Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова.
В 20 – 30-х г. XIX в. Хивинское ханство возвело в низовьях Сырдарьи несколько крепостей. Протест населения вызывали также нападения и грабеж караванов, а также увеличение налогов. Недовольство усиливало также и изъятие земель для создания приказов в новых округах по Уставу 1822 г, в результате чего не только ликвидировалась политическая самостоятельность северных регионов К., но и ухудшились условия для ведения хозяйства и скотоводства.
Главная цель восстания – сохранение самостоятельности не вошедших в состав царской России областей К. и прекращение колонизации казахских земель через постройку крепостей и новых окружных управлений. Восстание охватило почти весь К. Активно участвовали в восстании казахи всех трех жузов. Главной движущей силой были казахские шаруа. В ноябре 1837 г. К.К. оказал открытое сопротивление царскому правительству, совершив нападение на группу казаков Актауской крепости. С весны 1838 г. участились стычки восставших с царскими отрядами. Летом и осенью 1838 г. основная часть Ср. жуза примкнула к Кенесары, с осени 1838 г. – Младший жуз. В августе 1841 г войска направились в Ташкент. Кокандский хан предложил К.К. заключить союз, но Кенесары отказался от союза стремясь освободить казахские земли. Восставшие избрали К.К. ханом. Царское правительство приняло решительные меры для подавления восстания. Направлялись карательные отряды со стороны Оренбурга и Сибири. Летом 1845 г. царское правительство продолжило постройку своих укреплений. Кенесары вынужден был откочевать на юг. Откочевка дальше на юг неизбежно вела к столкновению с Кокандским ханством. Не сопротивляясь превосходящим силам царских карательных отрядов, Кенесары со своими отрядами прошел по левобережью Или и приблизился к Чу и в район Алатау. В 1847 г. Кенесары вторгся в киргизские земли. Притеснение войсками Кенесары местного народа, ограбление неповинных киргизских аулов вызвали ненависть и ответную реакцию. В том же году неподалеку от нынешнего Бишкека в местечке Майтобе Кенесары был окружен и погиб.
Поражению восстания способствовали как политическая, так и внутриродовая разобщенность казахов, отсутствие поддержки рядом феодальных групп, самоуправство Кенесары и жестокая расправа с не поддержавшими его аулами были не в традициях казахов, и это ослабило роды восставших.
Историческое значение восстания велико: во-первых, это было самое крупное восстание против колониального гнета, охватившее все 3 жуза; оно было составной частью освободительной борьбы народов России первой половины XIX в.; показало зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма.
41. Культура Казахстана во второй половине XIX – начале XX вв.
Во второй половине XIX в. территория Казахстана становится местом исследований российских ученых, путешественников таких как Пржевальский, Семенов-Тяншанский, Северцев, Потанин.
Огромный вклад в развитие культуры Казахстана сделали великие представители казахского народа Абай Кунанбаев, Ыбырай Алтынсарин, Чокан Валиханов.
Абай Кунанбаев (1845-1904) — великий поэт, основоположник казахской классической письменной литературы, мыслитель и композитор. Настоящее имя Абая - Ибрагим. Он родился в 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области. Отец Абая - Кунанбай - был правителем рода Тобыкты. Мать — Улжан. Абай учился в медресе Ах-мета Ризы и одновременно в русской школе. В формировании его поэтического творчества заметно влияние политических ссыльных Е. П. Михаэлиса, А. Леонтьева, С. С. Гросса, Н. И. Долгополова. Абай призывал изучать русский язык и культуру. Он почитал творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого и других русских поэтов и писателей. Широко известны переводы отрывков "Евгения Онегина", сделанные Абаем.
В 1884 г. по предложению политических ссыльных Абай был избран членом Семипалатинского статкомитета.
В середине XIX в. творил выдающийся казахский ученый Шокан Уалиханов. Он родился в 1835 г. в крепости Кусмурун (Кушмурун). При рождении ему было дано имя Мухаммед-Канапия, а Шокан — так ласково называла его мать. Детские годы Шокана прошли в ауле его предков -Сырымбете. Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чагатайского) языков. Большое влияние на Шокана оказала его бабушка Айганым. Влияние на деятельность Уалиханова оказали представители русской интеллигенции академик А. Шренк, декабристы С. Семенов, А. Штейнгель, Н. Басаргин, студенты Казанского университета С. Сотников, Н. Костылецкий, Т. Сейфуллин.
Осенью 1847 г. 12-летний Шокан поступил в Сибирский кадетский корпус и закончил его в 1853 г. В 1855 г. он принял участие в псездке генерала Г. X. Гасфорта по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850 г. Шокан провел съемку бассейна Иссык-Куля, написал "Дневник поездки на Иссык-Куль" и "Записки о киргизах". Во время экспедиции он знакомится с Семеновым-Тян-Шанским. Осенью 1856 г. Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых связей между двумя странами.
Во время путешествия в земли киргизов Шокан записал большой отрывок киргизского народного эпоса "Манас", собрал материалы по истории и этнографии этого региона.
Среди друзей Шокана был писатель Ф. М. Достоевский.
В 1865 г. в газете "Русский инвалид" публикуется последний труд Шокана Уалиханова о восстании дунган в Цинсксй империи. Его работы "Аблай", "Казахское родословие", "О мусульманстве в степи", "Следы шаманства у казахов", "О кочевках казахов" содержали сведения по истории и этнографии казахского народа.
Ыбырай Алтынсарин (1841-1889) - выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор - родился 20 октября 1841 г. С 1844 г. воспитывался у деда Балгожи. В 1857 г. с золотой медалью окончил школу при оренбургской пограничной комиссии. После окончания школы работал писарем у своего деда Балгожи, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. В 1864 г. Ыбырай назначается учителем открытой в Оренбургском укреплении под Торгаем школы.
В 1879 г. Ибрай Алтынсарин назначен инспектором школ Тургайской области. Алтынсарин является основоположником женского образования в крае. В городе Ыргыз была открыта первая школа-интернат для казахских девочек.
Ыбырай Алтынсарин написал два учебных пособия: "Киргизскую хрестоматию" и "Основное руководство по обучению киргизскому языку". Он известен и как собиратель устного творчества казахского народа. В рассказе "Кыпшак Сейткул" Ыбырай поддерживает идею развития земледелия.
Во второй половине XIX в. жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие немеркнущие классические произведения. В произведениях талантливых композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы.
Курмангазы Сагырбай-улы (1818 – 1889) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость. В его произведениях слышатся мотивы несгибаемой воли народов к свободе, родной земле, безграничной степи.
Даулеткерей Шигай-улы (1820-1887) – великий кюши – композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-38 гг. в Букеевской Орде. Музыка Д впечатляет мастерством композиции, отточенностью формы, глубоким эмоциональным зарядом. Тончайшие душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях Коныр, Топан, Жигер. Есть и глубоко трагические произведения – Салык олген. Известно около 40 кюев композитора.
Таттимбет Казангап-улы (1815-1862) – выдающийся кюйши – композитор, один из основоположников классической домбровой музыки XIX в., непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Т. родился и вырос на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области. Многие кюи Т. являются разработками традиционных жанров нструментальной музыки, он сочинил классические образцы традиционных кюев: Косбасар, Терискакпай, Алшагыр и др. В его кюях отражены стремления к красоте и гармонии жизни, ожидании надежды, превратности судьбы, противоречия жизни. В 1855 г. он ездил в Петербург, где, по преданию, играл на домбре. Сохранилось свыше 30 кюев.
Ыкылас Дукен-улы (1843-1916) – кюйши-композитор, кобызист. Заслуга Ыкыласа в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута. Ы. Сочинял кюи, в которых нашли воплощение широко известные в народе легенды и эпические сказания. Жезкиик, Камбар, Казан, Шынырау. Его глубокие переживания о жизни переданы в сочинении Ыкыластын кюйи.
Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897) – выдающийся композитор казахского народа, певец и поэт. Родился в очень бедной семье на территории Кокчетавской области. На становлении его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 г. Одна из первых его песен Биржан-сал. Б. затрагивает социальные проблемы, нравственные понятия, судьбу отдельных лиц. У Б. ряд песен посвященных любовной лирики. Биржан своей песней выступал за правду, обличал обман и произвол. Его песни Жанбота, Адаскак выражали его гнев по поводу действий власть имущих. Особенно широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Сохранилось около 40 песен.
Акан-серы Корамсал-улы (1843-1913) – выдающийся композитор. Родился в Кокчетавской области. Его выдающиеся произведения – песни Кулагер, Манмангер, Макпал, Балхадиша, Сырымбет и др. – заняли достойное место среди музыкальных сокровищ.
42. Завершение колонизации Казахстана Россией в 60-е гг. XIX в. и её последствия.
Присоединение К., начавшееся в 30-х гг. XVIII в., завершилось лишь в конце середины XIX в. и являлось сложным, противоречивым процессом. Присоединение казахских жузов происходило в различных внешнеполитических и внутренних условиях. Административно-политическими реформами царизм ликвидировал традиционную систему управления, ограничил власть местной знати, нарушил традиции и образ жизни казахов, открыл широкие возможности для заселения казахского края русскими переселенцами, вытесняя кочевников на малопригодные земли. Казахстан стал использоваться как сырьевая база и рынок сбыта российских товаров. Распространяется русский язык, традиции и обычаи в ущерб национальным. Получив бесконтрольную власть над большей частью населения, Россия расширила колонизаторскую политику почти во всех сферах.
Вместе с тем присоединением К. к России создавались условия для хозяйственного взаимообмена и взаимодействии между кочевниками и пришлым населением, закладывалась почва для распространения грамотности, оживления торговли, включение казахского аула в орбиту капиталистических производственных отношений со всеми вытекающими отсюда последствиями, укрепляются южные границы Казахстана, прекращаются междоусобицы, начинается разработка и добыча полезных ископаемых, строительство промышленных предприятий и железных дорог, зарождается национальный рабочий класс. Отмена крепостного права не разрешила аграрного вопроса. Крестьянские волнения продолжались. В этих условиях правительство предприняло ряд мер по отвлечению крестьян от революц. движения, одно из них была активизация переселенческой политики. Путем колонизации Сибири, северного, западного, центр. и юго-восточных районов К. царское правительство рассчитывало переселить крестьян из центр. России и создать в их лице опору на новом месте. В начале царизм ограничился военно-казачьей колонизацией края. В сер. 60-х г. XIX в. из центр. России в К. началось переселение крестьян Царское правительство рассчитывало, что обеспеченные крестьяне будут проводить русификаторскую политику в крае и служить источником пополнения колониальных войск. Определив цели своей аграрной политики в К., царское правительство приступило к их осуществлению. На местах подготавливался ряд мер по колонизации казахской степи и заселению ее крестьянами из центральных губерний России. Инициативу взял на себя военный губернатор Семиреченской области генерал Колпаковский, под руководством которого в 1868 г., были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье», действовавших до 1883 г. По «Временным правилам» переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей, освобождение от налогов и т.д. В 1883 г., в связи с переходом Семиреченской обл. в состав Степного генерал губернаторства местная администрация разработала « Правила о поземельном устройстве оседлого населения области». Новый документ был утвержден 1 мая 1885 г. По сравнению с предыдущими новые «Правила» несколько урезывали привилегии переселенцев. Условия переселения крестьян в Туркестанский край в том числе в Сырдарьинскую обл., предусматривались «Положением об управлении Туркестанским генерал-губернаторством»,разработанное в1886г. Царское правительство разработало и утвердило 13 июля 1889 г. специальное положение «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли». Оно допускало переселение только с предварительного разрешения министров внутренних дел и претворялась в жизнь аграрная политика государственного имущества. В «Положении» конкретно определены районы переселения в Тобольской и Томской губерниях, а также в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях. Таким образом, положение «О добровольном переселении» 1889 г. частично открывало переселенческое движение из центральных губерний России в К. и явилось одной из важных сторон общей аграрной политики самодержавия. Одним из проводников в жизнь аграрной политики самодержавия был Комитет Сибирской железной дороги. Вопрос о строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали возник еще в 50-х гг. XIX в. Наконец, в 1891 г. вышел царский указ о ее сторительстве. Перед межевыми партиями Тобольской, Томской губерний и Акмолинской обл. стояла задача: в течение ближайших 3-4 лет в 200-верстной полосе вдоль линии Транссибирской железной дороги сделать отвод до 11 млн. десятин земли. Согласно «Временным правилам для образования переселенческих и запасных участков в районе Сибирской железной дороге» утвержденным 13 июня 1893 г., на местах учреждались «Временные комиссии». Они решали вопросы об изъятии земли под переселенческие и запасные участки. С сер. 90-х гг. XIX в. началось интенсивное крестьянское переселение в Сибирь и К. Изъятые Акмолинской межевой партией земли не позволяли заниматься здесь хлебопашеством. Поэтому уже в 1894-1895 гг. в Комитете Сибирской железной дороги остро встал вопрос о необходимости повсеместного обследования территории степной области (Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской) с точки зрения выявления излишков земли и зачисления ее в «переселенческий фонд». Работа экспедиции Щербиной началась в 1896 г. и продолжалась до 1902 г. Были изучены естественно-исторические и хозяйственно-статистические факторы всех 12 уездов 3-х обл. К. Так политика самодержавия во второй половине XIX в., направленная на колонизацию территории К. и отражавшая интересы развивающиегося российского капитализма. В целом аграрная политика царского самодержавия во второй половине XIX в. была направлена на разрешение аграрного кризиса в Европейской части России. Законоположение, разработанные царским правительством, отражали интересы капитализма, но отнюдь не интересы русского, а тем более казахского крестьянства.