ГГУ. История создания и общая характеристика.
Герма́нское гражда́нское уложе́ние — основополагающий нормативный правовой акт Германии, регулирующий частноправовые отношения на территории Германии, принято в первоначальной редакции 18 августа 1896 года, вступило в силу 1 января 1900 года.
Отличительными чертами ГГУ являются: отсутствие общих юридических определений, параграфы кодекса очень подробны и носят описательный характер, содержат множество специальных юридических терминов,"каучуковые" параграфы, содержащих ссылки на такие понятия, как "добрая совесть", "добрые нравы". Германское гражданское уложение признает в качестве субъектов гражданского права физических и юридических лиц: ферейны (общества, союзы) и учреждения. Под ферейнами понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (научные цели).
Структура ГГУ: 1.Общая часть, 7 разделов: (§ 1–240).
- лица; - вещи и животные; - сделки; - сроки;- исковая давность; - осуществление прав, самозащита (самопомощь); - обеспечение интересов
2. Обязательственное право, 7 разделов: (§ 241–853),
- содержание обязательств; - обязательства из договора;- прекращение обязательств; - уступка требования;- перевод долга;- множественность на сторонах должника и кредитора;- отдельные виды обязательств
3. Вещное право, 9 разделов: (§ 854–1296),
- владение;- о правах на земельные участки; - собственность;- наследственное право застройки;
- сервитуты - преимущественное право покупки;- вещное обременение;
- ипотека, поземельный и рентный долги; - залоговое право на движимые вещи и права
4. Семейное право, 3 раздела: (§ 1297– 1921)
- гражданский брак - опека - родство
5. Наследственное право, 9 разделов(§ 1922–2385).
Протекторат Кромвеля.
Период протектората О. Кромвеля (1653—1658 гг.) составляет начало третьего, нисходящего этапа революции. Новый государственный строй был оформлен Конституцией 13 декабря 1653 г. , известной под наименованием «Орудие управления». Этот документ, состоявший из 42 статей, разрабатывался и утверждался не парламентом, а советом высших офицеров армии при активном участии самого О. Кромвеля. Однако это не совсем верно:считать «Орудие управления» конституцией нельзя по следующим причинам:
а)была закреплена только форма правления (о форме государственногоустройства и правах граждан умалчивалось);
б)принцип «разделения властей» - основа любой буржуазной конституции был предан забвению (в руках Оливера Кромвеля - лорда протектора сосредотачивалась как исполнительная, так частично и законодательная власть);
в)основной закон государства, им является конституция, не должен подстраиваться под конкретную личность - как только умер Кромвель (1658год) умерла и эта «конституция».
Тем не менее «Орудие управления» закрепляет традиционный для Англии принцип «смешанного правления»(монархия, аристократия и демократия):
- монархическую ветвь власти олицетворял лорд протек-тор(избираемый пожизненно),
- аристократическую власть осуществлял ГосударственныйСовет,
- демократическую - однопалатный парламент (причем в 1656году палата лордов была восстановлена).
высшая законодательная власть сосредоточивалась и пребывала в лице лорда- протектора и народе, представленном в однопалатном парламенте.
Высшая исполнительная, административная и судебная властьпринадлежала опять-таки совместно тому же лорду- протектору и Государственному совету численностью от 13 до 21 человека, избираемому парламентом пожизненно. Формирование Государственного совета происходило при активном участии лорда-протектора; в первый состав Совета вошли 15 человек — 7 военных и 8 штатских лиц. Помимо власти, которую лорд-протектор делил с парламентом и Государственным советом, сам лорд-протектор обладал собственными практически не ограниченными полномочиями в сфере управления.
Лорд-протектор осуществлял главнокомандование вооруженными силами (войсками и милицией) с согласия парламента, а в период парламентских каникул — с согласия и по решению Государственного совета.
Он руководил иностранной политикой, осуществлял подписание международных договоров (с согласия большинства Государственного совета), объявлял войну и заключал мир.
В компетенцию лорда-протектора входило также назначение на высшие должности (с согласия парламента или Совета), присвоение почетных титулов и званий, осуществление помилования преступников (кроме убийц и государственных изменников).
Парламент, в котором были представлены 400 депутатов от Англии и по 30 депутатов от Шотландии и Ирландии, избирался на 3 года на основе высокого имущественного ценза (200 фунтов стерлингов — в 100 раз выше дореволю-ционного); при этом две трети мест в парламенте отдавались графствам и одна треть — городам. Кандидат в депутаты парламента должен был отличаться своей честностью, богобоязненностью и благочинием; возрастной ценз определялся в 21 год. Избирательных прав навсегда лишались католики и лица, замешанные в ирландском восстании; лица же, выступавшие в войне на стороне Стюартов, лишались избирательных прав на срок действия трех ближайших парламентов.Согласно Конституции, парламент формально наделялся высшей властью в законодательной и финансовой сферах — без его согласия не могли изменяться, приостанавливаться или отменяться законы, устанавливаться налоги и подати.
· Вместе с тем определялись рычаги воздействия на парламент со стороны лорда-протектора: последнему принадлежало право созыва чрезвычайных сессий парламента, право отлагательного вето на его решения и т. д. Весьма показательным являлся следующий штрих.
Поскольку главной опорой режима протектората была армия, в «Орудии управления устанавливался ежегодный налог в 200 тыс. фунтов стерлингов. Избранный в 1654 г. парламент был почти сразу же (в январе 1655 г.) разогнан и не созывался в течение 20 месяцев. Па протяжении этого срока правление страной осуществлялось лордом-протектором при опоре на Государственный совет. Политический режим Англии приобрел ярко выраженную, уже ничем не закамуфлированную форму военной диктатуры.
· Система центральныгх государственныгх органов дополнялась особыш способом управления на местах. Летом 1655 г. территория Англии и Уэльса быша разделена на 11 (по другим данным — на 17) военно-административныгх округов во главе с генерал-майорами.
· Осуществлялась строгая цензура всех печатных изданий, многие независимые газеты были закрыты. Тюрьмы быши переполнены противниками нового режима. И хотя решением парламента в октябре 1656 г. институт генерал-майоров на местах был упразднен, это не поколебало основополагающих принципов военно-диктаторского режима кромвелевского протектората.
Полномочиялорда протектора:
а) назначение на должности (гражданские и военные);
б) командование вооруженными силами;
в) помилование (за исключением убийства и измены);
г) представительство страны на международной арене;
д) просмотр законопроектов, принятых парламентов и ряд других функций.
Смерть Кромвеля в 1658 г. изменила ход событий. На некоторое время власть перешла в руки его сына – Ричарда Кромвеля, не пользовавшегося ни авторитетом, ни влиянием в обществе. В 1659 г. остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в 1660 г. на престол Карла II (1630-1685) – сына казненного короля. В Бредской декларации новый король пообещал сохранить за дворянами и буржуазией их революционные завоевания и не преследовать тех, кто в годы революции боролся против короля. Но данные обещания были нарушены. Восстановление монархии сопровождалось возрождением старых порядков.