Угрозы территориальной целостности страны
Партизанская война может вызвать следующие угрозы территориальной целостности страны:
1. Рост сепаратизма в регионах страны, не охваченных боевыми действиями.
2. Вероятность иностранной интервенции.
Возможные меры противодействия:
1. Активная деятельность легального крыла оппозиции, если не удастся его создать - партизанских пропагандистов по освещению целей и задач восстания, отстаиванию территориальной целостности страны.
2. Освоение новых районов боевых действий и создание в них инфраструктуры партизанского движения.
3. Подготовка к проведению диверсионных операций и террористических актов в отношении граждан и учреждений стран - потенциальных агрессоров, в том числе и на территории противника.
4. Подготовка к возможному применению против интервентов оружия массового поражения.
5. Всемерное содействие организациям и лицам, осуществляющим борьбу против империализма, вплоть до прямой поддержки самых одиозных фигур и организаций.
6. Использование угрозы интервенции в качестве пропагандистского «знамени» с целью привлечения на свою сторону офицерского состава армии и других силовых структур.
Иностранная поддержка
Иностранная поддержка может оказываться как правительствами, так и неправительственными организациями (в том числе и нелегальными).
Такая поддержка может выражаться в предоставлении возможности базирования и подготовки партизанской армии, финансировании, оказании военного, политического и дипломатического прикрытия, а также в предоставлении инструкторов, вооружения и боевой техники. В принципе, даже невмешательство во внутренние дела со стороны иностранных государств можно считать одной из форм поддержки.
Идеальным вариантом является получение всех видов помощи без серьезных обязательств со стороны освободительного движения. Однако вжизни так не бывает. Одно из немногих исключений: поддержка Советским Союзом Народно-освободительной армии Китая (Китайской Красной Армии) в 20-х - 40-х годах, что было возможно только из-за принципиальной близости идеологии коммунистических партий Китая и Советского Союза.
В настоящее время лучше всего избегать получения какой-либо «безвозмездной» помощи из-за рубежа, так как она, почти наверняка, будет обусловлена целым рядом политических и экономических требований, выполнение которых может поставить под вопрос сохранение независимости государства после победы восстания.
Максимум, на что можно надеяться, - это нейтралитет властей сопредельных государств и разрешение на использование их территории для закупки и транзита оружия и снаряжения, а также отдыха и лечения повстанцев.
При этом предоставление убежища правительством какой-либо страны не следует рассматривать как основу для ведения деятельности на территории этой страны.
1 Комбатант - лицо, входящее в состав вооружённых сил воюющих сторон, за исключением медицинского персонала, военных юристов, журналистов и священников, и непосредственно участвующее в боевых действиях. Вооружённые силы воюющей стороны состоят из организованных вооружённых сил, а также и формирований, которые находятся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчинённых, даже в том случае, если это сторона представлена правительством или властями, не признанными противной стороной. Из протокола N 1 Дополнительного протокола Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. «О защите жертв войны».
Разведка
Значение разведки нельзя недооценивать. Еще в шестом веке до нашей эры великий китайский полководец и философ Сунь-цзы писал, что «тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях. Тот, кто не знает врага, но знает себя, будет то побеждать, то проигрывать. Тот, кто не знает ни врага, ни себя, неизбежно будет разбит в каждом сражении». В полной мере это относится и к партизанским действиям. Партизаны могут нанести поражение регулярной армии только в том случае, когда им удается захватить и удержать инициативу. Это возможно только тогда, когда партизаны владеют максимально полной и точной информацией о противнике.
Партизанские разведывательные органы должны иметь «кустовую» структуру. Нижестоящие органы должны самостоятельно и независимо от других «кустов» собирать и обобщать разведывательную информацию и передавать ее вышестоящим органам (Разведывательному управлению Центрального штаба). Зона ответственности каждого «куста» должна соответствовать зоне ответственности территориального командования (фронта), а его руководитель должен являться начальником разведки фронта.
В состав фронтовых разведывательных органов должны входить:
1. Агентурная (нелегальная) разведка.
2. Подразделение связи.
3. Подразделение технической разведки.
4. Группа анализа разведывательной информации.
5. Подразделение обеспечения разведывательных мероприятий.
Партизаны должны закладывать основы агентурной сети еще в ходе подготовки к восстанию. Это необходимо делать именно на этой стадии, так как после начала боевых действий неизбежно произойдет усиление контрразведывательной деятельности противника и создание сети нелегальной разведки будет затруднено (хотя и возможно). Ее руководители (резиденты) должны подбираться из людей, внешне не связанных с оппозицией. В работе агентурной разведки необходимо строго соблюдать режим конспирации. Ни один агент не должен иметь представления о деятельности резидентуры в целом. Даже связь агента с его непосредственным начальником лучше всего осуществлять через систему тайников.
Разведывательная сеть должна также использоваться и в интересах контрразведки.
Недопустимо использование нелегальных разведчиков в качестве пропагандистов либо бойцов городских партизанских отрядов.
Задачи подразделения связи ясны из его названия. Агент может владеть самой ценной информацией, но если он не будет иметь связи, ее ценность будет равна нулю. Обеспечение разведчиков связью может осуществляться как с применением технических средств, так и при помощи сети тайников, «обслуживаемых» агентами-связниками. При этом следует учитывать, что спецслужбы противника в состоянии контролировать эфир, компьютерные и телефонные сети, а также почтовые отправления; скорость доставки донесений связниками мала, а сама доставка связана с серьезным риском.
Подразделение технической разведки должно состоять из группы радиоразведки, группы компьютерной разведки и группы разведывательно-сигнальных средств.
Наличие в современном мире огромного количества радиопередающих устройств (радиостанций, радиолокаторов, радиотелефонов, передатчиков пейджерных систем и т. д.) открывает перед радиоразведкой огромные возможности. Задачей группы радиоразведки является перехват, дешифровка и обработка информации, передаваемой в эфир, а также определение местонахождения передающих устройств (пеленгация). Последнее особенно важно для противодействия противопартизанским подразделениям. Для этого могут применяться различные технические средства: сканирующие радиоприемники, анализаторы спектра, пеленгаторы. Для перехвата пейджерных сообщений можно использовать должным образом доработанные приставки к персональным компьютерам (ТВ-тюнеры).
Группа компьютерной разведки должна состоять из специалистов по взлому и проникновению в компьютерные сети («хакеров»). Кроме добычи информации, эта группа может использоваться для осуществления диверсий.
Группа разведывательно-сигнальных средств (РСС) должна использовать различные электронные приборы, предназначенные для скрытного обнаружения живой силы и техники противника. Подобные средства, работающие на разных физических принципах, состоят на вооружении многих армий мира. Они позволяют определять местоположение и количество движущихся объектов противника, а также полностью или частично идентифицировать их вне зависимости от погодных условий.
РСС представляют собой комплекс аппаратуры, состоящий из нескольких разведывательно-сигнальных устройств (РСУ), в свою очередь состоящих из радиопередатчика и одного или нескольких датчиков, устанавливаемых на маршрутах вероятного передвижения противника, ретрансляторов, устройств приема информации и приборов контроля. РСУ позволяют уверенно обнаруживать и распознавать одиночного человека и группы людей на расстоянии до 50 метров, автомобили - до 100 метров, гусеничную технику - до 300 метров и передавать информацию на расстояние до 10 км.
При отсутствии разведывательно-сигнальных устройств заводского изготовления их можно изготавливать самостоятельно, используя звуковые, электромагнитные, емкостные, инфракрасные, вибрационные (сейсмические) и другие датчики. Для достижения лучшей идентификации обнаруженных целей и повышения помехоустойчивости необходимо использовать датчики, использующие разные физические принципы, например, звуковой и электромагнитный, звуковой и емкостной, сейсмический и инфракрасный и т. д. Для передачи информации можно использовать как радиоканал, так и проводные линии связи. Также можно использовать и простейшие РСУ, срабатывающие при нажатии на замаскированный контакт или при обрыве тонкого (0,05...0,15 мм) провода.
Группа анализа должна обобщать полученную информацию и передавать разведывательные сводки командованию. В случае предполагаемой недостоверности или же нехватки разведданных группа должна ориентировать разведывательные органы на получение недостающей информации или же проверку полученных ранее данных. Любые полученные сведения должны тщательно перепроверяться, так как командование противника обязательно будет пытаться дезинформировать партизанскую разведку.
Подразделение обеспечения должно осуществлять силовое прикрытие всех разведывательных мероприятий, начиная от тайниковых операций и заканчивая охраной подразделений радиоразведки.
Каждый более-менее крупный партизанский отряд должен иметь собственные разведывательные структуры.
Не следует строить иллюзий о возможности одномоментного создания описанных выше разведывательных органов.
Одним из основных источников сведений о противнике должно стать население партизанских районов. В идеале каждый житель должен быть партизанским разведчиком, наблюдающим за противником. В этом случае ни одно передвижение вражеских войск не останется для партизан незамеченным. Проверенных людей можно будет впоследствии использовать в качестве агентов, связных или резидентов.
Другим источником информации должны быть разведывательные подразделения партизанских отрядов. Помимо разведки наблюдением, такие подразделения должны осуществлять постоянные поиски с целью захвата пленных, документов, писем, дневников и т. д., а также, по мере их появления, использовать средства технической разведки. Из партизанских «войсковых» разведчиков можно будет комплектовать фронтовые и центральные разведывательные органы.
Контрразведка
С первого же дня восстания правящий режим будет пытаться заслать в партизанские отряды и подполье свою агентуру или же завербовать в качестве агентов отдельных партизан и подпольщиков.
Для противодействия этому необходимо создать сеть контрразведывательных органов (Особых отделов), работники которых должны находиться в каждом партизанском отряде. Контрразведчики обязаны работать весьма корректно, создание атмосферы тотальной подозрительности недопустимо. Главный принцип работы особистов: «Доверяя, проверяй неоднократно».
В принципе, функции разведки и контрразведки совмещать нельзя. Однако в начале восстания, до появления необходимого количества подготовленных кадров и создания устойчивой системы территориальных фронтов, они неизбежно будут находиться в одних руках. Впоследствии эти функции следует обязательно разделить, организовав хорошее взаимодействие между разведчиками и контрразведчиками.
Функции Особых отделов:
1. Выявление агентуры противника среди партизан и населения опорных баз и партизанских районов.
2. Выявление разложившихся элементов среди партизан и подпольщиков.
3. Предотвращение дезертирства и перехода на сторону противника.
4. Выявление уголовных банд и ложных партизанских отрядов.
5. Дезинформирование противника.
Полностью исключить проникновение агентуры противника впартизанское движение невозможно. Поэтому необходимо заранее продумать пути проникновения враждебных элементов впартизанские отряды. Среди таких лиц могут быть:
1. Осведомители противника из числа местного населения.
2. Агенты, ранее действовавшие в легальных оппозиционных организациях, в преступной среде, в армии, полиции либо в промышленности.
3. Дезертиры и перебежчики, засланные обратно в партизанские отряды с разведывательными или террористическими целями.
4. Партизаны и подпольщики, попавшие при различных обстоятельствах в плен и согласившиеся работать на противника.
Агентов из числа местного населения можно выявить путем создания собственной агентурной сети в населенных пунктах, в первую очередь, в сельской местности и малых городах. В каждом населенном пункте необходимо иметь не менее трех не связанных между собой осведомителей, сообщающих информацию как друг о друге, так и об остальных жителях. Вражеская агентура в населенных пунктах обычно попадается на излишней любопытности, появлении у них денег, вещей и продовольствия неясного происхождения.
Агентов, действующих внутри партизанских отрядов, вычислить гораздо сложнее. Однако у них есть одно уязвимое место - необходимость передачи информации. Поэтому партизанам, по каким-либо причинам личного характера (навестить семью, родителей и т. д.) покидающим на время лагерь, должно уделяться особое внимание. При этом необходимо наблюдать не только за самим бойцом, вызывающим подозрение, но и за тем местом, которое он посещает.
Для связи с противником агенты могут использовать тайники, расположенные как вне, так и внутри лагеря. Поэтому контрразведчики должны постоянно контролировать окрестности туалетов, мест сброса мусора, источников воды - всех тех мест, посещение которых объяснимо и не требует специального разрешения.
Передача информации может осуществляться и с помощью технических средств, например, радио. Поэтому партизанам должно быть запрещено иметь в личном пользовании вещи и предметы (телефоны, радиоприемники, электронные игрушки и т. д.), в которых могут быть спрятаны передающие устройства. Также необходимо строго контролировать работу радиостанций, имеющихся в партизанском отряде. Для обнаружения работающих радиопередатчиков можно использовать как средства радиоразведки, так и более простые устройства, например, приборы, имеющие в основе неоновые лампы.
Для затруднения работы вражеской агентуры следует запретить одиночное хождение партизан как в лагере, так и вне его.
Разоблаченных агентов можно перевербовать и использовать их против врага в качестве канала для передачи дезинформации, давая им тем самым шанс искупить свою вину. Это касается, в первую очередь, тех случаев, когда партизаны и подпольщики вынуждаются работать на врага пытками или шантажом.
Следует также внимательно следить за запасами продовольствия и питьевой воды. Это необходимо делать для предотвращения массового отравления партизан.
В случае обнаружения фактов разложения (пьянство, употребление наркотиков, азартные игры, кражи и т. д.) следует строго наказывать провинившихся (например, лишая на некоторое время табака, сахара или пищи либо отбирая оружие, допустимо также введение телесных наказаний), после чего за ними необходимо организовать наблюдение, так как подобные элементы могут быть неустойчивы к вербовке противником и склонны к дезертирству. Наблюдение должно продолжаться вплоть до того момента, пока провинившиеся своим поведением не докажут своей преданности.
В случае обнаружения фактов дезертирства необходимо организовать погоню. Если выяснится, что целью побега являлся переход на сторону врага, дезертиров следует казнить. В ином случае их нужно строго наказывать или даже изгонять из партизанского отряда - так будет лучше и для партизан, и для дезертиров. Разумеется, это не относится к лицам командного и политического состава, которые должны расстреливаться без рассмотрения причин дезертирства.
Если дезертиров не удастся вернуть или же в случае изгнания их из отряда, следует выяснить, что они могут знать и что могут передать противнику. Это касается, в первую очередь, связей с подпольем и сторонниками в населенных пунктах, местонахождения лагерей, складов и тайников и, в особенности, личности командиров, политработников и рядовых партизан. Следует придерживаться правила: каждый партизан должен знать только то, что ему положено знать.
Партизаны, по крайней мере на первых этапах восстания, не должны пользоваться своими подлинными именами и фамилиями. Такая скрытность необходима для избежания репрессий в отношении людей, поддерживающих восстание и членов семей партизан. Это касается как командного и политического состава, так и рядовых бойцов.
Точный поименный список отряда составляется в единственном экземпляре и хранится у командира. Количество какой-либо документации строго ограничено. Все бумаги должны храниться в одном месте и в случае опасности быстро уничтожаться.
Действия уголовных банд, в том числе прикрывающихся революционной фразеологией, сильно дискредитируют партизанское движение. Такие банды следует беспощадно выявлять и уничтожать, привлекая для этого местное население. Ликвидация преступных группировок может послужить хорошим поводом для вербовки агентуры из числа сотрудников правоохранительных органов.
Ложные партизанские отряды распознать очень сложно. Некоторые демаскирующие признаки:
Одинаковый возраст бойцов.
1. Близкий уровень физической и боевой подготовки.
2. Одинаковое вооружение и снаряжение.
3. «Свежая» военная выправка.
4. Случайные оговорки, например, обращение по воинским званиям.
При обнаружении подозрительных отрядов следует навести о них справки среди местного населения и запросить информацию в вышестоящем штабе. При общении с командирами и бойцами следует собрать как можно больше информации об их происхождении, планах, проведенных операциях и т. д. и затем тщательно перепроверить ее.
Следует организовать наблюдение за районом дислокации такого отряда (или отрядов), в том числе с помощью технических средств. Хороший результат может дать установка подслушивающих устройств и контроль эфира средствами радиоразведки.
В случае подтверждения подозрений ложные партизанские отряды должны уничтожаться.
Меры по дезинформированию противника должны осуществляться непрерывно, планомерно и комплексно. Некоторые каналы передачи дезинформации:
1. Выявленная и/или перевербованная агентура противника.
2. Партизаны и подпольщики, ставшие агентами противника по приказу командования.
3. Передача ложных сообщений по радио (радиоигра).
4. Роспуск слухов среди населения партизанских районов.