Творение богом мира и человека
Мир, рассматриваемый в его внешней красоте и внутренней гармонии, представляет собой дивное создание, изумляющее стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм. Еще древнегреческий гений, созерцая разумное устройство в мироздании, дал ему имя космос (......................) – что значит красота, порядок. Познавая посредством телескопов и радиотелескопов необъятные глубины космоса, и в тоже время проникая в удивительный мир элементарных частиц невидимого Надмирового разума.
Вот этот-то Надмировой, или Божественный разум, который открывается в мире и через мир человеку, по свидетельству св. Библии, является не только устроителем этого мира, но и его Творцом.
Св. Библия на первых своих страницах сообщает нам тайну происхождения этого видимого мира.
«Вначале сотворил Бог небо и землю», говорит бытописатель Моисей. В этих немногих словах выражена та необъятная по своей глубине истина, что все существующее на небе и на земле, следовательно, и первобытное вещество, имеет свое начало. Словом «в начале» указывается, что мир не вечен, он призван из небытия к бытию Богом во времени, или вернее сказать – с самим временем. До появления мира не было времени, ибо время есть форма бытия материального мира. Бог является единственной причиной происхождения Вселенной, и без Него ничего не могло произойти. Мир не мог произойти ни от случая, ни от самозарождения. Он произошел от свободного решения воли всемогущего Бога, благоволившего из небытия воззвать мир к временному бытию. Это решение вытекало единственно из любви и благости Творца – с целью дать и твари возможность насладиться этими величайшими свойствами Его Существа. И вот, «Он, – по словам боговдохновенного псалмопевца, – сказал, и сделалось; Он повелел, – и явилось все (Пс. 32, 9).
Бог творит мир посредством Своего Всемогущего Слова. По толкованию свв. Отцов Церкви, под творческим Словом Божиим надо поминать Вторую Ипостась Святой Троицы – Сына Божия, через Которого, по выражению евангелиста Иоанна Богослова, «все начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3). Так как во втором стихе первой главы книги Бытия говорится и об участии в творении Духа Святого, то можно думать, что Бог действовал при создании мира как предвечная Троица [2].
Творение мира из ничего или из небытия есть одна из основных истин христианской веры. Хотя в Библии и не встречается слово «из ничего», но оно подразумевается уже на первых страницах [3]. Это слово впервые ввели в употребление свв. Отцы и учители Церкви в противовес господствовавшему тогда дуалистическому мировоззрению многих языческих мыслителей, которые признавали наряду с вечным Богом вечно существующую материю, из которой Бог затем создал разнообразные формы видимого мира. В свою очередь, языческие мудрецы возражали против монистического воззрения свв. Отцов и говорили, что из ничего нельзя создать что-либо. Св. Василий Великий в ответ на их возражение пояснял, что Бог создал мир не из ничего в буквальном смысле слова, но из «Своего Всемогущества». Так что слово «из ничего» нам надо понимать в том смысле, в каком его употребляли свв. Отцы.
Поскольку в Боге нет никакого изменения, то можно думать, что образ мира вечно существовал в Его Уме. Иначе выражаясь, идея мира всегда существовала у Бога, но затем она, по всеблагой Его воле, получила свою реализацию во времени.
АНГЕЛЬСКИЙ МИР
Бог создал два мира: мир небесный, или ангельский, и мир земной. О духовном мире Библия дает нам совсем мало сведений. Из контекста всей Библии можно составить следующее представление о духовном, или ангельском мире.
Ангельский мир был создан Богом прежде мира материального [4]. Об этом ясно говорит нам Сам Господь в книге Иова: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велием вси ангели Мои» (Иов. 38, 7).
Ангелы есть существа мыслящие, желающие, чувствующие, как и люди, но бестелесные. Число их очень велико. По своим совершенствам они неодинаковы и делятся на несколько степеней. Самый низший из ангелов по своей природе выше самого одаренного человека. Судьбы духовного мира от нас скрыты, но одно событие, известное нам из Св. Писания, немного приоткрывает нам тайну этого мира. Все Ангелы были созданы Богом добрыми. Они жили в непосредственном общении с Богом и находились в блаженном состоянии. И вот один из высших ангелов, по имени Денница, возгордившись своими совершенствами, вышел из послушания Богу, сделался злым диаволом (клеветником), сатаною (противником) и увлек за собой многих подвластных ему ангелов. Архангел Михаил – вождь Ангелов, оставшихся верными Богу – низвергнул всех злых ангелов в ад, т. е. в место, где отсутствует спасительная благодать Божия. Таким образом, необъятная гордость, которая не допускает и тени смирения и не дает места раскаянию, затворила навсегда для падших ангелов Царство Небесное и низринула их в адскую бездну, где в вечных узах духовного мрака они соблюдаются на день Страшного Суда.
МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР [5]
Материальный мир был создан Богом за шесть творческих дней или творческих периодов. Еврейское слово день (ИОМ) – означает не только наш земной день, но вообще неопределенный промежуток времени. Все формы видимого бытия были созданы из первоначальной материи, которая явилась результатом первого творческого Божественного акта.
Во втором стихе, обращая внимание на первоначальное состояние новосозданной материи, Моисей называет ее, во-первых, землею, потому что земной шар был потом образован именно из этой первоматерии, во-вторых, бездною, указывая этим на ее беспредельность и невообразимость для человеческого глаза, – и, наконец, водою, означая этим неустойчивость, подвижность, разряженность первобытного вещества, сравнительно с современным состоянием материи.
Далее, это вещество называется невидимым, в смысле отсутствия тех определенных признаков и качеств, с которыми материя явилась впоследствии, по завершении творческой деятельности, и с которыми они наблюдаются теперь, и неустроенным, в смысле отсутствия тех законов, которыми так премудро и гармонично была обусловлена ее жизнь впоследствии. Над этой бездной праматерии была тьма. Это выражение бытописателя можно истолковать в том смысле, что это первичное состояние праматерии недоступно человеческому познанию. Это вещество предстоит перед человеческим сознанием как «бездна», не исследимая и «вглубь», и «вширь».
«И Дух Божий носился над водою». – Этими словами Бытописатель выражает ту мысль, что Третья Ипостась Святой Троицы – Дух Божий готовил первозданное вещество к дальнейшим Божественным творческим актам. И вот из этого готового первозданного, но еще неустроенного вещества происходит дальнейшее творение, совершившееся в продолжение шести дней или периодов, когда всесильная рука Божия, по словам священного писателя книги «Премудрости Соломоновой», творит мир «от безобразного вещества» (гл. II, с. 18).
ДНИ ТВОРЕНИЯ
Первый день
Предметом творения первого «дня» является свет. «И сказал Бог: да будет свет». До недавнего времени это место Священного Писания многие богословы толковали, исходя из теории эфира. Ученые предполагали, что вся Вселенная заполнена тончайшей невидимой материей, которой дали название эфир. По этой теории, свет есть не что иное, как колебание эфира. Во вселенной это колебание эфира производят звезды, в том числе и наше солнце.
Воспользовавшись теорией эфира, некоторые богословы прошлого века полагали, что появление в первый творческий день света до создания светил, есть ни что иное, как колебание эфира, который пришел в движение в силу каких-нибудь неизвестных нам других причин.
Но здесь надо отметить, что в двадцатом веке в связи с открытием квантовой энергии произошла грандиозная ломка прежнего научного мировоззрения. Появились новые гипотезы и теории. В последнее время в научном мире коренным образом изменился и взгляд на происхождение Вселенной, в связи с появлением так называемой теории «Большого взрыва»,
Кратко ее можно описать следующим образом. Вся Вселенная примерно 20 миллиардов лет назад находилась в сжатом, т. е. колапсирующем состоянии. Все ее вещество заключалось в одной точке, в атоме, который не имел ни времени, ни пространства. Вселенной как токовой не существовало. Существовала только праматерия, о первоначальном состоянии которой наука ничего не знает, да и вряд ли будет когда-нибудь что-либо знать.
Вся материя, вероятно, находилась в плазматическом сверхсжатом состоянии, при котором отсутствовали даже атомы, а существовали в неописуемом хаосе только элементарные частицы. И вот в силу какой-то, еще неизвестной для науки причины, первоначальное ядро взорвалось, от чего и явилась ослепительная вспышка света, – огненный шар, который стал расширяться с невероятной скоростью. Плотность вещества Вселенной при первых долях секунды взрыва, по предположению ученых составляла 10 94 грамма на куб. см., а температура 10 33 градусов [6]. Быстро расширяясь, первичное вещество Вселенной так же быстро теряло свою плотность и температуру. Взаимодействуя между собой, элементарные частицы стали создавать сначала атомы, затем молекулы, звезды и планеты. Но не все элементарные частицы перешли в твердое вещество, большое количество их оставалось во Вселенной в виде лучевой энергии. Взорвавшись примерно 20 миллиардов лет назад, наша Вселенная все еще расширяется, создавая, таким образом, все большее пространство. Такова в кратких чертах господствующая сейчас в науке теория «Большого взрыва».
Если эта теория и в дальнейшем окажется верной, то она, как никакая другая теория в прошлом, поможет нам хотя бы немного приоткрыть тайну того света, который, по воле Божией, явился в первый творческий день.
А пока мы можем предположить, что явившийся свет, по словам Творца, был тем первозданным веществом, которое, как утверждает наука, появилось в результате «Большого взрыва» и из которого затем произошла Вселенная. «И отделил Бог свет от тьмы». Когда из праматерии стало образовываться вещество в том виде, в каком мы его знаем, то, как мы уже упоминали выше, не все элементарные частицы перешли в это состояние материи, большинство из них осталось во Вселенной в виде лучевой энергии. Ученые предполагают, что на каждую ядерную частицу вещества приходятся миллиард фотонов и миллиард нейтрино – элементарных частиц лучевой энергии. Таким образом, под тьмой в данном стихе мы можем понимать вещество, а под светом – лучевую энергию, которая в определенный момент образования Вселенной отделилась от твердого вещества и существует до настоящего времени, хотя в большой своей массе остается невидимой для человеческого глаза [7].
Второй день
(Быт. I, 6-8)
Предметом творения второго дня является твердь. Твердь в еврейском тексте выражается словом «ракиа», что значит – пространство, шатер. Бог назвал твердь небом.
Итак, во второй творческий день или период, по слову Божию, образовавшиеся атомы и молекулы из первозданного света стали объединяться в громадные космические облака, в которых начинают зарождаться ядра будущих звезд и планет. Механизмы, благодаря которым водород и гелий во Вселенной объединились, образовав звезды и галактики, наука до сих пор пока до конца не выяснила. Было предложено много теорий с подробными расчетами того, как большие газовые сферы медленно конденсируются во вращающие объекты типа галактик, состоящие из звезд. Возможно, эти различные теории весьма близки к описанию истинного процесса, но пока что они остаются недостаточно доказанными. Итак, второй библейский день надо понимать как период образования космических тел, в том числе и нашей планеты. В нашей солнечной системе этот процесс был завершен в четвертый день. Что же касается всего космоса, то по утверждению ученых, он продолжается до настоящего времени. Во Вселенной и теперь происходят взрывы невероятно сжатого вещества, из которого впоследствии рождаются новые звезды.
Третий день
(Быт. 1, 9-13)
Созданная во второй творческий день наша земля, по свидетельству Библии, была покрыта водой. Вероятно, тогда земля была в горячем состоянии. Вода мгновенно превращалась в пар, который поднимался над землею, создавал километровые толщи тумана, а затем, охлаждаясь и конденсируясь в виде дождя, падал на землю.
В этот период происходило формирование материалов. Страшной силы вулканы сотрясали землю и воздух. Шел процесс горообразования. Земля постепенно охлаждалась, образовывались океанические впадины, которые стали заполняться водой. Появилась суша и благоприятные атмосферные условия для произрастания растительности. И вот всесильное Слово Божие обращается к земле: «Да произрастит земля зелень, траву... дерево...». Бог призывает землю соучаствовать в создании первой биологической жизни. И произошло чудо – появилась на земле жизнь. В этот третий творческий «день» ожила земля, зазеленели ее необъятные просторы, покрылись в конце «дня» могучей растительностью земные долины.
Но лес был необитаем, в нем не было ни птиц, ни зверей, ничего живого. Мертвую тишину его не нарушало ни стрекотание кузнечиков, ни пение птиц, ни плавный полет бабочки или иных представителей мира насекомых. Теплый климат был тогда на всей планете. Лучи солнца еще не проникали непосредственно на землю, а преломлялись под известным углом через мощную оболочку водяных паров, которые еще окутывали землю. Но постепенно туман рассеялся, и солнечные лучи стали проникать на землю прямо.
Четвертый день
(Быт. 1, 14-19)
В этот период, по слову Творца, окончательно установилась солнечная и звездная система, которая уже начала зарождаться во второй день. Она не переставала развиваться и совершенствоваться и в третий день, но только в четвертый день получило свое завершение.
Пятый день
(Быт. I, 20-23)
Небо уже украшалось светилами, на земле развивалась исполинская растительность; но не было еще на планете живых существ, которые могли бы наслаждаться дарами природы. Для их существования не было еще надлежащих условий, так как воздух был насыщен вредными испарениями, которые могли способствовать лишь царству растительному.
Но вот исполинская растительность понемногу очистила атмосферу, и подготовились условия для развития животной жизни. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной». В силу этого божественного изволения совершился новый творческий акт, не просто образовательный, как в предыдущие дни, а в полном смысле творческий, каким был и первый акт творения первобытного вещества – из ничего. Тут создавалась душа живая, появилась нечто такое, что не существовало в первобытном веществе. И действительно, бытописатель здесь во второй раз употребляет глагол бара – творить из ничего. «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее.
Шестой день
(Быт. I, 24-25)
Вода и воздух наполнились жизнью, но третья часть планеты – суша оставалась еще необитаемой. Но вот настало время и для ее заселения. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их». Примечательно то обстоятельство, что всемогущее Слово Творца обращается к земле и призывает ее соучаствовать в творении живого мира.
Как возникали многочисленные виды живых существ – это для нас остается тайной. Возможно, по воле Творца в процессе эволюции, одни виды животных порождали другие виды, а когда они получали свою генетическую устойчивость, эволюция видов прекратилась. Но это только научные предположения, которые требуют дальнейших исследований. Если и была какая-то эволюция в пятый и шестой день творения, то это, конечно, не та эволюция, которую развил Дарвин и его последователи. Палеонтология, например, знает многие экземпляры различных ступеней в развитии птиц и ни одного промежуточного вида между ними. Тоже надо сказать и о других живых существах. Все это дает нам возможность утверждать, что не миллионы лет требовались для перехода одноклеточного организма в более сложный, а творческое слово «Да будет». Именно по этой причине в мире главных существ происходило резкое изменение – появились новые виды.
Итак, в шестой творческий день земля во всех своих частях была уже населена живыми существами. Мир живых существ представлял стройное биологическое дерево, корень которого состоял из простейших, а верхние ветви – из высших животных. Но это «дерево» не имело еще цветка, который бы завершал и украшал его вершину. Не было еще человека – царя природы. Но вот явился и он. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, и да владычествует над... всею землею... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его», так закончилась история шестодневного творения мира и человека. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма».
Седьмой день
«И сотворил Бог к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмой от всех дел Своих»... Выражение Моисея, что «Бог почил от всех дел Своих...» нельзя понимать буквально. Слово почил здесь означает то, что создание новой твари прекратилось. Но если дела творения закончились шестым днем, то вместе с этим закончились дела промысла Божия о мире и человеке. Промыслительная Божественная деятельность проявляется в сохранении сотворенного и в премудром руководстве его дальнейшего существования. Поэтому седьмой день мы должны понимать как день, продолжающийся до настоящего времени – день промысла Божия.
Освятив седьмой день, Господь выделил его из двух дней, сделал его днем священным для человека, днем прославления Премудрого, Всеблагого и Всемогущего Творца.