Евро-средиземноморская зона свободной торговли

Название:

Евро-средиземноморская зона свободной торговли, EU-MED FTA, EMFTA

Статус:

зона свободной торговли

Деятельность:

Либерализация торговли и снятие таможенных барьеров внутри зоны.

Страны-участницы:

Евросоюз, Марокко, Алжир, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Израиль, Палестина

История:

Евро-средиземноморская зона свободной торговли основана на Барселонском процессе и Европейской политики соседства (ЕПС). Барселонский процесс, разработанный после Барселонской конференции в последующих ежегодных встречах, представляет собой набор инструментов, ведущих к созданию зоны свободной торговли в Средиземноморском регионе и на Ближнем Востоке в 2010 году. Фактически процесс затянулся, хотя ряд институтов был учрежден.

Предполагается, что Евро-средиземноморская зона свободной торговли начнет полноценно функционировать в настоящее время. Она будет охватывать ЕС, ЕАСТ, таможенные союзы с третьими государствами (Турция, Андорра, Сан-Марино), стран-кандидатов на вступление в ЕС, партнеров Барселонского процесса и, возможно, на более позднем этапе всех европейских партнеров политики соседства.

Агадирское соглашение (Иордания, Тунис, Марокко, Египет) рассматривается в качестве первого этапа интеграции. Дальнейшие шаги предусмотрены в переговорных планах Европейской политики соседства между Европейским Союзом и странами-партнерами на южном берегу Средиземного моря.

Первоначальная цель заключается в создании матрицы Соглашения о свободной торговле между партнерами. После пакета соглашений зона свободной торговли должна быть сформирована.

Агадирское соглашение виделовсь в качестве первой ступеньки на пути к образованию зоны свободной торговли Большого Ближнего Востока — GAFTA. Лига арабских государств недавно объявила о том, что организация Агадир будет включать в себя 22 арабских государства к 2015 году, и ожидаетстать мощной экономической организацией в 2025 году.

Зона свободной торговли Большого Ближнего Востока (GAFTA) появилась на свет в 2005 году и состоит из большинства членов Лиги арабских государств. Эта организация по существу заменяет Агадирское соглашение и достигает первоначальной цели Евро-средиземноморской зоны свободной торговли — создание эффективного соглашения о свободной торговле между большинством арабских государств Магриба вместе с большей частью Ближнего Востока.

Примечание:

Кандидаты на включение: Сирия, Ливия, Ирак, Мавритания, ССАГПЗ

Политико-экологические объединения

Арктический совет

Название:

Арктический совет

Статус:

региональная экологическая организация

Структурные подразделения:

нет

Деятельность:

защита уникальной природы северной полярной зоны.

Страны-участницы:

Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция

История:

Декларация о его создании была подписана 19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) представителями восьми арктических государств: Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции.

Постоянными участниками совета также являются: Циркумполярная конференция инуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктический совет атабасканов и Международный совет гвичинов.

Количество постоянных участников может быть увеличено, но не должно в любом случае превышать количество государств‑членов Совета.

Согласно учредительной Декларации, в Арктическом совете существует также статус наблюдателя. Его могут иметь неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные.

По состоянию на сентябрь 2011 года, в АС входит 26 наблюдателей.

Среди них шесть неарктических государств: Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания, Великобритания (получить статус наблюдателя также стремятся и другие страны, в частности, Китай, Индия и Южная Корея);

девять межправительственных и межпарламентских организаций:

‑ Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (International Federation of Red Cross & Red Crescent Societies ‑ IFRC, МФОКК и КП);

‑ Международный союз охраны природы (International Union for the Conservation of Nature – IUCN, МСОП);

‑ Северный совет (Nordic Council);

‑ Северная экологическая финансовая корпорация (Nordic Environment Finance Corporation – NEFCO, НЕФКО);

‑ Североатлантическая комиссия по морским млекопитающим (North Atlantic Marine Mammal Commission ‑ NAMMCO);

‑ Постоянный комитет парламентариев Арктического региона (Standing Committee of the Parliamentarians of the Arctic Region ‑ SCPAR);

‑ Европейская экономическая комиссия ООН (United Nations Economic Commission for Europe ‑ UN‑ECE, ЕЭК ООН);

‑ Программа развития ООН (United Nations Development Program – UNDP, ПРООН);

‑ Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Program – UNEP, ЮНЕП);

одиннадцать неправительственных организаций:

‑ Консультативный комитет по защите морей (Advisory Committee on Protection of the Sea ‑ ACOPS, АКОПС);

‑ Arctic Circumpolar Gateway;

‑ Ассоциация оленеводов мира (Association of World Reindeer Herders – AWRH);

‑ Союз по сохранению Приполярной Арктики (Circumpolar Conservation Union ‑ CCU);

‑ Международный арктический научный комитет (International Arctic Science Committee ‑ IASC, МАНК);

‑ Международная Арктическая ассоциация социальных наук (International Arctic Social Sciences Association ‑ IASSA);

‑ Международный союз охраны здоровья в Приполярье (International Union for Circumpolar Health ‑ IUCH);

‑ Международная рабочая группа по делам коренных народов (International Work Group for Indigenous Affairs ‑ IWGIA);

‑ Северный форум (Northern Forum ‑ NF);

‑ Университет Арктики (University of the Arctic ‑ UArctic);

‑ Всемирный фонд дикой природы (World Wide Fund for Nature ‑ WWF).

Круг вопросов деятельности Арктического совета охватывает в основном природоохранную сферу и проблемы устойчивого развития. По решению министерской встречи в Оттаве в 1996 г. под эгиду АС переданы вопросы, относящиеся к т.н. «процессу Рованиеми» – международному сотрудничеству в рамках стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС). Это – программы арктического мониторинга и оценки (АМАП), предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации (ЕППР), сохранения арктической флоры и фауны (КАФФ), защиты арктической морской среды (ПАМЕ), устойчивого развития и использования (СДУ).

Председательство в Арктическом совете осуществляется на основе ротации. С мая 2011 года председателем Совета является Швеция, ее председательство продлится до 2013 г.

Сессии Арктического Совета на министерском уровне собираются раз в два года. В перерывах между ними текущими вопросами занимается ее рабочий орган – Комитет старших должностных лиц (СДЛ). Его заседания проводятся три‑четыре раза в год.13 мая 2011 г. очередное ‑ 7‑е – заседание Арктического совета состоялось в Нууке (Гренландия). На нём все восемь стран, входящих в совет, подписали Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, разработанное РФ и США и нацеленное на повышение оперативности и эффективности оказания помощи попавшим в беду людям. Соглашение закрепляет за каждой из стран зону спасательно‑поисковой ответственности. Это первый в истории панарктический документ.

Кроме того, в Нууке было принято решение об укреплении Арктического совета. Его рекомендациям постепенно будет придаваться более обязывающий характер, а также будет создан его постоянный секретариат (в норвежском городе Тремсе) с собственным бюджетом. Укрепление совета фактически превратит его в «арктическое правительство».

В Нууке были утверждены также правила для наблюдателей Арктического совета: критерии для получения этого статуса, а также полномочия и обязанности тех, кто его получил. В частности, претендующие на роль наблюдателей обязуются признавать суверенитет и суверенные права приарктических государств в районе Арктики.

Тогда же Россия объявила, что внесет 10 млн долларов с 2011 по 2013 год в первый коллективный фонд Арктического совета, создаваемый для ликвидации экологических горячих точек в Заполярье.

В России непосредственными кураторами программ Арктического совета выступают профильные федеральные ведомства, в первую очередь Минэкономразвития России, Министерство природных ресурсов России, МЧС России и Росгидромет, на которые возложена функция головных ведомств по участию Российской Федерации в деятельности конкретных рабочих групп Арктического совета и его программ.


Наши рекомендации