Тема 13. Местное самоуправление в РФ
Понятие местного самоуправления в Российской Федерации. Местное самоуправление как одна из форм народовластия и как элемент демократии. Роль местного самоуправления в формировании гражданского общества. Сущность Европейской хартии местного самоуправления и реализация ее положений в России. Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.
Система местного самоуправления в Российской Федерации.
Формы прямого волеизъявления граждан (местные референдумы, сходы, муниципальные выборы, народная правотворческая инициатива).
Представительные (выборные и иные органы и должностные лица местного самоуправления). Органы территориального общественного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере финансов и бюджета, в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, в социальной сфере. Компетенция органов местного самоуправления в сфере обеспечения законности и охраны общественного порядка.
Особенности правового регулирования местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.
Система гарантий местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами.
Используемая литература, нормативные правовые акты и интернет-ресурсы: [1-3], [7], [10], [16], [20], [22], [28], [30], [33], [55-56], [58-62], [63], [71], [75], [77], [84], [88], [90], [92-94].
6. Рекомендуемые образовательные технологии
Изучение учебной дисциплины «Муниципальное право» возможно с использованием модульно-рейтинговой технологии обучения. При рассмотрении основных вопросов используются также активные и интерактивные формы и методы проведения занятий, которые, в сочетании с внеаудиторной работой, способствуют формированию профессиональных навыков обучающихся.
Активные и интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Очная форма обучения
№ | Вид занятия | Используемая интерактивная образовательная технология | Кол-во часов |
ПР | Практическое занятие с элементами обобщения теоретического материала (учебная дискуссия, анализ конкретных ситуаций, составление и обсуждение обобщающей таблицы) | ||
С | Семинар-диспут | ||
ПР | Практическое занятие по решению задач (анализ конкретных ситуаций, работа с текстом источника, использование правовой системы «Консультант +») | ||
ПР | Практическое занятие с элементами обобщения теоретического материала (учебной дискуссии, анализ конкретных ситуаций, составление и обсуждение обобщающей таблицы) | ||
ПР | Практическое занятие по решению задач (работа в малых группах, моделирование ситуаций, мозговой штурм) | ||
ПР | Практическое занятие в малых группах по анализу конкретных ситуаций (мозговой штурм, учебная дискуссия) | ||
ПР | Практическое занятие с элементами обобщения теоретического материала (учебная дискуссия, анализ конкретных ситуаций, составление и обсуждение обобщающей таблицы) | ||
ПР | Практическое занятие с элементами обобщения теоретического материала (учебная дискуссия, анализ конкретных ситуаций, составление и обсуждение схем) | ||
С | Семинар-диспут | ||
ПР | Практическое занятие с элементами обобщения теоретического материала (учебная дискуссия, анализ конкретных ситуаций, составление и обсуждение схем) | ||
ПР | Практическое занятие по решению задач (анализ конкретных ситуаций, работа с текстом источника) | ||
С | Семинар-диспут | ||
ПР | Практическое занятие по решению задач (анализ конкретных ситуаций, работа с текстом источника) | ||
ПР | Практическое занятие по решению задач (работа в малых группах, моделирование ситуаций, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций) | ||
С | Семинар-диспут по докладам, подготовленным по теме (дискуссия, мозговой штурм) | ||
ПР | Практическое занятие в форме деловой игры (работа в малых группах, моделирование ситуаций, мозговой штурм) | ||
С | Семинар-диспут | ||
ПР | Практическое занятие с элементами обобщения теоретического материала (с использованием интерактивных методов: учебной дискуссии, анализ конкретных ситуаций, составление и обсуждение схем) | ||
Итого: |
Заочная форма обучения
№ разлета | Вид занятия | Используемая интерактивная образовательная технология | Кол-во часов |
Л | Лекционное занятие с элементами дискуссии | ||
ПР | Практическое занятие с элементами обобщения теоретического материала (учебная дискуссия, анализ конкретных ситуаций, составление и обсуждение схем) | ||
ПР | Практическое занятие по решению задач (анализ конкретных ситуаций, работа с текстом источника) | ||
ПР | Практическое занятие по решению задач (работа в малых группах, моделирование ситуаций, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций) | ||
ПР | Практическое занятие по решению задач (анализ конкретных ситуаций, работа с текстом источника) | ||
Итого |
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения учебной дисциплины
На самостоятельную работу по учебной дисциплине «Конституционное право» отводится 180 часов. Предусматриваются следующие виды самостоятельной работы:
- подготовка к семинарам и практическим занятиям;
- выполнение самостоятельных практических заданий (задания на рассуждение, ситуации для анализа, решение задач);
- подготовка основных и дополнительных творческих заданий (эссе, кроссворды по теме, мультимедийные презентации, доклады и рефераты);
- выполнение заданий для самопроверки (тесты, контрольно-проверочные вопросы).
Методические материалы по учебной дисциплине «Конституционное право» содержат вопросы для семинарских занятий, задания для практических занятий, контрольно-проверочные вопросы по темам, основные и дополнительные практические задания по темам курса, творческие задания, тестовые задания для самопроверки и примерные вопросы для подготовки к экзамену.