Прокурорский надзор в управлении и административный надзор
Прокурорский надзор — надзор, осуществляемый органами прокуратуры на основании Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации». Предметом прокурорского надзора за исполнением закона является:
исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контрольными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями, общественными, политическими организациями, объединениями, должностными лицами;
установление соответствия законам правовых актов, издаваемых перечисленными органами, организациями, должностными лицами. Цели прокурорского надзора: своевременное реагирование на нарушения законности в управлении; принятие мер по устранению причин и условий ее нарушения; восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных лиц. Методы работы органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере управления: проверка исполнения законов поднадзорными объектами; проверка правовых актов, издаваемых поднадзорнымиобъектами, с целью установления соответствия актов закону и иным нормативным актам; участие прокурора в заседаниях органов представительной и исполнительной власти;
изучение, обобщение сведений о нарушениях законности и принятие соответствующих мер.
В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом. Внести протест на противоречащий закону правовой акт. Протест приносится в орган, организацию или должностному лицу, издавшим акт, либо в вышестоящий орган и должностному лицу, либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента поступления его в соответствующий орган. Ответ прокурору дается в письменной форме. Направить представление в орган, общественное объединение, политическую организацию, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению законности. Основаниями для внесения представления являются: выявленное нарушение закона; совокупность нарушений закона; обобщение жалоб и заявлений граждан, поступающих в прокуратуру; обобщение судебной практики. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается в письменной форме. Вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
Виды надзорной деятельности государства:
- отраслевой надзор (например, финансовый надзор);
- межотраслевой надзор, осуществляемый не только в сфере государственного управления, но и в иных сферах общественной жизни.
Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:
- Государственный таможенный комитет РФ;
- Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
- Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;
- Федеральный горный и промышленный надзор России;
- Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;
- Государственная налоговая служба РФ;
- Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.
Особенности административного надзора:
- является особой разновидностью государственного контроля;
- осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;
- деятельность по надзору осуществляется систематически;
- цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;
- между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;
- осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;
- осуществляется при помощи определенных методов;
- оценка объекта дается только с позиции законности.
Методы осуществления административного надзора:
- постоянное наблюдение;
- периодические проверки;
- обследование поднадзорного объекта;
- истребование и анализ документов;
- изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления.
Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:
- получение информации;
- применение мер административного предупреждения;
- применение мер административного пресечения;
- привлечение к административной ответственности;
- регистрация и учет;
- выдача разрешений (лицензий);
- нормотворчество.
Предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.