Логическая структура понятия
Тема 1. Предмет и задачи логики. Основные законы логики
Формы мысли
1.1.1. Какие выражения содержат только понятия, а какие – суждения?
История. История Древнего Рима. История V–XVII веков. История России и всемирная история. Новая и древняя история. Персонаж новой или новейшей истории. Это случилось если не в древней, то в новой истории. Наука, изучающая прошлое человечества. Странная история. Невероятно, чтобы эта история случилась на самом деле. "История одного города". История, рассказанная в поезде "Москва–Владивосток" молодым пассажиром с верхней полки. Слушатели плакали и смеялись.
Определите, какие предложения выражают суждения, а какие - умозаключения; в умозаключениях найдите посылки и заключение.
а) Если хочешь сладко кушать,
Надо маму с папой слушать.
б) Когда на улице идет снег, то становится сумеречно, а сейчас, конечно, снега нет, потому что ярко светит солнце.
в) "Если б мишки были пчелами,
То они бы нипочем,
Никогда бы не подумали
Так высоко строить дом".(Б. Заходер)
г) В системе СИ скорость измеряется в м/с, так как расстояние в этой системе измеряется в метрах, а время – в секундах, а скорость есть отношение расстояния к затраченному времени.
д) "Если дятел предупреждает своим криком о приближении врага, то ты можешь ему верить, потому что он честный малый". (Э. Сетон-Томпсон)
е) Побудительные предложения не выражают суждений, потому что все суждения что-нибудь утверждают или отрицают, а побудительные предложения не содержат ни утверждений, ни отрицаний.
ж) Волков бояться – в лес не ходить.
з) Приходите к нам почаще, не забывайте нас.
и) Вы обязаны что-то сделать – значит, вы делаете это.
к) Если пойдёт дождь, то на фейерверк придётся смотреть из-под зонта, а если выпадет снег, то зонт не понадобится.
л) Пусть y = 10. Тогда 3y = 30, т.к. 3х10 = 30.
м) Кто мало видел, много плачет.
н) Мы не можем видеть молекулы, ведь они слишком маленькие.
Определите в умозаключениях суждения-посылки и суждения-заключения. Назовите понятия, из которых они состоят.
а) Все звёзды светят собственным светом, и все они – небесные тела. Следовательно, небесные тела светят собственным светом.
б) Саксаул имеет удельный вес больше единицы, т.к. он тонет в воде, а всякое тело, которое тонет в воде, имеет удельный вес больше единицы.
в) Все события имеют начало и конец, и все события происходят во времени. Следовательно, всё, происходящее во времени, имеет начало и конец.
г) Некоторые животные не говорят, следовательно, некоторые говорящие не являются животными.
д) Число 18 делится на 6, т.к. оно делится на 2 и на 3.
е) Если существительное не стоит в именительном падеже, то оно не является подлежащим. Данное существительное стоит в именительном падеже, ибо оно является подлежащим.
ж) Для того чтобы хорошо сдать экзамен, надо иметь учебник, конспект или хотя бы шпаргалку, но экзамен, видимо, не будет сдан хорошо.
з) Вы учитесь, они учатся, я тоже учусь – выходит, все учатся!
Основные законы логики
1.2.1. Укажите на противоречия в рассуждениях:
а) В самый солнцепёк, вернувшись домой, говорится в одном из анекдотов о Насреддине, Эфенди попросил жену: "Принеси-ка мне миску простокваши! Нет ничего полезней для желудка в такую жару!" Жена ответила: "Миску? Да у нас даже ложки простокваши нет в доме!" Эфенди сказал: "Ну и ладно, ну и хорошо, что нет. Простокваша вредна человеку". "Странный ты человек, – сказала жена, – то у тебя простокваша полезна, то вредна. Какое же из твоих мнений правильно?" Эфенди ответил: "Если она есть дома, правильно первое, а если её нет, правильно второе".
б) При покупке мёртвых душ Чичиков говорит Собакевичу:
"- Вы, кажется, человек умный, владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто фу-фу. Что же он стоит? Кому нужен?
- Да вот вы же покупаете, стало быть, нужен.
Здесь Чичиков закусил губу и не нашёлся, что отвечать".
в) Невозможно съесть яйцо натощак: откусив один раз, будешь уже есть яйцо не натощак.
г) Всадник не может сойти с лошади. Если он сойдёт с лошади, то это будет уже не всадник. Следовательно, не всадник, а пеший сошёл с лошади.
д) "Прошу Вашего разрешения развести меня с Царевым Николаем Михайловичем без моего присутствия, но я согласия на развод не даю". (Из заявления в суд)
1.2.2. Какой логический закон нарушен в приведённых примерах?
а) Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.
б) Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, надо принимать как можно больше лекарства.
в) Олейников:
- Ты куда?
Стоянов:
- На укол!
- В поликлинику?
- Нет, в попку! (Из телепередачи «Городок»)
г) Учитель:
- Надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради.
Том:
- Я тоже на это надеюсь. (По М. Твену)
1.2.3. В каком высказывании нарушен закон тождества? Обоснуйте ответ.
а) "Прошу снять меня с антенны в связи с переездом на другое место жительства ".
б) Е.В. Тарле в книге "Наполеон" рассказывает, как изменялись понятия, которыми характеризовался Наполеон в парижской прессе с момента его высадки в бухте Жуан до вступления в Париж: первое известие – "Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан'', второе – "Людоед идёт к Грассу", третье – "Узурпатор вошёл в Гренобль", четвёртое – "Бонапарт занял Лион", пятое – "Наполеон приближается к Фонтенбло", шестое – "Его императорское величество ожидается сегодня в своём верном Париже". Все эти понятия уместились в одних и тех же газетах при одной и той же редакции на протяжении нескольких дней.
в) Ю. Семёнов в романе "Приказано выжить" описывает эпизод: пятнадцатилетний сын Мюллера, пародируя Гитлера, выкрикивает лозунги национал-социалистов: "Каждый немец имеет право на землю!", "Каждый ариец будет обеспечен работой!", "Каждый подданный германской нации – самый счастливый человек в мире и готов защищать свою свободу!" Однако Фриц Мюллер ко всем этим лозунгам сделал комментарии: к первому – "в количестве одного метра на кладбище!", ко второму – ''в лучшем концлагере!", к третьему – "а если откажется, то мы его быстренько повесим на столбе!" По распоряжению отца мальчик был призван в армию и убит, что гарантировало сообщение о его героической смерти, спасавшее Мюллера-старшего.
1.2.4. Выполняются ли требования закона противоречия в понятиях:
Солнечная ночь. Сухая вода. Холодный огонь. Равносторонний прямоугольный треугольник. Неправильное правило. Несъедобный суп. Ослепительная темнота. Таинственная мудрость. Глупая мудрость. Богатый банкрот. Гордая бедность. Скупой рыцарь. Жадный меценат. Противоправные действия прокуратуры. Весёлые похороны. Талантливый бездельник. Сказочная действительность. Рукотворная природа. Умная женщина. Четырехугольный квадрат.
1.2.5. Противоречат ли друг другу суждения и применим ли к ним закон исключенного третьего:
а) "Галкин хорошо знает немецкий язык" и "Галкин плохо знает немецкий язык".
б) "Некоторые птицы летают" и "некоторые птицы не летают".
в) "Все любят цирк" и "никто не любит цирк".
г) "Усы украшают мужчину" и "усы не украшают мужчину".
д) "Никто не любит рыбий жир" и "я люблю рыбий жир".
е) "Никто не может не спать" и "я могу долго не спать".
ж) "Все равны перед законом" и "на некоторых людей некоторые законы не распространяются".
з) "Что не запрещено, то разрешено" и "что не разрешено, то запрещено".
и) "Человек – это животное" и "человек – это не животное".
1.2.6. Соблюдены ли требования закона исключённого третьего?
а) К мудрецу пришёл крестьянин и сказал: "Я поспорил со своим соседом". Он изложил суть спора и спросил: "Кто прав?" Мудрец ответил: "Ты прав". Через некоторое время к мудрецу пришёл второй из ссорившихся, также рассказал о споре и спросил: "Кто прав?" Мудрец ответил: "Ты прав". "Как же так? – спросила мудреца жена. – Тот прав и другой прав?'' "И ты права, жена", – ответил ей мудрец.
б) В 1907 году кадетская фракция в Государственной думе по вопросу об отношении к правительству решила: не выражать ему ни доверия, ни недоверия; причём, если будет внесена резолюция доверия правительству, то голосовать против неё, а если будет внесена резолюция недоверия, то голосовать против неё.
1.2.7. Является ли первое в каждой из приведённых пар суждений достаточным основанием для второго?
а) Треугольник, у которого каждый угол равен 60º, называется равносторонним. Равносторонний треугольник – геометрическая фигура.
б) Конституция – основной закон государства. Все государственные органы действуют в рамках Конституции.
в) Он хорошо учится. Он достоин стипендии.
г) Он нарушил устав университета. Он должен быть отчислен из университета.
д) Это предложение длинное. Это предложение сложное.
е) Данная мысль построена правильно. Данная мысль истинна.
ж) Данное определение соответствует законам логики. Данное определение правильное.
з) Он сочиняет стихи. Он – поэт.
и) Он беден. Он нуждается в помощи.
1.2.8. Определите нарушения требования закона достаточного основания:
а) Во время обучения в Гёттингене Нильс Бор плохо приготовился к коллоквиуму и выступил с очень слабым докладом. Однако он не растерялся и после окончания доклада с усмешкой сказал: "Здесь я прослушал столько плохих докладов, что прошу рассматривать мой сегодняшний доклад как месть за них".
б) "Всем известен следующий случай с одним придворным Иммануила Португальского. Ему было поручено составить депешу, вторую депешу на эту же тему написал сам государь. Сравнив их, последний нашёл депешу придворного лучшей и сказал ему об этом. Придворный ответил лишь глубоким поклоном и побежал проститься со своим лучшим другом: "Я должен покинуть двор, – сказал он ему, – государь знает, что я умнее его". (К. Гельвеций)
1.2.9. Какой логический закон нарушен в данном случае?
а) Майор вызвал своего вольноопределяющегося: "Послушайте! Вы, говорят, доктор, – заходите же ко мне время от времени; когда имеешь жену и семерых детей, всегда найдётся, кого полечить".
Вольноопределяющийся: "Виноват, господин майор, я доктор философии".
Майор: "Это для меня безразлично. Доктор есть доктор".
б) Если бы все люди были способны к достижению совершенства, то некоторые достигли бы его; но так как ни один из них не достиг совершенства, то, значит, никто не способен к достижению его.
в) Ночь неизменно предшествует дню; следовательно, ночь есть причина дня.
г) Этого человека можно не без основания заподозрить в совершении кражи, так как он не может дать определенных показаний о том, что он делал в ту ночь, когда было совершено это преступление; сверх того, это – человек дурного характера и, как бедный, он, естественно, податлив на искушение воровства.
д) Тот, кто говорит, что Вы животное, говорит истину. Тот, кто говорит, что Вы гусь, говорит, что Вы животное. Значит, тот, кто говорит, что Вы гусь, говорит истину.
е) Все имеющие смысл предложения должны быть либо истинны, либо ложны. Предложения "Цезарь жив" и "Цезарь умер" – оба имеют смысл, следовательно, либо оба они истинны, либо оба ложны.
ж) Пустота невозможна, так как если между двумя телами нет ничего, то они должны соприкасаться.
з) "Опиум производит сон, потому что он обладает снотворной силой". (Ж.-Б. Мольер)
и) "Необязательно большую корову покупать. Ты купи маленькую. Есть такие специальные коровы для котов. Козы называются". (Э. Успенский)
к) "Кто же в городе клады ищет! Там и копать нельзя – асфальт везде. А здесь вон какая земля мягкая - один песок. Здесь мы в два счета клад найдем". (Э. Успенский)
л) "Милосердие только убивает, прощая убийц". (У. Шекспир)
м) "Если я и дальше буду так уменьшаться, – сказала она про себя, – я могу и вовсе исчезнуть. Сгорю, как свечка! Интересно, какая я тогда буду?" (Л. Кэрролл)
н) Каждое целое число является положительным или отрицательным, а число 0 не является ни положительным, ни отрицательным.
Тема 2. Понятие
Логическая структура понятия
2.1.1. Укажите предметные значения следующих выражений языка. Какие из них выражают понятия? Назовите существенные признаки понятий:
Студент. Светает. Человек смеётся. Человек, который смеётся. Интересно. Интересное замечание. Простое повествовательное предложение. Дурной поступок. Дурная бесконечность. Деяние есть действие или бездействие. Действие или бездействие. Кошмарное состояние. Человек слова. Строгое наказание. Справедливое наказание. Закон суров. Теневая экономика. Рыночная цена. Оптимальное решение. Крылья любви. Огромное число атомов. Множество. Небесная сфера. Земной шар. Параллели и меридианы. Великий писатель. Служебная лестница. Несчастный человек.
2.1.2. Сравните понятия в следующих парах, установив в их содержании сходства и различия, существенные и несущественные:
Кошка и собака. Школьник и студент. Учитель и ученик. Слон и Моська. Моцарт и Сальери. Паровоз и пароход. Самолёт и автобус. Река и море. "Красные" и "белые". Продавец и покупатель. Палач и жертва. Преподаватель и студент. Вор и воришка. Слуга и раб. Взяткодатель и взяткополучатель. Мораль и право. Обычай и закон. Смех и плач. Любовь и кровь.
2.1.3. Выделите некоторые элементы объёма следующих понятий:
Студент. Университет. Коллектив. Коллектив университета. Слово. Часть речи. Форма мысли. Поведение. Правонарушение. Наказание. Царь Российской Федерации. Российская конституция. Юридический закон. Физический закон. Закон природы. Субъект познания. Субъект федерации. Экономический субъект. Политический субъект. Юридическое лицо. Административная единица. Населённый пункт. Предприятие. Предприятие перерабатывающей промышленности.