Русь при Владимире I и Ярославе Мудром. Внешняя и внутренняя политика. Крещение и распространение христианства на Руси
Билет №3
Хронология
972-980 – правление и междоусобицы сыновей Святослава.
980-1015 – княжение Владимира, время объединения всех восточнославянских племен, период формирования древнерусской народности.
988 – общепринятая дата принятия христианства как государственной религии на Руси.
1015-1024 - междоусобицы сыновей Владимира.
1016 – “Правда Ярослава”, начало кодификации древнерусского права.
1019-1054 – правление Ярослава Мудрого (в 1024-1035 – совместно с Мстиславом Тмутараканским).
1030-е – война с Польшей за возвращение Червенских городов, присоединение к Руси земли ятвагов, строительство новой оборонительной черты по р. Роси.
1036 – окончательный разгром печенегов под Киевом.
1037 – начало строительства собора Св. Софии в Киеве, подчинение Русской Церкви прямой юрисдикции Константинопольского Патриарха.
1043 – неудачный поход сына Ярослава Владимира на Византию.
1046 – урегулирование отношений с Византией.
1051 – назначение первого митрополита из русских – Илариона.
Придя к власти путем победы над своим старшим братом Ярополком в 980 году, Владимир едва ли не прежде всего, в первые годы своего правления, стремится объединить все восточнославянские земли. В 981 году он отнимает у Польши Перемышль и другие Червенские города, в 981 и 982 годах побеждает вятичей, в 984 году покоряет радимичей, а в 993 году совершает поход на хорватов. В состав Киевской Руси также вошли земли северных угро-финнов: чуди, мери, веси.
В административной сфере, в начале своего правления, Владимир назначал в города своей державы бояр-наместников, а впоследствии – своих подросших сыновей. В это время основным законом оставался устный завод, называвшийся “Законом Русским”, однако с принятием христианства на Руси появились греческие сборники, подобные “Номоканону”, которые регулировали не только сферу церковных дел, но и некоторые области светского права и законодательства.
Важнейшим деянием князя Владимира стало принятие им христианства, а вслед за тем утверждения христианской веры по всей Руси. Изначально, когда князь еще был язычником, он задумал провести реформу, которая бы свела языческих богов в единый пантеон, что способствовало бы единению славян. Принимая во внимание утилитарные причины, которые могли привести Владимира к мысли о необходимости принятия христианства, не станем забывать и о деле личной веры и личного обращения князя, превратившегося из Савла в Павла, из прелюбодея и убийцы в ревностного христианского государя, стремившегося изменить свою жизнь к лучшему, насадить плод веры и просвещения на русской земле, а также отметившегося выдающимися благодеяниями по отношению к своему народу.
Владимир принял твердое решение креститься и совершил это, скорее всего, в 986 или 987 годах и вовсе не в Корсуне, как утверждает позднейшая, переработанная греками, редакция “Повести временных лет”. Примерно в это же время обострился кризис в Византийской империи, когда против двух братьев-василевсов Константина и Василия повели войска их мятежные полководцы. Братья запросили помощи у князя Владимира, а тот согласился при условии того, что он породнится с царской династией Византией в обмен на предоставленную помощь. Когда же греки вероломно нарушили условия соглашения, Владимир решил силою добиться своего и отправился в поход на Корсунь, что было, по сообщению летописей, на третий год после его крещения. Поход увенчался успехом, и греки вынуждены были отступить. Повенчавшись здесь же с царевной Анной, Владимир вернулся в Киев, где и состоялось массовое крещение киевлян. Стоит предположить, что оно случилось примерно в 990-991 годах.
Значение принятие христианства: 1) принятие славянской письменности; 2) преображение нравственного облика народа; 3) укрепление престижа и авторитета центральной власти; 4) культурное обогащение засчет заимствований из Византии; 5) ограничение кровной мести, холопства, ростовщичества, ограничение или уничтожение многоженства.
Во внешней политике Владимир I старался поддерживать активные торговые, дипломатические и культурные связи со странами Западной Европе, но, прежде всего, с Византией. Еще одним важным вопросом стала борьба с кочевниками, угрожавшими Киеву и южным землям. Для защиты от набегов Владимир начинает строительство городов-крепостей по притокам Днепра, создает 4 линии укреплений.
Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого
Во внешней политике Ярослав, следуя Владимиру, стремился расширить границы Руси, содействовал дальнейшей колонизации северных, северо-восточных и северо-западных земель. Князь основал новые города: Юрьев – за Чудским озером и Ярославль – на Верхней Волге.
Борьба с печенегами закончилась решительной победой в 1036 году под стенами Киева. Большое значение Ярослав придавал заключению династических браков как с Византией, так и с европейскими государствами.
В правление Ярослава продолжилась христианизация русского народа. В Киеве появлялось множество церквей, в том числе главный собор Св. Софии, а недалеко от Киева возник Печерский монастырь, основанный прп. Феодосием, который принес сюда с Востока Студийский устав.
Билет №5