Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии
Право как социальный институт призвано регулировать общественные отношения, поведение их участников.
Правовое регулирование - существенный аспект (часть) действия права. Оно характеризует специально-юридическое воздействие права на поведение, деятельность его субъектов – индивидов, организаций.
В юридической литературе утвердилось мнение, что правовое регулирование – это осуществляемое государством при помощи права и совокупности правовых средств упорядочение общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие.
Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно: во-первых, имеет целенаправленный характер (упорядочение общественных отношений); во-вторых, означает процесс влияния права на общественные отношения с помощью юридических средств.
. Предмет правового регулирования в самом общем плане – это то, что регулируется правом. Очевидно, право не всесильно. Оно не способно упорядочивать физические, химические, биологические и другие естественные процессы, которые протекают по своим собственным законам, не зависящим от воли и сознания людей. В этой связи в юридической литературе признается, что в качестве предмета правового регулирования необходимо рассматривать разнообразные общественные отношения. Иными словами, предмет правового регулирования - это все многообразие общественных отношений, которое право регулирует, отношений, проявляемых в поведении, действиях, деятельности людей.
Какие же общественные отношения составляют сферу правового регулирования, т.е. могут и должны регулироваться правом? В числе наиболее существенных свойств таких отношений можно назвать следующие.
1. Это волевые общественные отношения, т.е. отношения, которые возникают, складываются по воле людей и контролируются их сознанием.
2. Правовому регулированию, в отличие от нравственного регулирования, подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю.
3. Правовое регулирование возможно лишь в случаях, когда у субъекта есть возможность выбора хотя бы из двух возможных вариантов поведения.
4. Сферу правового регулирования составляют не все конкретные волевые отношения, поддающиеся внешнему контролю, а лишь наиболее социально значимые для государства, общества и отдельной личности, затрагивающие интересы других людей.
Сказанное означает, что правовое регулирование носит ярко выраженный управленческий характер, относительно юридически значимых общественных отношений. Как видим, в процессе правового регулирования общественные отношения становятся правовыми, т.е. приобретают особое юридическое качество, проявляемые в их содержании, субъектах и др.
правовое воздействие – это более широкое, в сравнении с правовым регулированием, влияние права на сознание и волю участников общественных отношений. Оно органично взаимодействует со специфически правовым регулированием, несет на себе печать последнего.
Для правильного понимания юридической регламентации общественных отношений важным является установление стадий (этапов), которые проходит правовое регулирование в процессе своего развития.
В юридической литературе преобладает мнение о том, что таких стадий правового регулирования три: формирование и действие правовых норм (общенормативное регулирование); возникновение субъективных прав и обязанностей (правоотношений); практическое осуществление права (реализация субъективных прав и юридических обязанностей).
Соответственно, обратим внимание на содержание стадий (этапов) правового регулирования.
Первая стадия правового регулирования – стадия правовой регламентации общественных отношений. Она отличается общим характером. Здесь происходит формирование нормативного регулятора, т.е. норм права путем принятия нормативных правовых актов (законов, указов, постановлений и т.д.). Так, для того, чтобы стал действовать процесс правового регулирования профессиональной подготовки юристов, необходимо, чтобы, прежде всего, была создана нормативно-правовая база, регламентирующая соответствующие отношения (конституция, Закон об образовании, Государственный образовательный стандарт, устав вуза и т.д.).
Вторая стадия – стадия возникновения на основе норм права и юридических фактов определенных правоотношений, в рамках которых конкретные субъекты наделяются определенными правами и юридическими обязанностями. Примечательно, что здесь происходит конкретизация предписаний норм права относительно тех или иных фактов реальной действительности. Необходимость этой стадии определяется тем, что права и обязанности индивидов и организаций, предусмотренные общими нормативными правовыми актами, отличаются общим, абстрактным характером.
Третья стадия – стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Имеется в виду то, что права и обязанности конкретных субъектов для достижения определенной цели осуществляются на практике, реализуются в действиях, в поведении, в деятельности субъектов права (сдача экзаменов, защита дипломных работ и т.д.). В этой связи есть основание назвать эту стадию завершающей, поскольку здесь правовое регулирование достигает своей цели, в частности, удовлетворяются законные интересы субъектов права, скажем, получение диплома об окончании учебного заведения.
правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.