Признание в международном публичном праве

Основной признак государства как субъекта международного права и его основное качество - государственный суверенитет. Государство становится субъектом международного права с момента его появления на международной арене.

Международная правосубъектность государства не зависит от его признания другими государствами, однако признание является фактом большого юридического и политического значения. Оно позволяет новому государству эффективно реализовать свою международную правосубъектность.

В международном праве выделяются традиционный (признание государства) и предварительный (признание НБН, восставшей и воюющей стороны, организаций сопротивления, правительства в изгнании) виды признания.

Формы признания государств:

• официальное, юридическое - де-юре и де-факто. Признание де-юре представляет собой признание в полном объеме, сопровождающееся установлением дипломатических отношений.

Признание де-факто - особая форма юридического признания. Это неполное признание, имеющее временный и переходный к де-юре характер, сопровождающееся установлением консульских отношений. До уровня дипломатических установленные отношения не доводятся;

• неофициальное, фактическое. Такое признание предполагает установление контактов на различных уровнях. Официальные отношения не устанавливаются. Разновидность фактического признания - признание ad hoc (разовое, на данный случай). Основная цель разового признания - заключение международного договора.

В современной теории международного права наиболее популярной является доктрина Эстрады (министр иностранных дел Мексики в 1930-х гг.): поскольку признание нового правительства можно истолковать как одобрение его политики, то государства должны воздержаться от каких-либо официальных актов признания.

Международное сообщество должно убедиться, что деятельность нового правительства поддерживается большинством населения, что новое правительство осуществляет эффективную власть, что в государстве установлен демократический режим и соблюдаются основные права и свободы человека, что при приходе нового правительства к власти отсутствовало иностранное вмешательство.

Признание наций, борющихся за независимость, по существу представляет собой признание органов национально-освободительного движения, возглавляющих национально-освободительную борьбу. Признание НБН - это не констатация ее международной правосубъектности, а конституирова-ние (создание). Только признание другими государствами делает НБН субъектом международного права. Международная правосубъектность НБН имеет производный характер: она зависит от прямого волеизъявления государств.

В настоящее время международной правосубъектностью обладает только одна НБН - Организация освобождения Палестины (ООП). Признание ООП оформлено резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1974 г.

Признание восставшей и воюющей стороны - это признание повстанцев в ходе гражданской войны или национально-освободительной борьбы. Основное юридическое последствие признания восставшей и воюющей стороны заключается в распространении на повстанцев законов и обычаев войны.

Признание организаций сопротивления представляет собой институт, аналогичный признанию восставшей и воюющей стороны. Признание правительства в изгнании имеет место при оккупации территории государства иностранными войсками. Цель такого признания - дать правительству в изгнании возможность участвовать в международной жизни.

Наши рекомендации