Употребление глагольных форм
Таблица 19. Типичные ошибки в употреблении глагольных форм
Тип ошибки | Пример (-) | Комментарий | Исправленный вариант (+) |
1. Смешение видовых форм | Он добросовестно выполнял всё, что ему поручили | При одинаковом характере протекания действия должны быть употреблены формы одного вида | 1)Он добросовестно выполнял всё, что ему поручали. 2)Он добросовестно выполнил всё, что ему поручили. |
2. Смешение временных форм | Он уходил на обед, когда часы бьют полдень | При одновременном протекании действий должны быть употреблены одинаковые формы времени | 1)Он уходил на обед, когда часы били полдень. 2)Он уходит на обед, когда часы бьют полдень. |
3. Смешение залоговых форм | После проведения дезинфекции клопы, тараканы и прочие вредители собираются с соблюдением мер предосторожности | Может возникнуть двоякое истолкование (сами собираются или их собирают?). В подобных случаях двусмысленность устраняется употреблением формы без –ся. | После проведения дезинфекции клопов, тараканов и прочих вредителей собирают (следует собирать) с соблюдением мер предосторожности. |
4. Ненормативное употребление возвратного глагола в действительном залоге | Я убираюсь в квартире. Сестра стирается. Брат играется с младшей сестренкой. | Употребление этих глаголов с –ся возможно только в страдательном (или средневозвратном) значении: Помещение убирается техничкой. Белье хорошо стирается. Пьеса легко играется. | Я убираю в квартире (квартиру). Сестра стирает. Брат играет с младшей сестренкой. |
5. Употребление недостаточных глаголов в ненормативной форме | Победю, убедю, очутюсь, пылесошу, и т. п. | Эти глаголы не имеют формы 1 л. ед. ч., поэтому в первом лице следует использовать описательные выражения или синонимы | Одолею, одержу победу, надеюсь убедить, смогу очутиться, работаю с пылесосом, убираю пыль и т. п. |
6. Употребление изобилующих глаголов в ненормативной форме | Полоскаю, махаю, кудахтает, рыскает, колыхают, кликают. | Эти глаголы имеют вариантные формы (полоскаю – полощу и т. п.); нормативной обычно является «стяжённая» форма. | Полощу, машу, кудахчет, рыщет, колышут, кличут. В некоторых случаях обе формы нормативны, но наблюдаются различия в значении: каплет (сочится) – капает, свистит (человек) – свищет (ветер), движет (идея) – двигает (стулья) и др. |
7. Ненормативные формы прошедшего времени от глаголов на –нуть со значением длительности | Сохнул, киснул, мокнул, чахнул, хрипнул, глохнул. | В прошедшем времени эти глаголы следует употреблять без суффиксов. Ошибочные формы возникли по аналогии с глаголами на –нуть, имеющими значение однократности действия (стукнул, крикнул, толкнул). | Сох, кис, мок, чах, хрип, глох. |
8. Ненормативные формы повелительного наклонения | Положь, бежи, выстави, высуни, выправи, высыпи. | Суффикс повелительного наклонения –и- в этих формах обычно ударный; если ударение падает на приставку или корень, предпочтительна бессуффиксная форма повелительного наклонения | Положи, беги, выставь, высунь, выправь, высыпь. |
9. Смешение некоторых приставочных и бесприставочных глаголов | Одеть шубу, ложить, покласть, своровать, обождать | 1) одеть (кого-то) – надеть (что-то); 2) ложить употребляется только с приставками (положить); класть – без приставок; 3)формы своровать и обождать просторечны. | Надеть шубу, одеть ребенка, положить, класть, украсть, подождать. |
10. Ненормативные личные формы глаголов на –чь (беречь, течь и т. п.) | Текёт, берегёт, пекет, текёшь, берегёшь, пекёшь и т. п. | Нормативными являются формы с согласными Ж,Ч, т. к. перед Е происходит чередование г//ж, к//ч | Течёт, бережёт, печёт, течёшь, бережёшь, печёшь и т. п. |
Синтаксические нормы
Таблица 20. Типичные ошибки в строе предложения
Тип ошибки | Пример (-) | Комментарий | Исправленный вариант (+) |
1. Синтаксическая омонимия | Всем понравилось чтение Маяковского | Синтаксическая омонимия – возможность двоякого истолкования синтаксической конструкции | 1)Всем понравилось, как читал Маяковский. 2)Всем понравилось, как читали Маяковского |
2. Смещенная конструкция | Граждане, сдающие обувь в починку, квитанцию требовать обязательно | Начало предложения требует иной структуры его продолжения | Граждане, сдающие обувь в починку, должны обязательно требовать квитанцию |
3. Стилистически не оправданная форма расщепленного сказуемого | Отец имел беседу со своим четырехлетним сынишкой | Расщепленное сказуемое – книжный, канцелярский оборот; в обычной речи его необходимо заменить простым сказуемым | Отец разговаривал со своим четырехлетним сынишкой |
4. Избыточное подлежащее-местоимение | Манилов, он был представителем провинциального дворянства | Избыточное подлежащее-местоимение – просторечный оборот | Манилов был представителем провинциального дворянства |
5. Нанизывание падежей | 1) родительных: Были приняты все меры для обеспечения снабжения населения города продовольствием; 2) творительных: Поступило сообщение об овладении противником крепостью. | Одинаковые падежные формы устраняются путем их замены придаточными предложениями; отглагольные существительные при этом обычно заменяют глаголами | 1) Были приняты все меры, чтобы улучшить снабжение горожан продовольствием. 2) Поступило сообщение, что противник овладел крепостью. |
6. Включение определяемого слова в состав причастного оборота | Написанная книга замечательным мастером слова имела огромный успех у читателей | Необходимо вывести определяемое слово из состава причастного оборота | 1)Книга, написанная замечательным мастером слова, имела огромный успех у читателей. 2)Написанная замечательным мастером слова книга имела огромный успех у читателей. |
7. Независимый деепричастный оборот | Проезжая через мост, с меня слетела шляпа. | По нормам русской грамматики, деепричастие обязательно относится к тому же субъекту, что и сказуемое, поэтому независимые деепричастные обороты недопустимы; такие деепричастные обороты следует заменять придаточными предложениями | Когда я проезжал через мост, с меня слетела шляпа. |
8. Разнотипность частей сложного предложения | Сначала приготовляют рассол, а затем разливаем его по банкам | Все части сложносочиненного предложения рекомендуется строить по одной модели | 1)Сначала приготовляют рассол, а затем разливают его по банкам. 2)Сначала приготовляем рассол, а затем разливаем его по банкам. |
9. Нагромождение придаточных | Я знала, что ты скажешь, что я виновата в том, что мы расстались | Рекомендуется не допускать последовательного соединения однотипных придаточных с одним и тем же союзом и, по возможности, заменять их более простыми конструкциями | Я знала, что ты обвинишь меня в нашем разрыве. |
10. Употребление одного союза или союзного слова вместо другого | Предложение Иванова, что он так горячо отстаивал, дало солидный экономический эффект | Союзное слово что в придаточном определительном лишено возможностей согласования и носит разговорный характер | Предложение Иванова, которое он так горячо отстаивал, дало солидный экономический эффект |
11. Неверная отнесенность союзного слова | Личные вещи, забытые отдыхающими, которые не будут востребованы в течение недели, назад не возвращаются. | Союзное слово придаточного определительного всегда относится к ближайшему существительному главного предложения | Забытые отдыхающими личные вещи, которые не будут востребованы в течение недели, назад не возвращаются. |
12. Смешение прямой и косвенной речи | Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу | При переводе прямой речи в косвенную необходимо изменять личные, возвратное и притяжательные местоимения, учитывая, что косвенная речь ведется от лица автора | 1)Ученик сказал: «Я еще не подготовился к ответу». 2)Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу. |
13. Неоправданная парцелляция | 1)К больному пригласили врача. Но было уже поздно. 2)Онегин убил на поединке друга. Потому что боялся общественного мнения, светских сплетен. | Парцелляция – это разбиение цельного предложения на две самостоятельных конструкции (точка в середине предложения) | 1)К больному пригласили врача, но было уже поздно. 2)Онегин убил на поединке друга, потому что боялся общественного мнения, светских сплетен. |
Таблица 21. Согласование сказуемого с подлежащим
Тип подлежащего | Форма сказуемого | |
Ед. ч. | Мн. ч. | |
А. Собирательный оборот (словосочетание, включающее слова большинство, меньшинство, ряд, часть) | 1. Если при подлежащем нет зависимого слова во мн. ч. : Большинство неплохо справилось с заданием | 2. Если при подлежащем есть зависимое слово – одушевленное личное существительное во мн. числе: Большинство студентов неплохо справились с заданием |
3. Если в составе подлежащего есть зависимое слово: а) неодушевленное существительное: Ряд критических корреспонденций публикуется в сегодняшней газете; б) одушевленное неличное существительное: Большинство зверей линяет; в) существительное в форме ед. ч.: Часть казачества не сразу поняла происходящее. | 4. При большом разрыве между подлежащим и сказуемым: Часть домов отдыха, санаториев, пансионатов, детских лагерей и других строительных объектов, предусмотренных планом, так и не были сданы в конце года. | |
Б. Счетный оборот | 1. При подлежащем, включающем числительное один: Школу окончил сорок один ученик. | 2. При подлежащем, включающем числительные два, три, четыре: Три книги лежат на столе; Двадцать три книги стоят в шкафу. |
3. Если подлежащее выражено счетным оборотом, в состав которого входит любое числительное (кроме один, два, три, четыре) и неодушевленное существительное: В комнате стоит десять столов; Засеяно десять гектаров. | 4. Если подлежащее выражено сочетанием числительного с одушевленным личным существительным в форме множественного числа: Десять бойцов бросились в атаку. | |
5. Если подлежащее выражено счетным оборотом, в состав которого входит одушевленное неличное существительное и сказуемое стоит в форме страдательного залога: Во время охоты убито пять зайцев. | 6. Если подлежащее выражено счетным оборотом, в состав которого входит одушевленное неличное существительное и сказуемое стоит в форме действительного залога: Семь кроликов съели все запасы сена | |
7. Если в состав счетного оборота входит личное существительное, а сказуемое стоит в форме страдательного залога, то возможно употребление обеих форм числа: | ||
Десять бойцов убито. | Десять бойцов убиты. | |
8. Если при счетном обороте имеются слова всего, только, лишь: Лишь пять человек пришло на занятие | 9. Если при счетном обороте имеются слова все, эти: Все двадцать человек пришли на занятие | |
10. Если в счетный оборот входят слова много, мало, немного, немало, сколько ,несколько: Сколько бригад осталось на объекте? Несколько бригад осталось на объекте. | 11. Если при слове несколько стоит одушевленное личное существительное: Несколько бойцов бросились в атаку | |
12. При существительных часов, дней, суток, недель, месяцев, лет и т. п.: Прошло сто лет | 13. Но: вне счетного оборота: Прошли сутки, годы, месяцы, часы… | |
В. Однородные подлежащие | 1. Если сказуемое предшествует однородным подлежащим, связанным соединительным союзом или бессоюзной связью: Вдали раздавался стук и топот; Вдали раздавался стук, топот, гвалт. | 2. Если сказуемое следует за однородными подлежащими, связанными соединительным союзом или бессоюзной связью: Стук и топот раздавались вдали; Стук, топот, гвалт раздавались вдали |
3. Если между однородными подлежащими стоит разделительный или противительный союз: Не школа, а лень виновата в твоем провале на вступительных экзаменах. | 4. При наличии среди однородных подлежащих существительного во множественном числе: С берега несутся стук и крики. | |
5. При градации, обычно с предшествующим определением каждый, всякий, любой, никакой, ни один: Ни один дезертир, ни один диверсант не мог пробраться через кордон. | 6. Если подчеркивается наличие нескольких лиц или предметов: Поутру приехали Игнат-мельник и Михей Нестеров. | |
Г. Словосочетание с творительным совместности | 1. Если в состав словосочетания входят неравноправные субъекты: Мать с ребенком идет в поликлинику. | 2. Если в состав словосочетания входят равноправные субъекты: Дед с матерью шли впереди всех. |
Д. Сложное существительное с начальным элементом пол- | 1. При отсутствии определения в И. мн.: Полжизни прожито. Полдома сгорело. | 2. При наличии определения в И. мн.: Полгода, проведенные в деревне, восстановили здоровье больного. Остальные полдома уцелели. |
Таблица 22. Согласование определений и приложений
А. Определение при счетном обороте с числительными два, три, четыре | |
Определение в Р. мн. | Определение в И.-В. мн. |
1. При существительных м. и ср. рода: два больших стола, два последних месяца, три светлых окна. | 2. При существительных ж. р., у которых Р. ед. совпадает с И. мн.: две большие комнаты, три последние недели. |
3. При существительных ж. р., у которых Р. ед. и И. мн. различаются ударением (горы – горы, реки – реки и т. п.): две высоких горы. | 4. Если определение предшествует счетному обороту: последние два месяца |
5. При наличии предлога: за два последних месяца, за две последних сессии. | 6. Если определение следует за счетным оборотом: три недели, проведенные в деревне; две комнаты, большие и светлые. |
Б. Два определения при одном существительном | |
Существительное в ед. ч. | Существительное во мн. ч. |
1. Если при употреблении во мн. ч. существительное меняет (полностью или частично) лексическое значение: молодежное и студенческое движение; головной и спинной мозг. | 2. Если подчеркивается наличие двух предметов: Орловская и Курская области; Английский и немецкий языки. |
3. Если определения связаны разделительным или противительным союзом: Он изучает не английский, а немецкий язык. | 4. Если существительное предшествует определениям: языки английский и немецкий; залоги действительный и страдательный. |
5. Если определения выражены порядковыми числительными или местоимениями: перелом первой и второй степени; между пятым и шестым ребром; та и другая сторона. | 6. Если обороту предшествует определение во множественном числе: русские совершенный и несовершенный виды; английские определенный и неопределенный артикли. |
В. Одно определение при двух существительных | |
Определение в ед. ч. | Определение во мн. ч. |
1. Если по смыслу ясно, что определение относится к обоим существительным: русская литература и искусство; наша армия и флот (род определения устанавливается по ближайшему существительному). | 2. Если может возникнуть неясность, к двум или к одному существительному относится определение: новые роман и повесть (при употреблении прилагательного в ед. ч. можно понять так, что новый только роман). |
3. Если существительные связаны разделительным или противительным союзом: новый роман или повесть. | 4. Если одно из существительных стоит во множественном числе: новые поэма и стихи. |
Г. Приложения - географические названия | |
Согласуются (склоняются) | Не согласуются (не склоняются) |
1. Названия городов с общеизвестной начальной формой: в городе Череповце. | 2. В официальных документах, военных сводках, специальной географической литературе: Дивизия разместилась в городе Череповец. |
3. Названия русских сел, деревень, поселков на –о: в селе Комарове, под селом Крюковом. | 4. Названия городов на –о: В городе Тосно, под городом Кемерово, из города Иваново. |
5. Названия рек: на реке Днепре, Гнилой Липе, Амазонке. | 6. Названия озер, гор, заливов, пустынь и др. естественных географических объектов: на озере Балхаш, в пустыне Сахара. |
7. Названия зарубежных республик, если они женского рода: в республике Панаме, договор с республикой Кореей. | 8. Названия зарубежных республик, если они мужского рода, а также названия иностранных штатов, графств и т. п.: с республикой Вьетнам, в штате Калифорния, в графстве Эссекс. |
9. Названия улиц, если они женского рода: на улице Таганке, на улице Счастливой. | 10. Названия улиц, если они мужского рода: на улице Арбат, на улице Кирова. |
11. Названия астрономических объектов: на планете Марс, о звезде Сириус. |
Таблица 23. Ошибки в управлении
Тип ошибки | Примеры (-) | Комментарий | Исправленный вариант (+) |
1. Смешение беспредложной и предложной конструкций | 1) никому не секрет; 2) разъяснение о допущенных ошибках | 1) по нормам управления следует употребить предложную конструкцию вместо беспредложной; 2) следует употребить беспредложную конструкцию вместо предложной | 1) ни для кого не секрет; 2) разъяснение допущенных ошибок |
2. Неверный выбор предлога | Нас заверили о том, что меры будут приняты | Заверить – в чём? | Нас заверили в том, что меры будут приняты |
3. Употребление разноуправляющих глаголов в однородном ряду | В конце семестра преподаватель должен побеседовать и проверить тетрадь у каждого студента | Побеседовать – с кем? Проверить – кого? у кого? (глаголы, управляющие разными падежными формами, наз. Разноуправляющими) | В конце семестра преподаватель должен побеседовать с каждым студентом и проверить у всех тетради |
4. Неверная форма падежа при одном из синонимичных глаголов | Большое внимание было обращено кураторской работе | Обратить внимание – на что? Уделить внимание – чему? | 1) Большое внимание было обращено на кураторскую работу 2) Большое внимание было уделено кураторской работе |
5. Неверный выбор падежной формы при глаголе с отрицанием | 1) Я не люблю иронию твою. 2) Он не купил к чаю баранки. 3) Он не боится землетрясение. | Родительный падеж употребляется: 1) если сущ. отвлеченное; 2) в количественно-отделительном значении; 3) при глаголах бояться, опасаться, ожидать и синонимичных им; в остальных случаях возможно употребление и Р.п., и В. п.: Я не читал эту книгу – Я не читал этой книги | 1) Я не люблю иронии твоей. 2) Он не купил баранок к чаю. 3) Он не боится землетрясения |
Таблица 24. Ошибки в предложениях с однородными членами
Тип ошибки | Примеры (-) | Комментарий | Исправленный вариант (+) |
1. Несоответствие между частями двойного союза | В этом деле требовались не только смелость и отвага, а также выдержка. | Не только – но и; как – так; чем – тем; сколько – столько; и т. п. | В этом деле требовались не только смелость и отвага, но и выдержка. |
2. Сочинительный союз между неоднородными членами | Пить чай с лимоном и с удовольствием. | С лимоном – дополнение; С удовольствием – обстоятельство. | 1) Пить чай с лимоном с удовольствием. 2) С удовольствием пить чай с лимоном. |
3. Сочинительный союз между грамматически разнотипными конструкциями | В конце романа Ниловна показана как женщина, которая ничего не боится и спокойно делающая свое дело. | Сочинительный союз поставлен между придаточным определительным и причастным оборотом; необходимо употребить грамматически однотипные конструкции | 1) В конце романа Ниловна показана как женщина, которая ничего не боится и спокойно делает свое дело. 2) В конце романа Ниловна показана как женщина, ничего не боящаяся и спокойно делающая свое дело. |
4. Неоправданный пропуск предлога | 1) Летом мы побывали на Черноморском побережье, Карелии, Подмосковье. 2) Пришлось много путешествовать по Украине, степям Средней Азии, сибирской тайге. | Если при однородных членах употребляются разные предлоги, то опускать ни один из них не следует; если однородные члены распространены, разнотипны, то не рекомендуется опускать и одинаковые предлоги | 1) Летом мы побывали на Черноморском побережье, в Карелии, в Подмосковье. 2) Пришлось много путешествовать по Украине, по степям Средней Азии, по сибирской тайге. |
5. Логическая несоотнесенность однородных челенов | 1) Обеспечить новый вуз учебниками и преподавателями | 1) В однородном ряду не могут быть одушевленное и неодушевленное существительное, личное и неличное. | 1) Обеспечить новый вуз учебниками, пригласить преподавателей. |
2) Летом мы побывали на Кавказе, в Крыму и в Ялте. | 2) В однородном ряду не могут быть родовое (Крым) и видовое (Ялта) понятия (Ялта в Крыму). | 2) Летом мы побывали на Кавказе, в Крыму, посетили Ялту. | |
3) Газета обратилась к молодежи и девушкам г. Пензы. | 3) В однородном ряду не могут быть скрещивающиеся понятия. | 3) Газета обратилась к молодежи г. Пензы (в особенности к девушкам). |