Особенности организации предупреждения массовых беспорядков.

Отраслевые подразделения (службы) органа внутренних дел и оперативный штаб разрабатывают мероприятия по предупреждению массовых беспорядков с появлением первых признаков обострения социальной напряженности, способных привести к массовым беспорядкам.

Предупредительные мероприятия разрабатываются на основе оценки информации об оперативной обстановке и прогноза ее изменений.

Оценка обстановки производится по следующим элементам:

- состояние преступности и других правонарушений;

- поведение и настроение различных групп местного населения, в том числе по отношению к беженцам и переселенцам;

- состояние и результаты работы органов внутренних дел.

1. При оценке состояния преступности изучаются:

- структура и динамика преступлений против порядка управления, общественной безопасности и общественного порядка;

- динамика преступлений против собственности граждан, организаций и государства;

- категория лиц, совершивших преступления.

В ходе оценки обстановки по каждому элементу делается выво­ды. Так, в выводах из оценки преступности устанавливаются:

- степень влияния различных видов преступлений на возможность возникновении массовых беспорядков;

- от каких криминально-активных групп следует ожидать актив­ного участия в массовых беспорядках;

- лица, которые могут выступать в качестве их организаторов, подстрекателей, зачинщиков;

- влияние проводившихся профилактических мероприятий на динамику преступности.

По результатам выводов вырабатываются конкретные предложения и решения. Так, по результатам оценки преступности определяются:

- на какие криминально-активные группы следует направить основные усилия при проведении профилактических мероприятий;

- сроки и порядок получения оперативной информации, необходимой для достижения максимальной эффективности предупредительно-профилактической работы;

- цели, места и сроки проведения профилактических мероприятий, объем и последовательность проведения других профилактических операций;

- сколько сил и из каких подразделений ОВД необходимо использовать для проведения предупредительно-профилактических мероприятий.

2. В ходе оценки поведения и настроения различных групп местного населения изучаются:

- изменения в составе населения;

- занятость населения и уровень безработных по категориям;

- взаимоотношения между группами населения различных национальностей;

- состояние разъяснительной работы среди различных категорий населения;

- отношение различных групп населения к мероприятиям органов государственной власти и управления в областях экономики, политики, решения социальных проблем;

- отношение различных категорий населения к деятельности правоохранительных органов.

Ввыводах из оценки поведения и настроения населения обычно устанавливаются:

- по каким причинам и какие категории населения могут участвовать в массовых беспорядках;

- предполагаемые места возникновения массовых беспорядков и их направленность;

- категории населения, которые могут оказать помощь в проведении предупредительно-профилактических мероприятий.

В результате оценки поведения и настроения населения определяются:

- формы и методы профилактического воздействия на различные категории населения;

- последовательность проведения профилактических мероприятий;

- какие ведомства и службы необходимо привлечь к осуществлению профилактических мероприятий.

3. При оценке состояния и результатов работы органов внутренних дел изучаются:

- организация работы по пресечению, раскрытию и расследованию преступлений;

- оперативная осведомленность;

- состояние профилактической работы, устойчивость связей с трудовыми коллективами и общественностью;

- укомплектованность и состояние служебно-боевой подготовки личного состава органов внутренних дел и внутренних войск;

- состав сотрудников по национальному признаку и вероисповеданию;

- состояние служебной дисциплины.

Ввыводах из оценки состояния и результатов работы органов внутренних дел устанавливаются:

- причины недостатков в работе, обусловивших ее результаты по пресечению, раскрытию и расследованию тех преступлений, которые могут способствовать возникновению массовых беспорядков;

- состояние оперативной осведомленности;

- эффективность предупредительно-профилактической работы.

В результате оценки состояния и результатов работы органов внутренних дел определяются следующие мероприятия:

- по улучшению оперативной осведомленности;

- по повышению результативности предупредительно-профилакти­ческой работы;

- по совершенствованию деятельности по предупреждению, пре­сечению, раскрытию, расследованию тех преступлений, которые могут способствовать возникновению массовых беспорядков.

По результатам оценки обстановки по ее элементам делаются общие выводы, которые в последующем необходимы для принятия реше­ния.

Общие выводы из оценки обстановки включают:

- возможность массовых беспорядков и предполагаемые места их возникновения;

- причины и условия возможного возникновения массовых беспо­рядков, основные мероприятия и задачи служб органов внутренних дел поих устранению;

- задачи по повышению служебно-боевой готовности личного состава, привлекаемого к проведению предупредительно-профилакти­ческих мероприятий;

- предупредительные мероприятия, выполнение которых относит­ся к компетенции органов государственной власти и местного само­управления.

Одновременно с оценкой обстановки проводится прогнозирование ее изменений, которое осуществляется организационно-методическими и информационно-аналитическими подразделениями.

По результатам оценки обстановки и прогнозирования руководи­тели управлений (отделов), члены оперативного штаба определяют пе­речень и порядок осуществления предупредительно-профилактических мероприятий и докладывают свои предложения руководителю органа внутренних дел.

Обобщив предложения своих помощников после детального обсуж­дения, руководитель ОВД (оперативного штаба) принимает решение и ставит задачи исполнителям.

В решении определяются:

- задачи органов внутренних дел и внутренних войск по пре­дупреждению массовых беспорядков;

- предупредительно-профилактические мероприятия, сроки их выполнения и исполнители;

- предложения, с которыми необходимо обратиться в органы государственной власти и управления.

Данное решение оформляется в виде дополнительного раздела плана основных мероприятий органов внутренних дел.

Для недопущения возникновения (предупреждения) массовых беспорядков наначальном этапе целесообразно организовать следующие мероприятия:

- работу агитационно-пропагандистских групп в составе предс­тавителей группы взаимодействия со средствами массовой информации, соответствующих органов государственной власти и местного само­управления, общественных формирований, трудовых коллективов для ведения контрпропаганды и оказания психологического воздействия на агрессивно настроенную часть населения;

- выявление криминально-активных групп, имеющих намерения организовать или участвовать в массовых беспорядках и проведение с ними соответс­твующей работы;

- определение сил и средств для участия в профилактических мероприятиях и повышение их служебно-боевой готовности;

- усиление охраны важных объектов. Перечень важных объектов, подлежащих усиленной охране при возникновении массовых беспоряд­ков, заблаговременно составляется органом внутренних дел;

- введение установленных законом временных режимных ограни­чений. Режимные ограничения включают воспрепятствование: сосредоточению граждан на подступах к району проведения операции путем оцепления (блоки­рования) участков местности; проникновению граждан и проезду транспортных средств в район операции путем ограничения или зап­рещения движения транспорта и пешеходов, недопущения граждан на отдельные участки местности и объекты;

- переговоры представителей органов государственной власти и местного самоуправления с лидерами группировок, лицами, имеющими авторитет среди негативно настроенных граждан, для нахождения приемлемых решений возникших проблем.

Таким образом, в результате грамотно проведенных профилактических и предупредительных мероприятий сотрудниками органов внутренних дел предотвращают совершение массовых беспорядков[9].

Наши рекомендации