Композиция сценария массового театрализованного
Празднества
А. В. Луначарский, делая на основе первых революционных празднеств практически-организационные и теоретические выводы, уже в 1920 году выделил две основные части массового театрализованного празднества. Это, во-первых, торжественно-героический акт как «массовое выступление в собственном смысле слова, которое предполагает движение масс из пригородов к какому-то единому центру, а если их слишком много — к 2—3 центрам, где совершается какое-то центральное действие типа возвышенной символической церемонии...». И, во-вторых, часть «более интимного характера — либо в закрытых помещениях, ибо всякое помещение должно обратиться в своего рода революционное кабаре, либо в открытых: на платформах, на движущихся грузовиках, просто на столах, бочках и т. п. Здесь возможны и пламенная революционная речь, и декламирование куплетов, и выступление клоунов с какой-нибудь карикатурой на враждебные силы, и какой-нибудь остро сатирический спич, и многое другое...»2.
•Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М., 1976, с. 13.
2 Луначарский А. О народных празднествах.— Вестник театра, 1920,. № 62, с. 4.
В этом первом и еще самом общем теоретическом взгляде на революционное советское празднество выделены действительно важнейшие его части, намечен характер его построения, подхода к организации и проведению. Но сегодня даже не специалисту видно, что в первой части празднества слиты воедино два самостоятельных элемента: движение масс к единому центру и «центральное действие». Это закономерно, так как в эстетическом аспекте в качестве театрализованного представления революционное празднество в то время не могло рассматриваться.
Говоря же сегодня подробно о драматургии театрализованного празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал.
Что же касается понятий коллизия или развитие действия, то в празднестве этот момент, в отличие от театрализованных представлений других видов, более локального характера, рассредоточен в общей мозаике компонентов.
Некоторые специалисты видят известное сходство в построении • массового театрализованного празднества с композицией такой музыкальной формы, как симфония. Содержанием симфонии, как известно, являются глубокие мысли и чувства, существенные жизненные проблемы и противоречия. Массовое театрализованное празднество отражает важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Для того и другого искусства характерны идейная устремленность, масштабность, обобщенность. И думается, что сравнение композиционных структур этих двух разных форм отражения действительности вполне правомерно.
В первой части симфонии — в экспозиции — основные контрастные темы-образы получают развитие в разработке, и затем темы этих образов подкрепляют, поддерживают основную схему композиции симфонии. Сценаристу театрализованного массового празднества разработка темы также помогает через частное провести общее, т. е. основную идею.
С театрализованным празднеством перекликается и такая музыкальная форма, как тема с вариациями. Основная тема праздника, развиваясь, также варьируется в разных формах и видах. Это обусловлено и спецификой восприятия массового празднества: если театрализованный концерт, литературно-музыкальная композиция или агитационно-художественное представление зритель воспринимает от начала до конца как завершенное целое, то массовое празднество воспринимается по частям и выборочно. «Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможности органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник»1.
'Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М., 1976, с. 14.
Участник театрализованного празднества, проводимого в парке или на площадях города, редко находится длительное время в каком-либо одном месте. Передвигаясь по территории празднества, он имеет возможность, в соответствии со своими интересами и вкусами, выбрать то или иное представление, мероприятие, те или иные игры, аттракционы, зрелище и т. п.
Выстраивая празднество, сценарист должен прежде всего думать о том, как объединить эту массу зрителей, помочь им рассредоточиться и одновременно воспринять основную тему всего празднества, как подчинить второстепенное, разнородное главному и единому. А это значит, что сценарий театрализованного празднества нужно строить так, чтобы определенные средства художественного воздействия распространялись на всех присутствующих.
К таким средствам относятся: оформление территории, эстрад и сооружений; передвижные театрализованные процессии или группы костюмированных; умело составленный радиоконферанс, печатный путеводитель или либретто, в котором в хорошей литературной форме излагается содержание и программа празднества. Всей массой зрителей воспринимаются также: пиротехническое представление, представление на воде и заключительный фейерверк, театрализованное шествие (демонстрация, парад).
Эти общие средства воздействия дополняются теми впечатлениями, которые пришедшие в парк или на площадь получают, прослушав и просмотрев какую-либо программу концерта и т. п.
Отмеченные выше основные особенности драматургии массового театрализованного празднества определяют и специфику его композиции. В рамках основных элементов единого действия определяются здесь «степень эмоционального накала каждого эпизода, ритмичная их контрастность и строгое взаимодействие»1.
Итак, архитектоника массового театрализованного празднества в общих чертах напоминает композиционную структуру драмы, но важнейшие ее элементы здесь более обобщены и творческий монтаж осложнен огромным различием природы, характера и формы материала.
И все-таки крупнейший режиссер массовых театрализованных празднеств И. М. Туманов между началом, экспозицией празднества и его кульминацией выделяет элемент развитие. Имеется в виду, очевидно, развитие действия. Правомерно ли при такой обобщенной архитектонике выделение элемента развитие действия? Разумеется, да, если не отождествлять эту часть празднества с развитием действия сюжетной драмы. Развитие действия выстраивается, монтируется и готовит кульминацию не меньше, чем обычная развернутая экспозиция празднества.
Что касается самих элементов композиции театрализованного массового празднества, то их можно охарактеризовать следующим образом.
1 Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М., 1976, с. 15.
В массовых театрализованных празднествах тема начинает раскрываться с экспозиции, функции которой могут выполнять «художественное оформление территории праздника, объединяющее его части и диктующее его ритм, слово»1, театрализованное шествие участников, торжественные ритуалы, марши-парады и т. п.
Развитие действия включает в себя театрализованные рапорты предприятий или городов, всевозможные игровые моменты, массовые гулянья, монтаж театрализованных представлений и многое другое.
Кульминация как наивысший эмоциональный момент в развитии действия представляет собой конкретное выражение темы; па словам И. М. Туманова, кульминация обобщает тему праздника и вовлекает зрителей в действие, в «орбиту своего влияния». «В практике драматургии кульминация есть своего рода критерий обоснованности всех элементов данного драматического построения»2.
К кульминации следует так психологически подготовить зрителя, чтобы возник момент соучастия, который выражается обычно в массовом активном пении, в каких-либо коллективных действиях.
Завершающий единое действие момент финал — весьма важная часть в построении массового театрализованного празднества. Задача финала — закрепить в сознании зрителей то, для чего было организовано празднество, к чему стремились его постановщики. Он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как является наиболее подходящим временем для максимального проявления активности всех участников празднества.
В массовом празднестве, как и в любом театрализованном представлении, затянутый, многоступенчатый финал расслабляет впечатление, разрушает концепцию. Она должна «достраиваться» удачно найденной последней точкой, завершающим штрихом.
Желательно придавать финалу мобилизующий характер. Не случайно театрализованные празднества 20-х годов часто заканчивались парадом войск или демонстрацией трудящихся, а позднее — театрализованными шествиями, карнавальными процессиями и т. п.
Творчески осмысленная и четко выстроенная композиционная структура массового театрализованного празднества является решающей предпосылкой непрерывности его действия, ясности и законченности художественного образа. В такой композиционной структуре конфликтность выступает как специфическая форма отражения противоречивой, движущейся, изменяющейся действительности.
1 Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного
концерта. М., 1976, с. 15.
2 Л о у с о н Дж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария.
М., 1960, с. 240.