Вопрос 37. Культура Беларуси во второй половине XIX в
Потребности капиталистического развития обусловили дальнейшее реформирование системыобразования. Школьная реформа 1864 г. демократизировала систему образования, сделала ее более доступной для низших слоев общества. Устав гимназий и прогимназий 19 ноября 1864 г. разделил средние учебные заведения на классические и реальные. Программа прогимназий соответствовала 4 классам гимназии. В гимназии принимались дети всех сословий и вероисповеданий, но существовала высокая плата за обучение. В классических гимназиях преобладали предметы гуманитарного цикла. Окончание гимназии давало право поступления в университеты. Реальные гимназии (с 1871 г. - реальные училища) готовили кадры для промышленности и торговли. В конце XIX в. Беларуси действовало 13 гимназий, 3 прогимназии, более 20 уездных училищ. В 1899 г. здесь насчитывалось свыше 6 тыс. народных и церковно-приходских школ. Кадры учителей для начальных школ готовили учительские семинарии в Молодечно (1864), Несвиже (1872), Свислочи (1876) и Полоцке. По переписи 1897 г. уровень грамотности населения Беларуси составлял 25,7 %. После закрытия в 1864 г. Горы-Горецкого земледельческого института на территории Беларуси не осталось высших учебных заведений. Наряду с государственными существовали частные учебные заведения. Во второй половине XIX в. в Беларуси действовали профессиональные школы и училища: Горы-Горецкое земледельческое училище. Полоцкий кадетский корпус, духовные семинарии, ремесленные, сельскохозяйственные училища. Во второй половине XIX в. активизировалось изучение истории, языка. культуры белорусского народа представителями российских научных учреждений и местной интеллигенцией. Главным центром изучения белорусских губерний в 1867-1915 гг. стало Северо-западное отделение императорского Русского географического общества (Вильно). Его сотрудниками были этнографы П. Шейн. Ю. Крачковский, Е. Романов и др. И. Носович в 1870 г. в Петербурге издал "Словарь белорусского наречия". Историк А. Сапунов исследовал историю Витебщины. Основатель "западноруссизма" М. Коялович и его последователи с православных позиций освещали историю ВКЛ и Речи Посполитой. Периодическую печать Беларуси представляли официальные правительственные "Губернские ведомости", "Виленский вестник", православные "Епархиальные ведомости". С 1886 г. начала выходить первая в Беларуси неправительственная газета "Минский листок". Во второй половине XIX в. д ля белорусской литературы было характерно стремление показать этнокультурные особенности белорусов и самостоятельность белорусского языка. Творчество Ф. Богушевича (сборники "Дудка белорусская", и "Смык белорусский") было направлено на пробуждение гражданского и национального самосознания белорусского крестьянства. Народническое направление в белорусской литературе представляли А. Гуринович, Тетка (А. Пашкевич), Я. Лучина, Карусь Каганец (К. Костровицкий). В 1890 г. в Минске был открыт постоянный театр, создано Общество любителей искусств. Широкое распространение получили любительские театральные коллективы. Популярностью у простого народа пользовалась "батлейка". В изобразительном искусстве второй половины XIX в. основным стилем стаз реализм (Н. Силиванович, А. Горавский). В творчестве К. Альхимовича сочетаются поздний романтизм и реализм. Наиболее распространенными жанрами живописи были исторический, пейзажный, портретный, бытовой. Архитектура белорусских городов во второй половине XIX - начале XX в. сочетала элементы разных художественных стилей (эклектика). Широкое распространение получили неовизантийский (неорусский), неоготический, неороманский стили.