Омедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»: проблематика, сюжет, мотивы.
Фонвизин Денис Иванович (1744 - 1792)
Д. И. Фонвизин — знаковый писатель для литературы 1760 — 1780-х годов. Своеобразие и отличие творчества объясняется тем, что писатель стоит у истоков нового этапа развития русской сатиры.
Деятельность Фонвизина-литературоведа началась с перевода басен известного в то время датского поэта Гольберга. Позже он и сам начал писать еще во многом «сырые», но интересные для своего времени басни и притчи. Однако, будучи уже известным как переводчик, Фонвизин не раз попадал в неловкое положение — большинство созданных им басен считали либо изящно выполненными переложениями иностранных произведений на русский язык, либо откровенным плагиатом. Все же несколько басен до сих пор известны как подлинное творчество Фонвизина и представляют особый интерес для раскрытия начальных этапов творческого пути мастера. Это политическая басня «Лисица-казнодей» и сатира «Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке», написанные в 1760 году.
- Первым крупным сатирическим произведением писателя стала комедия «Бригадир», написанная в 1763 году.В комедии блестяще обыгран распространенный в XVIII веке сюжет, при этом избитая комедийная тема получила новое осмысление и стала чуть ли не новаторством в театральной традиции. Родители стремятся выгодно женить детей, которые давно отдали свои сердца другим. Две семьи — Советника и Бригадира — решают устроить брак бригадирского сына Ивана и советничьей дочери Софьи. При этом начавшую было развиваться по стандарту интрижку Фонвизин «закручивает» в совершенно иную сторону: бригадирский сынок начинает ухлестывать за Советницей, при этом Бригадир готов подвинуть своего сына в битве за прекрасную даму. За Бригадиршей начинает охоту Советник, и благоразумную Софью оставляют в покое, с выбором ее сердца. Подобные столкновения чувств и интрижки введены Фонвизиным в текст не случайно. Таким образом, автору удается продемонстрировать всю нелепость и пошлость поведения крепостников и щеголей-галломанов.В отношении жанра «Бригадир» — комедия для русской литературы необычная. Это одна из первых в истории русской сатиры и драматургии «комедия нравов».Процесс становления подобного рода характеров еще не показан автором, но объяснение поведения и порывов каждого из персонажей уже присутствует в тексте комедии. Множество новаторских приемов — саморазоблачение, откровенная буффонада, гротеск, — делает комедию понятной и смешной даже для современного читателя.
- Следующее произведение Фонвизина «Недоросль», комедия, написанная в 1781 году. Она является важнейшим этапом в жизни и творчестве писателя. Это произведение стало программным и явилось наивысшей точкой развития отечественной сатиры XVIII века.
Основной задачей, которую автор поставил перед собой, было разоблачение гнилых нравов того времени, становление которых обусловлено сложившийся традицией взаимоотношений людей внутри закомплексованного и законсервированного общества.
Основная тема комедии — злонравие крепостников, которое Фонвизин представляет как самое страшное социальное зло. Основной конфликт эпохи — помещичий произвол и бесправие крепостных крестьян — является лейтмотивом всего произведения. Основной предмет изображения, таким образом, не дворянство само по себе, а дворянское сословие, показанное в тесном взаимодействии с крепостными.
Проблема комедии — разложение дворянства как основного правящего сословия страны. Автор представляет зрителю непривычный, но легко представимый даже современному читателю мир, где одни люди владеют другими. Правящей фигурой этого мира является госпожа Простакова — «презлая фурия» и «госпожа бесчеловечная». Полновластная хозяйка этого мира, Простакова подчиняет себе и рабов-крепостных (старуху Еремеевну, Тришку, девку Палашку), и родных и близких себе людей, в которых она не может найти ни поддержки, ни опоры.
Автор стремится открыть две проблемы современного ему общества. Дело в том, что раболепие крепостного строя не только убивает все человеческое в крепостных, делая их бездушным и безропотным стадом, но и развращает самих крепостников, дает упиться властью над людьми и с каждым новым непристойным поступком толкает вниз по наклонной плоскости все ниже и ниже.
Впервые в русской драматургии Фонвизиным было не только качественно и полно дано возможное решение социального вопроса, но и полновесно и объемно описаны положительные герои. До этого только зло получалось зримым и весомым, положительные герои при этом воспринимались по-другому — их речи и поступки казались слишком прямолинейными и наигранными. У Фонвизина и положительные герои получили право на жизнь. Они чувствовали, говорили и действовали как живые герои, а не как запрограммированные на добро машины.
Комедия «Недоросль» считается наиболее высоким художественным достижением Фонвизина и вершиной драматургии ХVIII века. В пьесе большую роль играет изображение быта, характеры раскрываются в разговорах и в действиях героев. Блестящим является языковое мастерство автора, давшего образец живой речи своего времени.
На языке XVIII века недоросль ― это несовершеннолетний дворянин (подросток), не достигший 15 лет, т.е. возраста, когда он должен был по указу Петра I поступить на действительную (военную или государственную) службу. Жил при родителях дома и учился. Не получивший образования (либо в школе, либо на дому) дворянин на службу не принимался и не имел права жениться. Недорослей, не выдержавших проверочные испытания, зачисляли в рядовые без права повышения по службе. При Екатерине II возраст недоросля увеличился до 20 лет.
В центре комедии ― столкновение диких крепостнических порядков и сформированных ими характеров с просветительскими идеалами гуманности и прогресса. Передовые дворяне Стародум и Правдин противостоят невежественным и жестоким помещикам-крепостникам Простаковой и Скотинину. Действие комедии разворачивается в русской крепостной деревне. Нравственное уродство её владельцев, их тунеядство (жизнь за чужой счёт), самодурство (своеволие), невежество (необразованность, непросвещённость) и многое другое — следствия неограниченной власти помещиков над крепостными крестьянами. Основной закон крепостной усадьбы — «право силы», верховное божество — деньги. Фонвизин показал органичную связь между системой государственного правления, крепостничеством и нравственным обликом человека, а также разъедающее душу влияние власти денег.
Сын госпожи Простаковой, 16-летний недоросль Митрофан, которому надоело учиться, хочет жениться на богатой наследнице ― племяннице Стародума Софье. Оставшись сиротой, она живёт в семье своих дальних родственников ― провинциальных помещиков Простаковых. Но на деньги Софьи претендует и дядя Митрофана ― брат госпожи Простаковой Скотинин, который увлечён разведением свиней, мечтает прикупить их побольше, а заодно и «своих поросят завести», т.е. желает иметь детей. «Борьба» Митрофана и Скотинина за Софью носит откровенно пародийный, фарсовый характер. Их домогательства не составляют интриги. У образованной и добродетельной Софьи есть достойный её жених ― офицер Милон. Поэтому она не воспринимает всерьёз сватовство двух невежественных и грубых претендентов.
Вместо традиционной любовной интриги в основу «Недоросля» Фонвизин положилсоциально-политический конфликт, характеризующий жизнь России второй половины ХVIII в.: произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных. В тот момент, когда Скотинин и Митрофан отчаянно делят Софью, появляется Стародум, который вернулся из Сибири, где честным трудом зарабатывал деньги на приданое племяннице. Он убеждается в дурной сущности семьи Простаковых при помощи прогрессивного чиновника Правдина. Имение Простаковых переходит государству за жестокое обращение с крепостными. Митрофана отдают в военную службу. В финале комедии Стародум говорит: «Вот злонравия достойные плоды!».
Правдин и Стародум убеждены в том, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно». Рабство развращает помещиков и убивает человеческое достоинство в крестьянах. Фонвизин создал типичный образ крепостной Еремеевны ― няньки Митрофана. Старая женщина терпит оскорбления и побои, помещица обращается к ней не по имени, а называя только ругательными кличками: «бестия», «старая хрычовка», «собачья дочь», «каналья». Еремеевна же остаётся безропотной, привязанной и преданной своим мучителям ― рабой по убеждению.
В характере Простаковой Фонвизин передаёт сложность и противоречивость человеческой натуры. Это первый в русской комедии персонаж, комическое содержание которого приобретает в развязке трагическую окраску. В финале, когда имение забирают в государственную опеку, госпожа Простакова бросается обнимать сына: «Один ты остался у меня, Митрофанушка!» — и слышит в ответ: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Простакова от потрясения случившимся падает в обморок. «Очнувшись, в отчаянии» (это ремарка Фонвизина), она восклицает: «Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!». Драматург видит и показывает зрителю, читателю в жестокой крепостнице Простаковой мать, страдающую от бесчеловечности сына. Крепостничество уродует, искажает человеческие чувства. Поэтому и материнская любовь Простаковой проявляется в низменных, животных (зоологических) формах.
Стародум, который произносит длинные нравоучительные монологи, выражающие взгляды драматурга (и занимающие 20% всего текста), — это главный положительный герой комедии, «рупор авторских идей». Имя его означает, что думает он по-старому и склоняет окружающих к старинным нравам, к естественному, но потерянному и забытому правилу — жить честно. В образе Стародума подчеркнута его преемственная связь с Петровской эпохой, противопоставленной современной, екатерининской эпохе. Из уст Стародума звучит просветительская программа воспитания истинного гражданина, а Софья, Милон, Правдин — реальные образцы такого воспитания, как и он сам. Стародум и Правдин активно действуют, осуществляя свои идеалы на практике.
Важное значение в комедии имеют образы учителей. Образ Вральмана — одно из первых подлинно художественных воплощений иностранца в русской словесности. Речь Вральмана передана орфоэпически, с произношением, которое вызывает мягкий комический эффект. Адам Адамович Вральман полностью развращает своего ученика: он всемерно потакает лени, потворствует дурашливости и ребячливости (инфантилизму) Митрофана. При всей его сатирической заострённости образ Вральмана жизнен. Фонвизин отображает типичную для тогдашней русской действительности ситуацию низкопоклонства перед всем иностранным. Растерявший всякие моральные принципы, обманщик и плут, совершенно невежественный иностранец (бывший кучер) и малограмотные русские учителя — недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной сержант Цыфиркин — находятся в неравных условиях. И такие невежды становятся наставниками русского дворянина, от образования и воспитания которого зависит будущее нации, её процветание, её судьба. О том, чтобы научиться благородству, дворянской чести, достоинству, сознанию долга своего перед нацией и пр., в такой ситуации не могло быть и речи.
Отказ от любовного сюжета, построение пьесы на основе реального социального конфликта русской жизни, выведение положительных героев, связанных с действительностью, ― всё это обусловило создание Фонвизиным комедии нового типа. «Недоросль» выводил русскую комедию на качественно новый уровень в осмыслении общественного зла. Автор «Недоросля» видит зло не только в отсутствии просвещения, но и в деспотизме, в отсутствии законности, в надругательстве над правами человека.
«Недоросль» – первая в русской драматургии XVIII в. комедия, в которой предмет изображения составляют не только быт и нравы, но и общественные условия. По словам Н.В. Гоголя, «всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы и проверено знанием души…». Благополучный конец (наказание жестоких помещиков Простаковых) смягчал комедию и делал возможной постановку её на сцене (в 1782 г.). Хорошо отработанная классицизмом форма (пять актов, обязательная любовная интрига, положительные и отрицательные герои, соблюдение правила трёх единств и др.) наполнялась новым содержанием с присущими ему чертами реалистического мышления.
В «Недоросле» определился и новый подход к изображению героев. Используя традиционные приёмы («говорящие» фамилии и имена, обыгрывание черты-доминанты, речевые характеристики), Фонвизин смог создать типичные характеры, обусловленные средой и обстоятельствами. Особенно выразительными оказались образы Простаковой, Митрофана, Еремеевны, Стародума. Они отличались достоверностью, мотивированностью поведения. Язык персонажей не только индивидуализирован, но и психологически обоснован (лексика и синтаксис речи меняются в зависимости от психологического состояния персонажа в данный момент). Причём язык непосредственно зависит от характера того или иного лица.
Благодаря Фонвизину слово «недоросль» приобрело нарицательное значение: «невежественный человек, нигде не бывавший и ничего не видевший, не умеющий держать себя в обществе». Реплики комедии стали поговорками («Не хочу учиться, хочу жениться») и крылатыми выражениями («женин муж», «матушкин сынок»), а персонажи вошли в культурный обиход и продолжали жить в других литературных произведениях. Например, в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина на балу у Лариных среди гостей появляются «Скотинины, чета седая» («чета» ― это супружеская пара, муж и жена).
В 1783 г. пьеса была напечатана на средства автора в Петербурге, в том же году опубликован и перевод на немецкий язык, напечатанный в Лейпциге. В 1823 г. в Париже вышел французский перевод.