Словарь изобразительно-выразительных средств
Тропы
Аллегория – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ: сердце – аллегория любви (я дарю тебе свое сердце).
Гипербола – образное преувеличение: «Кулак размером с чиновничью голову» (Н.В. Гоголь).
Ирония– употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» (обращение Лисы к Ослу в басне И.А. Крылова «Лисица и Осел»).
Литота – образное преуменьшение: «В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах, а сам – с ноготок!» (Н.А. Некрасов).
Метафора – скрытое, образное сравнение: «Ежегодно все новые волны молодежи приходят с разных концов в университет на смену предшественникам» (физиолог А.А. Ухтомский).
Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними: «Не то на серебре – на золоте едал» (А.С. Грибоедов), т.е. на посуде, сделанной из золота.
Олицетворение – перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы: «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком…» (С. Есенин).
Фигуры
Антитеза – противопоставление понятий, мыслей, образов: «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет» (поговорка).
Анафора– повторение одних и тех же элементов в начале стиха, строки или строфы: «Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза» (С. Есенин).
Градация – стилистическая фигура, основанная на расположении слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости: «Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым» (С. Есенин).
Каламбур– стилистический оборот, основанный на сходном звучании слов или словосочетаний, имеющих разное значение. Каламбур обычно придает речи оттенок комизма: «Я приехал в Москву, плачу и плачу» (П. Вяземский).
Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость; красноречивое молчание и др.
Парцелляция – стилистическая фигура, заключающаяся в том, что единая синтаксическая структура – предложение – оказывается представлена несколькими самостоятельными единицами – фразами: «Он…тоже пошел. В магазин. Сигарет купить» (В. Шукшин).
Повтор – стилистическая фигура, состоящая в повторении слова, выражения, песенной или стихотворной строки с целью привлечения к ним особого внимания: «Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить» (А. Блок).
Риторический вопрос – вопрос, на который не требуется ответа: «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Н.В. Гоголь).
Эллипсис – стилистическая фигура, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу: «Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги» (В. Жуковский).
Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце стиха, строки или строфы: «…Когда грозою грянут тучи – Храни меня, мой талисман. …В тревоге пламенного боя Храни меня, мой талисман» (А.С. Пушкин).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Будильцева М.Б. Курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи» : учебное пособие / М.Б. Будильцева, И.А. Пугачёв, Н.Ю. Царёва ; под ред. М.Б. Будильцевой .— М. : Рос. ун-т дружбы народов, 2008 .— 271 с.
2. Буторина Е.П. Русский язык и культура речи : учебное пособие для студентов нефилологических специальностей гуманитарного профиля / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова .— М. : ФОРУМ, 2009 .— 293 с.
3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи : [учебное пособие для студентов нефилологических факультетов вузов] / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева .— Изд. 26-е .— Ростов н/Д : Феникс, 2009 .— 539 с.
4. Данькова Т.Н. Официально-деловой стиль русского литературного языка (особенности структурирования, оформления и редактирования текстов деловых бумаг): учебное пособие. – Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2009. – 86 с.
5. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи: в помощь слушателям школ молодого лектора / С.Ф. Иванова .— М : Знание, 1978 .— 122 с.
6. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций / под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 344 с.
7. Котюрова М.П. Культура научной речи. Текст и его редактирование: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540300 «Филологическое образование» / М.П. Котюрова, Е.А. Баженова .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Флинта : Наука, 2008 .— 279 с.
8. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. – 560 с.
9. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 6-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 315 с.
10. Мещеряков В.Н., Охомуш Е.А. Типология учебных текстов / В.Н. Мещеряков, Е.А. Охомуш. – Днепропетровск, 1980. – 78 с.
11. Розенталь Д.Э. Современный русский язык : [учебное пособие] / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова .— 10-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2008 .— 443 с.
12. Русский язык и культура речи: Учебник для технических вузов / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 356 с.
13. Русский язык и культура речи: материалы к практическим занятиям: [учебно-методическое пособие] / М.С. Саломатина; [науч. ред. И.А. Стернин] .— Изд. 2-е, испр. и перераб. — Воронеж: Истоки, 2008 .— 47 с.
14. Русский язык и культура речи: учебник: [учебное пособие для студ. вузов, обуч. по сервисным специальностям] / [О.Я. Гойхман и др.]; под ред. О.Я. Гойхмана .— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008 .— 237 с.
15. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой .— М.: Юрайт, 2009 .— 356 с.
16. Савельева Л.В. Современная языковая ситуация и актуальные подходы в подготовке учителя-русиста / Л.В. Савельева // Историко-культурное освещение слова и языковая экология: материалы всероссийской конференции (25-26 апреля 2002 года). – Липецк, 2002. – С. 10-20.
17. Скворцов Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник: учебное пособие для студентов вузов / Л.И. Скворцов .— 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2008 .— 218 с.
18. Стернин И.А.Практическая риторика в объяснениях и упражнениях : для тех, кто хочет научиться говорить / И.А. Стернин .— Изд. 4-е, испр. и доп. — Воронеж : Истоки, 2009 .— 154с.
19. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – 4-е изд. / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.
20. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет / Н.И. Формановская. – М.: Высшая школа, 1989 .— 156 с.
21. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н.И. Формановская .— М. : Икар, 2007 .— 478 c.
22. Шалиткина Н.П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Н.П. Шалиткина. – Воронеж, 2004. – 110 с.
Словари и справочники
1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: около 5000 синонимических рядов, более 20000 синонимов / Н. Абрамов .— 8-е изд., стер. — М. : Рус. словари [и др.], 2007 .— 665 с.
2. Баранова Л.А. Словарь аббревиатур иноязычного происхождения / Л.А. Баранова. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2009. – 320 с.
3. Большой грамматический словарь : более 33 000 слов : в 2 т. / авт.-сост. Л.З. Бояринова, Е.Н. Тихонова, М.Н. Трубаева ; под ред. А.Н. Тихонова .— М. : Флинта : Наука, 2006.
4. Булыко А.Н. Орфографический словарь с правилами русского языка: 30 тысяч слов / А.Н. Булыко, Е.И. Артемьева .— М. : Мартин, 2008 .— 382 с.
5. Введенская Л.А. Учебный словарь омонимов русского языка / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников .— М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2005 .— 254 с.
6. Введенская Л.А. Учебный словарь паронимов русского языка / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников .— М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2005 .— 190 с.
7. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2007. – 896 с.
8. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Иванова Т.Ф. – М.: Рус. Яз. – Медиа, 2004. – 912 с.
9. Новый словарь иностранных слов / сост. М. Ситникова .— Изд. 3-е .— Ростов н/Д : Феникс, 2008 .— 299 с.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. языка им. В.В. Виноградова .— 4-е изд., доп. — М. : ИТИ Технологии, 2006 .— 938 с.
11. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова .— 6-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2008 .— 753 с.
12. Романова Н. Н.Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология / Н.Н. Романова, А.В. Филиппов .— М. : Флинта : Наука, 2009 .— 302 с.
13. Фразеологический объяснительный словарь русского языка: более 1000 идиом (2000 значений) / М.М. Вознесенская [и др.]; Рос. акад. наук, Ин-т рус. языка им. В.В. Виноградова; под ред. А.Н. Баранова, Д.О. Добровольского .— М. : Эксмо, 2009 .— 700 с.
14. Хазагеров Г. Г. Риторический словарь / Г.Г. Хазагеров .— М. : Флинта : Наука, 2009 .— 431 с.
15.Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / под ред. А.П. Сковородникова .— 2-е изд. — М. : Флинта : Наука, 2009 .— 479 с.
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Н. – Некрасов Н.А. Гонч. – Гончаров И.А. Сурк. – Сурков А.А. А.К.Т. – Толстой А.К. Арс. – Арсеньев В.К. Аж. – Ажаев В.Н. Бун. - Бунин И.А. Кат. – Катаев В. Г. – Гоголь Н.В. Исак. – Исаковский М.В. Кор. – Короленко В.Г. Кр. – Крылов И.А. Кав. – Каверин В.А. Купр. – Куприн А.И. Л. – Лермонтов М.Ю. Л.Т. – Толстой Л.Н. М.Г. – Горький А.М. Маяк. – Маяковский В.В. М.-Мак. – Миклухо-Маклай Н.Н. | Н.О. – Островский Н.А. Ник. – Никитин И.С. Пауст. – Паустовский К.Г. П. – Пушкин А.С. Перв. – Первенцев А.А. Пришв. – Пришвин М. Сераф. – Серафимович А.С. Стан. – Станюкович К.М. Сухомл. – Сухомлинский В.А. Р. – Рылеев К.Ф. Т. – Тургенев И.С. Тел. – Телешов Н.Д. Тим. – Тимирязев К.А. Твард. – Твардовский А.Т. Фад. – Фадеев А.А. Ф.Ш. – Шаляпин Ф.И. Фурм. – Фурманов Д.А. Ч. – Чехов А.П. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…... РАЗДЕЛ I. ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ…………………………….…... Тема 1. Язык как универсальная знаковая система………………... 1. Понятие о языке. ………………………………………………………... 2. Система языка.…………………………………………………………... 3. Функции языка. ………………………………………………………... 4. Невербальное общение и искусственные знаковые системы…….…... Материалы для самостоятельной работы.………………………… …... Тестовые задания. ………………………………………………………... Вопросы для самоконтроля. ……………………………………………... Тема 2. Русский национальный язык и его разновидности…….…... 1. Понятие о национальном языке. …………………………………..…... 2. Место русского языка среди других языков мира………………..…... 3. Становление и развитие русского национального языка……………... 4. Разновидности русского национального языка…………………..…... 4.1. Литературный язык – высшая форма национального языка…….…... 4.2. Нелитературные формы русского национального языка……….…... 4.3. Язык художественной литературы…………………………………... Материалы для самостоятельной работы………………………………... Тестовые задания. ………………………………………………………... Вопросы для самоконтроля. ……………………………………………... Тема 3. Речевая деятельность и ее виды………………………….…... 1. Понятие о речевой деятельности. ……………………………………... 2. Виды речевой деятельности. …………………………………………... 3. Этапы речевой деятельности. ……………………………………..…... 4. Виды речи. ……………………………………………………………... Материалы для самостоятельной работы. …………………………..…... Тестовые задания. ………………………………………………………... Вопросы для самоконтроля. ……………………………………………... Тема 4. Культура речи…………………………………………………... 1. Понятие о культуре речи. ……………………………………………... 2. Аспекты культуры речи. …………………………………………..…... 3. Коммуникативные качества речи. ……………………………………... Материалы для самостоятельной работы. …………………………..…... Тестовые задания. ………………………………………………………... Вопросы для самоконтроля. ………………………………………….…... Тема 5. Общение. Виды общения. Правила общения…………...…... 1. Понятие об общении и его видах. ……………………………………... 2. Единицы общения. ………………………………………………….…... 3. Правила общения. …………………………………………………..…... 4. Речевой этикет. ………………………………………………………... Материалы для самостоятельной работы. …………………………..…... Тестовые задания. …………………………………………………….…... Вопросы для самоконтроля. ………………………………………….…... Тема 6. Функциональные стили русского литературного языка….. 1. Понятие о функциональных стилях. ………………………………….. 2. Основные функциональные стили и их особенности. ……………… Материалы для самостоятельной работы. ……………………………… Тестовые задания. ………………………………………………………… Вопросы для самоконтроля. ……………………………………………… РАЗДЕЛ II. ОРТОЛОГИЯ (НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА)…………………………… Тема 1. Понятие о языковой норме. Основные типы норм…………. 1. Понятие о языковой норме. ……………………………………………. 2. Источники формирования и источники изменения языковых норм…. 3. Типы норм. ……………………………………………………………… Материалы для самостоятельной работы. ……………………………… Тестовые задания. ………………………………………………………… Вопросы для самоконтроля. ……………………………………………… Тема 2. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка……………………………………………………… 1. Понятие об орфоэпии. …………………………………………………... 2. Нормы произношения. ………………………………………………….. 2.1. Орфоэпические нормы в области произношения согласных звуков. 2.2. Орфоэпические нормы в области произношения гласных звуков…. 2.3. Особенности произношения заимствованных слов………………… 2.4. Особенности произношения аббревиатур. …………………………. 3. Норма ударения. ………………………………………………………… 3.1. Имя существительное. ……………………………………………….. 3.2. Имя прилагательное. …………………………………………………. 3.3. Глагол. …………………………………………………………………. 3.4. Причастие. …………………………………………………………….. Материалы для самостоятельной работы. ………………………………. Тестовые задания. ………………………………………………………… Вопросы для самоконтроля. ……………………………………………… Тема 3. Лексические нормы современного русского литературного языка……………………………………………………………………….. 1. Понятие о лексических нормах. ………………………………………… 2. Условия соблюдения точности речи. …………………………………… Материалы для самостоятельной работы. ……………………………… Тестовые задания. ………………………………………………………… Вопросы для самоконтроля. ………………………………………………. Тема 4. Стилистические нормы………………………………………… 1. Понятие о стилистических нормах и стилистической окраске языковых единиц. ………………………………………………………………… 2.Функционально-стилистическая окраска слов ………………………… 3.Эмоционально-экспрессивная окраска слов …………………………… Материалы для самостоятельной работы. ……………………………….. Тестовые задания. ………………………………………………………… Вопросы для самоконтроля. ……………………………………………….. Тема 5. Грамматические нормы……………………………………… 1.Понятие о грамматических нормах. …………………………………… 2.Морфологические нормы. ……………………………………………… 2.1. Имя существительное………………………………………………… 2.2. Имя прилагательное……………..…………………………………… 2.3. Имя числительное………………….………………………………… 2.4.Местоимение………………………………………….……………… 2.5.Глагол …………………………………….……………………………. Материалы для самостоятельной работы. ……………………………… Тестовые задания. ………………………………………………………… 3.Синтаксические нормы. ………………………………………………… 3.1. Порядок слов в предложении ……………..…………………………. 3.2. Согласование сказуемого с подлежащим. …………………………… 3.3. Согласование определения с определяемым словом……………… 3.4. Норма управления…………………………………………………….. 3.5. Употребление деепричастных оборотов…………………………….. Материалы для самостоятельной работы. ……………………………….. Тестовые задания. ………………………………………………………… Вопросы для самоконтроля. ……………………………………………… РАЗДЕЛ III. УСТНАЯ РЕЧЬ……………………………………………. Тема 1.Ораторское искусство ………………………………………… 1. Понятие об ораторском искусстве. …………………………………… 2. Роды и типы публичной речи. ………………………………………… 3. Типы ораторов. ………………………………………………………….. 4. Подготовка публичной речи. …………………………………………… 5. Искусство оратора. Приемы установления контакта с аудиторией….. Материалы для самостоятельной работы. ……………………………… Тестовые задания. …………………………………………………………. Вопросы для самоконтроля. ………………………………………………. РАЗДЕЛ IV. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ…………………………………… Тема 1. Письменная научная речь……………………………………… 1. Понятие о научном стиле русского литературного языка. …………… 2. Основные качества научного стиля. …………………………………… 3. Языковые особенности научного стиля русского литературного языка… 4. Виды письменных научных текстов и их жанры. …………………… 4.1. Особенности составления первичных научных текстов. …………… 4.2. Особенности составления вторичных научных текстов. …………… 5. Справочно-библиографический аппарат научного произведения…… 6. Цитирование в научном тексте. ………………………………………… Материалы для самостоятельной работы. ……………………………… Тема 2. Письменная деловая речь……………………………………… 1. Понятие об официально-деловом стиле русского литературного языка. .. 2. Основные качества официально-делового стиля. …………………… 3. Языковые особенности официально-делового стиля. ……………… 4. Виды официальных документов и их жанры. ………………………… 4.1. Особенности составления заявления. ……………………………….. 4.2. Особенности составления резюме. ………………………………….. Тестовые задания. ………………………………………………………… Вопросы для самоконтроля. ……………………………………………… Орфографический и пунктуационный минимум……………………. |
1. ОРФОГРАФИЯ…...…………………………………………….……… | |
1.1. Правописание безударных гласных корня слова……………………. | |
1.2. Чередование гласных в корнях слов…………………….…………… | |
1.3. Правописание согласных в корне слова……………………..………. | |
1.4. Правописание приставок……………………………………..………. | |
1.5. Буквы е и о после шипящих и ц……………………………………… | |
1.6. Правописание глаголов. Спряжение глаголов……………….……… | |
1.7. Правописание суффиксов причастий………………………...…… | |
1.8. Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях…………………………………………………………..…… | |
1.9. Буквы н и нн в наречиях……………………………………………… | |
1.10. Буква ь после шипящих на конце наречий………………………… | |
1.11. Буквы а и о на конце наречий……………………………….………. | |
1.12. Частицы не и ни в наречиях………..……….……………….……… | |
1.13. Написание наречий через дефис…………………………….……… | |
1.14. Правописание наречий и сходных с ними частей речи…………… | |
1.15. Правописание предлогов…………………………………….……… | |
1.16. Правописание союзов………………………………………...……… | |
1.17. Правописание частицы не…………………………………………… | |
1.18. Правописание частицы ни…………………………………...……… | |
2. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ…………………………………… | |
Простое предложение…..………………..……..…………….…….……… | |
2.1. Тире между подлежащим и сказуемым……………………………… | |
2.2. Знаки препинания при однородных членах предложения.…………. | |
2.3. Обособленные члены предложения. Обособленные определения… | |
2.4. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами…………….………………………………… | |
2.5. Вводные слова и предложения……………………………….……… | |
Сложное предложение……………………..…..…………………..……… | |
2.6. Знаки препинания в сложносочиненном предложении……..……… | |
2.7. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении…………… | |
2.8. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении…..……… | |
Контрольные работы……………………………………………….……… | |
Приложения…..……………………………………..……………………… | |
Список использованной литературы……………………………………... | |
Словари и справочники…………………………………………….……… | |
Условные сокращения…..……………………..…………………..………. |
Учебное издание
Данькова Татьяна Николаевна,
Новокрещенова Ирина Леонидовна,
Саврасова Наталья Анатольевна,
Шалиткина Наталия Петровна
РУССКИЙ ЯЗЫК
И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебное пособие
Компьютерная верстка Л.А. Козьменко
Подписано в печать 25.05.2010. Формат 60х841/16.
Бумага офсетная. П.л. 15,88. Гарнитура Таймс.
Тираж 500 экз. Заказ № 4435
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный аграрный университет
имени К.Д. Глинки»
394087 г. Воронеж, ул. Мичурина, 1
Типография ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ