Вопрос Связи с общественностью в органах власти
Так к основным целям PR в системе государственного управления можно отнести:
– участие в демократизации государственного управления;
– содействие становлению гражданского общества;
– обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе;
– обеспечение связей с гражданами и их объединениями;
– помощь сотрудничеству с гражданами, их объединениями в разработке и осуществлении программ решений;
– содействие в выполнение законодательства.
Также первостепенная цель PR-служб в органах власти состоит в наладке механизма использования коммуникативного потенциала как ресурса проведения государственной политики. Коммуникационные возможности государственной власти заключаются не только в наличии эффективных информационных каналов, но и в способности общаться с населением, объяснять обществу свои решения, слышать запросы различных социальных групп. Если в государственной деятельности отсутствует своевременное информирование населения о ближайших перспективах и ожидаемых результатах, в обществе возникают предпосылки к отчуждению населения от институтов власти и, как следствие, рождается недоверие к правительственным программам и решениям.
Следует помнить, что органы государственной власти предназначены не только для информирования общества. Это также и средство воспитания основных слоев населения с тем, чтобы стимулировать их к деятельному и продуктивному участию в решении общенациональных вопросов и проблем местного значения. В основе взаимодействия государства и общественности лежит принцип сотрудничества,4 требующий делового партнерства и коллективной ответственности за совместно выработанные и принятые решения. Сотрудничество власти и общественности способствует развитию гражданского сознания, и создают благоприятный общественно-политический климат.
Возможности PR могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений. Доверие и понимание общественности могут достигаться только при условии, что государственные органы сами направлены на предельно допустимое доведение до общества правдивой информации о своих действиях и принимаемых решениях, а также положении в стране. Служба связей с общественностью в государственных структурах в своей деятельности базируется на основополагающих принципах: принципе демократии, обеспечения альтернативности и технологичности.
ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ
Функции связей с общественностью в системе органов государственной власти сопряжены с характером и особенностью деятельности последних. В зависимости от статуса конкретной государственной структуры эти функции могут значительно расширены (например, федеральный орган) или сужены (например, муниципальное образование). Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб по связям с общественностью: в региональных и муниципальных органах власти, например, широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. В федеральных же органах власти зачастую упор делается на информационную функцию - взаимодействие со средствами массовой информации, на аналитическую и прогностическую работу. В целом же деятельность связей с общественностью в органах государственной власти обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных (групповых) и частных интересов, что и определяет наличие и сочетание разнообразных функций.
Вместе с тем, мы считаем, что существует некая типичная общность функций, которые применимы в деятельности любого субъекта государственного управления.
Информационная функция.
Аналитическая функция.
Коммуникативная функция.
Интегративная функция.
Консультативно-методическая функция.
Организационная функция
Правовая функция.
4 вопрос Содержание понятия «PablicAffairs»
PublicAffairs (в дословном переводе — «публичные дела»). По мнению ряда авторов, термин «лоббизм», как правило, нагружен негативными коннотациями и его заменяют термином publicaffairs, так, в Великобритании лоббистские агентства называют себя PA-консультантами.
Существуют различные определения publicaffairs. К примеру, Джон Палужек из агентства Ketchum считает, что «publicaffairs помогают организации развивать и поддерживать взаимовыгодные отношения с различными представителями общественности, от которых зависит не только состояние государственной политики, но и будущее организации». ДжеймсГрюниг видит publicaffairs как более узкую область связей с общественностью, «которая сводится к коммуникациям с представителями госорганов и другими акторами, определяющими публичную политику».
PublicAffairsCouncil дает более обширное определение понятию publicaffairs как «деятельности по контролю и управлению условиями ведения бизнеса, который включает в себя связи с органами государственного управления, issuesmanagement, технологии лоббирования, а также соци- альную ответственность, позволяющие влиять на публичную политику, эффективно управлять репутацией и находить точки соприкосновения со стейкхолдерами».
Таким образом, publicaffairs позволяют участвовать в создании государственно-общественной политики не только государственным структурам, но и другим представителям общественности.
Как уже отмечалось, термин publicaffairs зачастую используется в каче- стве эвфемизма в ряде контекстов, где термины «лоббизм» или «паблик рилейшнз» имеют негативную коннотацию и ассоциируются с «подковерными играми» и скандалами.
Ряд специалистов определяют publicaffairs как более узкую область publicrelations. Так, Дж. Уайт в книге «Как понимать публичные отношения и управлять ими» утверждает, что «занятие публичными делами (publicaffairs) является специализированной практической отраслью внутри публичных отношений (publicrelations). Оно касается отношений, включенных в развитие публичной политики, законодательства и управления, которые влияют на организации, их интересы и действия». Другими словами, «если под PR подразумевается выстраивание отношений со всеми лидерами общественного мнения (ключевыми партнерами), то РА налаживает отношения лишь с теми из них, которые так или иначе вовлечены в процессы публичной политики, постановки общественного дискурса, повестки дня и т.п.»