Древнейшие письменные источники по истории Казахстана.
Сведения по истории Казахстана эпох древности, раннего и развитого средневековья фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайским, арабском, персидском. Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.) - составлены на трех основных языках древнеперсидском, эламском и аккадском. Авеста представляет собой священную книгу зороастрийской религии (XIII в).
Самым ранним греческим автором, является Геродот (484-425 гг. до.н.э.). Сообщения о народах Казахстана сосредоточены в четвертой книге, где повествуется о географии расселения кочевых скифских племен, их истории, духовной культуре, обычаях, нравах.
Знания о древнем народе Казахстана имеются в китайских сведениях Чжань Цяня, посетившего Семиречье во II в. до н.э в «Ши Цзи» («Исторических записках») «отцы» китайской истории Сыма Цяня (145-86 гг.до н.э.), в «Цянь Ханшу» («Истории ранней Хань»), Бань Гу (I в. н.э).
Важную ценность представляют тексты первого тюркского летописеца – автора надписей в честь Бильге-кагана и Кюльтегина - Йоллыг-тегина (VIII в.). В трудах арабских историков как Ибн аль-Факих (начало X в.), Ибн-Фадлана, Абу Дулафа, Ал-Масуди приведены историко-географические сведения о тюркских племенах и данные по исторической географии раннесредневекового Казахстана. В XIV веке подробные записи о Дешт-и-Кипчаке оставил арабский путешественник Ибн-Батут. Наиболее полные сведения о важнейшем периоде истории Казахстана - истории образования казахского ханства - представлены в работе Мухаммеда Хайдара Дулати (1500-1551 гг.) «Тарихи Рашиди».
Большой вклад в изучение истории Казахстана внесли российские ученые: В. А.Левшин (1799-1879 гг.), В.В.Вельяминов-Зернов (1830-1904 гг.), В.В.Бартольд (1869-1950 гг.) и другие.
Богатое научное наследие по истории Казахстана оставил Ч.Валиханов (1835-1865 гг.). В частности, по источниковедению, по этногенезу казахов, о социальной, политической жизни кочевников. Неоценимое значение имеют сочинения Абая (1845-1904 гг.)
Ряд исторических работ принадлежат представителям казахской интеллигенции начала XX века. Это А.Букейханов (1866-1937 гг.), Ш.Кудайберды-улы (1858-1931 гг.). М.Тынышпаев (1879-1937 гг.). первым казахом - профессором истории в советское время стал С.Асфендияров, автор «Истории Казахстана с древнейших времен». Большую значимость приобрели труды Е.Бекмаханова, в частности монография «Казахстан в 20-40-е годы XIX века».
5. Племенные союзы саков на территории Казахстана (7 – 4 вв. до н. э.): хозяйство, общественный строй и культура.
В I тысячелетии до н.э. обширную территорию, от Семиречья и Восточного Туркестана до Причерноморья, от Алтайских гор до Хорезма, заселили многочисленные племена, носившие общее название «Сак». Геродот (V век до н.э.) пишет о них как о скифах, персы их называют «сак». Под названием скифов ранние кочевники были известны в Европе.
Общество саков состояло из военной арестократии, жрецов и рядовых общинников. Саки были скотоводами, занимались разведением лошадей, крупного и мелкого домашнего скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука. В персидских клинописях говорится о трех группах саков: парадарайя (заморские саки), саках-хаомаварга (саки, изготавливающие напиток хаому), саках-тиграхауда (носящие остроконечные шапки). Саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи и в северном Причерноморье; саки-тиграхауда - в районе средней Сырьдарьп на Тянь-Шане и в Семиречье, саки-хаомаварга - в долине реки Мургаб.
Сакские племена объединялись в союзы. Во главе племенных союзов стояли верховные вожди, их называли царями. Цари избирались военным советом племен, входивших в состав союза. Вождь каждого племени избирался всеми его членами. Он управлял своим племенем, заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Вождь племенного союза - царь распределял между родами пастбища и угодия для перекочевки, устанавливал порядок использования этих земель.
В сакском обществе выделяются три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовал свой определенный цвет одежды: воинам - красный, жрецам - белый, общинникам - желтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. Он был воплощением всех слоев народа. Об этом свидетельствует захоронение в кургане Иссык сакского царя.
С 7 в. до н.э. у саков возникло своеобразное и яркое явление в искусстве, так называемый «звериный стиль». Главной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ. Ими украшались бронзовые котлы, жертвенники, оружие, одежда и конская сбруя. Саки поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. Боги воплощались в различных животных и птиц, фантастических зверей, таких как крылатые кони, кони-грифоны.
Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу композиции. Изделия из золота, серебра, бирюзы украшали человека, его одежду, сбрую коня, предметы быта. Широко развивалась резьба по дереву, косторезное искусство и обработка камня. Из кости делали застежки, пряжки, пуговицы, из камня - алтари, блюда.
Важнейшим источником по истории сакеких племен, их материальной и духовной культуре являются археологические памятники - могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. На территории Центрального Казахстана сложилась так называемая «тасмолинская культура» (могильник в урочище Тасмола). Крупные могильники обнаружены в предгорьях Бугулы, Кзыларая, Каркары, Баян-Аула, Кызылтаса, Кента, Ортау, Улутау, Арганаты.
Письменные источники и археологические данные говорят, что уже в 8-7 вв. до н.э. племена саков были связаны с цивилизациями древнего мира - Ассирией и Мидией, а с середины 6 в до н.э. – с государством Ахеменидов (Персия-Иран). Саки принимали участия во многих исторических событиях того времени. Особенно тесные отношения имели сакские племена с Ираном, в качестве союзников, то в качестве противников (походы Кира в 40 г. до н.э.. Дарий - 519 г. до н.э.). В 30-х гг. IX в. до н.э. греки-македоне под предводительством Александра Македонского пришли в скифо-сакские степи. О семиреченских саках (народ «сэ») упоминает китайская хроника. Во II в. до н.э. юэчжи-усуни, вытесненные со своих пастбищ в Восточном Туркестане, обрушились на саков Семиречья. Саки ушли в нескольких направлениях к Сырдарье и сокрушили господство наследников Александра.
В основе физического типа саков лежит европеоидный облик, унаследованный от населения эпохи бронзы. Вместе с тем установлено, что в начале сакской эпохи у обитателей казахских степей появляются монголоидные примеси центрально-азиатского происхождения.
Во II тысячелетии до н.э. сакские племена Восточного Казахстана перешли Яксар (Сырдарью). В числе их были: тохары, ассионы, сазарадки.
Скифы-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Культурные связи и торговые отношения возникли раньше, в эпоху поздней бронзы и в Киммерийское время, но культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках. Походы кочевников с целью грабежа и захвата пленных, обращаемых в рабство, способствовали развитию строя военной демократии, выделению и укреплению положения племенной аристократии.
6. Племенные союзы хуннов. «Великое переселение народов».
В истории широко известно имя гуннов. Гунны во главе с Аттилой производили опустошительные набеги на европейские страны, они положили начало «Великому переселению народов», что привело к падению Римской империи. Менее известны - азиатские племена гуннов, обитавшие в Центральной Азии; в том числе и на территории Казахстана, в последние века до н.э. - первые вв.н.э. В исторической литературе они известны под именем хунну, или сюнну.
Возвышение хуннов было связано с именем Модэ шаньюя, который, придя к власти в 206 г. до н.э., осуществил ряд завоеваний и победоносных войн.
В 55 г. до н.э. произошло разделение могущественного гуннского государства на две части - южную и северную. В северо-западной Монголии, вблизи озера Кыргыз-Нур. властитель северных гуннов Чжичжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершил походы на соседние племена усуней. Во враждебных отношениях Чжичжи находился и с Китаем.
Усиление Чжичжи серьезно беспокоило Китайскую империю. Попытка нейтрализовать Чжичжи дипломатическим путем не увенчалась успехом и китайцы разгромили ставку Чжичжи, а его самого убили.
Вторая волна переселения хунну началась в 93 г. н.э. Хунну двинулись на запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. В IV в.н.э. хунны и другие кочевые племена достигли южнорусских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов.
По мнению большинства исследователей, хунну были прототюрками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. В первой половине I тысячелетия нашей эры меняется антропологический тип жителей Казахстана. У племен Семиречья и Южного Казахстана появляются монголоидные черты.
Главную роль в жизни хуннов играло скотоводство.
Система хозяйства хуннов может быть названа первобытным или экстенсивным скотоводством. Скот круглогодично содержался на подножном корме, без заготовок корма на зиму. У хуннов существовали также оседлость и земледелие.
Высокого развития достигло военное дело. Основу войска хунну составляла подвижная маневренная конница. На вооружении конника были луки и стрелы.
В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. Хунны делились на 24 рода, во главе которых стояли «начальники поколений» (старейшины).
Источники сообщают о существовании среди хуннов частно-семейной и личной собственности на скот. Помимо личной собственности на скот в источниках имеется указание на личную собственность на землю.
Письменные источники сообщают также оформах власти в хуннском обществе. Во главе страны стоял шаньюй, который был неограниченным владыкой. Вслед за шаньюем шли князья, носившие общее название темников.
Таким образом, появление у гуннов частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налога как формы эксплуатации, распространение письменности ознаменовало собой переход гуннов к новому этапу - классовому обществу и государству.