Организация труда в группах структурных подразделений
Рабочие группы следует понимать как наименьшие структурные ячейки, звенья. Разберемся в основной концепции организации группы.
Эта концепция основывается нами на мнении, что аппарат управления с горизонтальной структурой более рационален по сравнению, с аппаратом управления, имеющим вертикальную структуру. Горизонтальная структура состоит из больших рабочих групп — звеньев управления и руководителя с непосредственно подчиняющимися ему специалистами и исполнителями. Вследствие большой численности групп появляется возможность минимизации числа ступеней в структуре рабочих мест. Схема этой структуры имеет горизонтальный характер.
Ее противоположностью является вертикальная структура, в которой группы исполнителей — звенья небольшие, таковы же руководящие группы (руководящие ячейки). Результатом этого является значительное число ступеней, и схема структуры на рисунке имеет вертикальный (пирамидальный) характер.
Мы разделяем мнение (которое постараемся обосновать), что чем горизонтальнее структура, тем у администрации больше возможностей хорошо работать.
Среди факторов, подтверждающих это мнение, выделим прежде всего те, что отражают психологический аспект аппарата административного управления.
Возможности надлежащего использования работников. Чем многочисленнее группа, тем шире диапазон возможностей персонала. Располагая более широким диапазоном персональных возможностей, мы, в свою очередь, получаем больше шансов для правильного использования работников путем поручения сложных дел более способным или более опытным и прошедшим переподготовку, а простых дел — начинающим или менее способным работникам.
В малочисленной группе часто нельзя избежать ситуации, в которой либо способный работник длительное время будет выполнять простые, шаблонные действия, либо более слабый работник должен будет заниматься задачами, решению которых ему придется уделять непропорционально много времени, ,и, что еще хуже, он не всегда сможет завершить дело надлежащим образом.
Не надо забывать, что в структурных подразделениях аппарата государственного управления группируются однородные вопросы не с точки зрения трудности их решения, а с точки зрения применяемых правовых норм.
Один и тот же закон может касаться как простого, так и весьма сложного вопроса. Существует праксеологическая рекомендация, чтобы каждый работал на уровне своей наивысшей квалификации.
Имеется и другой аспект приспособления задач к исполнителям. Даже если степень трудности решаемых вопросов соответствует квалификации персонала, между работниками все равно остаются индивидуальные различия. Один из них легче справляется со своими обязанностями в одних ситуациях, тогда как его коллега возьмет над ним верх в других ситуациях.
В данном случае мы хотели бы обратить внимание на значение индивидуальных способностей. Следует привести мнение В. Г. Вишнякова, согласно которому структура должна создавать условия, при которых каждый сотрудник органа -в полной мере мог бы применять свои знания и способности[55]. Этому требованию может отвечать только горизонтальная структура.
Влияние размеров рабочих групп на оценку и самооценку работников. В любом административном органе время от времени возникает проблема отбора персонала. Иногда жесткие бюджетные лимиты требуют некоторого сокращения штатной численности работников, иногда появляются другие причины, например, объединение некоторых организационных единиц. Естественно, любые сокращения должны касаться наименее ценных работников, так же как любые отличия, благодарности и продвижения наиболее заслуженных. Следует подчеркнуть, что значительно легче (и намного справедливее) определить различие в оценках персонала в более крупных, чем в малых подразделениях. Быть наиболее слабым (следовательно, наиболее вероятным кандидатом на сокращение) или наиболее сильным (следовательно, потенци-1пьным кандидатом на поощрение) в группе из трех человек — это далеко не то же самое, что в группе из 20 человек. Больше всего ин-^,0рмации для "полной оценки работников имеют только непосредственные руководители. Дальнейшая руководящая иерархия, хотя ей принадлежит право окончательного решения, опирается на косвенную информацию.
Задумаемся: какое существует отношение между размерами рабочих групп и самооценкой своей деятельности работниками?
В вертикальных структурах, состоящих из малых групп, у руководителя каждой ступени иерархической лестницы в непосредственном подчинении находится небольшое число лиц. Отсюда появляется естественная тенденция постоянного мелочного надзора за каждым работником, так как в противном случае руководителю очень часто пришлось бы признавать себя безработным, что содержало бы угрозу ликвидации занимаемой им должности. Нетрудно прийти к мнению, что человек, верящий в свои силы и стремящийся достичь своим трудом высоких показателей, не согласится работать в условиях, лишающих его самостоятельности и возможности проявить инициативу.
Недовольство у работников, самостоятельно ведущих подготовку решений, вызывает факт чрезмерного, часто ненужного внесения так называемых поправок в подготовленные служащим или инспектором документы. В принципе сначала вносит поправки начальник отделения, затем — заместитель заведующего отделом, потом — заведующий отделом и наконец — глава учреждения. Такой стиль работы демобилизующе действует на часть работников, поскольку они знают, что если документ не поправит один начальник, то определенно это сделает другой. Работников нервирует такой порядок, и они часто говорят о чрезмерном количестве начальников. Суть заключается в том, что их работу должен просматривать только один из руководителей, а им необходимо иметь полномочия окончательного решения некоторых простых вопросов.
Очередным аргументом, доказывающим влияние организационной структуры на автоматически, самопроизвольно происходящий отбор персонала, является то, что узкая проблематика, неизменно связанная с раздробленностью аппарата управления, создает серьезную опасность монотонности. Способные, энергичные и полные инициативы люди плохо себя чувствуют, выполняя монотонную работу, и избегают ее.
Влияние среды. Специалисты, изучающие психологию общественных групп, утверждают, что человеку легче работать, если он находится в окружении других индивидов, выполняющих такую же работу, чем в одиночестве или среди людей, занятых иными делами. Такое явление называют влиянием среды (фацилитацией).
Ограничимся напоминанием, что с теоретической точки зрения фаиилитацию можно рассматривать как отдельное проявление более широкого явления — совместного действия (синергии).
Для наших целей вполне достаточен сам факт, что закономерность, называемая фацилитацией, существует. Особенно она проявляется в условиях, когда мотивация находится ниже, оптимума, а работа группе знакома и не требует разрешения новых проблем. Это стандартные ситуации.
Возвращаясь к аппарату государственного управления, следует отметить, что как в его центральных, так и в местных органах по-прежнему есть немало мелких организационных звеньев, которые вследствие болезней, отпусков и командировок работников сокращаются до таких размеров (часто буквально до одного человека), что действие фацилитации практически перечеркивается. И эта область организационных явлений является аргументом в пользу крупных рабочих групп, а следовательно, в пользу горизонтальных структур.
Большая группа, являющаяся составной частью горизонтальной структуры, выполняет соответственно более широкий круг работ, поэтому каждое индивидуальное рабочее место в этой группе знакомо с более широким контекстом задач, нежели аналогичное рабочее место в мелкой узко-тематической группе. Связь выполняемых заданий с общей задачей большего подразделения или всего учреждения, которую опытный руководитель старается разъяснить подчиненному, является для последнего гораздо понятнее и яснее в широкопроблемной группе.
Специалисты считают, что условия, стимулирующие творчество и благоприятствующие появлению новых идей, возникают там, где работник имеет возможность обсуждать свои идеи в среде компетентных лиц, с позициями которых он может сопоставить свою позицию. Ясно, что если такие условия могут вообще появиться в каком-то административном органе, то вернее всего это произойдет не в небольших, узкотематических звеньях, а там, где мы имеем дело с более многочисленными группами и с комплексной проблематикой.
Чем шире круг проблем, охватываемых деятельностью структурного подразделения, тем больше возможностей получения информации
Современный человек испытывает потребность в разнообразии деятельности. Более крупные структурные подразделения или группы с более разнообразной проблематикой могут в большей степени способствовать удовлетворению этой потребности своих работников.
На некоторых передовых промышленных предприятиях работникам предоставляется возможность перемены рабочих мест в любой день. Разумеется, это допускается лишь в пределах их специализации.
Если подобное решение, отвечающее характеру труда, пытаться при-в органах управления, то в небольших подразделениях это , ЛО бы невероятно трудно, а зачастую просто невозможно.
Чем меньше численность и уже тематика звена, тем чаще оно не состоянии охватить все аспекты решаемых в нем вопросов и вынуждено согласовывать свою позицию с другими заинтересованными ячейками, считаться с их мнениями. В этих условиях создается ситуация, в которой чувство ответственности ослабевает. Чем меньшее чувство ответственности испытывает работник в процессе своей трудовой деятельности, тем меньше можно ожидать от него проявления высокого профессионального уровня в работе.
Среди многочисленных аргументов в пользу горизонтальных структур, состоящих из крупных структурных подразделений, одним из наиболее важных является аргумент, который указывает на опасность трансформации целей. Эта опасность, как видно из исследований административной деятельности, проявляется тем сильнее и тем чаще, чем более раздроблена данная структура. Трансформация целей проявляется в забвении того, что главный, а часто и единственный смысл существования структурных подразделений состоит в содействии достижению целей более крупного органа, в котором они являются лишь составным элементом.
Частичные задачи, порученные им в рамках разделения труда, вырастают в их представлении до размеров самостоятельных задач, которые они стремятся максимизировать, даже если это нанесет ущерб организационному целому.
В проблемно богатых подразделениях связь с общими проблемами значительно шире и сильнее, и в них не возникает климат обособления и замкнутости в кругу внутренних проблем.
Экономичность. Состав персонала почти любого аппарата управления или его структурного подразделения можно разделить на постоянный и переменный. С некоторым упрощением можно сказать, что численность непостоянного штатного состава определяется количеством работы, а постоянного — структурой. Если взять, к примеру, Управление министерства, то независимо от количества работы там будет начальник управления, который относится к постоянному персоналу. В то же время число специалистов будет (во всяком случае, Должно) соответствовать объему работы. Но не только руководители всех уровней составляют численность постоянного персонала. К этому персоналу относятся также обслуживающие должности, невзирая на их ранг и значение, начиная от курьеров, уборщиц и секретарей и кончая юрисконсультами, врачами» медпункта и т. п.
Вполне очевидно, что величина структурного подразделения, численность непостоянного состава работников в определенной степени влияют на численность постоянного персонала. Но влияние это ограничено. Например, объединение трех отделов в одно крупное управление совсем не означает, что если до объединения каждый отдел имел юрисконсультанта, то в объединенном управлении их будет три: скорее всего достаточно будет одного. Происходит это в связи с тем что в круг обязанностей персонала входит также дежурство. Например, секретарь директора учреждения должен всегда быть на месте поскольку может понадобиться в любую минуту. Однако часто секретарь ничего не делает, а только дежурит. Именно в этом дежурстве заключен резерв, который может быть использован, если вследствие роста задач работа в секретариате увеличится. Так же обстоит дело с другими рабочими местами постоянного персонала. Итак, чем более раздроблена структура, тем многочисленнее персонал, поскольку возрастание численности должностей постоянного персонала предопределяется самой структурой, числом ее подразделений.
Сокращение штатов, вызванное изменением структуры, имеет и другие источники. Несмотря на то что труд работников аппарата управления не всегда поддается нормированию, мы все же вынуждены заниматься этим вопросом, выделяя органу управления необходимый штат сотрудников. Помимо ошибок, возникающих из-за неточности наших оценок, существует трудность, не зависящая от нас. Если, например, по нашей оценке данное звено требует 5,5 штатной единицы, то нам приходится решать: выделить 5 или 6 штатных единиц. В первом случае мы будем иметь явную перегруженность работой нашего звена из пяти человек, во втором — превышение штатов на 120%.
Предположим, что мы склонны к созданию более крупных отделов, например составом в 16 человек. Это означает, что результат упомянутого выше деления, которое должно помочь уяснить, сколько исполнителей должно быть в данном отделе, замкнется в пределах 15,5—16 единиц. Дадим отделу 16 штатных единиц, и превышение штатов составит 103%. В худшем случае нехватка половины штатной единицы (составляющей верхний предел возможного несоответствия) падает на пятнадцать работников и не вызывает никакой дезорганизации. Нехватка же половины штатной единицы в звене из пяти человек — серьезная проблема.
Гибкость. Административная деятельность коренным образом отличается от производственной работы в промышленности. Хорошо организованное промышленное предприятие может функционировать относительно равномерно, производя продукцию по заранее намеченному плану. Государственное учреждение не всегда может работать подобным образом. Правда, деятельность административного органа в государстве в значительной мере планируется, однако планирование здесь не может быть столь полным и детальным, как в других областях человеческой деятельности, поскольку весьма затруднительно бывает определить объем работы органа административного управления, -работу этих органов можно сравнить с деятельностью пожарной службы, которая не «планирует» пожаров.
Отсюда вытекает основной вывод: аппарат административного управления должен быть построен гибко, чтобы можно было реагировать на любое увеличение работы путем соответствующего расширения пропускной способности собственных звеньев. Если этого достигнуть не удается, то не может быть и речи об оперативности административного управления. Задумаемся над тем, что может предпринять звено из 3—5 работников и что может сделать руководитель такой небольшой группы, если на этом участке внезапно увеличится объем работы? В крупных с относительно широкой проблематикой группах легче найти выход из подобной ситуации. В таких группах меньше вероятность того, что увеличение объема работы произойдет одновременно на всех рабочих местах. Если из пятнадцати рабочих мест такое увеличение произойдет на трех или четырех, для маневрирования остается еще одиннадцать, что дает возможность справиться с создавшимся положением. В небольших группах нелегко распределить дополнительную работу, так как обращение к помощи извне зачастую себя не оправдывает.
Естественным дополнением и развитием проблемы гибкости является проблема временного отсутствия работы. Гибкость заключается не только в возможности справиться с внезапно возросшей нагрузкой, но и в том, что изыскивается соответствующая работа для временно не имеющих нагрузки рабочих мест. Периоды временного отсутствия работы в небольших узкотематических звеньях не только возможны, но даже часты.
Весьма существенным дополнительным аргументом в пользу гибкости пропускной способности организационных звеньев является еще и то обстоятельство, что звено, перегруженное сверх нормы работой, не только накапливает просроченные дела, но и создает задержку во многих других звеньях, с которыми связано по работе. Поэтому Упомянутое звено становится как бы центром, от которого во все стороны расходится лучами дезорганизация ритмичной деятельности органов административного управления.
Резервы. Время от времени каждому подразделению руководством или вышестоящими органами даются какие-то ранее не предусмотренные новые задания или особо срочные поручения. К их выполнению необходимо приступить безотлагательно, невзирая на сложившуюся в данном подразделении ситуацию. Конечно, крупные группы легче справятся с возникшими трудностями, но и они могут попасть в сложное положение. Периодически любое звено может оказаться разукомплектованным в связи с отпусками, болезнями, военными сборами, служебными командировками работников и т. п. Поэтому необходимым условием правильной организации является наличие собственного внутреннего резерва, который можно использовать для заполнения возникшей «бреши» при выполнении нового, непредвиденного задания. Резерв является столь важным атрибутом любого руководства и управления, что в военной области существует мнение: командир лишь до тех пор командир, пока у него есть резерв.
Но если бы мы к каждому небольшому звену, например из двух человек, добавляли в качестве резерва по одной штатной единице, то это привело бы к значительному увеличению расходов на содержание аппарата управления. В то же время добавление одного резервного работника в группу из 10—12 человек приведет к меньшему удорожанию его содержания. И что в данном случае весьма важно — это реальная возможность создания резерва в крупных группах даже без увеличения расходов на содержание аппарата. Среди заданий, выполняемых многочисленной группой, часто можно выбрать такие задачи, решение которых не связано строго определенными сроками и, кроме того, перерывы в работе над которыми не вызывают необходимости в дополнительных усилиях при возвращении к ним. В качестве примера таких работ можно привести обновление перечня задач и целей данного структурного подразделения. Работник, занимающийся этой проблемой, представлял бы собой одновременно резервную силу при появлении срочных работ. Создать подобным образом резерв в небольшой группе гораздо труднее, а часто вообще невозможно. Положение о резерве в органах административного управления является весомым аргументом в пользу крупных организационных подразделений.
Можно выявить связь между наличием резерва в структурном подразделении аппарата и его способностью осваивать прогрессивные новшества. Каждому практику известно, что введение какого-либо новшества (даже наиболее рентабельного) начинается с нарушения нормального хода работы. Лишь после овладения новыми методами или техническими средствами наступает возврат к состоянию прежней эффективности. Структурные подразделения, выполняющие напряженные планы и не имеющие резервов, которые можно было бы использовать в трудных условиях, создаваемых модернизацией, весьма неохотно идут на введение новшеств.
Прочие проблемы, влияющие на размеры группы. Вопрос преемственности знаний и опыта. Чем многочисленнее структурное подразделение, тем легче избежать такой ситуации, когда вследствие ухода опытного и квалифицированного работника уровень работы внезапно рез К0 снижается, поскольку свою квалификацию, свой опыт ему некому было передать.
Удобство обслуживания посетителей. Более крупные группы, имеющие дело с комплексной проблематикой, чаще могут в рамках своей компетенции полностью решить вопросы обратившегося к ним посетителя, а не выступать в роли почтового ящика, из которого вопросы последуют дальше по ступеням иерархической лестницы. В последнем случае создается формально-бюрократическое отношение к посетителю.
Проблематика зарплаты. Проблема точного соответствия зарплаты характеру выполняемой работы никогда не потеряет актуальности. Необходимо особо подчеркнуть, что в аппарате государственного управления лишь в крупных административных органах имеется возможность четкой группировки рабочих мест по сложности выполняемой работы. А в малочисленной группе один и тот же человек должен выполнять как сложную работу, заслуживающую высокой оплаты, так и менее квалифицированную работу, оплачиваемую ниже.
Измерение и оценка производительности труда. В крупных административных группах существует возможность концентрировать на выделенных рабочих местах вопросы, не являющиеся типичными с точки зрения их трудоемкости. К таким рабочим местам мы не применяем принятых в данном аппарате административного управления показателей производительности труда. Этим достигается следующее:
а) облегчается измерение и оценка производительности труда на всех остальных рабочих местах, поскольку там имеется лишь типичная трудоемкость, колеблющаяся в относительно узких пределах;
б) устраняется тенденция к тому, чтобы откладывать на более поздний срок трудоемкие и поглощающие много времени работы. Если эти работы будут рассматриваться и оцениваться отдельно, имея зарезервированное рабочее место, то они будут и выполняться незамедлительно. В некоторых учреждениях эта проблема имеет существенное значение.
Рентабельность переподготовки руководителей. Учеба и переподготовка руководителей будет рентабельнее, если они будут иметь возможность использовать полученные знания. Трудно признать целесообразным направление на учебу такого руководителя, который весьма ограничен в своей деятельности и в основном выполняет работу рядового специалиста.
Степень ответственности. В слишком раздробленной административной структуре происходит стирание чувства индивидуальной ответственности отдельных работников. Похожее явление проявляется и в более широком масштабе. Здесь имеется в виду определенная склонность к перекладыванию ответственности за принятие решения с одного административного органа на другие при одновременном оправдании своей пассивности трудностями согласования.
Степень стабильности. Раздробленность структур связана также с необходимостью постоянных реорганизаций. Мельчайшие изменения в распределении работ и полномочий в карликовых подразделениях требуют реорганизации более .крупного подразделения учреждения. Изменения подобного вида в крупных и комплексных группах не требуют никаких реорганизаций, поскольку являются внутренним делом этих групп.
Итак, приведя аргументы в пользу того, что чем горизонтальнее структура, многочисленнее рабочая группа, тем больше у администрации возможности хорошо работать, зададимся вопросом: до каких границ можно идти в этом направлении? Ведь выражением такой структуры могла бы, например, быть группа, состоящая из 1000 человек, организованная таким образом, что один из них руководит 999 подчиненными. Такая ситуация была бы абсурдна, но не потому, что перестали бы действовать достоинства, свойственные горизонтальной структуре, а потому, что была бы превышена потенциальная норма управляемости .руководителя, оптимальные пределы.
Оптимальной рабочей группой мы будем называть наиболее крупную группу, с руководством которой может справиться один человек, другими словами, группу, достигающую границы «масштаба управляемости», но не переходящую ею. В противном случае руководитель будет вынужден все свое время тратить на контакты с подчиненными и не выполнит возложенные лично на него задачи. Эмпирически определено, что оптимальное число работников, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель, находится в пределах 9—15 человек. Этот показатель можно назвать масштабом управляемости.
Необходимо четко понимать, что горизонтальные структуры нельзя вводить без фундаментальной подготовки, основываясь лишь на распоряжении или рекомендации свыше. Сперва нужно научиться работать в рамках относительно горизонтальной структуры и лишь потом вводить ее. К работе в горизонтальных структурах должны быть приспособлены уровень квалификации и диапазон самостоятельности персонала, методы руководства; должна быть введена правильная организация рабочих мест и точно определена административная политика данного учреждения. Если этого предварительно не сделать, то в практике найдутся (и фактически находятся) тысячи способов избежать подлинного упрощения структуры, причем не только по воле заинтересованных лиц, но и потому, что работать в рамках горизонтальных структур многие не умеют.
Вопросы для размышления и самоконтроля
1.. Управленческий труд и управленческая деятельность: каково содержание и соотношение данных понятий?
2. Какие компоненты включает в себя организация труда служащего?
3. Проанализируйте важнейшие направления, необходимые условия совершенствования организации труда и деятельности аппарата государственных учреждений.
4. Аргументируйте ваше мнение по вопросу о том, что рациональнее и эффективнее: более горизонтальная или более вертикальная структура подразделений.
5. Что означает термин «масштаб управляемости»? В группе с каким числом работников вы хотели бы трудиться (или руководить)? Аргументируйте, какое число работников может быть признано оптимальным.
.Тема 11. Диапазон и сфера руководства
• Факторы потенциальной нормы управляемости
• Органические функции руководителя
• Нарушение служебной субординации
• Распределение заданий с учетом верхней границы возможностей исполнителя
• Сбои при передаче подчиненным работ, не входящих в круг органических функций руководителя
• «Закон ситуации», или объективизация поручений