Судебная власть и судебные органы в Российской Федерации.
Судебная власть - обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства.
Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность - правосудие.
Правосудие - деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.
Функции судебной власти:
А)Конституционный контроль - контроль за изданием нормативных актов и действиями государственных органов и высших должностных лиц в целях соответствия их требованиям, содержащимся в Конституции РФ.
Б) Правосудие - это деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при обязательном соблюдении закона, обеспечение законности, обоснованности и справедливости судебных решений.
В)Контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц (контроль за законностью решений и действий правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений и осуществление оперативно-розыскных действий)
Г) Обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений.
Д) Разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики.
Конституция РФ определяет структуру судебных органов власти, которая состоит из:
1)Конституционный суд РФ (состоит из 19 судей), рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры. Конституционный суд РФ по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, судов и др. органов власти разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов, конституций субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. А также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
2) Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
3)Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
4) Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Билет № 38
1. Бюджет и бюджетное финансирование. Государственный бюджет.
Бюджет (англ, budget - сумка) - 1) роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке; 2) предположительное исчисление доходов и расходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок, как правило, на год; 3) централизованная форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В федеративном государстве бюджеты представлены тремя уровнями: федеральным, региональным (субъект федерации), местным бюджетом (муниципальное образование).
Бюджетное финансирование — предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций. Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. Например, за счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание государственного аппарата, органов управления, армии, милиции, полиции, суда, частично организаций, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, обороны.
Государственный бюджет — важнейший финансовыйдокумент страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называетсябюджетный процесс.
Вбюджетную систему Российской Федерациивходят бюджеты следующих видов:
· Федеральный бюджет
· бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
· бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
2. Расскажите об избирательном праве и избирательной системе Российской Федерации.
Избирательное право (в объективном смысле) – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и проведения выборов
Избирательное право (в субъективном смысле) – это субъективное право гражданина РФ на участие в управлении обществом и государством, которое включает в себя активное и пассивное избирательное право
Активное избирательное право – это право граждан РФ избирать своих представителей в органы государственной власти, должностных лиц и органы местного самоуправления
Пассивное избирательное право – это право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти, на выборные должности и в органы местного самоуправления
Принципы избирательного права РФ:
· Всеобщее избирательное право
· Равное избирательное право
· Прямое избирательное право
· Тайное голосование
· Добровольность участия в выборах
· Гласность при подготовке и проведении выбров
· Территориальный принцип выборов
· Периодичность выборов
· Гарантированность выборов
Избирательная система (в широком смысле) – это порядок выборов в представительные органы государственной власти, местного самоуправления на выборные должности
Избирательная система (в узком смысле) – это порядок определения результатов выборов
Билет 39.
1. Правовое государство: понятие, признаки, назначение. (Ист: стр. 30-39 учебника)
Определение:
Правовым государством может быть признана такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определённых законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищённость своих граждан.
Назначение:
Цель – создание условий для оптимального развития общества, государства, личности.
Важно то, что с развитием цивилизации государство переходило от принудительно-репрессивного стиля к демократической, гуманной организации, что ведет за собой развитие гуманистической направленности права, что далее обратится в верховенство последнего. Право и закон могут быть реализованы тогда, когда они выражают высшие человеческие ценности: истину, разум, свободу, справедливость, развитость системы права не является универсальным показателей правового государства. Право также является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества.
Признаки правового государства:
В дополнение к общим признакам государства, правовое отличают следующие черты:
· Верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни. Правовые законы не только обусловлены выражением общей воли населения страны, но и являются компонентом укрепления важнейших общественных связей, что вынуждает их учитывать объективные потребности общественного развития. Тонкость есть и в том, что процедура принятия и принципы действия новых законов должны быть особым образом обособлены. Закон представляется имеющим высшую силу, уравнивающую в чём-то монарха и подчиненного, имеющую над ними силу. Усложнение системы правовых актов через увеличение их количества ведет к размытию границ, противоречиям в нормах, неустойчивости государства (не множить сущности без необходимости).
· Взаимная ответственность государства и личности заключается в том, что их отношения построены на взаимных обязательствах и правах, пусть они (государство и личность) и не равны с точки зрения общественного долга. Гражданин ограничен законом, государство устанавливает меру его свободы, ограничивая себя в решениях и действиях (государству полагается ставить за основу принятия решений установленные запреты на действие, когда человеку достаточно «знать рамки»).
· Реальная гарантированность прав и свобод личности заключается в том, чтобы не только соблюдать права и свободы человека, но и способствовать условиям их воплощения. (Конституционный принцип статьи 2 Конституции РФ 1993 г. : «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободы человека и гражданина – обязанность государства». Закон, как определяющая инстанция, ограничивает государство, например: юридической ответственностью за нарушения должностными лицами выполнения своих обязанностей, политической для отношения депутатов и избирателей, политической правительства перед органами гос. власти.
· Разделение властей. В основе организации и деятельности лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть принципа разделения состоит в недопущении сосредоточения государственной власти в руках одной из ветвей для предотвращения возможности злоупотребления. Также нужно помнить о системе издержек и противовесов, которая добавляет к взаимодействию и взаимное ограничение ветвей власти.
Предпосылками создания и упрочнения правового государства являются:
а. Экономическая основа: определённые производственные отношения, базирующиеся на смешанном типе частной собственности, свободном предпринимательстве и т.д.
б. Социальная основа: обеспечение прав и свобод человека, создание условий для его реализации в творческих и трудовых возможностях.
в. Политическая основа: правовое государство концентрирует в себе суверенитет народов и наций, населяющих страну.
2. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ.
Как любой субъект права, граждане обладают правоспособностью(способность иметь гражданские права и обязанности) и дееспособностью(способность своими действиями приобретать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности).
Правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается смертью.
В чём заключается: Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их - гражданская дееспособность.
Достижение дееспособности в полном объеме для граждан связано с возрастными ограничениями. Гражданин в возрасте от 6 до 14 лет может совершать мелкие бытовые сделки (покупка хлеба), сделки, влекущие для него безвозмездную выгоду (подарок) или распоряжаться средствами, предоставленными ему законным представителем. В остальных случаях сделки от имени малолетних могут совершать от их имени только законные представители (родители, усыновители, опекуны). Они же несут имущественную ответственность за действия малолетнего. Лица от 14 до 18 лет, помимо вышеуказанных сделок, могут распоряжаться своим заработком, стипендией, вносить клады в банки и др. достигнув возраста 16 лет гражданин может стать членом кооператива.
18-летний гражданин приобретает дееспособность в полном объёме. Полностью дееспособными считаются лица, вступившие в брак до 18 лет, а также в результате эмансипации (когда орган опёки и попечительства или суд объявляют полностью дееспособных гражданина, достигшего 16 лет и занимающегося предпринимательской деятельностью или работающего по трудовому договору).
В отличие от правоспособности, ограничение или лишение которой не допускается, дееспособность может быть «урезана». В случае и в порядке, установленных законом, лицо может быть признано дееспособным (по причине тяжёлой психической болезни) или ограничено в дееспособности (при злоупотреблении спиртными напитками или наркотическими веществами).
Билет 40.
1. Государственный режим — совокупность средств, способов и методов осуществления государственной власти. Не стоит путать государственный и политический режим, так как политический редим это более широкое понятие оно включает в себя средства, способы и методы как государственного, так и негосударственного воздействия на общество.
Государственные режимы подразделяются на два типа в зависимости от соотношения в способе правления методов и средств демократии и диктатуры: автократические (от греч. autokrateia — самодержавие, самовластие, неограниченная власть одного лица, опирающаяся на насилие) и демократические.
Разновидностями автократического государственного режима были:
— деспотический режим (от греч. despotica — неограниченная власть);
—- диктаторский режим (от лат —неограниченная власть);
— тиранический режим (от греч. — tyrannis — единоличное правление, установленное насильственным путем).
2. Годы принятия конституций:
- 1978
- 25 дек 1993
Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:
Президент Российской Федерации;
Совет федерации;
Государственная дума;
Правительство Российской Федерации;
законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.
Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:
пересмотр положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
поправки к остальным главам (кроме статьи 65);
внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.
Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.
Билет № 41
1. Что такое политическая система общества и какова роль составляющих ее элементов?
Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.
Основные формы политических систем:
- Демократия
- Теократия
- Тоталитаризм
- Авторитаризм
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
· организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.
· культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).
· нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.
· коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.
· функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.
2. Юридическая ответственность: понятие, значение, виды.
Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и представляет собой особое правоотношение ответственность. Факт правонарушения ставит субъекта (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством, в которой государство в лице компетентных органов выступает как управомоченная сторона, а правонарушитель - как обязанная. При этом и правомоченная и обязанная стороны действуют в рамках закона, и реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение.
В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:
· Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в Российской Федерации — Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел.
· Административная ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие.
· Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт — Гражданский кодекс Российской Федерации.
· Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации.
· Материальная ответственность — заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья.
Билет 42.
1.Общество и государство.
Как форма организации общества государство складывается, развивается под воздействием условий и факторов, вызревающих из потребностей развития общества - экономических, социально-политических, духовных и т.п., поэтому государство неотделимо от общества и является социальным институтом. Идеальным представляется гармоническое соотношение и взаимодействие общества и государства, современного гражданского общества и демократического государства. В таком соотношении изменения потребностей и условий социально-экономического, политического развития, соотношения сил в обществе воздействуют на государственную политику, право, структурно-организационные компоненты, т. е, государство в целом, но это воздействие дает о себе знать и реализуется только в конечном счёте.
На деле государство концентрирует в себе инерционные, консервативные тенденции и тем самым реагирует на вызревание потребностей через длительное накопление противоречий. Более того, государство может возводить завалы, ставить преграды на пути к общественному прогрессу, даже отбрасывать общество в своём развитии назад. В целом государство обладает относительной самостоятельностью во взаимодействии с обществом, способностью оказывать. активное обратное воздействие на породившие и воздействующие на него факторы. Последнее нередко нарушает и даже разрушает соответствие государства обществу. Это объясняется самим наличием и относительной самостоятельностью в принятии решений публично-политической (государственной) власти и её институтов.
Относительная самостоятельность государства по отношению к обществу при этом состоит в способности государства потенциально или реально оказывать активное обратное воздействие на условия жизни людей в трёх направлениях:
1) государство может стимулировать развитие общества через развёртывание творческого потенциала людей, формирование современной экономической основы, социальной опоры, политической системности, т.е. продвигать развитие общества к полнокровному гражданскому;
2) государство может тормозить развитие общества, сдерживая инициативу людей, создавая условия отчуждения экономического, политического, интеллектуального развития;
3) государство в одних компонентах может стимулировать, развитие общества, в других - сдерживать и даже отбрасывать общество назад.
В-четвёртых, в классово антагонистическом обществе решает задачи классового подавления, в современном гражданском обществе - задачи приведения общества к согласию, равновесию, благополучию. В-пятых, поддерживается потенциальной или реальной возможностью применения силы государственного принуждения.
Отсюда двоякая характеристика государственной власти. В неразвитых (классовых) государствах - это организованное насилие одного класса для подавления другого (К. Макс, Ф. Энгельс). Здесь возобладает навязывание воли меньшинства населения большинству, наращивание принудительного компонента в структуре власти, соответствующее выстраивание социально-политического, социально-психологического и юридического аспектов власти, возобладание вертикальной структуры властеотношений.
В современном гражданском обществе и демократическом государстве государственная власть определяется как организованное руководство обществом со стороны государства, целенаправленное на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, ориентированное на преодоление противоречий, противостояний и конфликтов, поддержание равновесия и правопорядка. Властеотношения здесь имеют сложную горизонтально-вертикальную структуру.
2. Что такое брак? Каковы условия вступления в брак и порядок его регистрации?
Браком принято считать добровольный семейный союз мужчины и женщины, заключение которого в форме, предусмотренной законодательством, порождает возникновение взаимных прав и обязанностей.
Для заключения брака необходимо наличие следующих условий:
1) взаимное добровольное согласие вступающих в брак лиц;
2) достижение вступающих в брак лицами брачного возраста;
3) отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Не допускается заключение брака между:
· лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
· близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
· усыновителями и усыновленными;
· лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Порядок заключения брака
1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.
При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).
Билет 43
Федеративное устройство России.
Законность и правопорядок: понятие, значение и гарантии реализации.
1. Федеративное устройство России
Государственное уст-во – обусловленная национальным составом и социально-экономической сущностью гос-ва его территориальная или национально-территориальная организация, форма гос. связей между гос-вом в целом и его частями, его правовое положение.
Унитарное гос-во – единое, слитое гос-во, состоящее из административно-терр единиц, не являющихся политико-терр объединениями.
Федеративное гос-во – союзное гос-во, состоящее из ряда гос-в, национально-государственных, политико-терр образований, каждое из к-ых пользуется самостоятельностью тех прав, которые принадлежат всей Федерации в целом.
Конфедерация– это не гос-во, а союз независимых гос-в, заключенный для достижения опр целей.
Формы гос-венного устройства: простое унитарное гос-во; унитарное гос-во с автономными образованиями; территориальная федерация; конфедерация.
Государственно-правовые признаки России как федеративного гос-ва:
· Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей терр РФ
· Единая территория РФ, единое гражданство РФ, единая денежная система
· Гос символы России (флаг, герб, гимн, столица)
· Обладает полной международной правосубъектностью
· Вооруженные силы РФ
· Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, судебная система РФ
· Гос власть РФ
Особенности российского федерализма:
· Россия была провозглашена Федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных гос-в
· Создавалась как асимметричная Федерация
· Субъекты РФ создавались по национально-терр признаку
· Они не обладали правом выхода из ее состава
· Статус субъекта РФ мб изменен
· Все субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с органами гос власти РФ
Виды субъектов РФ
Субъектами РФ признаются входящие в состав РФ национально-гос и гос-терр образования на началах равноправия
Национально-гос образования: Республики (гос-ва) -21, Автономные округа – 4, Автономная область (Еврейская АО)
Гос-терр образования: Края – 9, Области – 46, Города федерального значения (Москва Спб)
Федеральные округа РФ созданы в целях обеспечения реализации президентом РФ своих конституциональных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов гос власти и совершенствования систем контроля за исполнением их решений в РФ.
Принципы федеративного устройства РФ
· Гос целостность
· Единство системы гос власти
· Равноправие народов РФ
· Самоопределение народов РФ
· Нац-терр принцип
· Терр принцип
· Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ
· Суверенность РФ
Конституционально-правовые статусы субъектов
Республика – субъект РФ, который Конституция РФ называет гос-вом. Вхождение в состав Федерации свидетельствует об отсутствии у республики статуса суверенного гос-ва.
Только у нее, в отличие от др субъектов: неприкосновенность территории и границ, наличие конст-правовой системы (конституции, законов), наличие респ гражданства, установление своего гос языка, наличие гос символики.
Общее у всех субъектов:
· Возможность быть самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей при координирующей роли фед органов
· Разделение компетенции (между фед органами гос власти и органами гос власти субъекта)
· Отсутствие права выхода из состава Федерации
· Наличие органов гос власти (законодат, исп, судебной)
· Наличие собст терр, границы к-ой не мб изменены без согласия субъекта
· Наличие устава, собств законодательства
· Возможность учредить свою символику
ЗАТО (закрытые адм-терр образования) – часть терр РФ, на к-ой расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и др материалов, военные и иные объекты, требующие особого режима безопасности и охраны гос тайны. На терр ЗАТО функционируют органы местного самоуправления и действуют особые усл-я проживания граждан.
Территория РФ
- это пространство, на к-ое распространяется суверенитет России и в пределах к-го Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. Включает: терр субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное прост-во в пределах гос границы РФ. Россия осуществляет юрисдикцию: на континентальном шельфе, в искл экономической зоне. Они не входят в состав территории РФ.
Национальная автономия в РФ – Право народа или его составной части на самостоятельное соц-экономическое, политическое и культурное развитие и самоуправление в пределах, установленных самим народом на основе действующего конституционального законодательства.
Содружество независимых государств (СНГ)
Межгосударственное объединение, целью к-го является сотрудничество в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окр ср, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях.
Принципы функционирования:
· Добровольное вхождение в СНГ и свобода выхода из него
· Гибкость и разнообразие форм сотрудничества
· Взаимопомощь и взаимная выгода
· Обеспечение экономических, политич и личных прав и свобод граждан гос-в, входящих в СНГ
2. Законность и правопорядок: понятие, значение и гарантии реализации.
Понятие
Законность - понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов. Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов.
Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.
Правопорядок - это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Его можно охарактеризовать как совокупность правовых отношений, складывающихся на основе законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся на законах и их строгом выполнении.
Значение
ЗАКОННОСТЬ Государство осуществляет власть путем придания своим велениям общеобязательного характера в виде законов. Однако такие веления имеют смысл, если они исполняются, т. е. только при наличии законности. Государство также будет осуществлять свои функции результативно и эффективно только при наличии законности. Также значение законности сопряжено со значением, с социальной ценностью права. Все, что сказано о ценности права для общества, личности, государства, относится и к законности. Отметим здесь особо значение законности для демократии. Всякая демократия предполагает наличие определенной совокупности прав и свобод граждан. И то и другое предусмотрено законами. Если их нарушить – нет демократии.
ПРАВОПОРЯДОК Качество, степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.
Гарантии
Гарантии законности – взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь.
1. ЭкономическиеЯвляются основой для всех других гарантий. Кризис в экономике ведет к ослаблению законности. Безработица является «резервом» преступности.
2. Политические. Это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности.
3. Духовные. Это мировоззрение, правосознание, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки.
4. ОбщественныеЭто меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для ее поддержания и укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины, средства массовой информации).
5. Правовые: совершенствование законодательства, надзорно-контрольные мероприятия, меры защиты, меры ответственности.