А. б. агапов 9 страница
К публичным юридическим лицам относятся исполнительно-распорядительные муниципальные органы, а также организации и учреждения, предназначенные для обеспечения муниципальных нужд. Особенность организаций такого типа заключена в их особом статусе органов управления муниципальным имуществом, а также в осуществлении иных потребностей местного значения, при реализации которых муниципальные органы действуют наряду с органами исполнительной власти. Каждый публичный орган наделен соответствующей компетенцией, при этом распорядительные муниципальные органы не входят в систему органов исполнительной власти. Презумпция независимого сосуществования муниципальных и государственных органов имеет иное воплощение в случае наделения муниципального органа публичной компетенцией, например при делегировании муниципальному органу полномочий регионального или федерального органа исполнительной власти с предоставлением денежных средств, предназначенных для их реализации. Делегирование полномочий влечет за собой исполнение властных прав и обязанностей, например обязанностей, обусловленных проведением финансового, бюджетного, налогового, таможенного контроля, в этом случае муниципальный орган, применительно к делегированному полномочию, действует в общегосударственных целях, обязан исполнять акты органа исполнительной власти. Фактически почти все муниципальные органы, выступая в качестве получателей казенных денежных средств в виде дотаций, субвенций регионального или федерального бюджета, задействованы в осуществлении государственных функций и входят в систему соответствующего органа исполнительной власти. В некоторых случаях муниципальные органы непосредственно наделены юрисдикционными полномочиями и тем самым относятся к правоохранительным органам, например, к юрисдикционным органам относятся административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Публичные организации создаются на основе государственного или муниципального имущества, однако этот критерий применим в основном к органам государственной власти и муниципальным органам и его нельзя рассматривать в качестве основополагающего. В целях обеспечения общегосударственных, социально-приоритетных потребностей учреждаются различные организации, их организационно-правовые формы обусловлены исключительно политико-правовыми предпосылками. К негосударственным организациям, созданным на основе казенных имущественных активов, относятся государственные корпорации, эта разновидность публичного юридического лица наделена правомочиями некоммерческой организации. К публичным организациям относятся также акционерные общества, имущественные активы которых по преимуществу находятся в государственной собственности, а также унитарные предприятия — единственная разновидность публичных коммерческих организаций.
Таким образом, в качестве важнейшего атрибута публичного корпоративного образования следует рассматривать предназначение деятельности, все иные цивилистические критерии, в том числе форма собственности и имущественный статус, не являются универсальными и применимы лишь в случаях реализации публичным юридическим лицом полномочий в сфере хозяйственной деятельности.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Сформулируйте дефиницию публичного юридического лица.
2. Приведите примеры публичных органов власти в зависимости от их уровня.
3. Расскажите о сущности публичного статуса специальных публичных органов.
4. Сформулируйте понятие публичных корпоративных образований. Каковы их виды?
5. Дайте характеристику политико-правовых полномочий публичного органа.
6. Опишите правовой статус публичных учреждений.
7. Каково содержание административных правомочий публичного органа?
8. Расскажите об имущественном статусе некоммерческих публичных юридических лиц.
9. Каковы цивилистические права и обязанности публичного органа?
10. Что вы знаете о полномочиях унитарного предприятия по распоряжению имуществом?
Глава 5. Публичный статус органов исполнительной власти
В результате изучения данной главы учащийся должен:
знать виды федеральных органов исполнительной власти;
уметь аналитически исследовать полномочия федеральных органов исполнительной власти;
овладеть навыками работы со статутными актами об органах исполнительной власти.
5.1. Полномочия Президента Российской Федерации
в сфере исполнительной власти
Исполнительная власть осуществляется Президентом РФ, а также федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, образующими единую систему органов исполнительной власти.
В соответствии с п. «а», «б», «в» и «д» ст. 83, ч. 1 ст. 111 и ст. 112 Конституции РФ доминирующее положение в сфере исполнительной власти занимает Президент РФ, к ведению Правительства РФ отнесено осуществление исполнительной власти (ч. 1 ст. 110). Тем самым Конституция устанавливает производный характер полномочий Правительства в сфере исполнительной власти.
Организационные полномочия Президента РФ
в сфере исполнительной власти
Согласно Конституции РФ Президент России вправе принять решение об отставке Правительства РФ, назначении на должность членов Правительства РФ и освобождении их от должности (п. «в», «д» ст. 83). Правовые основания отставки предусмотрены Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»: выражение Государственной Думой недоверия федеральному Правительству либо отказ Государственной Думы в доверии федеральному Правительству (п. «б» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).
По предложению Председателя Правительства РФ Президент утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112 Конституции РФ). Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства РФ.
В соответствии с Конституцией РФ Президент России организует работу федерального Правительства и вправе председательствовать на его заседаниях (п. «б» ст. 83).
Распорядительные полномочия Президента РФ
в сфере исполнительной власти
В силу ч. 1 ст. 11 Конституции РФ Президент России является одним из участников государственно-властной деятельности, в том числе в сфере исполнительной власти. В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами Президент РФ руководит деятельностью федеральных министерств, ведомств в сферах обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. Помимо внешнеполитических прерогатив Президент РФ определяет основные направления внутриполитической деятельности (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ).
Коллизионные полномочия Президента РФ
в сфере исполнительной власти
Президент РФ отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).
Президент вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ (в том числе и ненормативных) в случае их противоречия Конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации до принятия решения Конституционным Судом или Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии с их компетенцией (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).
Президент вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральным Правительством, федеральными министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).
5.2. Публичный статус Правительства
Российской Федерации
Правительство РФ как коллегиальный орган исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ органом, осуществляющим исполнительную власть, является Правительство РФ. В заседаниях Правительства с правом решающего голоса обязаны участвовать все его члены: Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрен особый статус этого органа в системе исполнительной власти: Правительство РФ является высшим исполнительным коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти[101]. Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» исходят из единого принципа формирования федерального Правительства: в состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры, при этом статус члена Правительства не распространяется на руководителей федеральных ведомств, а наделение таких руководителей правомочиями министра не предусмотрено. Правительство России вправе принять решение об участии в его заседаниях иных лиц с правом совещательного голоса: в первую очередь это руководители федеральных ведомств, представители высших федеральных органов судебной власти, Федерального Собрания, другие должностные лица.
В основе деятельности Правительства РФ — коллегиальное рассмотрение проблем в сферах экономики, промышленности, финансов, социальной политики и культуры; любой из членов Правительства РФ, включая его Председателя, обладает равным правом в процессе их коллегиального рассмотрения. Председатель Правительства не может единолично отклонить предложения своих заместителей или федеральных министерств, для этого нужно решение Правительства РФ. Решения Правительства РФ по всем важнейшим проблемам, отнесенным к его ведению, принимаются в форме постановлений только после коллегиального рассмотрения на заседаниях.
Постановления представляют собой единственную разновидность нормативного правового акта, принимаемого Правительством РФ. Отдельные постановления Правительства могут приниматься на заседаниях его Президиума, однако правомочия этого коллегиального органа ограничены: решения Президиума Правительства не могут противоречить акту, принятому на заседаниях Правительства[102].
Аппарат Правительства РФ состоит из его руководства и самостоятельных структурных подразделений: департаментов и управлений, которые, в свою очередь, подразделяются на отделы. В структуру Аппарата входят также секретариат Председателя Правительства и секретариаты его заместителей, вспомогательные подразделения аппарата, обеспечивающие осуществление оперативных исполнительно-распорядительных функций. Важнейшим предназначением департаментов и управлений Аппарата Правительства является взаимодействие с государственными органами (по преимуществу исполнительной власти).
Доступ граждан и организаций к информации о деятельности Правительства РФ. В целях реализации принципов гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в качестве руководящих принципов его деятельности, Правительство и федеральные органы исполнительной власти обязаны обеспечить доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности. С этой целью Правительство РФ устанавливает перечень сведений о своей деятельности и деятельности федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования[103]. К указанным сведениям отнесены данные о правовых актах, принимаемых Правительством РФ, федеральным министерством, ведомством, о других организационно-правовых формах деятельности. К ним относятся также и персональные данные о Председателе Правительства РФ, членах Правительства РФ, руководителях федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов, а также о других должностных лицах[104].
Обязанность по обеспечению доступа граждан к указанным сведениям предусмотрена федеральным законодательством. Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанной обязанности квалифицируется как административное правонарушение (ст. 5.39 КоАП РФ)[105].
5.3. Федеральные органы исполнительной власти
Виды федеральных органов исполнительной власти
К субъектам, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями на федеральном уровне, относятся Президент и Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также специальные публичные органы (Банк России, Счетная палата РФ и др.), хотя и не входящие в систему органов исполнительной власти, но осуществляющие властную, исполнительно-распорядительную деятельность.
Статус федеральных органов исполнительной власти определяется в зависимости от вида органа, его подчиненности и полномочий. Вид (организационно-правовая форма) органа исполнительной власти представляет собой основной дифференцирующий критерий, определяющий его статус. Вид органа устанавливается указом Президента РФ по представлению Правительства РФ. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят:
министерства;
федеральные службы;
федеральные агентства.
Все федеральные органы исполнительной власти находятся в подчинении вышестоящего органа (иерархическая соподчиненность). В зависимости от содержания властных полномочий вышестоящего и подчиненного органов и их взаимодействия различается структурное и административное подчинение. Структурное подчинение определяет способы взаимодействия министерств и ведомств (федеральных служб и федеральных агентств): ведомства в зависимости от их компетенции находятся в ведении (подчинении) соответствующего министерства либо относятся к самостоятельным органам исполнительной власти. Большинство федеральных служб и федеральных агентств относятся к подчиненным органам, в этом случае они обязаны руководствоваться нормативными правовыми актами соответствующего федерального министерства, контролирующего и координирующего их деятельность. Не подчиненные министерствам федеральные службы и федеральные агентства осуществляют специальные функции в сферах обороны, государственной и общественной безопасности, и в этом случае они подведомственны Президенту РФ. К таким органам относятся ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ГФС России, СВР России, а также ведомства, наделенные статусом федеральных агентств — Главное управление специальных программ Президента РФ (ГУСП) и Управление делами Президента РФ. Таким образом, структурное подчинение определяет взаимодействие министерств, федеральных служб и федеральных агентств, входящих в единую систему федеральной исполнительной власти[106].
Административное подчинение характеризует взаимодействие федеральных министерств и ведомств с субъектами, осуществляющими исполнительную власть. Федеральные министерства и ведомства, действующие в сферах экономики, промышленности, социальной политики и культуры, подчинены Правительству РФ; федеральные органы исполнительной власти, наделенные специальными правомочиями в сферах обороны, государственной и общественной безопасности, внешнеполитической деятельности, находятся в подчинении Президента РФ. Как правило, для административного подчинения характерно взаимодействие Президента, Правительства РФ с соответствующим министерством, в редких случаях — с ведомством.
Компетенция федеральных органов исполнительной власти
Федеральные органы исполнительной власти различаются по содержанию компетенции, т.е. по объему функций и полномочий, отнесенных к их ведению. Функции могут быть эксклюзивными и унифицированными, эксклюзивные функции вправе осуществлять только орган исполнительной власти данного вида. Унифицированные (общие) функции отнесены к ведению как федеральных министерств, так и федеральных ведомств (федеральных служб и федеральных агентств).
Эксклюзивные функции
1. Контрольные функции — проведение проверок деятельности физических и юридических лиц (в том числе и публичных юридических лиц), не подчиненных контролирующему органу. При осуществлении контроля проводятся эпизодические проверки, ограниченные временны`ми пределами, установленными предписанием соответствующего органа или должностного лица. Контроль проводится по месту нахождения проверяемого объекта — выездной контроль либо осуществляется в опосредованных формах — камеральный контроль, при котором выездные контрольные мероприятия не проводятся, а проверяется соответствующая документированная информация, представленная контролирующему органу.
В процессе системного контроля должностные лица органа исполнительной власти проверяют соблюдение нормативных актов, изданных контролирующим органом, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, входящими в систему указанного органа.
Предназначением общего контроля является соблюдение требований законодательства и ведомственных актов контролирующего органа не подчиненными ему физическими и юридическими лицами. Общими контрольными полномочиями наделены все министерства и ведомства, действующие в сферах правоохранительной деятельности, обороны и безопасности. Контрольные мероприятия проводятся в соответствии с индивидуальным правовым актом, устанавливающим вид мероприятия по контролю (выездная, контрольная проверка, камеральная проверка и др.), сроки его проведения и реквизиты должностного лица, управомоченного на проведение проверки.
Типичной разновидностью общего контроля является финансовый и налоговый контроль, контроль, осуществляемый органами юстиции в сфере деятельности общественных объединений, контроль органов внутренних дел в сферах частной детективной и охранной деятельности, оборота оружия. Должностные лица органов внутренних дел, юстиции, таможенных, налоговых и иных правоохранительных органов в соответствии с законодательством вправе применять принудительные меры к правонарушителям в целях пресечения и раскрытия правонарушений.
Отдельными общими контрольными полномочиями наделены федеральные министерства и ведомства в сферах экономики, здравоохранения, транспорта, сельского хозяйства, охраны природы. Указанные органы исполнительной власти действуют в качестве специально уполномоченных государственных органов экологического, ветеринарного, санитарно-эпидемиологического, транспортного контроля.
2. Надзорные функции — проведение финансового, бюджетного, страхового, экологического и иного специализированного надзора. Надзорные функции осуществляются в отношении объектов независимо от формы собственности. Надзор, как правило, осуществляется в отношении неподчиненных объектов (надзорная деятельность органов государственного пожарного надзора системы МЧС России; осуществление надзора за пользованием маломерными судами; надзорная деятельность Рособрнадзора, Росприроднадзора, других федеральных служб, управомоченных на проведение надзора).
Надзорная деятельность не столь формализована и не предусматривает вышеуказанных процессуальных действий, осуществляемых при проведении контрольного мероприятия. Проведение надзора не ограничено временными пределами.
3. Разрешительные функции — выдача органом исполнительной власти специальных документов (лицензий, ордеров, разрешений), санкционирующих осуществление предпринимательской и иной деятельности; приостановление действия таких документов либо их аннулирование (отзыв). Разрешительные функции включают в себя выдачу всех документов, удостоверяющих правомерную деятельность лица, т.е. документов, подтверждающих легитимность совершенной сделки или свидетельствующих о законности осуществляемой лицом предпринимательской или некоммерческой деятельности. К разрешительной деятельности относится также осуществление государственной регистрации договоров, имущественных объектов, прав, а также выдача соответствующих документов.
4. Функции нормативного регулирования — деятельность органа исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, такие акты деперсонифицированы, предназначены для неоднократного применения и действуют впредь до их отмены.
5. Функции по управлению публичным имуществом — осуществление органом исполнительной власти правомочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, переданного публичным коммерческим организациям (федеральным унитарным предприятиям и федеральным казенным предприятиям), а также государственным некоммерческим организациям — публичным учреждениям.
6. Функции по оказанию публичных услуг. Такие услуги предоставляются в сферах образовательной деятельности, здравоохранения, культуры и искусства; транспорта (например, перевозочной деятельности); промышленности. Публичные услуги оказываются всем заинтересованным в них лицам. Оказание публичных услуг представляет собой особую разновидность административной деятельности, при осуществлении которой предписания гражданского законодательства применяются лишь в тех случаях, когда это вытекает из существа отношения и не противоречит административному законодательству, нормы которого имеют приоритет при регламентации деятельности, связанной с оказанием публичных услуг. Таким образом, правовой режим оказания публичных услуг устанавливается нормами административного и гражданского законодательства, причем частноправовая регламентация допустима лишь тогда, когда это заведомо не может привести к коллизии норм публичного и гражданского права.
Публичные услуги, предоставляемые федеральными агентствами, предусматривают осуществление конкретных работ (например, строительных), и в этом случае результат их оказания материализован, представлен конкретным объектом движимого или недвижимого имущества, причем такое имущество обретает новые полезные свойства вследствие оказания публичной услуги, что допускает возможность его последующего коммерческого использования.
Публичные услуги, предусматривающие оказание правовой и иной консультационной помощи, либо услуги в сфере перевозочной деятельности не имеют конкретного имущественного выражения. Оказание таких услуг не преследует цель создать конкретный имущественный объект или улучшить коммерческие свойства вещи. В этом случае услуги оказываются в интересах лица, заинтересованного в их предоставлении, в целях защиты его имущественных или личных неимущественных прав (например, правовые консультации, оказание медицинской консультационной помощи, консультирование по вопросам трудоустройства и т.п.).
Оказание публичных услуг устанавливает взаимные обязанности государственного органа и заинтересованного лица. Договор публичного оказания услуг может быть возмездным либо безвозмездным, когда его условия предусматривают бесплатное предоставление услуг (например, отдельных видов медицинских услуг). В случае возмездного предоставления услуг заинтересованное лицо обязано внести установленную договором плату.
Участниками договора публичного оказания услуг (в отличие от публичного договора как цивилистического института) являются субъекты публичного и частного права. Для такого договора характерно неравноправие сторон: государственно-власт-
ными правами и обязанностями наделено только федеральное агентство.
7. Под публичными учетными функциями понимается ведение реестров, регистров, кадастров.
Унифицированные функции
1. Правоприменительные функции — издание органом исполнительной власти индивидуальных правовых актов (ненормативных правовых актов, правовых актов индивидуального применения). В отличие от эксклюзивных функций правоприменительные функции отнесены к ведению как федеральных министерств, так и федеральных служб и федеральных агентств.
2. Функции системного контроля. Системный контроль проводится федеральным министерством в отношении подчиненных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также государственных внебюджетных фондов, применительно к которым министерство наделено координационными полномочиями. В свою очередь, федеральная служба и федеральное агентство контролируют деятельность подчиненных им территориальных органов; федеральное агентство также осуществляет контроль за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий и государственных учреждений, находящихся в его ведении. При проведении системного контроля федеральные министерства наделены обширными властными полномочиями вплоть до отмены решений федерального агентства, федеральной службы, противоречащих федеральному законодательству.
Содержание публичных полномочий федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств
Любой федеральный орган исполнительной власти осуществляет эксклюзивные функции, установленные для данного вида органов, а также общие функции.
Федеральное министерство осуществляет функции нормативного регулирования, а также координационные функции и функции системного контроля в отношении федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении министерства. Координационные и контрольные функции Минздравсоцразвития России и Минэкономразвития России распространяются также на государственные внебюджетные фонды[107]. Из 18 федеральных министерств не имеют подчиненных органов исполнительной власти только МЧС России, Минрегион России и Минэнерго России. В ведении федерального министерства могут находиться органы исполнительной власти установленного вида, например федеральные службы — в системах Минюста России, Минфина России и МВД России (в ведении последнего находится только ФМС России) либо федеральные агентства — в системах МИД России, Минпромторга России и Минспорттуризма России. Во всех остальных случаях в структурном подчинении федеральных министерств находятся как федеральные службы, так и федеральные агентства.
Федеральные министерства различаются на основе критерия административного подчинения: в непосредственном ведении Президента РФ находятся МВД России, МЧС России, МИД России, Минобороны России и Минюст России, остальные министерства подчинены федеральному Правительству.
Федеральное министерство возглавляет федеральный министр, входящий в состав Правительства РФ. Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности указами Президента РФ (п. «д» ст. 83 Конституции РФ), а их заместители — в соответствии с подчиненностью соответствующего федерального министерства — Президентом или Правительством РФ. В зависимости от подведомственности соответствующих федеральных министерств утверждаются также и положения о них.
Федеральная служба осуществляет контрольные, надзорные и разрешительные функции. К ведению федеральных служб, подчиненных Президенту РФ, отнесена реализация специальных функций. Федеральные службы, не подчиненные федеральным министерствам, в том числе и федеральные службы, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ[108], осуществляют функции нормативно-правового регулирования, а в случаях, предусмотренных указами Президента или постановлениями Правительства РФ, — также и функции по оказанию публичных услуг. Таким образом, статус федеральной службы во многом обусловлен спецификой административного или структурного подчинения, отнесенными к ее ведению полномочиями лицензирующего органа[109], а также административно-юрисдикционными полномочиями.
Федеральные службы по надзору и федеральные службы, наделенные специальными функциями в сфере административно-политической деятельности, являются коллегиальными органами. Возглавляет федеральную службу руководитель (директор). Руководители федеральных служб, наделенных правомочиями самостоятельного органа исполнительной власти и осуществляющих специальные функции, их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Руководители федеральных служб по надзору назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль их деятельности. Заместители руководителей федеральных служб по надзору назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб.
Федеральное агентство осуществляет функции по предоставлению публичных услуг и по управлению публичным имуществом. Федеральные агентства, к ведению которых отнесены специальные функции, являются самостоятельными органами исполнительной власти; к ним относятся ГУСП и Управление делами Президента РФ — органы, наделенные статусом федеральных агентств. Остальные федеральные агентства, за исключением Рособоронпоставки и Спецстроя России, подчинены соответствующим министерствам, находящимся в ведении Правительства РФ. В непосредственном подчинении Правительства находятся четыре федеральных агентства — Роскосмос, Росграница, Росрыболовство, Рослесхоз.
Подчиненность федеральных агентств можно отнести к универсальным правовым критериям, присущим в основном органам данного вида: в непосредственном подчинении Президента РФ находятся лишь два федеральных агентства (Рособоронпоставка и Спецстрой России находятся в ведении Минобороны России, а Россотрудничество — в ведении МИД России).
Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Федеральные агентства, в том числе и наделенные специальными правомочиями, относятся к коллегиальным органам. Руководители федеральных агентств, осуществляющих специальные функции, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ; руководители остальных федеральных агентств назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных агентств. Заместители руководителей федеральных агентств (за исключением заместителей руководителей федеральных агентств, осуществляющих специальные функции) назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных агентств.