Систематизация римского права при императоре Юстиниане.
С падением в конце V в. Западной Римской империи хранителем традиции римского права осталась Византия (см. § 40). В период правления императора Юстиниана (527 – 565 гг.) там были предприняты важные политические и правовые реформы, осуществленные во многом благодаря личной инициативе самого императора. Одним из наиболее последовательных стремлений Юстиниана было желание возродить правила древней римской юридической культуры, вернуть юстицию к канонам классического права. Особый блеск такому юридическому архаизму должна была придать новая юридическая культура, носителями которой были известнейшие юридические школы в Константинополе, Афинах, Бейруте. Главнейшим путем, которым можно было бы достичь таких целей, по идее Юстиниана, должна стать всеобъемлющая систематизация источников старого и нового права, причем этой систематизации изначально предполагалось придать значениеединственно дозволенного на будущее свода права, чтобы устранить разночтения, противоречия и субъективные толкования, не согласующиеся с самим духом централизованной императорской юстиции.
В феврале 528 г. для этих целей была учреждена государственная комиссия из 10 администраторов и юристов – «людей науки, опыта, неутомимого и похвального усердия к общественному делу». Официально возглавил комиссию правитель дворца Иоанн. Однако подлинным руководителем работ стал юрист и бывший квестор, префект претория Трибониан, известный как своими юридическими познаниями, так и литературной деятельностью.
К апрелю 529 г. комиссия завершила составление сборника императорских конституций в 12 книгах – Кодекса. Основой для него стал известный Кодекс Феодосия, но многое было дополнено и прибавлено из иных императорских постановлений, а кроме того, опущено все, что Юстиниан счел утратившим силу. Сложнее обстояло дело с систематизацией «старого права».
В декабре 530 г. Юстиниан направил на имя Трибониана особый указ, которым тому было поручено провести параллельную кодификацию основных источников «старого права». Эта работа должна была стать поистине новаторской, поскольку не имела исторических предшественников, а, кроме того, самые принципы ее только предстояло разработать. Новая комиссия была составлена уже самим Трибонианом, куда он включил 15 знатоков права – адвокатов и профессоров самых знаменитых юридических школ того времени. Комиссия пошла по пути систематизации главным образом выдержек из трудов наизнаменитейших правоведов-классиков – тех, сочинениям которых еще в V в. была придана обязательная сила. А через эти сочинения комиссия воспроизводила основные принципы преторского эдикта, древней юридической практики, отраженной в советах классиков, а также большого числа других правоведов, на которых ссылались первые. Выбор литературных источников иногда носил случайный характер и определялся, по-видимому, тем, что было реально в распоряжении комиссии Трибониана и пользовалось особым успехом в восточных провинциях; влияла и поспешность работы. По некоторым наблюдениям, комиссия Трибониана разделилась на три части, и каждая работала над своим кругом литературы. А затем они свели все воедино по стандартной схеме. Так появились Дигесты (или Пандекты) в 50 книгах, обнародованные в декабре 533 г. Это была наиболее объемная часть всей кодификации, и именно кодификация права, поскольку большинство правил были впервые изложены в сокращенном виде и систематизированы по совершенно новой схеме, абсолютно не присущей первоначальным источникам.
Параллельно Юстиниан повелел комиссии подготовить единое руководство для юридических школ, которое бы впредь стало общеобязательним и единым, устранив тем самым ненужный субъективизм в изучении права: «Чтобы дать начинающим основные сведения о праве, с помощью которых они могли бы приступить к более глубокому его изучению». Работу по составлению такого обобщающего учебника под руководством Трибониана менее чем за год выполнили профессора Феофил и Дорофей. Как было предписано указом императора, основой для свода они выбрали типичные для классической юриспруденции «Институции», но многое было внесено и по собственному усмотрению членов комиссии.
К 533 г., когда в основном завершилась работа комиссии над самыми объемными частями свода, количество новоизданных за правление Юстиниана постановлений и законов превысило несколько сот. Изданный четырьмя годами ранее кодекс основательно устарел, а главное – он не отражал новой правовой политики императора Юстиниана. К ноябрю 534 г. было завершено создание новой редакции кодекса, куда было включено свыше 4.600 императорских конституций преимущественно христианской эпохи и соответствующих главным линиям законодательной деятельности Юстиниана. Первый кодекс был аннулирован.
И начало работ над каждой частью систематизации, и окончание их сопровождалось изданием специальных конституций Юстиниана, в которых отмечались принципы составления каждой части, а по окончании, юридическое значение. Наиболее важной стороной проведенной систематизации стало то, что после ее завершения Юстиниан указал считать три составленные части единственным впредь источником правовых норм, имеющим силу наравне с императорскими законами. Также запрещалось подвергать Институции, Дигесты и Кодекс истолкованию; выраженные в них правила следовало понимать строго буквально и применять, придерживаясь текста и буквы древних правил.
Со времени составления многих источников права, сочинений древних юристов, использованных при кодификации, прошло несколько веков: наиболее ранние из использованных работ относились к I в. до н. э. Повинуясь и замыслу императора, и собственным представлениям, и реальности практики своего времени, комиссия проводила систематизацию, подновляя терминологию, заменяя уж очень архаичные термины (например, манципацию, которой уже не было в ходу со II в.) на принятые в Византии в VI в. Многое комиссия подправляла, подчиняясь собственным, не очень выверенным представлениям о том, что должны были якобы сказать древние авторы. Эти обновления получили название интерполяций. Интерполяции, сделанные комиссией Трибониана, в истории римского права получили двоякое значение. С одной стороны, они затемнили подлинные тексты исторических источников римского права, особенно высказывания древних юристов иих субъективные рассуждения. С другой – и это был очень важный исторический шаг – они придали разрозненным источникам римского права характер единой и почти во всем логически связанной системы, а всей кодификации Юстиниана – значение цельного Свода.
31. Римское право как эталон современного права: вещное право, статус собственности, обязательственные отношения
Римское право – дисциплина, занимающая важнейшее место в структуре юридического образования. Это обязательный предмет на юридических факультетах университетов практически всего мира. Причины этой «обязательности» не только исторические, это не только дань традиции, идущей из Средних веков, когда в Европе открывались первые университеты с изначально единственной целью – изучать римское право. Дело не в увлеченности историей и «грузе прошлого», довлеющего над европейскими нациями, – а в идеалах и истинах, которыми вдохновлялась римская юриспруденция.
Именно римляне стали первооткрывателями и родоначальниками юридической науки. Римские юристы познали право и юридическую науку как «искусство добра и справедливости» (Цельс), навсегда связав право и справедливость, равенство, свободу, закон и власть – в единое, неразрывное целое. Поэтому римское право вот уже в течении более чем двух тысяч лет остается отправным пунктом в подготовке «настоящего» юриста. Римское право как учебная дисциплина призвана обеспечить студенту базовую подготовку, которая давала бы средства и приемы, необходимые для юридического образа мысли. Как отмечает испанский романист Гарридо, это «подразумевает не изобилие сведений по законодательству или как можно более обширных исторических и социологических знаний, а обучение технике и проблемному мышлению подлинного юриста»[1].
Римская юриспруденция и римское право стали фундаментом современной юридической науки и интегрирующим элементом европейской и западной культуры в целом. Это обусловлено во многом высоким уровнем римской правовой культуры – разработкой римскими юристами основополагающих правовых принципов и понятий, концепций и конструкций, предмета и методологии юридического анализа. То есть римское право содержит некую модель, систему принципов, технологию для решения правовых проблем. Даная система построена на казуистическом методе толкования-интерпретации правовых норм, «ответах знатоков права». Ответы и решения римских юристов и представляют собой необходимую «точку опоры» для формирования юридического стиля мышления.
В римском праве была выработана научная терминология, которая стала общеюридической терминологией. Таким образом, посредством изучения основ римского права молодые юристы овладевают юридическим языком, знакомятся с основными правовыми институтами и юридическими терминами современного, действующего права.
Сама ценность преподавания римского права обусловлена его особым духом, и, наверное, это самое главное. Это дух правотворчества юристов – подлинных творцов права, ревнителей свободы, «лучших граждан» и слуг справедливости. Как говорил римский юрист Помпоний «цивильное право устанавливается без записи, одним толкованием знатоков права». Именно правотворческая деятельность римских юристов и является той непревзойденной «школой свободы» для современных наций в их противостоянии государственному авторитаризму и легализму. То есть очень важен и ценен в римском праве этот антилегалисткий и антиавторитарный дух.
Но мы, конечно, должны помнить, что это не помогло римской гражданской общине-республике, раздавленной и погребенной обожествленной личной властью императоров, их «частным правосудием» и «бюрократической» юриспруденцией. Кроме того, римская правовая система отлична от правовых систем современных национальных государств. И главным образом тем, что это право основано не на абстрактных правовых установлениях, а на отдельных случаях-казусах, взятых из повседневной жизни. Это позволило римскому праву максимально развить технику анализа правовых понятий и институтов. Поэтому это право называют «лабораторией юристов». Другая особенность римского права – это акцент на процессуальных аспектах права. Римское право именуют «открытой» системой для решения правовых проблем «с помощью совершенной процедуры исков и процессуальных мер». Римлянин никогда бы не сказал «у меня есть право», он бы выразился иначе – «у меня имеется иск». Римское право развивалось на почве судебной защиты прав по принципу «я имею иск, следовательно, я имею право».
В системе юридических дисциплин римское право традиционно имеет статус введения в гражданское право (цивилистику) и сравнительное правоведение. Но своим предметом оно охватывает и общетеоретическую, и историческую проблематику. Так, программа преподавания римского права обычно включает следующие элементы (предмет римского права):
1. – «конституция» и история римского государства
2. – источники римского права
3. – основные принципы и институты римского публичного и частного права (с упором и акцентом на частное право)
То есть в общих чертах рассматриваются, как правило, публично-правовые установления (сфера государственного устройства, институциональный механизм римского государства, источники римского права). А также основные институты римского частного права (права лиц, защита прав – римский гражданский процесс, семейное право, вещное право, обязательственное право, наследственное право).