. – М.: Норма, 1999.

5. Дмитриев Ю. А., Черемных Г. Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. – 1997. – № 8.

6. Ефремова Н.Н. Генезис судебной власти в России // Государство и право. – 2005. – № 7. – С. 88-94.

7. Карнозова Л. М. Суд присяжных в России: инерция профессии и проблемы реформирования // Государство и право. – 1997. – № 10.

8. Изварина А.Ф. Мировые судьи в России начала XXI века. Учебное пособие. – Ростов-на/Д: Издательский центр «МатР», 2002. – 176с.

9. Клеандров М.И. О совершенствовании механизма отбора кандидатов в судьи и наделении их судейскими полномочиями // Государство и право. – 2005. – № 5. – С. 86-92.

10. Комкова Г. Н., Шудра О. В. Народное начало в правосудии как ограничение произвола судебной власти // Вестник Волжского ун-та. Вып. 1. – Тольятти, 1998.

11. Конституционное право Российской Федерации: Сборник судебных решений. – М., 2000.

12. Колбая Г.Н. О научном обеспечении судебной реформы // Журнал российского права. – 2005. – № 6. – С. 33.

13. Кутафин О. Е. Судебная власть в России: История. Документы: В 6 т. – М.: Мысль, 2003.

14. Лебедев В. И. От концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы // Российская юстиция. – 2000. – № 3.

15. Ледях И.А. Защита прав человека и конституционное правосудие // Права человека и политическое реформирование. – М., 1997.

16. Лесниевски Р., Лесниевски-Костарева Т.А. Свобода судьи а процессе назначения наказания и ее ограничение законодателем // Журнал российского права. – 1999. – № 11.

17. Максимов В. Определения Конституционного Суда – важный источник правовой информации // Российская юстиция. – 1999. – № 1.

18. Пилипенко Ю. С., Каримуллин Р. И. Российская судебная система в контексте нового Федерального конституционного закона // Журнал российского права. – 1998. – № 1.

19. Путин В.В. Новой России нужна сильная и независимая Судебная система // Российская газета. – 2000. – 26 января.

20. Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. – М., 1998.

21. Спасет ли судебную власть постановление Конституционного суда // Российская юстиция. – 1998. – № 11.

22. Судебная власть в России: Роль судебной практики: Уч. пособие / Сост. Ю. А. Тихомиров. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.

23. Судебная система России: Учеб. Пособие. – М: Дело, 2000. – 336 с. – (Сер. «Российское право: теория и практика»).

24. Ткачев В., Чепурнова Н. Единство судебной системы и принципы федерализма // Российская юстиция. – 1998. – № 12.

25. Чепурнова Н. М. Судебный контроль в Российской Федерации: Проблемы методологии, теории и государственно-правовой практики. – Ростов-на-Дону, 1999.

26. Яценко В.Н. Судебный контроль нормативных актов // Государство и право. – 2005. – № 11. – С. 22-29.

Тема 24. Конституционное правосудие
в Российской Федерации

План

Введение.

1. Конституционный Суд и его место в судебной системе РФ.

2. Решения Конституционного Суда РФ: их значение, юридическая сила и исполнение.

Заключение.

Методические рекомендации

Введение.

Приступая к рассмотрению первого вопроса, важно, в первую очередь, раскрыть понятие и виды конституционного контроля. Становление конституционной юстиции в России. Какое место занимает Конституционный Суд в системе судебной власти. Закрепление правового положения Конституционного Суда Российской Федерации по Конституции 1993 года. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Порядок назначения Председателя Конституционного Суда, его заместителей и судей. Основные принципы деятельности Конституционного Суда.

Содержание второго вопроса должно включать следующее: общие правила производства в Конституционном Суде. Решения, принимаемые Конституционным Судом, их юридическая сила и срок исполнения о конституционности законов; по жалобам, на нарушения конституционных прав и свобод граждан; о толковании Конституции Российской Федерации; о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Ответственность за неисполнение решений.

Заключение.

Альтернативные варианты тем курсовых работ, касающиеся проблем Конституционного правосудия в Российской Федерации:

Тема 24/1. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Тема 24/2. Регламент Конституционного Суда.

Тема 24/3. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации.

Тема 24/4. Порядок формирования Конституционного Суда РФ, структура и организация деятельности.

Тема 24/5. Толкование Конституции РФ.

Тема 24/6. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Тема 24/7. Уставной суд г. Санкт-Петербурга.

Литература

1. Анишина В. Правовые позиции Конституционного Суда России // Российская юстиция. – 2000. – № 12.

2. Баглай М.В. Конституционное правосудие в России состоялось. // Российская юстиция. – 2001. – № 10.

3. Белкин А. А. Вопросы юридической силы решений Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ. – 1997. – № 2. – С. 21 – 24.

4. Белкин А. А. Конституционная охрана: Три направления российской идеологии и практики – СПб.: Петрополис. 1995. – 144 с.

5. Белов С. А. Решения конституционных и уставных судов, их обжалование и пересмотр // Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга. – № 2. – 2001.

6. Бланкенагель А. «Детство, отрочество, юность» российского Конституционного Суда. – М., 1996.

7. Бондарь Н.С. Конституционное правосудие как фактор модернизации российской государственности // Журнал российского права. – 2005. – № 11. – С. 15.

8. Будаев К. Прокуратура и конституционные уставные суды // Законность. – 2000. – № 9.

9. Витрук Н. В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. – 1999. – № 3.

10. Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие для вузов – М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1998. – 384 с.

11. Витушкин В.А. Определение как вид решений Конституционного суда Российской Федерации // Журнал российского права. – 2005. – № 3. – С.10.

12. Волкова Н.С. Приемы формулирования решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. – 2005. –
№ 9. – С.79.

13. Гриценко Е. В. К вопросу о пределах подведомственности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга. – 2004. – № 2 (8). – С. 144-151.

14. Дорошков В.В., Павликов С.Г. Теоретико-правовые вопросы деятельности конституционной (уставной) и мировой юстиции Российской Федерации // Государство и право. – 2005. – № 7. – С. 115-117.

15. Жилин Н. А. Место конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в судебной системе страны // Вестник Уставного Суда Свердловской области. – 2000. –
№ 1 (2).

16. Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие // Российский Юридический журнал. – 2005. – № 12. – С. 30.

17. Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в европейском правовом поле // Журнал российского права. – 2005. – № 3. – С. 3.

18. Клеандров М.И. О совершенствовании механизма отбора кандидатов в судьи и наделении их судейскими полномочиями // Государство и право. – 2005. – № 5. – С. 86-92.

19. Колесников Е. В. Постановления Конституционных судов как источник российского конституционного права // Правоведение. – 2001. – № 2. – С. 32-53.

20. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Авт. колл. : О. В. Бойков, Г. А. Гаджиев, А. А. Гравина и др.; Под ред. В. И.Радченко, В. П. Кашепова; Верховный Суд Российской Федерации; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2003. – 482 с.

21. Кряжков В.А., Кряжкова О.Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в его интерпретации // Государство и право. – 2005. – № 11. – С. 13-21.

22. Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. – М.: БЕК, 1998. – 462 с.

23. Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). – М.: Формула права, 1999. – 768 с.

24. Митюков М.А., Станских С.Н. Письменное разбирательство в конституционном судопроизводстве: Россия и опыт зарубежных стран // Государство и право. – 2005. – № 10. – С. 5-13.

25. Митюков М. Исполнение актов Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации // Российская юстиция. – 2001. – № 6.

26. Селезнев Н. В. Конституционный Суд Российской Федерации в системе судебной власти / Научно-исследовательский институт проблемы укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. – М., 1998. – 60 с.

27. Судебная система России / С.А. Ботова, С.В. Боботов, О.Н. Ведерникова и др.; Отв. за вып. В. В. Ершов и др.; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. Российская правовая академия Минюста России. – М.: Дело, 2001. – 336 с.

28. Тиунов О. Решения Конституционного Суда РФ и международное право // Российская юстиция. – 2001. – № 10.

29. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: Коммент. – М.: Юрид. лит., 1996.

30. Ханс Х. Кляйн. Юрисдикция конституционного суда и структура Конституции. От правового государства к конституционному государству // Государство и право. – 1999. – № 8.

31. Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. – М.: Закон и право; ЮНИТИ, 1997. – 349 с.

32. Эбзеев Б. С. Толкование Конституции Конституционным Судом Российской Федерации: Теоретические и практические проблемы // Государство и право. – 1998. – № 5.

Тема 25. Конституционные основы организации
и деятельности Прокуратуры в РФ

План

Введение.

1. Прокуратура в российской конституционной системе власти.

2. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

3. Система и организация деятельности прокуратуры.

Заключение.

Методические рекомендации

Введение.

Ответ на первый вопрос должен включатьположения об органах прокурорского надзора в связи с их местом в механизме государства, а также об их основных задачах и функциях.

По второму вопросу курсовой работы следует дать анализ основных принципов организации и деятельности прокуратуры РФ: законность, публичность, единство и централизация, независимость от органов власти, общественных и политических организаций и движений, гласность, взаимодействие с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора.

Третий вопрос должен содержать положения о системе и конституционных основах организации прокуратуры Российской Федерации, о порядке назначения на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; о назначении прокуроров субъектов Российской Федерации и иных прокуроров.

Заключение.

Альтернативные варианты тем курсовых работ, касающиеся проблем деятельности Прокуратуры в РФ:

Тема 25/1. Участие прокуроров в деятельности органов государственной власти.

Тема 25/2. Участие прокурора в правотворческой деятельности.

Тема 25/3. Понятие прокурорского надзора, его цели и виды.

Тема 25/4. Надзор органов прокурорского надзора за исполнением законов.

Тема 25/5. Полномочия прокуратуры и судебная власть.

Тема 25/6. Взаимодействие прокуратуры с Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ.

Литература

1. Басков В.И. Прокурорский надзор. – М., 1998.

2. Бессарабов. В. Прокуратура в зарубежных странах // Законность. – 2000. – № 10. – С. 36.

3. Будаев К. Прокуратура и конституционные уставные суды // Законность. – 2000. – № 9.

4. Звирбуль В.К. Перспективы развития прокурорского надзора в правовом государстве // Советское государство и право. – 1990. – № 9. – С. 53.

5. Костенко Н.И. Прокуратура в системе разделения властей в Российской Федерации // Актуальные проблемы деятельности прокуратуры. – М., 1994. С. 101.

6. Костенко Н.И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. – 1995. – № 11.

7. Правоохранительные органы. Курс лекций. 2е изд. / Качалов В.И., Качалова О.В., Кукель В.В., Пономарев А.Н. –М.: Омега-Л, 2006. – 362 с.

8. Правоохранительные органы РФ. Учебник. – М.: Юрист, 2005. – 671 с.

9. Рохлин В. И., Сыдорук И. И. Прокурорский надзор: Защита прав человека: Нормативные акты. Анализ. Комментарии. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 482 с.

10. Скуратов Ю.И., Шинд В.И. Конституционные основы места прокуратуры // Конституционная законность и прокурорский надзор. – М., 1994. – С. 18-25.

11. Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. Круглый стол // Государство и право. – 1994. – № 5. – С. 15.

12. Шульженко Ю. Л. Конституционный статус прокуратуры РФ. – М.: Юрист, 2002.

Тема 26. Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации

План

Введение.

1. Конституционные основы организации и деятельности государственной власти в субъектах Российской Федерации.

2. Парламент субъекта Российской Федерации: порядок формирования и полномочия.

3. Исполнительная власть в республиках в составе РФ, областях, краях и автономиях.

Заключение.

Методические рекомендации

Введение.

Первый вопрос курсовой работы должен раскрывать основные конституционно-правовые начала организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Систему и их основные принципы деятельности. Формы взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей.

Во втором вопросе автору необходимо отразить основы правового статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Принципы избрания и состав законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Структуру и полномочия представительного органа власти.

Приступая к освещению в курсовой работе основных положений третьего вопроса, автор должен показать, какую роль играет исполнительная власть в системе органов государственной власти республик, краев, областей, автономий. Что представляет собой система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Какими полномочиями они наделены. Какое место в системе исполнительной власти занимает Высшее должностное лицо исполнительного органа государственной власти, его компетенция, порядок вступления в должность, а также какова юридическая сила издаваемых им актов.

Заключение.

Альтернативные варианты тем курсовых работ, касающиеся организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

Тема 26/1. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации.

Тема 26/2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

Тема 26/3. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Тема 26/4. Ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за нарушение федерального законодательства.

Тема 26/5. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Тема 26/6. Конституционно-правовые основы взаимоотношений Высших органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов федерации.

Тема 26/7. Законодательная власть в Санкт-Петербурге.

Тема 26/8. Правовой статус губернатора Санкт-Петербурга.

Тема 26/9. Государственные символы Санкт-Петербурга.

Литература

1. Андриченко Л.В. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации с экономическими субъектами // Журнал российского права. – 2005. –№ 6. – С.73.

2. Барциц И.Н. Федеративная ответственность: Конституционно-правовые аспекты. – М., 1999.

3. Белкин А.А. О некоторых вопросах разграничения предметов ведения и полномочий в российском федеративном устройстве // Право и жизнь. – 1996. – № 9. – С. 39-49.

4. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. – 1997. – № 3.

5. Добрынин Н.М. Проблемы правового регулирования отношений края (области) с входящими в их состав автономными округами // Государство и право. – 1998. – №7. – С.46-50.

6. Дудко И.Г. Юридическая природа постановлений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. – 2005. – № 1. – С.26.

7. Евсеев П.И. Некоторые вопросы развития бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. – 2005. – № 10. – С.29.

8. Евсеев П.И., Ялбулганов А.А. Проблемы правового регулирования полномочий субъектов РФ в сфере бюджетных отношений // Журнал российского права. – 2005. – № 2. – С.44.

9. Еремина О.Ю. Система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. – 2005. – № 11. – С.40.

10. Иванов В. В. «Сложнопостроенные» субъекты РФ: конституционная реальность и проблемы регулирования // Журнал российского права. – 1998. – № 12.

11. Игнатюк Н. А. Соотношение органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления // Журнал российского права. – 1998. – № 1.

12. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. – М.: Норма, 2001.

13. Киселева А.В. Принцип федерализма в Российской конституции. – Саратов, 1996.

14. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Авт. кол.: Е. Б. Абросимова, О. В. Афанасьева, В. В. Иванов и др. / Отв. ред. В. А. Кряжков. – М.: Городец-издат, 2002.

15. Курманов М.М., Хасанов М.Х. О гарантиях участия представительных органов муниципальных образований в законодательном процессе субъекта РФ // Журнал российского права. – 2005. – № 8. – С.17.

16. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика) / Институт государства и права РАН. – М.,1999.

17. Матейкович М.С. Проблемы правового регулирования в законодательных и иных органах государственной власти субъектов РФ // Государство и право. – 1997. – №7. – С.14-16.

18. Матейкович М.С. Проблемы правового регулирования выборов в законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации // Государство и право. – 1998. – №7. – С.51-56.

19. Масленников М.Я. Законодательство субъектов Российской Федерации об административной ответственности: правотворчество и центробежные импровизации // Государство и право. – 2005. – № 10. – С. 34-41.

20. Некрасов С.И. Конституционно-правовая ответственность субъектов внутрифедеративных отношений в Российской Федерации: специфика состава конституционного деликта, применяемых санкций, классификации // Государство и право. – 2005. – № 8. – С. 5-13.

21. Некрасов С.И. Конституционные основы статуса субъектов Российской Федерации (проблемы равноправия и равенства) // Журнал российского права. – 1997. – № 9.

22. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / Отв.ред. А.С. Пиголкин. – М., 1998.

23. Толстой Ю.К. Проблемы разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере законодательной деятельности // Журнал российского права. – 2005. – № 12. – С.66.

24. Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. – 204 с.

25. Студеникина М.С. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. – 1997. -№ 1.

26. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М.: Дело, 1998. – 280 с.

27. Федерализм в США и Канаде: взаимоотношения федеральной власти и власти субъектов //США: экономика, политика, идеология. – 1997. – № 2. – С. 40-45.

28. Федерализм: теория и история развития: сравнительно-правовой анализ: учебное пособие / Авт. кол. М. Н. Марченко, В.И. Терехов, А.С. Маныкин и др.; Отв ред. М.Н. Марченко. – М.: Юрист, 2000.

29. Чертков А.Н. Возможности совершенствования субъектного состава Российской Федерации: правовые аспекты // Журнал российского права. – 2005. – № 11. – С. 31.

30. Чертков А.Н. Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения // Журнал российского права. – 2005. – № 5. – С.27.

31. Эбзеев. Б.С., Карапетян, Л. М. Российский федерализм: равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. – 1995. – № 3. – С. 3-12.

Тема 27. Конституционные основы местного
самоуправления

План

Введение

1. Местное управление и самоуправление в РФ.

2. Формы осуществления местного самоуправления в РФ.

Заключение

Методические рекомендации

Введение.

Приступая к рассмотрению первого вопроса, необходимо раскрыть понятие и содержание местного управления и самоуправления, а также проанализировать правовую основу и принципы организации и деятельности местного самоуправления. Особо выделить аспект соотношения местного самоуправления с государственной властью. На основе каких принципов осуществляется разграничение предметов ведения между органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления.

Второй вопрос должен содержать анализ форм осуществления местного самоуправления, например: осуществление самоуправления непосредственно гражданами, а также через органы местного самоуправления. Местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, территориальное общественное самоуправление и другие формы осуществления местного самоуправления.

Заключение.

Альтернативные варианты тем курсовых работ, касающиеся проблем местного самоуправления:

Тема 27/1. Территориальные основы местного самоуправления.

Тема 27/2. Экономическая и финансовая самостоятельность муниципального образования.

Тема 27/3. Порядок образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований.

Тема 27/4. Органы местного самоуправления.

Тема 27/5. Правовые акты органов местного самоуправления.

Тема 27/6. Конституционные гарантии местного самоуправления.

Тема 27/7. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Тема 27/8. Государственная власть и местное самоуправление.

Тема 27/9. Проблемы осуществления реформы местного самоуправления.

Тема 27/10. Система местного самоуправления, полномочия и гарантии.

Литература

1. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации («Круглый стол» в Институте государства и права РАН) // Государство и право. – 1997. – №5. – С. 24-45.

2. Антонова Н.А. Юридическое значение актов муниципальных органов. Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С. А. Авакьяна. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – С. 175-179.

3. Бабичев И.В. Выборное лицо местного самоуправления. Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С. А. Авакьяна. – М.: Изд-во МГУ, 1998. –
С. 161-166.

4. Барабашев Г. В. Идеалы самоуправления и российская действительность // Государство и право. – 1996. – № 11. – С. 137-142.

5. Барсегян А.Г. Новый этап формирования системы местного самоуправления в Москве //Законодательство. – 2003. –№ 5.

6. Богдан В. Роль органов местного самоуправления в защите прав потребителей // Российская юстиция. – 2003. – № 7.

7. Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления // Журнал российского права. – 2002. – № 4.

8. Васильев В.И Местное самоуправление: центр и регионы // Журнал российского права. – 2003. – № 3.

9. Васильев В.И. О полноте статуса муниципального выборного лица //Журнал российского права. – 2005. – № 12. – С.127.

10. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // Журнал российского права. – 2001. – № 8.

11. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. – 2004. – № 1.

12. Глазырин С.Г. Правовые проблемы функционирования системы местного самоуправления // Государственно-правовое развитие России. Сб. ст. – М., 1998. – С. 103-106.

13. Гладких С.Р., Гредасов А.В., Щербинин С.С. Правовая природа и юридическая квалификация соглашений между органами местного самоуправления и инвесторами о строительстве объектов недвижимости // Право и экономика. – 2003. – № 11.

14. Гриценко Е.В. Правовые аспекты обеспечения гарантии местного самоуправления в Федеративной Республике Германии // Журнал российского права. – 2001. –№ 9.

15. Дементьев А.Н. Разграничение предметов ведения и полномочий в системе организации публичной власти по «вертикали» //Гражданин и право. – 2002. – № 5.

16. Демин В. Судебный контроль за законностью актов органов местного самоуправления // Российская юстиция. – 2001. – № 6.

17. Европейская Хартия местного самоуправления и муниципальное право Российской Федерации / Ю. А. Дмитриев, О. Ю. Тарасов. – М.: Манускрипт, 1998.

18. Ежевский Д.О. Роль международных организаций в развитии местного самоуправления в Европе // Государство и право. –2005. – № 4. – С. 104-106.

19. Емельянов Н.А. Государственное строительство в Российской Федерации: проблемы местного самоуправления // Государственно-правовое развитие России. Сб. ст. – М., 1998. С. 95-102.

20. Замотаев А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства // Российская юстиция. – 1996. –№ 6.

21. Институты самоуправления: историко-правовое исследование / Отв. ред. Л.С. Мамут. – М., 1995.

22. Защита прав местного самоуправления в судах общей юрисдикции России / Сост. Б. А. Горохов. – М.: Городец-издат, 2003.

23. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под. Ред. Чаинова С. Е. – М.: «Ось-89», 2004. – 304 с.

24. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации: Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Иванченко. – М.: ИД «Юриспруденция», 2004. – 304 с.

25. Костюков А.Н., Постовой Н.В Местное самоуправление: история, теория, практика // Государство и право. – 1997. – № 7. – С. 110-112.

26. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под. Ред. Чаинова С. Е. – М.: «Ось-89», 2004. – 304 с.

27. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации: Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Иванченко. – М.: ИД «Юриспруденция», 2004. – 304 с.

28. Козлова Т.А. Укрепление вертикали власти и местное самоуправление // Журнал российского права. – 2001.- № 7.

29. Костюков А.Н. Юридические факты в муниципальном праве // Журнал российского права. – 2003. – № 4.

30. Кузьмин М.А. Ответственность за неисполнение правовых актов местного самоуправления (федеральный и региональный аспекты) // Журнал российского права. – 2004. – № 10.

31. Курманов М.М., Хасанов М.Х. О гарантиях участия представительных органов муниципальных образований в законодательном процессе субъекта РФ // Журнал российского права. – 2005. – № 8. – С.17.

32. Мачульская И.Г. Региональное законодательство о формах народного представительства в местном самоуправлении. Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С.А. Авакьяна– М.: Изд-во МГУ, 1998. – С. 150-157.

33. Мельников С.И. Правовые проблемы местного самоуправления в условиях финансового федерализма //Законодательство и экономика. – 2003. –№ 12.

34. Модин Н. Муниципальные образования как участники земельных отношений // Российская юстиция. – 2002. –№ 11.

35. Модин Н. Ответственность органов местного самоуправления за неправомерные действия // Российская юстиция. –2000. – № 1.

36. Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития // Журнал российского права. – 2002. –№ 10.

37. Овчинников И. И. Местное самоуправление в системе народовластия. – М.: ИГП РАН, 1999.

38. Овчинников И.И. Гражданин и местная власть // Гражданин и право. – 2002. – № 7/8.

39. Овчинников И. И. Местное самоуправление в системе народовластия. – М.: ИГП РАН, 1999.

40. Пылин В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления // Государство и право. – 1999. – № 9. – С. 13-20.

41. Рязанцев Н. Внедрение муниципального регистра нормативных правовых актов: опыт и перспективы // Российская юстиция. –2004. – № 4.

42. Сахарнова В.Н. Проблемы определения территориального уровня местного самоуправления // Журнал российского права. – 2001. – № 10.

43. Свердлык Г., Нечуй-Ветер В. Компетенция органов местного самоуправления в сфере наружной рекламы // Российская юстиция. – 2001. – № 1.

44. Слива А.Я. Тезисы о местном самоуправлении // Законодательство и экономика. – 2004. – № 8.

45. Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление // Журнал российского права. – 2005. – № 4. –
С. 10.

46. Черник И. Некоторые вопросы правового регулирования местных финансов в Финляндии // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2002. – № 18.

47. Шабайлов В.И. Местное самоуправление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития // Журнал российского права. – 2002. – № 11.

48. Шеремет К. Ф. Система и содержание общих принципов организации местного самоуправления // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования / Под ред. К. Ф. Шеремета, И. И. Овчинникова. – М., 1998. – С. 38–55.

49. Шугрина Е.С. Институт отзыва выборного лица местного самоуправления. Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С.А. Авакьяна. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – С. 166-175.

50. Шувалов И.И. Совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации в связи с реформой федеративных отношений и местного самоуправления // Журнал российского права. – 2004. – № 9.

Полторыпавленко Виктор Николаевич

Полторыпавленко Ольга Васильевна

Пастернак Светлана Николаевна

КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО РОССИИ

Методические указания по выполнению курсовой работы

для студентов специальности 030501.65 (021100) «Юриспруденция»

  Подп. к печати 10.09.2007г. Формат 60´84 1/16
Усл. печ. л. 5,14 Уч.-изд. л. 7,5 Тираж 100 экз.
Изд. № 001 Заказ №  

РИО СПбГУСЭ, лицензия ЛР № 040849

Член Издательско-полиграфической Ассоциации университетов России

Государственный регистрационный номер 2047806003595 от 06.02.2004 г.

Отпечатано в ЦОП ООО «Интерн», 196084, СПб, ул. Заставская, 33, лит ТА

Наши рекомендации