Политический строй в период Русского централизованного государства

Процесс образования единого Русского государствавыразился:

— в объединении ранее независимых государств-княжеств в одно — Московское княжество;

— в изменении характера государственности и создании централизованного государственного аппарата.

Процесс объединения земель вокруг Московского княжества начался в конце XIII в. и закончился в начале XVI в. К Москве были присоединены Новгородская и Псковская республики, Рязанское княжество, Смоленск и многие другие территории.

Следует отметить, что Русское государство складывалось как многонациональное. Наряду с русскими землями в состав централизованного государства входили территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и другие народы.

Новый государственный аппарат Русского централизованного государства сформировался к середине XVI в.

Возглавлял Русское государство великий князь,сконца XV в. он стал именоваться государем всея Руси.

В XIII—XIV вв. великий князь был типичным монархом раннефеодального государства. Он возглавлял иерархию, состоявшую также из удельных князей и бояр. Взаимоотношения между последними и великим князем определялись заключенными договорами, которые предоставляли широкие феодальные привилегии и иммунитеты князьям, боярам и монастырям.

По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его власть значительно возросла. В XIV—XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.

Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы.

Боярская дума была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность.

Состав Боярской думы на протяжении XIV—XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др.

В XIII—XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому дворуво главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами — путями. В XIV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности.

Централизация государства, расширение территории и усложнение социально-экономического и политического развития потребовали создания специального управленческого аппарата.

В результате начиная с конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления — приказов.Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы.

Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные.

К середине XVI в. приказная система управленияокончательно вытесняет дворцово-вотчинную.

Местное управлениедо конца XV в. основывалось на системе кормленийи осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности.

Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» — часть собранного с населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен.

С централизацией Русского государства положение кормленщиков изменилось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.

В начале XVI в. учреждаются новые дворянские и земские органы — губные и земские избы.В их компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные функции.

Специальных судебных органов еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, и судебные функцииосуществляли: великий князь, Боярская дума, дворцовые ведомства, приказы, наместники, волостели и церковный суд. С созданием губных органов большинство уголовных дел было отнесено к их компетенции.

Формируется система обжалования решений суда — центральные органы могли рассматривать жалобы на решения местных судов.

В конце XV — начале XVI в. была проведена реорганизация вооруженных сил,которые стали теперь включать феодальное ополчение, дворянское поместное ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско.

Земская реформа

План ответа:

11. Предпосылки проведения реформы, подготовка реформы

12. Содержание реформы

a. Состав (учреждаемых органов управления)

b. Порядок формирования

c. Предмет ведения, полномочия

Предпосылки проведения реформы, подготовка реформы:

Проект Земской реформы разрабатывался с 1859 комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 — П. А. Валуев). Подписанное императором «Положение» о земских учреждениях отразило различные интересы дворянских группировок.

Содержание реформы:

Основной идеей Земской реформы 1864 г. Являлось создание местных (выборных) органов самоуправления в губерниях и уездах Российской Империи. В качестве таких органов Положением учреждались губернские и уездные земские учреждения, созданные для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда.

Состав:

Уездные земские учреждения состояли из:

1. Уездного земского собрания (состоящего из земских гласных, председательствовал уездный предводитель дворянства)

2. Уездной земской управы

Губернские земские учреждения состояли из:

1. Губернского земского собрания (состоящего из гласных, председательствовал губернский предводитель дворянства, кроме случаев, когда Император устанавливал на эту должность иное лицо)

2. Губернской земской управы

Земские собрания являлись директивными органами, чьи директивы подлежали выполнению земскими управами.

Земские управы – исполнительные органы

Порядок формирования:

Земские гласные избирались:

1. уездными землевладельцами (на съездах уездных землевладельцев):

а) лица, владеющие в уезде на праве собственности (определенным в расписании) пространством земли

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением, не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее 6 тысяч рублей

в) назначенные поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, владеющих в уезде пространством земли или имуществом, указанным в двух предыдущих (не менее 1/20 размера, указанного в 1ом пункте)

г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли (не менее 1/20 размера, указанного в 1ом пункте)

д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею в размере, определенном Сводом законов

2. городскими обществами (на городских избирательных съездах):

а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6 тысяч рублей;

в) лица, владеющие на городской земле недвижимой собственностью, с которой взимается налог в 3 тыс. или 500 рублей, в зависимости от размера городского поселения

г) назначенные поверенные от частных владельцев и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б) и в) сей статьи. (...)

3. сельскими обществами (на съездах):

Съезды для избрания уездных гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя

Губернское земское собрание:

· составлялось из гласных, избираемых уездными земскими собраниями на три года

Губернская земская управа:

· состояла из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды. Избранный земским собранием председатель губернской управы утверждается в должности министром внутренних дел

Начальник губернии имел исключительные полномочия на отмену исполнения какого-либо постановления земских учреждений.

[1] За убийство свободного человека, младших княжеских дружинников и младших княжеских слуг - 40 гривен; за убийство свободной женщины - 20 гривен (ст. 88); за убийство пашенных и сельских тиунов, кормилец и ремесленников - 12 гривен (ст. 13. 15, 17). Убийство представителей зависимого населения влекло за собой значительно меньшее наказание 5 гривен (ст. 14 и 15). За убийство холопов всех категорий вира вообще не взыскивалась, хозяину холопа уплачивалось денежное возмещение (ст. 89)

Наши рекомендации