РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XVI—XVII вв
Средневековье характеризовалось крайне низким уровнем развития научных знаний. Это объясняется примитивным характером экономики и господством религии и церкви. Люди судили о естественном и социальном мире на основе религиозных догм или в лучшем случае по поверхностным наблюдениям над окружающей действительностью. В представлении средневековых ученых причудливо переплетались отдельные обрывки знаний, почерпнутых из античных источников или полученных в результате наблюдения и опыта, с произвольными умозаключениями и суеверием.
Переворот в развитии научных знаний в XVI—XVII вв. Церковь и схоластика были бессильны подавить живую научную мысль. Общественная практика ставила перед человеком проблемы, решить которые было невозможно на основе старых представлений. В то же время постепенно накапливались эмпирические знания. Все это подготовило коренной переворот в развитии научной мысли, который произошел в XVI—XVII вв. в связи с глубокими экономическими сдвигами, приведшими к зарождению капитализма. Если до этого времени развитие производства и техники происходило на основе эмпирических данных, то теперь решающее значение приобретали научно обоснованные знания, суммирующие опыт и создающие теорию. Прогресс производства обогащал науку опытом, а наука в свою очередь работала над совершенствованием техники, технологии и организации производства.
Так в тесном взаимодействии с производством создавались основы современных наук.
Развитие механики, например, диктовалось необходимостью применения простейших механизмов в производстве, строительстве и горнорудном деле. Большое влияние на эту область знаний оказало развитие артиллерии. Появление гидродинамики было связано со строительством сложных гидротехнических сооружений. Успехам астрономии способствовало развитие навигации. Прогресс химии был вызван развитием металлургии, красильного дела и медицины.
Развитие производства способствовало совершенствованию средств научного эксперимента. В XVI—XVII вв. были изобретены микроскоп и телескоп, создавшие возможность открыть неизведанные до тех пор микро- и макромир. Появились такие обычные для нашего времени приборы, как термометр, ртутный барометр и гидрометр. Подлинной революцией в развитии науки и просвещения было изобретение книгопечатания (середина XV в.) и производство дешевого писчего материала — бумаги.
Поборником новой науки являлась поднимавшаяся буржуазия и прежде всего интеллигенция, возмужавшая в ходе гуманистического движения. Она решительно выступала против схоластики, полагавшейся на авторитет и отвергавшей положительное опытное знание. Гуманистическая наука выработала новые методы исследования, основанные на наблюдении, опыте и эксперименте. Теперь на науку начали смотреть как на руководство в практической деятельности.
Развитие естествознания. Новая астрономия. Наибольших успехов в это время достигло естествознание. Мощный толчок развитию наук о природе и Вселенной дали великие географические открытия, познакомившие европейцев с новыми материками, неизвестным до тех пор растительным и животным миром. Чрезвычайно обогатились представления о Земле и Вселенной. Было экспериментально доказано, что Земля шарообразна. Тем самым наука до основания поколебала религиозно-схоластические представления о мире и противопоставила им проверенные на опыте знания.
Коренной переворот произошел в астрономии. Господствовавшая в средние века геоцентрическая система мироздания, обоснованная Гиппократом и Птолемеем и освященная авторитетом церкви, была подвергнута сомнению, а затем фактически отброшена. Уже Николай Кузанский (1401—1464) отрицал официально признанное положение, что Земля является центром Вселенной. Вместе с тем он отвергал схоластический метод доказательства и пропагандировал опытное и разумное знание. Окончательно сокрушил геоцентрическую систему великий польский ученый Николай Коперник (1473—1543). Убедившись в беспомощности этой теории при объяснении движения небесных светил, он пришел к предположению, высказывавшемуся уже ранее некоторыми учеными, что Земля вместе в другими планетами обращается вокруг неподвижного Солнца (гелиоцентрическая система), вращаясь
одновременно вокруг собственной оси. Эти взгляды были им математически обоснованы и изложены в гениальном труде: «О вращении небесных сфер», написанном на латинском языке и вышедшем только в год смерти ученого (по преданию, автор увидел первый экземпляр своего труда, находясь уже на смертном одре). Католическая церковь встретила в штыки учение Коперника и начала жестоко преследовать его сторонников.
Одной из жертв этого преследования был гениальный итальянский философ Джордано Бруно (1548—1600), который пропагандировал учение Коперника и вместе с тем развил новый взгляд на Вселенную, намного опередивший его время и подтвержденный дальнейшим развитием науки. Солнечная система — это только одна из бесконечного множества небесных систем. Вселенная в целом вечна и безгранична. Согласно этому взгляду. Земля, признаваемая церковью центром мироздания, является всего лишь песчинкой космоса. Джордано Бруно был предан суду инквизиции и после восьми лет заточения и бесконечных пыток сожженнакостре в Риме.
Подобной судьбы еле удалось избежать другому гениальному ученому — Галилео Галилею (1564—1642). Уже в двадцатипятилетнем возрасте он стал профессором математики Пизанского университета и вскоре получил мировую известность. Сконструировав телескоп, Галилей открыл множество звезд, увидел горы на Луне, обнаружил спутники Юпитера, фазы Венеры и пятна на Солнце. Свои открытия он изложил в небольшой популярной книжке «Небесный вестник», которая произвела на современников огромное впечатление и способствовала успеху теории Коперника. В другой книге — «Диалог о двух главных системах мира» — он, занимая для видимости нейтральную позицию в споре сторонников Коперника и Птолемея, блестяще доказал правильность гелиоцентрической системы. В 1633 г. Галилея предали суду инквизиции и вынудили отречься от «еретических» взглядов. Находясь под бдительным надзором инквизиции, Галилей продолжал научные занятия по механике. Результаты своих открытий автору удалось обнародовать в вышедшей в Голландии книге.
Гелиоцентрическая система Коперника нашла блестящее обоснование в открытиях Иоганна Кеплера (1571—1630). Этому выдающемуся ученому приходилось наниматься к высокопоставленным особам в качестве придворного астронома и астролога, составлять им гороскопы (одно время он занимался составлением гороскопов для Валленштейна). Кеплер установил неравномерность движения планет и форму их орбит, исправив тем самым некоторые заблуждения Коперника на этот счет. Ему принадлежит открытие трех законов движения планет, которыми до сих пор пользуется астрономическая наука. На основе этих открытий Кеплером были составлены таблицы планетных движений.
Со второй половины XVII в. гелиоцентрическая система получила в научном мирепочти общее признание. 544
Открытия в физике и математике. Средневековая схоластика придерживалась аристотелевских натурфилософских взглядов. В XVI в. эти взгляды подверглись пересмотру в результате более полного ознакомления с трудами античных авторов и новых наблюдений и экспериментов. Голландский ученый и инженер Стивен (1540—1620) сформулировал основные теоремы гидростатики. Итальянский ученый Николо Тарталья (1500—1557), изучив траекторию полета пушечного ядра, установил, что наибольшая дальность полета достигается в том случае, если угол взлета составляет 45°. Английский исследователь Вильям Гильберт (1540- 1603) подробно описал свойства магнита и известные в те времена электрические явления.
Большие открытия в механике были сделаны Галилеем. Он опроверг мнение Аристотеля о том, что скорость падения тел пропорциональна их весу, и открыл закон равномерно ускоренного движения. Галилей определил траекторию брошенного тела и изучил колебание маятника. Труды Галилея заложили основы кинематики и динамики. Изучение законов движения физических тел продолжил французский ученый Рене Декарт (1596—1650), сформулировавший закон инерции. В XVII в. были сделаны важные открытия в физике жидких тел и газов. Французский физик, математик и философ Блез Паскаль (1623—1662), изучая гидростатику, открыл названный его именем закон о передаче давления в жидкостях. Итальянец Торичелли (1608—1647) исследовал атмосферное давление и создал ртутный барометр. Так началось измерение атмосферного давления.
Английский физик Роберт Бойль (1627—1691) и французский ученый Мариотт (1620—1684) независимо друг от друга открыли названный их именами закон об изменении объема газа в зависимости от оказываемого на него давления. Значительный прогресс был достигнут в оптике в связи с изобретением оптических приборов (телескоп, микроскоп). Большой вклад в ее развитие внесли труды Кеплера и Декарта. Не менее важные сдвиги произошли, и в математике, которая должна была обслуживать запросы других естественных наук. Наиболее заметно этот прогресс проявился в алгебре — науке, которая была уже известна в античности и средние века. Прежде всего была усовершенствована алгебраическая символика. Начали употреблять знаки для записи алгебраических действий и литерные обозначения всех величин (ранее буквами обозначались только искомые величины). Эти обозначения были введены французским математиком Франсуа Виет-та (1540—1603). Дальнейшее развитие алгебраическая символика получила в трудах Декарта, который придал ей уже современный вид. Итальянские математики Тарталья и Кардано (XVI в.) научились решать уравнения третьей степени, а один из учеников Кардано открыл способ решения уравнений четвертой степени. В 1614 г. появилась таблица логарифмов, которые начали применяться для сложных вычислений в астрономии и других науках.
18 Заказ 114545
Наряду с алгеброй развивалась тригонометрия, превратившаяся в отдельную математическую науку. Трудами Декарта и Ферма (XVII в.) в результате соединения с помощью метода координат геометрии с алгеброй была создана аналитическая геометрия. Эти ученые, а также Кавальери, Паскаль, Кеплер и др. занимались анализом бесконечно малых величин, что позволило в дальнейшем Ньютону и Лейбницу создать дифференциальное и интегральное исчисление. Учение Декарта и Лейбница о переменных величинах и существующей между ними функциональной зависимости внесло в математику элементы диалектики и способствовало оформлению новых научных методов.
Развитие других областей естествознания. В области таких наук, как химия, геология, география, ботаника и зоология, происходило пока только накопление и описание фактов без их общего теоретического осмысления и открытия законов. Однако методы изучения и здесь коренным образом изменялись. Был отброшен авторитет древних мудрецов, и знания черпались из живого наблюдения и опыта. В области химии стали известны многие новые вещества, изучались их свойства. Не была еще окончательно изжита алхимия, которая нередко, однако, своими опытами помогала выяснить свойства отдельных веществ и элементов. Расширились знания по геологии и минералогии. В этих науках большое значение имели работы немецкого ученого и практика Георга Бауэра (Агриколы) (1494—1555) по горному делу и металлургии.
Намного расширились географические представления. К концу XVII в. европейцы знали уже о всех материках земного шара и их растительном и животном мире, климате и морских течениях, Оставались еще неизвестными только покрытые льдом Арктика и Антарктика. Были составлены более точные карты мира. В развитие картографии огромный вклад внес Герхард Кремер (Мер-катор) (1512—1594). Его именем названа одна из основных картографических проекций.
По ботанике и зоологии появились многотомные описания растений и животных, снабженные зарисовками. В отдельных странах Западной Европы были созданы ботанические сады и музеи. Делались попытки классификации растений.
Огромный прогресс наблюдался в анатомии и медицине, который в значительной степени был обусловлен общим развитием естественных наук и применением опытно-экспериментального метода. Анатомические вскрытия, которые уже прочно вошли в практику, способствовали развитию научной анатомии. Выдающийся швейцарский врач и химик Филипп Теофаст фон Гогейм (Парацельс) (1493—1541) выдвинул гипотезу, что физиологические процессы, происходящие в организме животного и человека, аналогичны химическим процессам, совершающимся в неорганической природе. Исходя из этого он пытался создать учение о лекарствах и ввел в медицинскую практику ряд новых препаратов,
среди них и некоторые неорганические лекарственные вещества.
Научные основы анатомии заложил Везалий (1514—1564), опубликовавший в Италии свой труд «Строение человеческого тела», написанный на основе многочисленных наблюдений при анатомировании трупов. В результате исследований испанского ученого, врача Мигеля Сервета было открыто кровообращение. Разработка теории кровообращения принадлежала английскому врачу Вильяму Гарвею (1578—1658). Голландский ученый Левенгук (1632—1723) открыл с помощью микроскопа микроорганизмы. Применение микроскопа позволило начать исследование живой ткани.
Новое мировоззрение. Накопление огромного фактического материала о природе в корне подрывало старые схоластические взгляды на мир и делало настоятельно необходимой задачу создания нового материалистического мировоззрения и новых методов научного исследования. Эта задача была выполнена на уровне научных знаний того времени Бэконом и Декартом.
Френсис Бэкон (1561—1626) был не только известным философом, но и крупным государственным деятелем. Одно время он занимал высокое положение при дворе английского короля Якова I Стюарта — был лордом-канцлером. В своем сочинении «Новый органон» он подверг резкой критике схоластические методы доказательства истины и отбросил их, как обветшалые фетиши («идолы»), обосновав новые методы научного познания, построенные на живом наблюдении и опыте. По мнению Бэкона, мир, единый в своей материальной субстанции, может быть познан с помощью наших чувств и рассудка. Он разработал экспериментальный метод исследования явлений природы: на первом этапе проводится наблюдение над исследуемым объектом, изучаются его свойства и устанавливаются частные законы; затем на основе обобщения этих данных, полученных при конкретном исследовании (индукция), выясняются общие законы. Окончательное суждение об объективности установленной истины принимается только после ее проверки с помощью опыта и практики.
Индуктивный метод сыграл весьма положительную роль в развитии естественных наук. Но он был ограничен и односторонен. Его нужно было дополнить методом дедукции (от общего к частному). Над созданием этого метода работал Рене Декарт — французский математик и философ, эмигрировавший из Франции в Голландию в поисках духовной свободы. В своем труде «Рассуждение о методе» он развил идеи рационализма, указывая, что источником истинного знания является разум. Декарт считал возможным применить во всех науках метод математического доказательства, идя от общей посылки к объяснению частностей.
Декарт не являлся последовательным материалистом; он пытался соединить учение об объективном существовании природы с признанием бога (дуализм). Согласно его учению, мир представляет собой совокупность частиц, обладающих формой и про-'8 * 547
тяженностью и находящихся в вечном движении, подчиненном законам механики. Этим вихреобразным движением Декарт объяснял явления природы, как космические — обращение небесных тел, так и земные — морские приливы и отливы и др. Живой организм, в понимании Декарта, тоже представляет своеобразный механизм, действующий по законам механики.
Новое учение об обществе и государстве. В науке об обществе не произошло таких коренных изменений, как в естествознании. Здесь продолжал господствовать идеализм. Однако передовая мысль и в области обществознания вступала в борьбу с теологией. Идеологи поднимающейся буржуазии рассматривали государство как светское, а не божественное установление, которое призвано служить нуждам общества и его правящих верхов. При объяснении общественных явлений начали прибегать к наблюдению, сравнению и опыту.
Новые взгляды на общество и государство раньше всего появились в Италии. Их родоначальником был итальянский политический мыслитель и историк эпохи Возрождения Никколо Макьявелли (1469—1527), написавший ряд исторических и публицистических сочинений, из которых наибольшую известность получили «История Флоренции» и «Государь». Он пытался определить внутреннюю закономерность исторических событий путем установления причинно-следственной зависимости. Движущей силой истории Макьявелли считал политическую борьбу, которую он понимал в широком смысле как борьбу всех недовольных существующим порядком против правящих верхов. Лучшей формой правления он считал республику, однако в условиях раздробленной Италии отдавал предпочтение деспотической монархии, которая одна, по его мнению, была способна объединить страну. Для достижения этой возвышенной цели Макьявелли советовал монарху применять любые средства, не останавливаясь и перед самыми антиморальными.
Французский публицист и государственный деятель Жан Воден (1530—1596) создал наиболее законченную для XVI в. новую историческую концепцию. По его мнению, общество развивается объективно под воздействием естественно-географической среды. Вслед за Макьявелли Воден отвергал тезис о божественном происхождении государства и видел в политической власти проявление господства и насилия. В своем сочинении «Шесть книг о государстве» он защищал идею неограниченной монархической власти. Однако признавал за подданными право на свободу вероисповедания, а также право изъявлять через своих представителей согласие на обложение налогами. Являясь выразителем интересов третьего сословия. Воден решительно отстаивал принципы свободы торговли и предпринимательства.
В XVII в., когда буржуазия окрепла и начала выступать как оппозиционная абсолютизму сила, ее идеологи стали провозглашать идеи естественного права и республиканизма. Теория есте—548
ственного права была выдвинута еще античными философами и имела распространение в средние века, в частности, она служила теоретическим обоснованием «права на сопротивление» и тирано-борства. В буржуазном понимании впервые эта теория была провозглашена и обоснована голландским юристом, дипломатом и историком Гуго Гроцием (см. гл. 33). По его учению, общество представляет собой совокупность равновеликих элементов — индивидуумов-собственников, а основной целью человеческого общежития является защита свободы и собственности. Естественное право, по Гуго Грецию, основывается на законах природы и никем (даже богом) не может быть отменено. Если оно нарушается, люди имеют право оказывать сопротивление, кто бы ни являлся его нарушителем — отдельные лица, государство, внешняя сила (теория справедливых войн). Гуго Гроций отличал от естественного права «право положительное», установленное договором, которое люди могут изменять, если в этом появится необходимость. Государство, по учению Гроция, зиждется на договорных началах и обладает суверенитетом как учреждение, а не как выразитель воли отдельных лиц.
Учение Гуго Гроция об обществе, государстве, праве и международных отношениях выражало чаяния революционной буржуазии, шедшей на штурм феодализма.
ГЛАВА 41