Формальные и неформальные отношения, формальные и неформальные агенты социализации
Влияние особенностей современной социализации на систему социального обеспечения:
— усложнение социальной жизни влечет затягивание процесса социализации,
— затягивание социализации влечет сокращение общей массы живого труда, направляемого на обеспечение старости
Влияние особенностей современной социализации на институт семьи
– Нестабильность брака
– «Женское воспитание»
Искусство как институт социализации
— художник и его герой как агент социализации;
— искусство для искусства, утрата социализирующей роли художника,
— выдвижение на первый план «поп-культуры» как института социализации.
«Поп-культура» как институт, «поп-звезда» как агент социализации.
XI. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
Содержание:
1. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
1.1. Происхождение термина, классификация институтов по Спенсеру
1.2. Современное понимание социального института
1.3. Определение социального института
2. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
2.1. Первичная и вторичная социализация
2.2. Состав агентов и институтов социализации
2.3. Агенты и институты первичной социализации
2.4. Агенты и институты вторичной социализации
2.5. Особенности первичной и вторичной социализации
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Социальные институты возникают с разложением родового строя и становлением государств.
Происхождение термина, классификация институтов по Спенсеру
Институт (лат. institutum — установление, учреждение)
Первым предложил науке термин «социальный институт»[225] английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903), подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов.
Согласно учению Г. Спенсера, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности.Это одна из главнейших функций социального института. Кроме того, эти своего рода органы в сложной системе, каковой является общество, упорядочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое — общество, обеспечивая его поступательное прогрессивное развитие. Так полагал Г. Спенсер и его последователи.
Всякий социальный институт, по Г. Спенсеру, складывается как устойчивая структура «социальных действий».
Автор органической теории общества основательно проанализировал функционирование следующих социальных институтов:
Домашние институты.
Семья, брак, проблемы воспитания.
Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания; воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует изменение внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.
Обрядовые (церемониальные).
Эти институты призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д. Они возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации, особое, и часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе.
Политические.
Их появление Спенсер связывал с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политической организации и классовой структуры общества.
Классы возникли как следствие подчинения внутренней организации общества задачам войны. Война разделила первобытные труппы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на воинов и крестьян. Война способствовала росту имущественного неравенства, потребовала создания политических институтов, т. е. центральных органов власти, армии, полиции, суда и т.п. На основе традиции формировалось право, укрепление института собственности привело к появлению налоговой системы. Общность функций, которые выполняет любая политическая организация, порождает сходство социального устройства различных обществ.
Спенсером описан широчайший спектр признаков политических учреждений
— политическая организация, интеграция и дифференциация,
— политические формы и силы,
— политические главы: вожди, короли и т.п.,
— сложные политические главы, совещательные органы, представительные собрания, министерства, органы местного самоуправления,
— военная, судебная, исполнительная системы,
— законы,
— прошедшее и будущее политических учреждений.
Война и труд — те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивает и дисциплинируют общество. В последующем объединяющей силой становятся общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению. Спенсер был сторонником ограничения роли государства в современном обществе, поскольку сильное государство неизбежно ведет к ограничению индивидуальной свободы.
Между тем замечено, что потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают общество. Поэтому появление политических институтов связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами.
Церковные.
Храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.
Функции духовенства, по мнению Спенсера, восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали те же войны. Постепенно эта каста создает организацию, контролирующую определенные сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.
Профессиональные.
Гильдии, цеха, профессиональные союзы. Они призваны консолидировать группы людей по профессиональным занятиям.
Промышленные.
Их назначение состоит в том, чтобы поддерживать производственную структуру общества. Значение общественного производства, возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений, а прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.
Профессиональные и промышленные возникают на основе разделения труда.