Проблема ограничения обычных вооруженных сил в Европе, включая ратификацию адаптированного ДОВСЕ
ДОВСЕ, подписанный в Париже 19 ноября 1990 года, являлся достаточно действенным и эффективным для начала 1990-х годов инструментом укрепления европейской безопасности. Договор устанавливал равновесие сил двух союзов на пониженных уровнях, ограничивал возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения ОВД и НАТО. Однако с прекращением существования ОВД, а затем и СССР, выводом советских/российских войск из ЦВЕ, Балтии и республик СНГ, возникновением ряда очагов конфликтов и особенно с расширением НАТО договорные механизмы, предназначенные для поддержания баланса сил между двумя военно-политическими союзами, стали утрачивать эффективность. В основе ДОВСЕ лежит система количественных ограничений на пять основных категорий обычных вооружений и техники вооруженных сил государств-участников в районе применения Договора – боевые танки, боевые бронированные машины (ББМ), артиллерию, ударные вертолеты и боевые самолеты.
Центральными являются положения о максимальных уровнях на ограничиваемые Договором вооружения и технику (ОДВТ) каждой из групп государств-участников в районе применения в целом и в отдельных его регионах. Сегодня страны НАТО в результате расширения альянса превышают эти уровни. Для целей контроля за соблюдением его положений разработана система уведомлений и обмена детальной информацией об обычных вооруженных силах. Основным инструментом контроля выполнения Договора являются инспекции на местах. Договор является бессрочным. Любое государство-участник имеет право выйти из него в порядке осуществления своего национального суверенитета при условии заблаговременного (минимум за 150 дней) уведомления всех остальных государств-участников об этом решении. Предусмотрена возможность дополнения ДОВСЕ последующим договором.
Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное 19 ноября 1999 на Стамбульском саммите ОБСЕ, было вызвано военным дисбалансом, возникшим из-за расширения НАТО за счёт бывших стран ОВД и постсоветских государств. Документом вместо блоковой системы квот введены национальные и территориальные лимиты. Соглашение было подписано 30 государствами и было увязано с обязательством России вывести свои войска из Грузии и Молдавии. В итоге соглашение, было ратифицировано лишь Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной и так и не вступило в силу. Грузия и Молдавия отказались приступить к процессу ратификации, требуя исполнения Россией взятых на себя обязательств о выводе войск с их территории. На этом основании страны НАТО также блокируют процесс ратификации соглашения. Прибалтийские государства (Латвия, Литва и Эстония) и Словения не присоединились к адаптированному договору.
В то же время практически сразу же после подписания Соглашения об адаптации ДОВСЕ страны НАТО под воздействием США взяли курс на затягивание процесса введения этого документа в действие. Начало ратификации Соглашения они стали увязывать с выполнением Россией различных надуманных условий. С 2002 года таким условием являлось выполнение не относящихся к Договору элементов ее двусторонних договоренностей с Грузией и Молдавией о выводе российских войск с их территорий. Эти договоренности были достигнуты в Стамбуле накануне подписания Соглашения об адаптации в ноябре 1999 года. Россия, выполнив все относящиеся к ДОВСЕ договоренности, считала эту увязку неправомерной.
Исключительные обстоятельства, сложившиеся вокруг ДОВСЕ, побудили Россию рассмотреть вопрос о приостановлении действия Договора до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение о его адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ. Заявление об этом было сделано Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 26 апреля 2007 года.
Действие моратория, как указано в справке к Указу, продлится до тех пор, «пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ». 28 мая Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ — Нидерландам — с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств — участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня 2007 года в Вене. На конференции российские представители указали на условия, которые, по их мнению, способны «восстановить жизнеспособность режима ДОВСЕ». Среди них:
1. присоединение к ДОВСЕ Латвии, Литвы и Эстонии;
2. понижение суммарного уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретённого в результате расширения блока;
3. отмена фланговых ограничений для территории России;
4. вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации не позднее 1 июля 2008 года.
Западные государства, однако, саботировали предложенный Россией план восстановления жизнеспособности договора. В качестве оправдания было повторено требование вывода российских войск из Грузии и Молдавии. В результате на конференции не удалось даже согласовать итоговый документ.
Уже в июне представителям ВС Венгрии и Болгарии было отказано в инспекции российских воинских частей, а сама Россия отказалась от участия в совместных учениях США, Румынии и Болгарии. 13 июля 2007 года Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров».
В сопровождающей указ справке указывается, что решение российского руководства было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены:
1. Превышение государствами — участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;
2. Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году в Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации;
3. Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран;
4. Планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии.
На бухарестском саммите Североатлантического альянса 28 августа 2008 г. было заявлено, что Украина и Грузия станут членами НАТО. Российская сторона исходит из того, что если соответствующие решения все же будут приняты, то это приведет к кардинальному смещению баланса сил и интересов на европейском континенте, что поставит под вопрос целесообразность существования режима ДОВСЕ. В июле 2008 года американская сторона выразила готовность интенсифицировать диалог и вести его также и в более широких форматах. Однако после событий августа 2008 года в Закавказье страны НАТО взяли паузу в консультациях.
17 декабря 2008 года российско-американские консультации по ДОВСЕ были возобновлены. Они показали, что с объявлением новой администрацией США курса на «перезагрузку» отношений с Россией эта тема постепенно стала выходить из тени. Наши принципиальные позиции в диалоге с партнерами остаются неизменными. Долговременная жизнеспособность режима может быть обеспечена только путем скорейшей, без искусственных увязок, ратификации адаптированного ДОВСЕ и одновременного принятия дополнительных мер на основе российских предложений по его приведению в соответствие с новыми условиями безопасности в Европе. Россия выступает за расширение формата консультаций по ДОВСЕ и начало диалога на экспертном уровне.
В ноябре 2011 года США и Великобритания заявили об отказе предоставлять России информацию согласно ДОВСЕ. Грузия с 29 ноября 2011 года также прекратила выполнение обязательств в отношении России.
Миссии НАТО 2001-2011 гг.
В период с 2001 по 2011 гг. силами НАТО были проведены следующие операции:
«Активные усилия», Средиземноморье (с 2001 г. в рамках ст. 5)
Операции НАТО осуществляются не только в зонах конфликтов. Активные усилия — постоянно действующая операция НАТО в Средиземном море. С февраля 2006 в ней участвует Россия. Главная цель операции — предотвращение контрабанды материалов, которые могут быть использованы террористами. Кроме того, операция призвана обеспечить безопасность транзита энергоресурсов по Средиземному морю. Операция «Активные усилия» началась 26 октября 2001 года после терактов в США. Проведение операции стало первым случаем применения на практике статьи 5 Североатлантического договора 1949 года, которая предусматривает оказание коллективной помощи одной из стран НАТО, подвергнувшейся нападению.
Операция проводится под руководством ВМС НАТО. Начиная с апреля 2003 года, НАТО систематически осуществляет досмотр подозрительных судов. Досмотр проводится с согласия капитана судна и государства флага, а также в соответствии с международным правом. Благодаря расширению присутствия НАТО в этих водах, они считаются более безопасными, что принесло пользу всем проходящим через проливы судам. Операция зарекомендовала себя как действенный инструмент обеспечения безопасности в стратегически важном морском регионе и противодействия терроризму в международных водах. Помимо этого опыт и завязанные благодаря операции партнерские связи позволили значительно расширить возможности НАТО в этом аспекте операций, важность которого неуклонно растет.
Афганистан (с 2001 г., мандат ООН)
Операция в Афганистане является самой значительной из всех, доныне осуществлявшихся Североатлантическим союзом. Сформированные в соответствии с мандатом ООН в 2001 году Международные силы содействия безопасности (МССБ или ИСАФ) действуют под руководством НАТО с августа 2003 года.
На всей территории Афганистана в составе МССБ действуют чуть больше 130 тыс. военнослужащих из 48 стран. Их задача – помогать центральному правительству Афганистана укреплять свою власть, создавая тем самым условия для надлежащего функционирования демократических институтов и установления верховенства закона. Один из важнейших элементов задачи – создание профессиональных Сил национальной безопасности Афганистана, что даст афганцам возможность в большей мере обеспечивать собственными силами безопасность страны. В этой области уже наблюдается значительный прогресс. С 2003 года численность афганской армии выросла с нуля до около 119 400 военнослужащих. Она начала брать на себя руководство большинством операций.
Помимо проведения операций по обеспечению безопасности и создания афганской армии и полиции МССБ также непосредственно содействует развитию и восстановлению Афганистана благодаря 26 группам восстановления провинций, которые определяют потребности в восстановительных работах и помогают вести гуманитарную деятельность по всей стране.
«Океанский щит» - антипиратская операция в районе Африканского рога и Аденского залива (с 2008 г. по просьбе Генерального секретаря ООН)
С октября по декабрь 2008 года Североатлантический союз проводил операцию «Эллайд провайдер», в рамках которой велись действия по борьбе с пиратством у берегов Сомали. В ответ на запрос Генерального секретаря ООН Пан Ги-Муна ВМС НАТО сопровождали суда, совершавшие рейсы для Продовольственной программы ООН через опасные воды Аденского залива. Параллельно в ответ на срочный запрос от Африканского союза те же ВМС НАТО обеспечивали сопровождение зафрахтованного АС судна с грузом вооружения и военной техники для бурундийского контингента, участвовавшего в операции АМИСОМ.
С марта по август 2009 года НАТО проводила операцию по борьбе с пиратством «Эллайд протектор», перед которой стояла задача повысить безопасность коммерческих морских путей и международного судоходства у берегов Африканского Рога. Контингент ВМС НАТО вел наблюдение и обеспечивал защиту в целях выявления и пресечения пиратства и вооруженного разбоя, которые грозят морским путям сообщения и экономическим интересам.
Операция «Оушен шилд» опирается на предыдущие миссии по борьбе с пиратством, проведенные НАТО, и сосредоточена на морских действиях против пиратов у берегов Африканского Рога. Операция была утверждена Североатлантическим советом 17 августа 2009 года. Она вносит вклад в международные усилия по борьбе с пиратством в этом районе. Суда НАТО пресекают вооруженный грабеж и захват других кораблей. Новым явлением в операции является и то, что в ответ на очередной запрос ООН НАТО также согласилась сопровождать в гавань Могадишо суда снабжения Бюро обеспечения АМИСОМ ООН. Кроме того, эта операция предложила новый подход НАТО к борьбе с пиратством. Организация помогает и содействует странам этого региона развивать собственный потенциал и силы для борьбы с пиратством, а также организует учебные курсы с целью подготовки местного персонала к борьбе с пиратством по мере возможностей самой НАТО это осуществлять. Таким образом, благодаря двум проведенным и третьей действующей операции определились основные функции и сложилась определенная роль НАТО в борьбе с пиратством.