Формирование белорусской этнической общности
Белорусская общность возникла не одномоментно, она появилась в результате этногенетических и политических процессов, происходивших на белорусских землях и смежных с ними территориях на протяжении многих веков.
На территории нынешней Беларуси первые люди появились свыше 40 тыс. лет до н.э., этническая принадлежность их остается пока невыясненной. Судя по финским названиям некоторых рек, на этих землях в то время проживали уральские племена финно-угорской ветви. В III – II тыс. до н.э. здесь появляются первые группы индоевропейцев, среди которых преобладало балтское население – предки современных латышей и литовцев.
Современную этническую карту Европы предопределило Великое переселение народов – массовое передвижение европейских и азиатских племен во II – VII вв. н.э. Этот процесс повлиял и на этнический состав территории будущей Беларуси. Сюда с IV в. стали проникать группы славян – носителей своеобразной земледельческой культуры.
Массовое расселение славян в балтском ареале происходит в VIII – IX вв. К X в. Славяне заселили большую часть современной Беларуси, хотя островки балтского населения среди массивов славянских территорий продолжали существовать еще весьма длительное время.
Проникновение славян на белорусские земли явилось мощным фактором, вызвавшим к жизни новые этногенетические процессы. Большая часть балтского населения была ассимилирована славянами; другая его часть вытеснена на северозапад, в Прибалтику, где стала участником формирования литовского и латышского этносов; третья часть продолжала оставаться на своих прежних местах. Ассимиляция этих групп балтов славянами на территории Беларуси продолжалась до XII – XIII вв. и даже позже.
В процессе расселения славянские племена объединялись в более крупные общности – союзы племен. На территории Беларуси летописи называют несколько этнических общностей, которые рассматриваются учеными как племенные союзы.
С X – XIII веками связан новый период этнической истории восточных славян, когда начали складываться условия образования древнерусской народности. Постоянное укрепление политических и экономических связей между славянскими племенными объединениями и союзами, проживавшими на территории Западной, Северо-Восточной и Южной Руси, вело к постоянному сглаживанию ряда отличий и появлению общих черт, способствовавших образованию нового этнического сообщества с единым языком, территорией, культурой и этническим самосознанием. Но народность – это не только этническое , но и историческое сообщество людей, характерное для общества, уже поделенного на классы, и где существует государственность. Именно эти условия имели место в Древнерусском государстве. Однако процесс дальнейшего развития и укрепления древнерусской народности прервался уже в первой половине XII в. в связи с начавшимся распадом Киевской Руси как единого государства на ряд самостоятельных удельных княжеств.
Это во многом предопределило начало формирования белорусского, украинского и русского народов. В частности, в новых условиях на территории нынешней Беларуси дальнейшее развитие получили самостоятельные государственные образования – княжества. Это способствовало еще более прочному объединению, консолидации уже исторически сложившихся устойчивых групп людей, характеризовавшихся единым происхождением, ярко выраженной общностью языка, культуры, быта, социально-психологического склада, традиций, обычаев и нравов.
Непосредственное формирование белорусской общности начинается после татаро-монгольского разгрома Древнерусского государства. В это время на части его территории, а именно северо-западных землях, возникло новое государство – Великое княжество Литовское. На этногенетические процессы в новом государстве стал влиять комплекс разнообразных факторов – политических, экономических, социальных и др.
Первая группа факторов формирования белорусской народности – политические факторы. Необходимость борьбы с агрессией немецких феодалов и татаро-монголов, вхождение белорусских земель в состав ВКЛ содействовали созданию политических условий для усиления связей между разными территориальными частями населения Беларуси, его консолидации и интеграции с соседними народами. В границах ВКЛ была ликвидирована система местных княжений и создан институт наместников, организовано единое государственное управление, введено единое законодательство, что свидетельствовало о складывании системы политико-правовой централизации в стране, усилении политических связей между ее различными территориями.
Формированию белорусской народности содействовал и ряд экономических факторов. Экономической основой этногенетических процессов явилось дальнейшее развитие сельского хозяйства, усовершенствование ремесла, расширение торговли на территории от Припяти до Западной Двины и от Немана до Днепра. Увеличивалась роль крупных городов Беларуси – Полоцка, Бреста, Могилева, Гродно и других как центров региональной и транзитной торговли, средств усиления территориально-экономических связей белорусских земель.
С предыдущими этногенетическими факторами тесно связаны социальные факторы. Дальнейшее развитие феодальных отношений, постепенное введение крепостного права содействовали консолидации многочисленных категорий населения белорусских земель в социальные группы с общими правами и обязанностями для каждой из них. Этот процесс содействовал установлению более широких связей в границах каждого сословия и между ними. Так социальные условия влияли на формирование белорусской народности.
Важнейшим этнокультурным фактором явилось языковое разнообразие населения государства, которое стало предпосылкой дифференциации древнерусского языка на региональные диалекты. Совокупное действие перечисленных факторов привело к появлению на основе древнерусской народности к концу XVI – началу XVII вв. трех новых этнических общностей – белорусов, украинцев и русских.
Во второй половине XIX века в регионе нынешней Беларуси, Литвы, части Украины возникла и развилась деятельность интеллигентских групп, которые выстраивали свои проекты создания особых наций на базе специфичных крестьянских культур региона.
Из множества такого рода проектов постепенно развились в нечто реальное лишь несколько: литовцы, латыши, украинцы и белорусы, хотя были и другие варианты: кривичи, ятвяги, черноруссы и т. д.
Победа белорусского культурного проекта объясняется тем, что он формировался на базе проводившейся самой Российской империей идеологии триединого российского народа. Белорусы понимались как одна из ветвей российского народа. Крестьяне в массе своей уже к концу XIX века усвоили эту относительно новую для них идентичность, наполняя ее в основном официально дозволенной интерпретацией – белорусы как ветвь русских, происходящая от кривичей. Эта концепция в Беларуси носила название западнорусизма. Западнорусизм, кстати, не отрицал наличия белорусского языка, но трактовал белорусский язык по-разному: от понимания его как комплекса диалектов русского языка до принятия его в качестве отдельного славянского языка (академик Е. Карский. «Белорусы» и т. д.). Белорусская идентичность пришла на смену более антироссийской вариации идентичности крестьян как литвинов или русинов-униатов.
В конце XIX – начале ХХ столетия белорусскость стала все более трактоваться частью интеллигенции (часто шляхетской по происхождению) как проявление культуры особого восточнославянского народа. Эта версия стала получать распространение по мере кризиса Российской империи. Социальные и межконфессиональные противоречия на территории Беларуси стали все чаще принимать форму межэтнических противоречий. Возникла белорусоязычная литература, и сформировался белорусский литературный язык.
Крах Российской империи привел и сопровождался кризисом российской идентичности и распространением нероссийских вариантов самоидентификации крестьян на территории Беларуси, Литвы, Латвии, Польши, Украины. Между национальными проектами началась политическая борьба. В ходе этой борьбы белорусы в большей степени, чем другие народы региона, оказались поддержаны советской Москвой.