Первый этап. Возвышение москвы и начало объединения
2.1. Борьба за ярлык великого князя владимирского. На рубеже XIII–XIV вв. политическое дробление Руси достигло своего апогея. Только на Северо‑Востоке появилось 14 княжеств, которые продолжали делиться на уделы. К началу XIV в. возросло значение новых политических центров: Твери, Москвы, Нижнего Новгорода, тогда как многие старые города пришли в упадок, так и не восстановив свои позиции после нашествия. Великий князь владимирский, будучи номинальным главой всей земли, получив ярлык, практически оставался правителем только в собственном княжестве и не переезжал во Владимир. Правда, великое княжение давало ряд преимуществ: князь, получивший его, распоряжался землями вокруг Владимира, входившими в состав великокняжеского домена, и мог раздавать их своим слугам, он контролировал сбор дани, и как «старейший» представлял Русь в Орде. Это в итоге поднимало престиж князя, усиливало его власть. Поэтому князья отдельных земель вели ожесточенную борьбу за ярлык на великое княжение.
В XIV в. основными претендентами на победу были тверские, московские и суздальско‑нижегородские князья. В их противостоянии и решалось, каким путем будет происходить объединение русских земель.
2.2. Соперничество Москвы и Твери.
• Начальный период. На рубеже XIII–XIV вв. преобладающие позиции принадлежали Тверскому княжеству. После смерти Александра Невского великокняжеский престол занял его младший брат тверской князь Ярослав. Выгодное географическое положение и плодородные земли притягивали сюда население, способствовали росту служилого слоя. Московское же княжество, доставшееся младшему сыну Александра Невского Даниилу, в самостоятельное выделилось лишь в 1270‑х годах. Казалось, что оно не имело каких‑либо перспектив в соперничестве с Тверью. Однако родоначальник династии московских князей Даниил сумел сделать ряд земельных приобретений (в 1301 г. у Рязани была отвоевана Коломна, а в 1302 г. присоединено Переяславское княжение) и благодаря расчетливости и бережливости несколько укрепил Московское княжество.
Сын Даниила Юрий (1303–1324) повел уже решительную борьбу за ярлык с великим князем Михаилом Ярославичем Тверским. В 1303 г. ему удалось захватить Можайск, что позволило взять под контроль весь бассейн Москвы‑реки. Войдя в доверие к хану Узбеку и добившись руки его сестры Кончаки (после крещения Агафьи), Юрий Данилович в 1317 г. получил ярлык, отобранный у тверского князя. Но вскоре в сражении с ратью Михаила он потерпел поражение, а его жена попала в плен. В Твери она умерла, что дало основание Юрию обвинить тверского князя в ее отравлении и других преступлениях (сокрытии части дани, неподчинении хану и т. п.) Понимая, что его ждет в Орде, Михаил Ярославич все же решился предстать перед ханским судом, надеясь тем самым спасти свою землю от татарского разорения. После долгого разбирательства он был казнен (1318 г.).
В отечественной историографии утвердилась оценка Михаила как доблестного «рыцаря», хранителя традиций домонгольской Руси, жертвы интриг дома «Даниловичей». Московские же князья в научной литературе предстают политиками нового поколения, исповедующими принцип «цель оправдывает средства», без использования которого они едва бы сумели возвысить свое «захудалое княжество». Однако представляется, что соперничавшие князья действовали в духе времени и мало чем отличались друг от друга в моральном отношении.
В 1324 г. сын Михаила Дмитрий Грозные Очи убил в Орде виновника гибели своего отца – Юрия Даниловича. За этот самосуд он расплатился собственной жизнью, но ярлык на великое княжение хан Узбек передал младшему брату Дмитрия – Александру. Так, натравливая друг на друга русских князей, опасаясь усиления кого‑либо из них и передавая ярлык слабейшему, Орда сохраняла господство над Русью.
• Экономическое и военное укрепление Московского княжества, Иван Калита и его сыновья. В 1327 г. в Твери вспыхнуло стихийное народное восстание, вызванное действиями татарского отряда во главе с баскаком Чолханом. Этим воспользовался брат и преемник московского князя Юрия Иван Данилович по прозвищу Калита (1325–1340) (калитой называли кошель для денег). За участие в карательной экспедиции, приведшей к опустошению Тверской земли, он получил ярлык на великое княжение и не упускал его до самой своей смерти.
После тверского восстания Орда окончательно отказалась от системы баскачества и передала сбор дани в руки великого князя. Иван Данилович, используя жесткие методы, добросовестно выполнял свои обязанности сборщика дани, что позволило обезопасить русские земли от набегов Орды (согласно летописи, ему удалось установить «тишь великую» на сорок лет). Утверждая порядок и расширяя свои владения (под контролем Ивана оказались Углич, Белозерск, Галич и другие территории), он создавал благоприятные условия для экономического развития своего княжества, притягивая тем самым к Москве население из других земель. Кроме того, Калита сам приобретал и поощрял покупку своими боярами сел в соседних княжествах, что противоречило нормам права того времени, но укрепляло влияние Москвы, привлекало под власть Калиты боярские фамилии из других земель. Все это в итоге вело к усилению Московского княжества.
В 1325 г., воспользовавшись ссорой митрополита Петра с тверским князем, Ивану удалось перенести митрополичью кафедру в Москву. Авторитет и влияние Москвы возросли и в связи с тем, что она стала религиозным центром Северо‑Восточной Руси.
2.3. Причины возвышения Москвы. Историки по‑разному объясняют причины превращения Москвы из захудалого в самое сильное в экономическом и военно‑политическом отношении княжество Северо‑Восточной Руси.
• Некоторые преимущества заключались в географическом положении: через Москву проходили важные торговые пути, она обладала сравнительно плодородными землями, притягивавшими к себе трудовое население и бояр, была защищена от набегов отдельных монгольских отрядов лесами. Но схожие условия существовали и в Твери, стоявшей на Волге и находившейся еще дальше от Орды.
• Москва являлась духовным центром русских земель, но им она стала уже после первых побед в борьбе за право возглавить процесс объединения.
• Главную роль на начальном этапе сыграла политика московских князей и их личные качества. Сделав ставку на союз с Ордой и продолжив в этом отношении линию Александра Невского, осознав роль церкви в условиях отхода Орды от политики веротерпимости, московские князья в первой половине XIV в. накапливали силы для развертывания в дальнейшем борьбы за независимость. В итоге, унижаясь перед ханом, помогая ему подавлять антиордынские выступления, скопидомничая, обогащаясь и по крохам собирая Русскую землю, осторожничая и взвешивая свои реальные возможности, они сумели возвысить Московское княжество и создать условия как для объединения земель, так и для вступления в открытую борьбу с Ордой.
Большую роль сыграло и то, что в результате осторожной политики Калиты и его сыновей (Симеона Гордого – 1340–1353 и Ивана II Красного – 1353–1359) Московская земля несколько десятилетий не знала монгольских набегов.
Московским правителям долгое время удавалось сохранять единство княжеского дома, что спасало Москву от бед внутренних усобиц.
Второй этап объединения
3.1. Характеристика этапа. Если на первом этапе Москва лишь стала наиболее значительным и сильным в экономическом и военно‑политическом отношении княжеством, то на втором этапе (вторая половина XIV – вторая четверть XV в.) она, подняв знамя борьбы за независимость русских земель, превратилась в бесспорный центр их объединения. Власть московского князя усилилась, началась активная борьба с Ордой, иго постепенно ослабевало.
3.2. Складывание военно‑политического союза русских княжеств во главе с Москвой. Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (1359–1389) в 9 лет оказался во главе Московского княжества. Воспользовавшись его малолетством, суздальско‑нижегородский князь Дмитрий Константинович добыл в Орде ярлык. Но московское боярство, сплотившись вокруг митрополита Алексея , сумело возвратить великое княжение в руки своего князя. Свидетельством укрепления позиции московского князя стало строительство в 1367 г. Кремля из белого известняка – первого значительного каменного сооружения на Руси после ордынского нашествия. Летописец отмечает, что Дмитрий начал «всех князей русских привожаше под свою волю», т. е. стал их подчинять в политическом и военном отношении своей власти.
Его соперником выступила Литва, на которую опиралась Тверь. Великое княжество Литовское (9/10 его жителей составляли православные, населявшие южные, юго‑западные и западные земли бывшей Древней Руси) под руководством князя Ольгерда превратилось в мощную силу, претендовавшую на объединение всех русских земель. Ольгерд нанес ряд поражений Орде и освободил Киевское, Черниговское и Волынское княжества от ига. Походы же на Москву (1368, 1370 и 1372 гг.) не принесли Ольгерду желаемого успеха. В итоге Литва из‑за внутренних религиозных и этнических противоречий, слабости княжеской власти и вмешательства внешних католических сил так и не сумела стать во главе объединительного процесса русских земель.
В 1375 г. Дмитрий Иванович во главе коалиции князей Северо‑Восточной Руси совершил поход на Тверь, отобрал ярлык, который в результате интриг оказался в руках тверского князя, и заставил его признать вассальную зависимость от Москвы (стать «братом молодшим» по терминологии того времени). Так начался процесс превращения самостоятельных князей в подчиненных Москве правителей, что необычайно укрепило Московское княжество, обезопасило его тылы и позволило вступить в борьбу с Ордой.
3.3. Начало борьбы с игом.
• Первая победа. Этому же способствовало наступление с конца 1350‑х гг. «великой замятии» в самой Орде, выразившейся в частой и насильственной смене ханов. В 1375 г. власть захватил темник Мамай, который, не будучи чингизидом, не имел законных прав на «царский престол». Дмитрий Иванович, воспользовавшись ослаблением Орды и усилением собственных позиций, отказался платить дань под предлогом незаконности правления хана Мамая. Столкновение становилось неизбежным. После первой неудачи русских на р. Пьяни в 1377 г., Дмитрий Иванович в 1378 г. лично возглавил полки и нанес сокрушительное поражение войскам мурзы Бегича на р. Воже.
• Куликовская битва. Решающее сражение произошло на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Мамай заключил союз с литовским князем Ягайло и двигался ему навстречу. Дмитрий, сплотив под своими знаменами силы почти всех земель Северо‑Восточной Руси (кроме Тверской и Нижегородско‑Суздальской; противоречивы сведения об участии в ополчении новгородцев), поддерживаемый двумя братьями князя Ягайло (Андреем Полоцким и Дмитрием Брянским), перешел Дон, чтобы не дать возможности союзникам соединиться. Кроме того, этим действием он отрезал возможные пути отступления русских войск и продемонстрировал готовность сражаться до последнего. Силы сторон (примерно по 50 тыс. человек) были равны.
Благодаря патриотизму и мужеству русских воинов, сплоченных общей верой и единым руководством (на Куликово поле, в отличие от битвы на р. Калке, вышли войска, имевшие четкий план действий и подчиненные одному князю), а также умелым действиям засадного полка под началом двоюродного брата Дмитрия – Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка‑Волынца, в решающий момент сумевшего переломить ход битвы, была одержана блестящая победа.
• Историческое значение победы заключалось в том, что Русь была спасена от разорения, которое грозило стать не менее страшным, чем Батыево. Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья – защитников Русской земли. Эта первая стратегически важная победа, давшая Дмитрию прозвище «Донской», заставила русских людей поверить в свои силы, укрепила их в правоте своей веры. Важно, что под рукой московского князя выступали отряды различных русских земель.
3.4. Дальнейшее укрепление Москвы. Куликовская битва еще не принесла освобождения. В 1382 г. хан Тохтамыш, чингизид, возглавивший Орду после убийства Мамая, сжег Москву. Дмитрий, потеряв много сил в Куликовской битве, ушел до прихода ордынцев из города, чтобы успеть набрать новое ополчение. В итоге Русь возобновила выплату дани, но политическая зависимость от Орды стала значительно слабее. В своем завещании Дмитрий Донской передал сыну Василию I (1389–1425) право на великое княжение, не ссылаясь при этом на волю хана и не спрашивая его позволения.
При Василии Дмитриевиче позиции Москвы продолжали укрепляться. В 1392 г. ему удалось присоединить Нижегородское княжество, в целом улучшить, благодаря женитьбе на дочери великого князя литовского Витовта, отношения с Литвой, отстоять в 1408 г. Москву от набега ордынских войск Едигея. Некоторые местные князья перешли в разряд служилых князей – слуг московского князя, т. е. становились наместниками и воеводами в уездах, которые ранее были самостоятельными княжествами.