Особенности радио. Типы вещания. Радийные форматы. Три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность.
Три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность.
1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.
2. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Более того, разнообразие интересов именно этой части аудитории стимулировало значительное расширение жанрово-тематических параметров вещания (что в свою очередь способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, более четкой их адресной и содержательной направленности и дифференциации).
3. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учеными И.М. Сеченовым и И. П. Павловым. Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира
Классификация радиостанций проводится по территориальному охвату (федеральные и локальные местные) и по содержанию эфира. Мы же рассмотрим сейчас классификацию радиостанций по типам вещания.
Такие классификации зачастую путают с форматом. На самом же деле классификация определяется по соотношению информации и музыки, а форматом называется стиль музыкальных радиопрограмм для целевой аудитории, предпочитающей определённое направление музыки.
Классификация типов вещания состоит из четырёх пунктов.
1. Информационное
Музыки в эфире почти нет, выпуски новостей «закольцованы», при этом информация постоянно обновляется по мере поступления, сюда же добавляются рекламные вставки.
2. Информационно-музыкальное
Соотношение: информации 60-70 % и музыки 30-40 %. Огромное количество государственных и некоммерческих радиостанций подпадает под этот тип радиовещания.
3. Музыкально-информационное
В данном случае соотношение как раз наоборот – информации 30-40 %, а музыки побольше, 60-70 %.
Как и в предыдущем случае, государственные и некоммерческие частные радиостанции обладают таким типом радиовещания.
4. Музыкальное
Количество выпусков новостей, рекламы, коротких рубрик – то есть информационного наполнения, - не превышает 10-25 % от общего эфирного времени. Всё остальное – это музыка. Такой тип вещания свойственен подавляющему большинству музыкальных коммерческих радиостанций.
Форматирование музыкальных радиопрограмм восходит к 50-ым годам, и началось оно в США, стране-законодательнице мод в сфере радиобизнеса, поэтому все нижеприведенные форматы и субформаты заимствованы из североамериканской классификации.
Итак:
- АС (Adult Contemporary) — современная музыка для взрослых. Самый распространенный формат. Его основная целевая аудитория — 20-45 лет. У этого формата есть субформаты:
- Soft AC — мягкий АС с преобладанием спокойных, лирических песен и относительно малым количеством горячих хитов (тип — "Радио 7" или "Лав Радио" — здесь и далее ссылка на московские радиостанции), с целевой аудиторией 25-45 лет,
- Hot AC — горячий АС с преобладанием более ритмичной музыки и чуть большим количеством горячих хитов (тип "Радио Монте Карло"), с целевой аудиторией 20-30 лет,
Кстати, АС в качестве приставки, обозначающей более старшую целевую аудиторию, появляется и в других форматах, что мы увидим чуть ниже.
- CHR (Contemporary Hit Radio) — современное хитовое радио с целевой аудиторией 12-25 лет. Здесь также можно выделить несколько субформатов:
- CHR/Pop — с преобладанием хитов в стиле поп (тип "РДВ"),
- CHR/Rhythmic — с преобладанием ритмичной танцевальной музыки, (тип "Европа Плюс"),
- Modern Rock oriented CHR — с преобладанием композиций в стиле современный рок и поп-рок (тип "Максимум", "Наше Радио"),
- а также ряд других очень узконаправленных стилевых разновидностей формата CHR.
- Rock — Рок-радиостанции, в эфире которых преобладают композиции в стилях рок-н-рол и рок с целевой аудиторией 18-35 лет. Это достаточно узкий формат, но у него тоже есть несколько субформатов:
- AR (Active Rock) — активный рок и рок-н-рол с достаточно большим каталогом классических песен в этом стиле 70-х — 90-х годов (с некоторой натяжкой к этому формату можно отнести "Открытое Радио"),
- AOR (Album Oriented Rock) — с преобладанием не попавших в хит-парады малоизвестных альбомных песен, в основном, известных исполнителей (мне неизвестны российские радиостанции, работающие в этом формате),
- Modern Rock — Mainstream Rock — современный рок — рок в стиле мейнстрим, т.е. ориентированный на средний вкус ("Ультра"), этот формат во многом пересекается с Modern Rock oriented CHR, отличается же он в первую очередь более консервативным неконформистским отбором музыкального материала,
- сюда же можно отнести и очень узконаправленный Rock Alternative (альтернативный рок).
А теперь несколько видов форматов, которые представлены в отечественном радиоэфире или очень мало, или не представлены совсем:
- Classical — классическая музыка (тип — самое первое "Радио Классика" с очень узкой целевой аудиторией без возраста),
- Oldies — ретроформат с целевой аудиторией от 45 лет (тип "Радио Ретро"),
- NAC/Smooth Jazz — мягкий джазовый формат с целевой аудиторией 30-45 лет (вечерний эфир на "МВ"),
- Alternative — альтернативная музыка с целевой аудиторией 18-25 лет и его субформат:
- Alternative AC — с целевой аудиторией 25-35 лет,
- Urban — преимущественно "черная" музыка в стиле урбан и рэп с целевой аудиторией 14-20 лет и его субформат:
- Urban AC — для более "старших товарищей",
- R&B (Rhythm and Blues) — ритм-энд-блюз — название формата говорит само за себя - активный формат с целевой аудиторией 25-40 лет,
- Country — кантри — народная североамериканская музыка,
- Folk — фолк — народная стилизованная музыка,
- Christian — музыка религиозного содержания, в том числе и в современной обработке,
- EZ (Easy Listening) — фоновый, ненавязчивый, мягкий формат с расслабляющей, успокаивающей музыкой (сейчас — "До-Радио"),
- Шансон — новый российский формат, по форме нечто среднее между folk и country, а по содержанию фактически результат, мягко говоря, специфического развития нашего общества последние 80 лет — смесь лагерной (блатной) музыки, бардовской песни, так называемого городского романса и песен в стиле группы "ДДТ".
Существует еще целый ряд очень узких специфических форматов, свойственных, скорее, североамериканскому радиорынку, поэтому разговор о них — тема особой статьи.