Роль бюрократии в современном государстве
Вопрос 10
Типология форм правления современных государств
Форма правления – это способ организации высшей власти государства, которая оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия.
Различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.
Монархия – форма правления, при которой:
1. Высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха;
2. Власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно;
3. Монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие;
Монархии могут быть двух видов:
1. Абсолютная, где верховная власть по закону полностью принадлежит монарху, а главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;
2. Ограниченная, которая в свою очередь может быть конституционной, парламентской и дуалистической;
Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха и чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.
Признаки парламентской монархии:
1. Правительство формируется из представителей партий, которые получили большинство на выборах в парламент;
2. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер);
При дуалистической монархии:
1. Государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;
2. Правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним;
Республиканская формаправления является наиболее распространенной в современных государствах.
Основными формами республиканской формы правления являются президентская и парламентарная республики.
В президентской республике:
1. Президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;
2. Правительство сформировывается внепарламентским путем;
3. Жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу;
В парламентарной республике:
1. Правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;
2. Глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;
3. Правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;
4. Президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства;
Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.
Вопрос 11
Роль бюрократии в современном государстве
Понятие "бюрократия" происходит от франц. слова "бюро", что означает письменный стол. Поэтому слово "бюрократия" можно перевести как власть письменного стола.
Термин "бюрократия"введен в научный оборот в середине XVIII в. французским экономистомВинсентом де Гурней(1712-1759). Он употреблял его для обозначения способа осуществления государственной власти с помощью оплачиваемых чиновников. С течением времени этот термин менял свое содержание и смысл. Тем не менее теория бюрократии становится центральной в классических доктринах государственного управления.
Чаще всего теория бюрократии сводится к трем основным типам:
1) Макса Вебера, или теория рациональной бюрократии;
2) марксистской;
3) восточной (имперской, азиатской, китайской).
Наибольшую разработку получила веберовская теория, которая составила фундамент современной практики государственного управления во многих западных странах.
Основные положения этой теории состоят в следующем:
1) бюрократы являются профессиональными управленцами, без которых не может существовать ни одно общество в государственно организованной форме. Это слой профессионально подготовленных людей, назначение которых - компетентное управление государственными делами. Они представляют собой абсолютно необходимую часть государственного аппарата и хотя сами не создают никаких материальных ценностей, тем не менее выполняют социально полезные функции;
2) бюрократическая организация - это рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в обществе и характеризуется ведением дел компетентными и бесстрастными исполнителями в полном соответствии с законом;
3) упорядоченность делопроизводства, т.е. наличие обязательных регламентированных процедур, соблюдение которых строго необходимо для каждого чиновника и отступление от которых расценивается как должностной проступок;
4) иерархическая организация, основанная на строго установленной должностной субординации;
5) внутриорганизационная деятельность, осуществляемая в форме письменных документов, которые подлежат длительному хранению;
6) все чиновники должны быть хорошими специалистами в сфере не только собственных обязанностей, но и норм права;
7) свобода от субъективных влияний при принятии решений, т.е. обезличенность функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей.
М. Вебер,считал, что бюрократическая организация представляет собой самую совершенную в техническом отношении организационную форму управления.
В дальнейшем в западных странах теория М. Вебера модернизировалась, совершенствовалась, обогащалась новыми идеями и конструкциями, особенно в американской школе административного права. Поэтому некоторые отечественные ученые, например проф. А.В. Оболонский, называют не три теории бюрократии, а четыре, относя к четвертой так называемую реалистическую теорию бюрократии (Г. Саймон, Э. Фромм, В. Остром).
Но современные теории бюрократии исходят в основном из веберовской концепции, дополнив ее:
- во-первых, необходимостью учета субъективного фактора, который М. Вебер отрицал (речь идет о человеческой стороне организации управления, об учете социально-психологических аспектов поведения управленцев. Вебер же считал, что они должны быть беспристрастны);
- во-вторых, идеей самоуправления, т.е. участия населения в управлении обществом.
Для марксистской концепции теории бюрократиихарактерно отрицание ценности и социальной полезности бюрократии как системы управления. В марксистской литературе бюрократия предстает как абсолютное зло, как явление, чуждое трудящимся и непригодное для
социалистического государства. Таким образом, марксистское учение, по существу, отождествляет бюрократию и бюрократизм. К. Маркс исходил из того, что бюрократические отношения порождаются взаимосвязью частной собственности с выполнением государственных функций, отсюда реализация частных интересов в качестве всеобщих. По мнению К. Маркса, для бюрократии характерен уход от общения с людьми, изучения действительности в сферу бумаготворчества, следовательно, общение бюрократа с внешним миром происходит посредством различного рода формальных предписаний и инструкций.
В.И. Ленин, опираясь на марксистскую теорию, выступал за искоренение буржуазного бюрократизма. Он был против использования профессиональных управленцев в советском государственном аппарате. Отсюда его знаменитый тезис: "Каждая кухарка может управлять государством". Поэтому первое, что сделали большевики, придя к власти, изгнали "спецов" из министерств и других органов государственного аппарата, а вместо них поставили преданных делу социализма комиссаров, которые, не обладая навыками управления, действовали методами приказа, команды, принуждения. Отсюда превращение советской управленческой системы в командно-административную.
Имперская модель теории бюрократии наиболее полно воплотилась в азиатских странах, поэтому ее принято называть восточной.
Вопрос 12