Особенности организации предупреждения массовых беспорядков.
Отраслевые подразделения (службы) органа внутренних дел и оперативный штаб разрабатывают мероприятия по предупреждению массовых беспорядков с появлением первых признаков обострения социальной напряженности, способных привести к массовым беспорядкам.
Предупредительные мероприятия разрабатываются на основе оценки информации об оперативной обстановке и прогноза ее изменений.
Оценка обстановки производится по следующим элементам:
- состояние преступности и других правонарушений;
- поведение и настроение различных групп местного населения, в том числе по отношению к беженцам и переселенцам;
- состояние и результаты работы органов внутренних дел.
1. При оценке состояния преступности изучаются:
- структура и динамика преступлений против порядка управления, общественной безопасности и общественного порядка;
- динамика преступлений против собственности граждан, организаций и государства;
- категория лиц, совершивших преступления.
В ходе оценки обстановки по каждому элементу делается выводы. Так, в выводах из оценки преступности устанавливаются:
- степень влияния различных видов преступлений на возможность возникновении массовых беспорядков;
- от каких криминально-активных групп следует ожидать активного участия в массовых беспорядках;
- лица, которые могут выступать в качестве их организаторов, подстрекателей, зачинщиков;
- влияние проводившихся профилактических мероприятий на динамику преступности.
По результатам выводов вырабатываются конкретные предложения и решения. Так, по результатам оценки преступности определяются:
- на какие криминально-активные группы следует направить основные усилия при проведении профилактических мероприятий;
- сроки и порядок получения оперативной информации, необходимой для достижения максимальной эффективности предупредительно-профилактической работы;
- цели, места и сроки проведения профилактических мероприятий, объем и последовательность проведения других профилактических операций;
- сколько сил и из каких подразделений ОВД необходимо использовать для проведения предупредительно-профилактических мероприятий.
2. В ходе оценки поведения и настроения различных групп местного населения изучаются:
- изменения в составе населения;
- занятость населения и уровень безработных по категориям;
- взаимоотношения между группами населения различных национальностей;
- состояние разъяснительной работы среди различных категорий населения;
- отношение различных групп населения к мероприятиям органов государственной власти и управления в областях экономики, политики, решения социальных проблем;
- отношение различных категорий населения к деятельности правоохранительных органов.
Ввыводах из оценки поведения и настроения населения обычно устанавливаются:
- по каким причинам и какие категории населения могут участвовать в массовых беспорядках;
- предполагаемые места возникновения массовых беспорядков и их направленность;
- категории населения, которые могут оказать помощь в проведении предупредительно-профилактических мероприятий.
В результате оценки поведения и настроения населения определяются:
- формы и методы профилактического воздействия на различные категории населения;
- последовательность проведения профилактических мероприятий;
- какие ведомства и службы необходимо привлечь к осуществлению профилактических мероприятий.
3. При оценке состояния и результатов работы органов внутренних дел изучаются:
- организация работы по пресечению, раскрытию и расследованию преступлений;
- оперативная осведомленность;
- состояние профилактической работы, устойчивость связей с трудовыми коллективами и общественностью;
- укомплектованность и состояние служебно-боевой подготовки личного состава органов внутренних дел и внутренних войск;
- состав сотрудников по национальному признаку и вероисповеданию;
- состояние служебной дисциплины.
Ввыводах из оценки состояния и результатов работы органов внутренних дел устанавливаются:
- причины недостатков в работе, обусловивших ее результаты по пресечению, раскрытию и расследованию тех преступлений, которые могут способствовать возникновению массовых беспорядков;
- состояние оперативной осведомленности;
- эффективность предупредительно-профилактической работы.
В результате оценки состояния и результатов работы органов внутренних дел определяются следующие мероприятия:
- по улучшению оперативной осведомленности;
- по повышению результативности предупредительно-профилактической работы;
- по совершенствованию деятельности по предупреждению, пресечению, раскрытию, расследованию тех преступлений, которые могут способствовать возникновению массовых беспорядков.
По результатам оценки обстановки по ее элементам делаются общие выводы, которые в последующем необходимы для принятия решения.
Общие выводы из оценки обстановки включают:
- возможность массовых беспорядков и предполагаемые места их возникновения;
- причины и условия возможного возникновения массовых беспорядков, основные мероприятия и задачи служб органов внутренних дел поих устранению;
- задачи по повышению служебно-боевой готовности личного состава, привлекаемого к проведению предупредительно-профилактических мероприятий;
- предупредительные мероприятия, выполнение которых относится к компетенции органов государственной власти и местного самоуправления.
Одновременно с оценкой обстановки проводится прогнозирование ее изменений, которое осуществляется организационно-методическими и информационно-аналитическими подразделениями.
По результатам оценки обстановки и прогнозирования руководители управлений (отделов), члены оперативного штаба определяют перечень и порядок осуществления предупредительно-профилактических мероприятий и докладывают свои предложения руководителю органа внутренних дел.
Обобщив предложения своих помощников после детального обсуждения, руководитель ОВД (оперативного штаба) принимает решение и ставит задачи исполнителям.
В решении определяются:
- задачи органов внутренних дел и внутренних войск по предупреждению массовых беспорядков;
- предупредительно-профилактические мероприятия, сроки их выполнения и исполнители;
- предложения, с которыми необходимо обратиться в органы государственной власти и управления.
Данное решение оформляется в виде дополнительного раздела плана основных мероприятий органов внутренних дел.
Для недопущения возникновения (предупреждения) массовых беспорядков наначальном этапе целесообразно организовать следующие мероприятия:
- работу агитационно-пропагандистских групп в составе представителей группы взаимодействия со средствами массовой информации, соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, общественных формирований, трудовых коллективов для ведения контрпропаганды и оказания психологического воздействия на агрессивно настроенную часть населения;
- выявление криминально-активных групп, имеющих намерения организовать или участвовать в массовых беспорядках и проведение с ними соответствующей работы;
- определение сил и средств для участия в профилактических мероприятиях и повышение их служебно-боевой готовности;
- усиление охраны важных объектов. Перечень важных объектов, подлежащих усиленной охране при возникновении массовых беспорядков, заблаговременно составляется органом внутренних дел;
- введение установленных законом временных режимных ограничений. Режимные ограничения включают воспрепятствование: сосредоточению граждан на подступах к району проведения операции путем оцепления (блокирования) участков местности; проникновению граждан и проезду транспортных средств в район операции путем ограничения или запрещения движения транспорта и пешеходов, недопущения граждан на отдельные участки местности и объекты;
- переговоры представителей органов государственной власти и местного самоуправления с лидерами группировок, лицами, имеющими авторитет среди негативно настроенных граждан, для нахождения приемлемых решений возникших проблем.
Таким образом, в результате грамотно проведенных профилактических и предупредительных мероприятий сотрудниками органов внутренних дел предотвращают совершение массовых беспорядков[9].