Уголовное законодательство
В годы войны в СССР сохранились основные принципы советского уголовного права. Наиболее значительные изменения произошли в разделах о контрреволюционных преступлениях, об особо опасных преступлениях, против порядка управления, против социалистической собственности.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения», за такое преступление была установлена серьезная уголовная ответственность в виде тюремного заключения от 2 до 5 лет, если эти действия не влекли по своему характеру более тяжкого наказания. В довоенное время повысилась ответственность за разглашение государственной тайны. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну» установил ответственность должностных лиц за это преступление в виде лишения свободы до 10 лет, частных лиц до 3 лет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943г. для фашистских преступников и их пособников – предателей Советской Родины – была введена смертная казнь через повешение. В 1943 году были проведены первые процессы с применением этого Указа.
Усилилась уголовная ответственность за нарушение дисциплины на транспорте в связи с переводом его на военное положение. Суровой ответственности подвергались лица, уклонившиеся от военного учета и мобилизации.
16 января 1942 года ГКО установил порядок обязательной сдачи трофейного оружия. Приказом Наркомата юстиции СССР от 26 января 1942г. судам было предложено квалифицировать несдачу трофейного имущества по ст.182 УК РСФСР как незаконное хранение оружия, а злостное уклонение от сдачи и злостную порчу имущества – как контрреволюционный саботаж. В первом случае имела место аналогия закона, во втором – фактически предусматривался новый состав преступления.
В годы войны была установлена уголовная ответственность за уклонение от трудовой и иных повинностей. В первые месяцы войны Пленум Верховного Суда и Наркомюст СССР рекомендовали судам применять в этих случаях ст.59 УК РСФСР 1926 года, которая предусматривала ответственность вплоть до высшей меры наказания.
Была усилена ответственность за спекуляцию. Пленум Верховного суда в постановлении от 24 декабря 1942г. расширил состав этого преступления. Как спекуляция квалифицировались продажа самогона, а также продажа в значительных размерах махорки до выполнения данной местности плана заготовок. Должностные лица за разбазаривание хлеба и других продуктов для самогоноварения привлекались к ответственности по Закону от 7 августа 1932г.
Устанавливалась уголовная ответственность за нарушения законов о трудовых мобилизациях, трудовых обязанностях населения. Так, самовольный уход с военного производства и с предприятий близких к фронту районах наказывался лишением свободы от 5 до 8 лет (по приговорам военного трибунала). За уклонение от мобилизации в промышленность и строительство предусматривалась ответственность в виде исправительно-трудовых работ сроком до 1 года, а за уклонение от мобилизации в сельское хозяйство до 6 месяцев с удержанием до четверти зарплаты. Исправительно-трудовыми работами сроком до 6 месяцев с удержанием до 25% оплаты трудодней и в пользу колхоза наказывались колхозники за невыработку минимума трудодней.
В условиях войны усилилась опасность хищений социалистической, а также личной собственности граждан, что требовало и усиления борьбы с такими преступлениями. Но эта борьба велась главным образом путем применения законов, действовавших в довоенное время. В тоже время издавались и новые акты. Так, 25 июня 1943г. был издан Указ об ответственности за хищение горючего (лишение свободы на срок от 2 до 5 лет). До войны действовали два основных закона об уголовной ответственности за хищения социалистической собственности: ст.162 УК РСФСР (предусматривала максимальную санкцию в виде лишения свободы на срок до 5 лет) и сходные нормы УК других союзных республик, а также Закон от 7 августа 1932г. (по которому) применялись высшая мера наказания за крупные хищения и как исключение – лишение свободы на 10 лет). Имелось еще несколько норм об ответственности за убой скота, поломку тракторов и др., которые были направлены преимущественно против преступлений кулацких элементов в начале 30-х годов.
В годы войны было расширено применение Закона от 7 августа 1932г. и к хищениям менее крупным. Так, приказом Прокуратуры СССР с июля 1944 года предлагалось привлекать к ответственности по этому Закону за хищения хлеба и другой продукции. Этот же Закон применялся за растраты зерна, за незаконное получение продукции и др. Точно так же не путем издания нового закона, а постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 8 января 1942г. судам было предложено квалифицировать кражу личного имущества граждан при отягчающих обстоятельствах по аналогии, как бандитизм.
Изменения в уголовном праве военного времени характеризуется, во-первых, усилением наказаний за наиболее опасные в военной обстановке преступления; во-вторых, введением уголовной ответственности за некоторые действия, до войны признававшиеся административными и иными правонарушениями (например, за некоторые нарушения дисциплины труда в колхозах и др.); в-третьих, применением ряда действовавших суровых уголовных законов к более широкому кругу преступлений, чем ранее предусматривали эти законы или иногда совсем их не предусматривали.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Огромную цену заплатили советские народы за победу. Помимо неизбежных на любой войне потерь, многие погибли в результате грубых просчетов высшего командования, стремления приурочить взятие городов к торжественным датам. Писатель В.Л.Кондратьев, прошедший всю войну, отмечал: «Воевали мы, конечно, безграмотно. Абсолютно не считались с потерями. Это тоже продукт сталинской идеологии. Не жалели людей до войны, что же их щадить на фронте». НО, начиная с 1943г., мастерство советских военачальников уже не уступало, а часто и превосходило мастерство немецких.
Всего во второй мировой войне погибло более 50 млн.человек. Самые большие потери приходятся на долю СССР – около 27 млн.человек. Германии – 13 млн., Польши – 6 млн., Китая – 5 млн., Японии – 2,5 млн., Югославии – 1,7 млн. Франция, Великобритания и США потеряли соответственно 600 тыс., 370 тыс., и 300 тыс., человек. Из 18 млн. заключенных фашистских концлагерей 11 млн. погибло.
Самым главным итогом боевых действий стал разгром блока фашистских государств, что спасло мир от угрозы порабощения. Советские народы доказали свое право на самостоятельный выбор пути развития. От вражеской оккупации были освобождены многие народы Европы и Азии. Для них был открыт путь мирного, демократического развития. В результате войны значительно упрочился международный авторитет СССР.
И нам всегда надо помнить о тех, кто завоевал свободу и независимость нашей Родины. Помнить и проявлять заботу о тех, кто остался в живых.
Тема № 18: «СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (1945-1964 ГГ.)»
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
1. Перестройка Советского государственного аппарата.
2. Реформы 50-60-х годов.
3. Развитие права.
Заключение
Л и т е р а т у р а
1. История государства и права СССР. Ч П. Изд. МГУ. 1986.
2. История государства и права СССР. Ч.П., М., 1981.
3. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.
4. История России Х1Х-ХХ вв. Курс лекций. Ч.П. Брянск.
«Грани». 1992.
5. Полнер Е.Д. История Отечества. СПб., 1993.
6. Верт Н. История Советского государства 1900-1991 гг. М., 1992.
7. История России 1Х-ХХ вв. Образование – культура. СПб, 1995.
В В Е Д Е Н И Е
После окончания Великой Отечественной войны упраздняются чрезвычайные органы управления. Функции ГКО передаются Совету Народных Комиссаров. Прекращает деятельность Ставка Верховного Главнокомандования, Совет по эвакуации, другие центральные и местные органы военного времени. Проводится демобилизация личного состава Вооруженных Сил. Их численность доводится до штатов мирного времени. Все военно-промышленные наркоматы преобразуются в органы управления мирными отраслями промышленности.
В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон о преобразовании СНК СССР и союзных республик в Советы министров, а наркоматов министерства.
В течение 1946-1947 гг. проводятся выборы в Верховный Советы СССР, союзных и автономных республик, в конце 1947 – начале 1948 гг. состоялись выборы во все местные Советы. В ходе выборов депутатский корпус всех уровней состоял из почти 1,5 млн.чел.
Органы государственной власти и управления организуют работу по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства.
Потребности начавшейся «холодной войны» вызвали необходимость укрепления оборонного потенциала страны, создания ракетно-ядерного оружия, новых видов и родов войск.
1. ПЕРЕСТРОЙКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
АППАРАТА
Успехи страны в экономическом и культурном строительстве создали объективные предпосылки для развертывания инициативы союзных республик, расширения их прав в руководстве различными отраслями государственной жизни.
За годы Советской власти в союзных республиках заметно повысился культурно-технический уровень рабочего класса, выросли собственные кадры специалистов в различных областях народного хозяйства и культуры, способные успешно решать самые сложные задачи. В 1954-1955 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. В результате этого удельный вес продукции предприятий республиканского и местного подчинения повысился с 31% в 1953 г. до 47% в 1955 г.
Постановлением Совета Министров СССР от 4мая 1955 г. существенно был изменен порядок планирования и финансирования хозяйства союзных республик. Советам Министров союзных республик было представлено право самостоятельно утверждать планы производства и распределения всех видов промышленной продукции, вырабатываемой предприятиями республиканских министерств и ведомств и промысловой кооперации. В общегосударственном плане развития народного хозяйства объем продукции по этим предприятиям предусматривался в целом по республике.
Расширение бюджетных прав союзных республик выразилось в том, что в Государственном бюджете СССР было отменено деление бюджета союзных республик на республиканский и местный. Теперь в общесоюзном бюджете стали указываться лишь суммы расходов по каждой союзной республике в целом. Республиканские органы сами стали распределять средства между республиканскими и местными бюджетами. Это повысило возможности союзных республик в плане более полного учета местных условий при распределении бюджетных средств и, как показала практика, способствовала их дальнейшему хозяйственному подъему.
ХХ съезд КПСС не только одобрил принятые Центральным Комитетом партии меры по расширению прав союзных республик в хозяйственном и культурном строительстве, но предложил и впредь проводить политику устранения излишней централизации и управления народным хозяйством. Реализуя это указание съезда, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 30 мая 1956г. принял Постановление о дополнительной передаче в ведение союзных республик 3,5 тыс. предприятий и организаций легкой, текстильной, рыбной промышленности, производство продовольственных товаров, промышленности строительных материалов и других отраслей народного хозяйства. Некоторые отрасли государственного управления были полностью переданы союзным республикам (автомобильный транспорт и речной флот).
В соответствии с решениями ХХ съезда КПСС были расширены права союзных республик в области законодательства и осуществления правосудия. В феврале 1957г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуального кодексов».
Благодаря этому, во-первых, устранялась чрезмерная централизация в области правосудия, гражданского, уголовного и процессуального законодательства. Во-вторых, это создало возможность существенно обновить законодательство союзных республик в указанных областях с учетом местных национальных и бытовых особенностей.
Расширение законодательных прав союзных республик осуществлялось на основе полного соблюдения принципа единой законности в Советском государстве: за союзом ССР было сохранено право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия.
По Конституции СССР 1936г. вопросы регулирования областного, краевого административно-территориального деления были отнесены к компетенции Союза ССР. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон, по которому решение вопроса областного, краевого административно-территориального устройства переходило в ведение союзных республик. Из Конституции СССР исключалось перечисление краев и областей; за Союзом сохранилось лишь право на утверждение новых автономных областей. Последнее объяснялось тем, что вопросы образования новых автономных республик и автономных областей – это сложные государственные вопросы, требующие учета многих обстоятельств, прежде всего интересов самих национальностей, создавших автономные государственные образования.
В данный период изменился не только статус союзных республик, но их состав также. В 1956г., учитывая особенности национального состава Карело-Финской ССР (коренные народы здесь составляли лишь 17% населения), значительную общность экономики, тесные хозяйственные и культурные связи КФССР с Россией, в соответствии с пожеланиями трудящихся республики Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР, которая вошла в состав РСФСР.
В Российской Федерации были восстановлены, но на другой основе и еще некоторые автономии. По закону, принятому в феврале 1957г., Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балканскую, была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, Черкесская автономная область преобразована в Карачаево-Черкесскую, образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в июле 1958г. в Калмыцкую АССР.
2.РЕФОРМЫ 50 – 60 ГОДОВ.
На ХХ съезде КПСС были вскрыты серьезные недостатки в работе Советов – не всегда соблюдался принцип коллегиальности, сессии Советов созывались нерегулярно с нарушением сроков, установленных Конституцией СССР, депутаты не всегда отчитывались перед избирателями о своей работе. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». Отмечая недостатки в работе Советов, ЦК КПСС определил основные их задачи: значительное улучшение организационно-массовой работы и дальнейшее укрепление связи Советов с населением, всемерное вовлечение трудящихся в работу комиссий, массовых самодеятельных организаций; дальнейшее совершенствование работы советского аппарата, решительная борьба с проявлениями бюрократизма и волокиты, невнимательного отношения к нуждам населения; усиление роли Советов в хозяйственном и культурном строительстве, обеспечении общественного порядка и прав граждан, соблюдении социалистической законности.
В результате принятых мер деятельности Советов всех звеньев заметно оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались важные вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась работа постоянных комиссий Советов, укрепились связи Советов с народными массами, принимавшими широкое участие в работе органов власти.
Развивалась правовая база деятельности Советов. В 1957 – 1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.
Выражением дальнейшего развития социалистической демократии явились получившие распространение, начиная со второй половины 50-х гг, всенародные обсуждения важнейших законопроектов, в которых участвовали миллионы советских граждан.
В конце 1962г. была проведена реорганизация краевых, областных, районных Советов депутатов трудящихся. Существо ее состояло в том, что в большинстве краев и областей были созданы по два Совета депутатов трудящихся – промышленный и сельский, которым были подчинены соответственно промышленные и сельскохозяйственные районы. Очень скоро стала очевидна ошибочность такой перестройки, ибо она приводила к нарушению единства Советской власти, противоречила оправдавшему себя за многие годы на практике принципу построения государственных органов, ослабляла роль местных Советов в коммунистическом строительстве.
В соответствии с решениями ноябрьского (1964г.) Пленума ЦК КПСС Президиум Верховного Совета СССР своими Указами восстановил во всех крях, областях, районах единые Советы депутатов трудящихся.
Большое внимание уделялось проблемам совершенствования системы управления народным хозяйством, поиску наиболее целесообразных организационно-правовых форм, отвечающих достигнутому уровню развития советской экономики. Естественно, в процессе этого поиска не все себя оправдывало, но все формы оказывались жизнеспособными и рациональными.
В начале были проведены мероприятия по укреплению ряда центральных органов отраслевого государственного управления. В частности, созданное на основе Закона от 15 марта 1953г. Министерство культуры объединило учреждения и организации, ранее подведомственные министерствам высшего образования, трудовых резервов, кинематографии, а также комитетам по делам искусств и радиофикации, главполиграфиздату.
Такое решение себя не оправдало: аппарат стал излишне громоздким, трудно управляемым. Данное обстоятельство было подчеркнуто в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 октября 1954г. «О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению работы государственного аппарата».
В этом Положении указывалось на необходимость разукрупнения многих министерств и ведомств, дифференциации управления, ликвидации многоступенчатости в нем, приближения его к производству, устранения бюрократических извращений из практики государственных органов.
Эти цели, в частности, преследовала реорганизация управления промышленностью и строительством. В соответствии с решениями, принятыми Верховным Советом СССР в мае 1957г., отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был заменен территориальным. В связи с этим были упразднены некоторые общесоюзные и союзно-республиканские министерства, ведавшие промышленностью и строительством. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них Советом Министров союзной республики создавался совет народного хозяйства (совнархоз), который руководил всеми предприятиями и стройками.
Переход к территориальной системе управления промышленностью и строительством преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства.
Совнархозы сыграли известную положительную роль. Однако уже вскоре в управлении промышленностью на основе территориальной системы выявились серьезные недостатки. Руководство отраслью промышленности, представляющей собой в производственно- техническом отношении единое целое, было раздроблено по многим экономическим районам и оказалось нарушенным.
Важное значение для укрепления советского строя, дальнейшего совершенствования государственного управления имели мероприятия по укреплению правопорядка и социалистической законности, осуществленные Коммунистической партией в 50-е годы. Так, за работой органов государственной безопасности был установлен надлежащий партийный контроль, они стали укрепляться передовыми кадрами из числа партийных и комсомольских работников.
Одновременно с этим был отменен внесудебный исключительный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание при МВД СССР. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных и иных преступлениях рассматриваются в обычном процессуальном порядке. Советские люди, несправедливо репрессированные, были реабилитированы. В целях дальнейшего совершенствования управления органами государственной безопасности в марте 1954г. был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.
ХХ съезд КПСС (1956) не только одобрил осуществленные партией и правительством меры по дальнейшей демократизации государственного управления и укреплению социалистической законности, но и наметил курс по их развитию. В соответствии с этим была устранена чрезмерная централизация руководства органами внутренних дел. В их построении был восстановлен принцип двойного подчинения.
В октябре 1956 г. управления Министерства внутренних дел и управления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, городских и поселковых Советов трудящихся. Вместе с изменениями в структуре органов милиции на местах были осуществлены изменения прав органов милиции в союзных республиках. Начальник управления милиции союзной республики стал одновременно заместителем министра внутренних дел союзной республики и назначался Советом Министров союзной республики.
Восстановление принципа двойного подчинения в организационном построении органов внутренних дел укрепляло их связь с Советами депутатов трудящихся, способствовало усилению контроля за их деятельностью. Конкретным шагом в этой области являлось восстановление в 1957г. наблюдательных комиссий, которые создавались при исполкомах районных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения. Наблюдательные комиссии осуществляли постоянный контроль за соблюдением социалистической законности в деятельности ИТУ, за приобщением заключенных к общественно полезному труду, привлекали общественность к перевоспитанию осужденных, содействовали лицам, освобожденным из мест заключения, в трудоустройстве и т.д.
В рассматриваемый период был сделан крупный шаг в развитии организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка. В ноябре 1958 г. по инициативе ленинградских рабочих возникли добровольные народные дружины по охране общественного порядка (ДНД).
Всемерно содействуя развитию новой организационной формы, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959г. приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». В короткий срок добровольные народные дружины по охране общественного порядка в стране». В короткий срок добровольные народные дружины по охране общественного порядка получили широкое распространение, стали массовыми. Уже в 1962г. в стране насчитывалось более 130 тыс. добровольных народных дружин, объединивших в своем составе более 4 млн.человек.
Большое значение имели меры по дальнейшему улучшению деятельности милиции, осуществленные ЦК КПСС и Советом Министров в августе 1962г. Было признано целесообразным введение присяги в торжественной обстановке всем личным составом милиции, учреждение для республиканских, краевых, областных и крупных городских гарнизонов милиции Красных знамен. Одновременно Президиум Верховного Совета СССР установил ежегодный праздник – День советской милиции, который отмечается 10 ноября.
Вместе с тем необходимо отметить, что имели место решения, которые оказались ошибочными, не оправдавшими себя на практике, например ликвидация Министерства внутренних дел СССР (1960г.).
Как показала практика, это привело к усложнению координации работы республиканских органов общественного порядка, к неоправданному разнобою в нормативном регулировании некоторых вопросов охраны правопорядка, в частности в определении структуры и штатов отдельных органов внутренних дел. Оказались ослабленными межреспубликанский обмен опытом борьбы с преступностью и использование в этой борьбе новейших достижений науки и техники.
Еще раньше, в 1956г., были упразднены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик, а функции управления в области юстиции были переданы Верховному суду СССР, Верховным судам союзных и автономных республик, краевым и областным судам. Последние имели право производить ревизии народных судов, контролировать всю их деятельность, а также осуществлять руководство государственными нотариальными конторами.
В феврале 1957г. в связи с тем, что в работе транспортных судов не содержалось таких специфических признаков, которые бы давали основания выделять эти суды в особую судебную систему, а также в силу сокращения объема их деятельности транспортные суды были упразднены. Рассмотрение подсудных им дел было возложено на народные, краевые, областные суды, Верховные суды союзных и автономных республик.
Важное значение для успешного функционирования всей системы государственных органов имело Положение о прокурорском надзоре в СССР от 24 мая 1955 г. Высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами и учреждениями, отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагался на Генерального прокурора СССР. В Положении также говорилось об обязанности всех работников прокуратуры быть принципиальным и непримиримыми в борьбе за обеспечение строгого соблюдения социалистической законности. Прокуратура должна своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили.
Положение обязывало прокуроров всех звеньев внимательно следить за тем, чтобы ни один гражданин не был подвергнут аресту незаконно или необоснованно привлечен к уголовной ответственности. Положение четко определяло, что органы Прокуратуры СССР составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
Наряду с укреплением системы прокурорского надзора происходило развитие и совершенствование органов правосудия. Крупной вехой в этой области стало принятие Положения о Верховном суде СССР в феврале 1957г., которым были пересмотрены полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны. Были сокращены надзорные функции Верховного суда СССР, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены. Устанавливалось, что рассмотрение судебных дел в порядке надзора, как правило, должно заканчиваться в судебных органах союзных республик. Верховный суд СССР может истребовать дела, приговоры и решения по которым вступили в законную силу, из судебных органов союзных республик только в том случае, если они рассмотрены в порядке надзора в Верховном суде союзной республики. Пересмотр дела в Верховном суде СССР может иметь место лишь в случае противоречия постановлений Верховных судов союзных республик общесоюзному законодательству или при нарушении этими постановлениями интересов других республик.
Сокращение надзорных функций позволило Верховному суду СССР уделять больше внимания изучению и обобщению судебной практики, более тщательно разрабатывать руководящие разъяснения судебным органам, заниматься вопросами совершенствования советского законодательства и судопроизводства. Верховному суду СССР принадлежит право законодательной инициативы, а также право входить в Президиум Верховного Совета СССР с представлениями по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке, и по вопросам толкования законов СССР.
Верховный суд СССР действует в составе: Пленума Верховного суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии.
Верховный суд СССР состоит из Председателя Верховного суда СССР, заместителей Председателя Верховного суда СССР, членов Верховного суда СССР и народных заседателей, избираемых Верховным Советом СССР, а также председателей Верховных судов союзных республик, являющихся членами Верховного суда СССР по должности.
В декабре 1958 г. в соответствии с Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик участковая система народных судов была заменена единым народным судом города или района. Срок полномочий народных судей увеличен с 3 до 5 лет, что позволяет народному судье лучше изучить условия района, способствует стабилизации судебной практики, повышению судебной работы. Согласно Основам народные заседатели стали избираться на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, а военнослужащих – по воинским частям. Тем самым к осуществлению правосудия стали привлекаться более широкие слои трудящихся.
В целях усиления контроля общественности за судебной деятельностью Основы установили подотчетность народных судов непосредственно перед избирателями, всех других судов – перед Советами, их избравшими. Основы предусмотрели также образование Пленумов Верховных судов союзных республик, что обеспечивает более квалифицированное руководство с их стороны деятельностью судебных органов, учет специфических условий республик при осуществлении правосудия.
Законом от 25 декабря 1958 г. было утверждено Положение о военных трибуналах. Входя в единую систему судебных органов страны, руководствуясь едиными для всех судов принципами правосудия, трибуналы строятся применительно к организационной структуре армии. Надзор за судебной деятельностью военных трибуналов, организационное руководство ими осуществляется непосредственно Военной коллегией Верховного суда СССР и Пленумом Верховного суда СССР.
3. РАЗВИТИЕ ПРАВА.
Гражданское право.
Развитие гражданского права определялось теми процессами, которые протекали в социально-экономической жизни страны в данный период. Социалистическая система хозяйства, сформировавшаяся в результате победы социализма в СССР, еще больше окрепла и упрочилась. Определяющее влияние на развитие имущественных и других общественных отношений, регулируемых гражданско-правовыми нормами, оказывал факт превращения собственности в главный фактор экономической жизни страны.
Действовавшее к началу гражданское законодательство в значительной мере устарело и не соответствовало новым историческим условиям. Некоторые нормы, принятые в начале 20-х годов, на практике уже не применялись. Кроме того, гражданское законодательство было кодифицировано в рамках союзных республик в виде гражданских кодексов, в масштабе же всего Советского Союза такая систематизация проведена не была. Между тем общность социально-экономического и политического строя всех советских республик, тх объединение в союзном государстве делали необходимым выработку и закрепление норм, которые бы определили единые для всей страны принципы регулирования гражданско-правовых отношений.
Наконец, присущий данному периоду строительства социализма процесс дальнейшего развертывания социалистической демократии, всемерного упрочения законности повышал роль и значение правового регулирования хозяйственной жизни. Поэтому 8 декабря 1961г. Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.
В Основах были обобщены и сформулированы проверенные многолетней практикой положения, регулирующие имущественные отношения социалистического общества. Вместе с тем в них предусматривается много новых положений, продиктованных жизнью и получивших теоретическое обоснование в советской юридической литературе.
В Основах впервые в истории советского законодательства дается классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав, установлены гражданско-правовые средства охраны чести и достоинства граждан.
При установлении круга социалистических организаций, являющихся юридическими лицами, названы межколхозные и государственно-кооперативные объединения и предприятия. Тем самым гражданское законодательство становилось одним из факторов, способствующих созданию условий для постепенного сближения кооперативно-колхозной собственности с собственностью государственной, слиянию этих двух форм собственности в единую общенародную собственность. В разделе основ, посвященном праву собственности, подчеркивается, что Советское государство является единым собственником всего государственного имущества. За отдельными государственными предприятиями закрепляется только часть этого имущества, поступающего в их оперативное управление.
В соответствии с реально существующим положением в Основах уточняется характеристика форм социалистической собственности. Основы закрепляют государственную, кооперативно-колхозную собственность, а также собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
Большое место в основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик занимают нормы, регулирующие договоры и другие обязательства между социалистическими организациями. Они имеют целью укрепить договорную дисциплину как средство выполнения народнохозяйственных планов, обеспечить ответственность предприятий и организаций за ассортимент, качество и комплектность продукции, своевременную ее поставку.
Основы определяют единые для всего Союза ССР принципы регулирования имущественных отношений граждан. При этом учитывается, что личное благосостояние советских людей неразрывно связано с их участием в общественном производстве, с осуществлением принципа вознаграждения по труду, со всей системой социалистических имущественных отношений. В тоже время в условиях строительства развитого социализма большое значение сохраняет принцип материальной заинтересованности, поэтому государство защищает личную собственность граждан, основанную на их труде и предназначенную для удовлетворения их материальных и культурных потребностей. В соответствии с принципами социализма Основы устанавливают, что имущество, находящееся в личной собственности граждан, не может быть использовано для извлечения нетрудовых доходов. Это положение позволяет государственным и общественным органам опираться в борьбе с частнособственническими тенденциями, с тунеядством и стяжательством не только на нормы уголовного и административного права, но и на гражданско-правовые нормы.
В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приняты гражданские кодексы союзных республик, развившие и конкретизировавшие нормы общесоюзного законодательства.
Трудовое право.
Трудовое право развивалось под воздействием социально-экономических процессов, которые были обусловлены мероприятиями Коммунистической партии и Советского государства и преследовали цель дальнейшего подъема народного хозяйства, повышения материального благосостояния и культурного уровня трудящихся.
Существенные меры были приняты для упорядочения заработной платы рабочих и служащих. В 1955-1958 гг. повышается заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964г. в среднем на 21% была повышена заработная плата работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей, обслуживающих население.
Стали реализовываться намеченные в решениях ХХ съезда КПСС меры по переходу на сокращенный рабочий день. В первую очередь были переведены рабочие и служащие каменноугольной, горнорудной, металлургической промышленности, а также коксохимических предприятий. Затем, в марте 1956 г., на 2 часа была сокращена продолжительность рабочего дня рабочих и служащих в предпраздничные и предвыходные дни. Для подростков от 16 до 18 лет устанавливался 6-часовой рабочий день. Продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам увеличена с 77 до 112 календарных дней. Тогда же был начат перевод рабочих и служащих на 7 и 6-часовой рабочий день без уменьшения заработной платы, завершенный в 1960 г. Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предупреждением администрации за две недели.
В 1956 г. была отменена судебная ответственность за самовольный уход с предприятий, а также за прогул. Директор предприятия или начальник учреждения получил право наложить на работника, совершившего прогул, дисциплинарное взыскание согласно правилам внутреннего распорядка, либо лишить его права на получение процентной надбавки за выслугу лет на срок до 3 месяцев, либо уволить с указанием в трудовой книжке о прогуле. Вопрос о прогульщике мог быть передан на рассмотрение товарищеского суда.
В 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новое Положение о порядке рассмотрения трудовых конфликтов на предприятиях и учреждениях. По Положению на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам, возникавшие между рабочими и служащими, с одной стороны, и администрацией – с другой, по вопросам увольнения или перевода на другую работу, оплаты простоя или брака, сверхурочной работы и т.д. При несогласии заинтересованного работника с решением комиссии он мог обратиться в фабричный, заводской, местный комитет профсоюзов, который должен был в 7-дневный срок рассмотреть жалобу. При несогласии с постановлением комитета профсоюза оно могло быть обжаловано в 10-дневный срок в народный суд. Такой порядок рассмотрения трудовых споров расширял компетенцию профсоюзов по защите прав рабочих и служащих.
В рассматриваемый период существенно было улучшено пенсионное обеспечение трудящихся. В соответствии с Законом о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г. право на государственное пенсионное обеспечение имеют граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей, а также по старости или в случае потери кормильца. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору. Выплата пенсий обеспечивается за счет ежегодно ассигнуемых по государственному бюджету средств без каких-либо вычетов из заработной платы. Пенсии не подлежат обложению налогами. Пенсии по старости назначаются рабочим и служащим: мужчинам – по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам – по достижении 55 лет при стаже не менее 20 лет. Для рабочих и служащих занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, устанавливались льготные условия. Пенсия по инвалидности назначается, если инвалидность наступила в период работы или после ее прекращения независимо от того, сколько времени прошло между прекращением работы и наступлением инвалидности.
Благодаря введению в действие Закона о государственных пенсиях было достигнуто существенное повышение размера пенсий. Средний размер пенсий увеличился на 50-60%, по старости – более чем на 90%. Рабочим и служащим с невысокой заработной платой пенсии были увеличены в 2-2,5 раза.
В 1962 г. была повышена роль профсоюзов в решении вопросов пенсионного обеспечения рабочих и служащих. Устанавливалось, что документы, необходимые для назначения пенсий рабочим и служащим, предварительно подготавливаются комиссиями фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов по пенсионным вопросам совместно с администрацией предприятий, учреждений и организаций по последнему месту работы рабочих и служащих. Руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны беспрепятственно предоставлять трудовые книжки и другие документы о трудовой деятельности и заработной плате рабочих и служащих представителям профсоюзов для проверки правильности внесенных в них записей.
Уголовное право.
Для развития уголовно-правового законодательства наиболее важное значение имело издание в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы заменили действовавшие с 1924 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик.
В качестве главной задачи уголовного законодательства Основы закрепляли «охрану советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств». Для осуществления этой задачи закон определял, какие деяния являются преступными, и устанавливал наказания, подлежащие применению.
Особенностью Основ являлось сужение и смягчение уголовной ответственности за деяния, не представлявшие большой опасности для общества и государства. Вместе с тем Основы усиливали ответственность за некоторые наиболее тяжкие преступления. В частности, они предусматривали усиленное наказание для рецидивистов и других опасных антиобщественных элементов. В Основах четко был выражен принцип ответственности только за определенное деяние и принцип индивидуализации наказания в зависимости от степени вины лица, совершившего преступление.
Новым положением являлась отмена института аналогии, т.е. осуждение человека за деяние, прямо не предусмотренное в уголовном законе. Преступным признавалось лишь общественно опасное деяние, прямо предусмотренное законом, действующим в момент совершения преступления. Закон, устраняющий или смягчающий деяния, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до его издания. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание, обратной силы не имеет.
В Основах давался широкий перечень видов наказаний, начиная от наиболее мягких (общественное порицание) и кончая лишением свободы и ссылкой, что создало необходимые условия для правильного и последовательного решения задачи исправления и перевоспитания правонарушителей, возвращения их к честной трудовой жизни. В качестве исключительной Основы допускали высшую меру наказания – смертную казнь – расстрел. Однако она могла применяться лишь при совершении таких тягчайших преступлений, как измена родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах.
Основы отменяли ряд ранее существовавших видов наказания и среди них такую меру, как лишение избирательных прав. Основы повысили минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности с 14 до 16 лет. Вместо предусмотренного прежним законодательством максимального срока лишения свободы 25 лет Основы установили 10 лет, а за особо тяжкие преступления и для особо опасных рецидивистов – 15 лет. Имелось в виду, что при правильной постановке исправительной работы такой срок вполне достаточен для наказания и перевоспитания осужденных. Важно только, чтобы преступник знал, что наказание будет неотвратимо и что он фактически его отбудет.
В соответствии с этим Основы предусматривали, что условно-досрочное освобождение должно было применяться только к тем осужденным, которые примерным поведением и честным отношением к труду доказали свое исправление и фактически отбыли не менее половины срока наказания. К лицам, осужденным за тяжкие преступления, условно-досрочное освобождение могло применяться по отбытии ими не менее 2/3 срока наказания. В отношении особо опасных рецидивистов эта мера не применялась вообще. Тогда же, в декабре 1958 г., Верховный Совет СССР принял Законы «Об уголовной ответственности за государственные преступления» и «Об уголовной ответственности за воинские преступления». Эти законы, принятые взамен устаревших аналогичных правовых актов, действовавших с 1972г., отражали новые исторические условия. Они предусматривали уголовную ответственность за наиболее опасные для советского общественного и государственного строя преступления.
Общесоюзные уголовно-правовые законы стали базой для дальнейшего развития уголовного законодательства союзных республик. В соответствии с положениями и принципами, закрепленными в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, разрабатывались уголовные кодексы союзных республик. В октябре 1960г. Верховным Советом РСФСР был принят Уголовный кодекс РСФСР, заменивший собой Кодекс 1926г. Вслед за Российской Федерацией такие кодексы были приняты в других союзных республиках.
Уголовно-процессуальное право.
Развитие уголовно-процессуального законодательства в рассматриваемый период характеризуется дальнейшим углублением правового регулирования деятельности органов советского правосудия, приведения его в полное соответствие с требованиями социалистической законности.
В этом плане существенное значение имели Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в1958г. Основы устанавливали задачи советского уголовного судопроизводства, которые состоят в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказании виновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности. Уголовное судопроизводство было призвано способствовать укреплению социалистической законности, охране прав граждан, воспитанию их в духе неуклонного исполнения советских законов и уважения правил социалистического общежития.
Основы закрепили принципы советского уголовного судопроизводства: недопустимость привлечения в качестве обвиняемого иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом, осуществление правосудия только судом, осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и подчинение их только закону, гласность судебного разбирательства; ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики, автономной области, национального округа или на языке большинства местного населения, обеспечение обвиняемому права на защиту.
Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве. Эти органы призваны обеспечить безусловное раскрытие всех преступлений и применение наказания к лицам, их совершившим.
Согласно Основам производство предварительного расследования возлагалось на следователей прокуратуры, а по некоторым тяжким государственным преступлениям – на следователей органов государственной безопасности. В 1963г. право производства предварительного расследования по уголовным делам было предоставлено органам внутренних дел. Последние осуществляли также дознание по некоторым видам преступлений. Основы предоставляли следователям право давать органам дознания обязательные для них поручения и указания о производстве оперативно-розыскных и следственных действий, требовать всяческого содействия при расследовании уголовных дел.
Основы предусматривали участие защитника в деле со стадии предварительного следствия, точнее, с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявлении ему для ознакомления всего производства по делу. По делам о преступлениях несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могли сами осуществлять свое право на защиту, защитник допускался к участию в деле с момента предъявления обвинения.
Основы расширяли возможность участия населения в осуществлении правосудия путем введения института общественных обвинителей и общественных защитников. Участие представителей общественности в судебном разбирательстве способствует усилению воспитательной роли социалистического правосудия.
Еще до принятия Основ, в 1956г., были отменены законы, принятые в 30-х годах, устанавливавшие упрощенный порядок производства по государственным преступлениям.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В октябре 1961 г. состоялся Двадцать второй съезд КПСС, принявший новую Программу партии, в которой намечался переход общества к коммунизму. Первые десять лет (1961 – 1971 гг.) отводились на создание «материально-технической базы коммунизма», последующие (1971 – 1981 гг.) на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое общество и передать функции государства органам самоуправления трудящихся. В новом партийном Уставе закладывался механизм, призванный обеспечить обновление и омоложение партийных кадров. Однако на практике партийная реформа укрепила отношения личной преданности в верхах партаппарата и не смогла привлечь на сторону реформаторов массу низших партаппаратчиков. Противостояние консервативного руководства и либеральной интеллигенции (в сфере идеологии и культуры) закончилось последней. Сокращение числа совнархозов и образование Высшего совета народного хозяйства – Совета Министров СССР – завершили процесс воссоздания централизованной экономической структуры (1963г.).
В октябре 1964 г. Н.Хрущев, с именем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был смещен с высших государственных и партийных постов. Неустойчивость ситуации, к которой приводили начинаемые им реформы, восстановили против него разные слои общества: бюрократию, технократов, партноменклатуру, военных. Пришедшая к власти в 1964г. группировка пыталась сочетать идеологический консерватизм с экономическими реформами.
Тема № 19: СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД
КРИЗИСА СОЦИАЛИЗМА (1965 – 1991 Г.Г.).
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
1. Конституция СССР 1977 года.
2. Расхождение между законодательством и реальной практикой
государственной жизни.
3. Общая характеристика права.
Заключение
Л и т е р а т у р а:
1. История государства и права СССР. Ч.П. Изд. МГУ, 1986.
2. История государства и права СССР. Ч.П. М., 1981.
3. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.
4. Устройство государства Российского. Л., 1991.
5. Страницы истории советского общества. Факты, проблемы, люди. М., 1989.
6. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. М., 1987.
7. На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе. М., 1990.
8. Национальные процессы в СССР. Наука, 1991. Тишков В.А. Союз до и после пяти лет перестройки.
9. Рыбаков В.А. История и перестройка. М., 1989.
10. Шохин А.Н. Социальные проблемы перестройки. М., 1989.
11. Верт Н. История Советского государства 1900-1901. М., 1992.
12. Атаманчук Г.В. Сущность советского государственного управления. М., 1980.
В В Е Д Е Н И Е
Новый этап развития, в который вступило советское общество, настойчиво требовал своего законодательного закрепления, создания новой Конституции СССР. Подготовка проекта Конституции была длительной и сложной. Работа над проектом Конституции началась еще в предыдущий период. На необходимость изменения и дополнения Конституции указал в 1959 г. ХХ1 съезд КПСС. В документах ХХП съезда, принявшего Программу партии, был сформулирован исторически важный вывод о постепенном перерастании государства диктатуры пролетариата в общенародное государство и превращении пролетарской демократии в общенародную. Съезд подчеркнул, что эти новые черты в жизни советского общества призвана отразить Конституция, к разработке которой решено было приступить.