Седмичный и Годовой круги
Порядок каждения на вечерне на «Господи воззвах», на литии, на утрени на полиелее и на 9 песни канона.
На 103 псалме: кадит Предстоятель (седьмичный), диакон предходит впереди со свечой; священник либо сам благословляет кадило, либо берет благословение у архиерея. Кадит Св. Престол с 4-ох сторон (с каждой стороны 3 раза, на 2-ом разе поясной поклон, диакон со свечой кланяется с противоположной стороны Престола, затем ходит везде впереди священника), Горнее место, правую сторону Алтаря, затем левую, с Горнего места через Семисвещник – образ Спасителя над Царскими Вратами; (если есть архиерей – то его 3 по трижды) Наместника ( настоятеля ), всё духовенство в Алтаре по ту и по другую сторону. Священник становится у Престола, диакон на Амвоне: «Востаните» и входит опять в Алтарь. Хор: «Св. Вл. благослови». Священник: «Слава Святей…». Духовенство в Алтаре поют: «Приидите поклонимся…». На последнем «Приидите поклонимся…» младший диакон, взяв свечу у старшего диакона, выходит Царскими вратами на Амвон, на правую сторону, и когда священник кадит правую сторону иконостаса, диакон переходит на правую, кланяясь перед каждой иконой, которую кадит священник, затем переходит на левую; когда священник кадит клиросы: правый, левый и народ. Диакон стоя слева от священника, кланяется в сторону, куда кадит батюшка, затем идут кадить влево по храму иконы, народ, впереди диакон со свечой…. и восходя на Амвон кадят Цар.врата, местные иконы Спасителя и Б. Матери; входят в алтарь Цар.вратами, диакон - вперед на Горнее место, священник кадит Престол, диакон подходит, берет кадило, целуя руку священника, крестится, кланяется на Горнее место, священнику, отдает кадило, свечу пономарю и закрывает Царские врата. Если архиерей или наместник, то священник с диаконом с Горнего места кадят его 3-жды, кадит диакона, диакон – священника, крестятся, кланяются и становятся к Престолу, закрыв Царские врата.
На «Господи воззвах…» Два (или один) диакона, взяв кадила, крестятся на горнем месте, кланяются Предстоятелю и спрашивают благословения на кадило: «Благослови Владыка кадило» (Если архиерей – «Благослови Преосвященнейший Владыко кадило»). Получив благословение, кадят Престол с 4-ох сторон, Горнее место, правую и левую сторону алтаря, образ Спасителя над Цар.вратами с Горнего места, Предстоятеля, наместника, (если есть архиерей, то его трижды вдвоём). Потом каждый на своей стороне – духовенство в алтаре, выходят из алтаря на амвон боковыми дверями (если один диакон – выходит северной дверью, кадит правую, левую сторону иконостаса), кадят Цар.врата, каждый свою сторону иконостаса, затем клиросы, народ, каждый свою сторону; если два диакона, расходясь каждый в свою сторону, кадят весь храм (иконы, народ), встречаясь у притвора, идут к алтарю, кадят икону на аналое в центре храма. Восходя на амвон, кадят Цар. Врата, местные иконы и входят в алтарь боковыми дверями, кадят Престол, с Горнего места – Предстоятеля или архиерея трижды, крестятся, кланяются на Горнее место, Предстоятелю, друг другу, отдают кадило, и отходят на своё место перед Престолом. Если один диакон, то он после каждения клиросов и народа слева направо, кадит весь храм начиная слева… и т.д. (и заканчивает каждение якоже указася выше).
На Входе с кадиломна «и ныне» (когда поется догматик)1): ( Зажигаются свечи на Престоле, паникадила), отверзаются Царские врата диакон с Предстоятелем крестятся, кланяются друг другу (если выход совершается соборно, то диакон и священники кланяются Предстоятелю). Диакон, беря кадило и говоря: «Господу помолимся», обходят вместе с ним справа престол к Горнему месту, крестятся, кланяются на Горнее место и друг другу, священник читает молитву входа, исходят слева от Престола через северную дверь на солею и на амвон, становятся перед Царскими вратами. Диакон кадит Царские врата, местные иконы Спасителя и Божией Матери, кадило берет в левую руку, правой, беря орарь, крестится со всеми, кланяясь алтарю и Предстоятелю. Затем, став справа у врат, боком, наводя правой рукой с орарем на Царские врата, говорит в полголоса: «Благослови Владыка, святый вход», после благословения входа диакон кадит Предстоятеля, священников. Став посреди (пока хор поет догматик) кадит икону Богоматери, далее став во вратах и, начертывая кадилом крест, возглашает велегласно, но не борзяся: « Премудрость, прости», входит кадя Престол с 4-ох сторон (Горнее место и Предстоятеля). Все, вошедшие в алтарь с Предстоятелем и диакон с левой стороны Престола (закончивший там каждение), крестятся 2-ды, прикладываются Престолу и кланяются (диакон в том числе) Предстоятелю. Предстоятель отходит с диаконом к Горнему месту, крестятся, кланяются друг другу (диакон тут одновременно отдает пономарю кадило) и становятся по обе стороны Горнего места лицом к народу. Диакон, дождавшись конца пения хора «Свете тихий», кланяется Предстоятелю и возглашает: «Вонмем»; иерей – «Мир всем»; хор: - «И духови Твоему»; диакон: - «Премудрость, вонмем». Канонарх посреди храма возглашает вечерний прокимен дня. В конце прокимна диакон и Предстоятель с иереями крестятся, кланяются на Горнее место, друг другу и отходят к Престолу от Царских врат. В это время закрываются Царские врата, крестятся, кланяются и прикладываются к Престолу, кланяются друг другу (вернее все кланяются Предстоятелю) и расходятся каждый на свои места.
На Литии: на вечерне в конце просительной ектинии монашествующее духовенство в епитрахилях собираются к Престолу во главе с о. наместником, крестятся, прикладываются к Престолу, кланяются Предстоятелю - наместнику (к этому времени кланяются и два диакона с Горнего места, испрашивая благословение на кадило, которые закончили к этому моменту две ектиньи: сугубую и просительную). После поклона Предстоятелю и получения благословения на кадило, наместник и все духовенство выходят боковыми дверями на амвон и солею, где также крестятся и кланяются ему, и исходя за ним в притвор храма, где в свою очередь выстраиваются по обе стороны, крестятся и кланяются наместнику вместе со старшими за ними диаконами, которые становятся лицом к алтарю, готовясь провозглашать литийные молитвы. В это время хоры под канонарха поют литийные стихиры. Вышедшие за старшими диаконами младшие диакона с кадилами на амвон начинают каждение: Царские врата, иконостаса правую и левую стороны, выходят на середину храма и кадят икону на аналое. Затем, подойдя к духовенству, кадят Предстоятеля, все духовенство, снова возвращаются на амвон, откуда кадят клиросы и народ, каждый свою сторону, начиная с края и сходясь к середине; поворачиваясь кадят Царские врата местные иконы Спасителя и Богородицы и идут на середину храма для каждения иконы на аналое, и, подойдя немного к духовенству, кадят Предстоятеля. Далее, поворачиваясь к алтарю, крестятся; кланяются Предстоятелю, друг другу и отдав пономарям кадила (на чем и заканчивается каждение), становятся по обе стороны со старшими диаконами провозлашать литийные молитвы. Если диаконов хватает, то они могут сразу уходить в алтарь боковыми дверями, чтобы после «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче Наш» на возгласе открыть Царские врата1).
Диаконы произносят литийные молитвы, за ними и сам Предстоятель, после чего и все духовенство крестятся, кланяются ему и отходят с ним на середину храма, выстраиваясь перед аналоем с иконой (в это время поют стихиры на стиховне). Здесь тоже все крестятся и кланяются Предстоятелю, а два младших диакона, находившихся впереди духовенства как в притворе, так и в центре храма, после общего поклона Предстоятелю уходят боковыми дверями в алтарь. Во время литии перед аналоем еще при пении стихир уже поставлен столик с хлебами, пшеницей, вином и елеем. Второй диакон, выйдя вперед, перекрестившись и поклонившись Предстоятелю, после «Ныне отпущаеши» читает Трисвятое по «Отче наш» и на возгласе кланяется и уходит на прежнее место за Предстоятелем слева.
На благословении хлебов: Прото(архи)диакон на «Отче наш» выходит вперед, берет от пономаря кадило, и на возгласе, кланяясь со вторым диаконом Предстоятелю, испрашивает благословение на кадило. (В это время отверзаются Царские врата, и хоры поют праздничный тропарь или «Богородице Дево» трижды). Прото(архи)диакон кадит столик с хлебами с 4-х сторон, обходя его трижды против часовой стрелки; затем – праздничную икону на аналое, поворачиваясь, - Предстоятеля, духовенство, столик с хлебами с зап. сторона на восток и снова, пройдя вперед, кадит Предстоятеля, крестится на восток с пономарем, кланяются Престоятелю, отдают ему кадило, и, отходя на своё место – справа за Предстоятелем, после пения в 3-й раз тропаря возглашает: «Господу помолимся». Предстоятель читает молитву благословение хлебов, после чего второй диакон уносит сосуд с хлебами, пшеницей, вином и елеем северной дверью в алтарь, в пономарку. Вce иереи и диаконы кланяются Предстоятелю и уходят в алтарь царскими вратами (а при архиерее - боковыми дверями); Предстоятель остаётся на амвоне и по пении 33 псалма преподаёт блогословение народу "Благословение Господне на вас..." и уходят в алтарь; все стоят у Престола если хор поёт "Слава в вышних Богу" перед шестопсалмием. Закрываются Цар.врата, все крестятся, целуют Престол, кланяются Предстоятелю и читают светильничные молитвы.
На Полиелее: В конце чтения кафизмы после малой ектении всё духовенство во главе с Предстоятелем становятся к Престолу и после чтения седальна (перед пением " Хвалите Имя Господне") отверзаются диаконами Цаpские врата. Всё духовенство крестятся, прикладывается к Престолу и - кланяются Предстоятелю и с предшествующим Предстоятелем исходят Цар. вратами на середину храма. Перед аналоем с иконой крестятся и кланяются иконе и Предстоятелю, тоже самое делают и диаконы. Прото(архи) берёт у пономаря кадило и свечу для Предстоятеля и несёт ему, который благословляя, берёт свечу и кадило. Второй диакон берёт у пономарей большие две диаконские свечи и становится за аналоем слева, справа за аналоем становится и 1-й (или прото(архи)диакон), которому 2-й диакон передаёт диаконскую свечу. Остальные диаконы 3-й и 4-й берут у пономарей свечи и раздают всему духовенству по обе стороны и становятся со всеми диаконами за аналоем с иконой. После пения "Хвалите" последний стих "Исповедайтеся Богу Небесному...", всё духовенство поёт величание празднику, или святомy (а если воскресный день, то сразу хор поёт тропари по непорочных "Благословен, еси Господи" и начинается каждение). Сpaзy жe Предстоятель подходит к аналою и кадит икону на нем c 4-х сторон с 2-мя диаконами, затем - идут (вперёд диаконы) в алтарь Цар.вратами кадить также с 4-х сторон Престол, правую и левyю) сторону алтаря, с Горнего места образ над Цар.вратами и присутствующих в алтаре. Исходят из алтаря Цар.вратами кадить иконостас, правую и левую стороны, затем поворачиваются и кадят духовенство (левую и правую стороны), клиросы (правый - на левой стороне и левый -на правой стороне) и весь народ - слева направо. Далее слева идут кадить весь храм: иконы и народ; заходят на амвон - кадят Цар.врата, местные иконы, Спасителя и Б. Матери, исходит на середину и кадит икону на аналое, и Предстоятель становится на своё место. Поют 3-й paз "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже" и величание, и затем, кадит на обе стороны духовенство, диакона, а диакон, беря у него кадило, кадит Предстоятеля 3-жды, крестятся, кланяются и 2-й диакон уходит в алтарь выносить Евангелие. Третий или 4-й диакон - говорит малую ектению: "Паки и паки..." (Если это воскресная служба, то по "непорочных", когда величание не поётся, сразу произносится малая ектения). Диакон, говоривший ектению, и остальные на возгласе кланяются и, если позволяет место, становятся за Предстоятелем со старшими диаконами. Читается седален по полиелее. Хор поёт антифон гласа.
На пение "Слава, и ныне" диакон, приготовившийся выносить Евангелие, становится к Престолу, крестится, кланяется, целует Престол и с этого места (из алтаря) поворачивается и кланяется Предстоятелю (в храме). Затем, подходя к Престолу, берет Евангелие и выходит на амвон лицом к народу, держа перед собой вертикально Евангелие и становится на амвоне, ему предстоят с 2-х сторон пономари со свечами (a eсли архиер. служба, то с трикирием и дикирием и рапидчики). После окончания пения антифона и прото(архи)диаконского возгласа: "Вонмем, премудрость, вонмем", диакон, держащий Евангелие, с амвона произносит прокимен. Прото(архи)диакон: "Г.п." - Хор: "Г.п.". Возглас священника: "Якo Свят еси Боже наш, и во святых ... ". Диакон с Евангелием: "Всякое дыхание...". Прото(архи)диакон: "И сподобитися". "Премудрость прости...". Предстоятель: "Мир всем" (хop: "И духови Твоему"), "От Матфея (имя рек) Св. Евангелия чтение" (хор: "Слав. Теб. Гос. Слав Тебе"), читает Евангелие. После чтения Евангелия (если полиелей празднику или святому), то диакон уносит Евангелие в алтарь и кладёт на Престол, целуя Его, кланяется Предстоятелю и отходит в левую сторону, дожидаясь окончания литийной молитвы и священников, приготовившихся читать канон. Далее они выходят на солею и вместе с прото(архи)диаконом кланяются Предстоятелю и идут к иконе. Если это воскресная всенощная, то диакон не уносит Евангелие в алтарь, а становится на амвоне лицом к народу с пономарями, в это время поют "Воскресение Христово видевше...", по окончании которого диакон с Евангелием подходят к аналою и кладёт Евангелие на приготовленное место на аналое, для этого младший диакон заранее, ещё во время пения "Воскресение...", подойдя к аналою, берёт с него икону Воскресения и уносит её на другой аналой. Хор поёт: "Слава: молитвами апостолов... И ныне: молитвами Богородицы... Помилуй мя, Боже..." стихиру праздника или "Воскрес Иисус от гроба...", если воскресная служба.
Прото(архи)диакон, поклонившись предстоятелю, исходит на солею, становится у иконы Спасителя и произносит литийную молитву: "Спаси, Боже, люди Твоя..." Хор: "Господи, помилуй" - 12 раз. Возглас: "Милостию и щедротами...". Хор: "Аминь" - и поют ирмосы канона. (В конце: "Спаси, Б. люди Твоя..." на солее все: мл. диакон, священники, читающие канон, иподиаконы и пономари с маслом и помазком вместе с прото(архи)диаконом кланяются Предстоятелю и расходятся по местам). Всё духовенство крестятся, кланяются Предстоятелю и Предстоятель подойдя к иконе, перекрестившись и поклонившись (перед этим прото(архи)диакон снимает у него митру), лобызает икону и помазуется, надев митру, крестится, кланяется; идет на своё место. Затем все духовенствo попарно прикладываются к иконе и помазуются кланяясь вначале и а конце помазания Предстоятелю; затем также кланяются диаконы, прикладываются к иконе и идут помазываться к Предстоятелю. Затем все вместе крестятся и кланяются Предстоятелю и уходят в алтарь, целуют Престол и из алтаря кланяются Предстоятелю. Затем подходит прикладываться к иконе народ и Предстоятель их помазывает. Младшие диаконы стоят у иконы с полотенцем, через некоторое время протирают икону духами. Если воскресная служба, то перед аналоем, на котором кладётся Евангелие для лобызания, ставится свеча. После лобызания иконы и помазания народа Предстоятель с диаконами крестится, покланяется иконе праздника или святого и уходят Цар.Вратами в алтарь; если это воскресная служба, то Предстоятель, поклонившись, берёт Евангелие и держа его перед собой в преднесении свечи пономарём выxoдит на амвон и, поворачиваясь, осеняет Евангелием народ и уходит Цар.вратами в алтарь, кладет Евангелие на Престол, а диаконы, войдя за ним, закрывают Цар.врата, крестясь и кланяясь Предстоятелю и снимая с него митру.
На Честнейшую: прото(архи)диакон (или вообще - старший диакон) после малой ектении на 6-й песни канона, кондака и в начале 7-й песни берет кадило, крестится на Горнее место, кланяется и испрашивает у седмичного иерея (Предстоятеля) благословение на кадило; получив благословение, он кадит Престол с 4-х сторон (начиная с западной), читая 50-й псалом. Далее Горнее место алтаря, правую и левую его стороны, с горнего места образ над Цар.вратами, кадит седмичного священника, наместника, всю братию в алтаре; внимательно следя за чтением канона и (рассчитывая свои предстоящие движения с окончанием 8-й песни) исходит из алтаря север. дверьми на амвон и кадит Цaр.врата, правую и левую стороны иконостаса, икону на аналое в средине храма (и если ещё идёт помазание, то оттуда же кадит и Предстоятеля, помазующего народ) и восходит снова на солею, становится у иконы Б.Матери, снимает камилавку, ожидает когда споют "Хвалим, благословим..." и катавасию, и, кадя икону Б.Матери, провозглашат: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим". (Если двунадесятый праздник, то - вместо "Честнейшую" произносит запев на 9-й песни) Хор поёт "Величит душа Моя...", "Честнейшую...". Прото(архи)диакон во время пения 1-го стиxa и "Честнейшую", кадит икону Б. Матери, а затем, надев камилавку, - чтецов канона, правый (на левую сторону) и левый на правую сторону) клироса, народ - слева направо; сходя с амвона на лево, кадит весь храм: иконы и народ. Выходит опять на амвон и кадит Цар.врата, местные иконы Спасителя и Б.Матери; берет не спеша левой рукой кадило, а правой - орарь, крестится орарем, кланяется и уходит в алтарь южной дверью (каждое движение диакона должно, быть неспешным, не угловатым, молитвенным, красивым, грациозным, благоговейным - на вес золота). Войдя в алтарь, он кадит Престол и с Горнего места - Предстоятеля, крестится и кланяется на горнее место и кланяется Предстоятелю и пономарю, отдавая ему кадило.
Великий Пост. Духовный смысл поста. Устав пощения и пастырская практика.
Если мы обратимся к истокам, то увидим, что уже в ветхозаветные времена пост составлял один из основных элементов аскетической жизни. Постились люди в знак покаяния, постились пророки и учители Израилевы перед выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и простолюдины для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние и через воздержание явить Богу свою любовь.
Мы знаем, что Христос начал Свое общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел там сорок дней в посте, после чего был искушаем диаволом. Иисус Христос, Который был Богом Воплотившимся, по человеческому Своему естеству нуждался в укреплении, в подготовке духовной, душевной и телесной к Своему служению. И именно поэтому перед выходом на проповедь Он удалился в пустыню и там постился – ничего не ел и не пил.
В Евангелии есть моменты, которые могут заставить нас думать, что Христос не очень высоко ценил пост. Например, когда фарисеи приступали к Христу и спрашивали: «Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» И Господь ответил им: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2:18-20).
Что же такое пост?
Если говорить о внешней стороне, то пост – это телесное воздержание, воздержание от той или иной пищи. В современной практике это прежде всего воздержание от скоромной пищи, то есть мясных, молочных и вообще животных продуктов. За исключением строгих постов, разрешается, впрочем, вкушение рыбы. В строгие посты, кроме того, не разрешается употребление алкогольных напитков. Пост сопряжен также с воздержанием в брачных отношениях.
Но все это – лишь внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того, чтобы достичь высот на нашем духовном пути. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Ведь существует много причин, по которым человек не может соблюдать телесный пост, – например, болезнь, старость, нищета. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной пищи. И нужно помнить, что Церковь никогда и никому не предписывает совершать насилие над своим естеством, не призывает нарушать предписания врачей.
Нельзя, кроме того, налагать узы поста на маленьких детей. Со временем, по мере того, как они растут, мы должны воспитывать в них сознательное отношение ко всему, что существует в Церкви, – к богослужению, к молитве и к посту. Можно приучать детей к некоторым ограничениям в еде, но это должно осуществляться постепенно и не в ущерб здоровью.
Пост – это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собою ради других. Время Великого поста дано нам именно для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь в этой перспективе. Это гораздо важнее и гораздо труднее, чем просто воздерживаться от какой-то пищи. Если в несоблюдении поста телесного мы нередко можем найти себе оправдание (болезнь, путешествие, недостаток материальных средств и т. д.), то в том, что мы не работаем по-настоящему над своей душой, над своим сердцем, нам нет извинения.
Церковь призывает нас отнестись к посту творчески: «возрастим данные нашей душе дарования». Пост – это время, когда мы высвобождаем себя для того, чтобы душа наша раскрылась по отношению к Богу, к Церкви и к людям. Великий пост этому особенно помогает. Не случайно он по времени выпадает на весну. В течение года природа проходит определенный цикл: возрастание, затем цветение, зрелость, увядание и долгая изнурительная зима. Это можно сравнить с состоянием нашей души. Бывают времена, когда душа наша возрождается, расцветает, но потом снова охладевает, мы становимся равнодушнее, погрязаем в наших земных делах: наступает осень, затем зима души. Но всякий раз Великий пост приходит как новая духовная весна, давая нам возможность духовно обновиться, процвести цветами добродетелей, принести плоды покаяния.
Великий пост готовит к Страстной седмице, к встрече со Христом. Смысл, цель и сердцевина поста заключается именно в том, чтобы, подражая Христу, мы все более и более к Нему приближались; в том, чтобы, очищая душу и тело, мы оказывались все более способными воспринять в себя ту духовную Весть, – преображающую, исцеляющую и воскрешающую, – которую приносит нам Господь Иисус Христос. В пасхальную ночь мы услышим слова Иоанна Златоуста о том, что и постившиеся, и не постившиеся должны насладиться духовным пиром и напитаться от духовного Агнца, Который есть Христос. Но я думаю, что многие из вас по собственному опыту знают, насколько полнее бывает восприятие служб Страстной седмицы и радость праздника Пасхи, если мы достойно и по-христиански провели пост; насколько лучше чувствует себя наша душа, насколько охотнее откликается она на все то, что слышит в Церкви в страстные и пасхальные дни, если мы прошли через подвиг поста.
Особенности богослужений 1 седмицы Великого Поста.
Вечером в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
В пятницу после заамвонной молитвы (по окончании Литургии) совершается молебный канон прп. Феодору Тирону и освящение колива (вареная пшеница на меду или рис с изюмом).
Связано это со следующим случаем. В 362 году император Юлиан Отуступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты, которые продавались на рынках, кровью идоложертвенных животных. Но святой великомученик Феодор Тирон явился в сонном видении епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение императора и повелел ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. Поэтому в пятницу на молебном каноне освящается коливо, а в субботу первой седмицы Великого поста совершается благодарственное празднование великомученику Феодору Тирону.
В первый воскресный день (неделю) Великого поста воспоминается торжественное восстановление почитания святых икон, которое имело место при греческой царице Феодоре в 842 году в первое воскресенье Великого поста. Тогда после периода иконоборчества восторжествовало православное вероучение. И с того момента было установлено совершать ежегодно празднование этому торжеству Православия, чтобы никогда более не было кому-то соблазна впасть в лжеучение.
В этот день совершается особое благодарственное молебное пение, в котором также Церковь молится о заблудших или отпавших, об обращении, возвращении их на путь истины. При архиерейском служении в кафедральных соборах в этот день к этому молебному пению прибавляется особый Чин Православия, когда возглашаются анафемы различным ересям и лжеучениям, а после этого возглашается вечная память всем ревностно подвизавшимся православным христианам и особенно тем, кто много послужил для утверждения правой веры.
Особенности богослужений 3 седмицы Великого Поста.
Третья Неделя Великого поста посвящена поклонению Честному и Животворящему Кресту. Поскольку Великим постом мы как бы неким образом распинаемся, умервщляя свои страсти, испытываем чувство горести и можем унывать, то и предлагается для утешения и укрепления Крест. Взирая на Крест, мы вспоминаем, что претерпел ради нас Господь, и нам легче нести наши труды и тяготы. Крест Христов есть знамение победы и славы, он неразрывно связан с Воскресением и утешает нас упованием и надеждой, укрепляет в подвигах Великого поста. Примечательно, что в Крестопоклонную неделю на утрени при каноне Кресту находятся ирмосы Пасхального канона.
Богослужение недели Крестопоклонной имеет ту особенность, что на утрени после пения Великого славословия совершается вынос Креста из алтаря на середину храма для поклонения. Совершается троекратное поклонение Кресту с пением "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и святой Воскресение Твое славим" и особых стихир. Крест остается на середине храма до пятницы следующей седмицы. Поклонение Кресту совершается также в понедельник и среду на 1-м часе, а также в пятницу по окончании часов, после чего Крест уносится в алтарь. На 1-м часе вместо "Стопы моя направи по словеси Твоему" поется "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко..." и затем стихиры на поклонение Кресту.
Особенности богослужений 5 седмицы Великого Поста.
Четверг 5-й седмицы Великого поста на утрени единственный раз в году полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Соединяется он с каноном преподобной Марии Египетской и с трипеснцем. И, кроме того, прочитывается с амвона житие преподобной Марии Египетской, разделенное на две статии (две части). И поэтому члужба эта называется "Стоянием преподобной Марии Египетской" или "Мариино стояние", иногда же "Андреевым стоянием".
Богослужение этого дня имеет свои особенности.
На вечерне на Господи воззвах к обычным стихирам добавляются 24 стихиры Великого канона, составленные преподобным Андреем Критским. Эти стихиры по содержанию глубоко покаянные, умилительные, как и великий канон. Каждая из стихир оканчивается словами: "Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя". По Уставу после каждой стихиры положено полагать по 3 поклона.
В субботу пятой седмицы на утрене полагается пение Акафиста Пресвятой Богородице. Служба эта была установлена в память неоднократного избавления Константинополя от врагов защитой Матери Божией. И ради многих вышеестественных чудес Пресвятой Богородицы мы празднуем этот праздник, именуя его праздником Похвала Пресвятой Богородице. Слово "акафист" в переводе с греческого означает "неседальное пение", т.е. пение, при котором запрещается сидеть. Поэтому еще одно название субботы Акафиста - "Неседальное". Синаксарь этого дня говорит нам, что название это произошло от того, что люди в Константинополе, умоляя Матерь Божию спасти их от врагов, стояли в молитве стоя всю ночь. Так и мы должны слушать Акафист стоя.
Вспоминая избавление Константинополя от видимых врагов, мы молим Царицу Небесную об освобождении наших душ от врагов невидимых, от рабства страстей. Взирая на Матерь Божию как на Споручницу грешных, мы просим Ее помощи в трудах молитвы и покаяния. Святая Церковь утверждает нас в надежде на заступничество и помощь Пресвятой Богородицы, Которая никогда не оставляла без помощи скорбящих и страждущих.
Богослужение этого дня имеет свои особенности.
На вечерне на Господи воззвах поются стихиры Благовещения - "Совет превечный..."
Повечерие положено малое и читается келейно.
На утрене поется Акафист, разделенный на 4 части, причем, каждый раз в начале и в конце поется первый кондак "Взбранной Воеводе". Первая часть поется после 16-й кафизмы, Вторая - после 17-й кафизмы. Третья - после 3-й песни канона. Четвертая - после 6-й песни канона.
Особенности богослужений каждого дня Страстной Седмицы.
Последняя седмица перед Пасхой посвящена последним дням земной жизни Христа Спасителя, Его Страданиям и крестной смерти ради нашего спасения. Поэтому эта седмица и называется Страстнóй. А по важности и знаменательности свершившихся в ней событий, она также называется Великой, и каждый из дней ее именуется Великим: Великий понедельник, Великий вторник...
Богослужение этой седмицы, начиная с вечерни, которая служится вечером в Неделю ваий, постепенно ведет нас по стопам Господа, грядущего на вольную смерть. Со вниманием и благоговением Святая Церковь следует в эти дни за Христом Спасителем, вспоминая те события, которыми были наполнены последние дни земной жизни Христа. Служба совершается только по Триоди, службы святым из Минеи вычитываются на повечериях в предыдущие дни.
В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы положено на Часах прочитывать Евангелие (по современной практике, Евангелие читается в течение всего Великого поста) - полностью от Матфея, Марка, Луки и от Иоанна до 14-й главы, до слов: "Ныне прославися Сын Человеческий". Чтением Евангелий раскрывается вся жизнь Спасителя.
Также в первые три дня Страстной седмицы служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой положено определенное Евангельское чтение. Читается Евангелие и на утрени.
На повечериях в эти дни читаются трипеснцы Триоди, также и на утрени вместо полного канона.
На утрени в понедельник, вторник и среду поется тропарь "Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися. Но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас". Женихом здесь назван Христос. Тропарь этот составлен в подражание Евангельской притче о Десяти девах, вышедших в полночь навстречу Жениху. Воскресение Христово произошло в полночь, и Второе пришествие Господа - Жениха душ наших, по преданию Церкви, будет в полночь. Это песнопение побуждает нас не предаваться сну греховному, бодрствовать душой, подвизаясь на пути спасения. Тропарь этот положено петь неспешно и "со сладкопением".
На утрени в понедельник, вторник, среду и четверг поется светилен (эксапостиларий) "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшéнный, и одежды не úмам, да внúду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя". Положено петь этот светилен трижды, неспешно, "со сладкопением". Вначале посредине храма одним певцом и затем повторяется хором. Это песнопение напоминает нам Евангельскую притчу о человеке, вошедшем на брачный пир в неподобающей одежде. Говорит о том, что для того, чтобы войти в Чертог Жениха, в Небесное Царство, необходимы светлые одежды добродетелей.
Начиная с Великого четверга, все богослужение посвящено Крестному пути Спасителя. Службы эти совершенно особые, они не могут сравниться ни с какими более богослужениями, прежде всего, по внутреннему содержанию, хотя отличаются они и по форме.