ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических

Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.Гражданское общество основано на уважении к нраву, ориентировано на конкретного человека, обес­печивает свободу развития личности, реальность прав и свобод человека, вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество — это сообщество свободных индиви­дов, располагающих комплексом прав в различных сферах обще­ственной жизни. В экономической сфере каждый индивид высту­пает собственником, т.е. реально обладает средствами, необходи­мыми для его нормального существования. В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, одна­ко он вправе самостоятельно определять эту принадлежность. В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, уча­ствовать или не участвовать в выборах и т.д. В духовной сфере ин­дивид располагает свободой своего культурного развития.

В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы че­ловека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реали­зовывать потребности и интересы индивида. Гражданское обще­ство обладает возможностью к саморазвитию, независимо от го­сударства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти.

Гражданское общество развивается вместе с государством, ко­торое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества.

В состав гражданского общества входят социально-экономиче­ские отношения и институты, общественные объединения, проф­союзы и политические партии, сфера воспитания, образования, науки и культуры, средства массовой информации, семья, цер­ковь и др. Все они составляют структуру гражданского общества, которая представляет собой внутреннее его строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех составных частей.

Гражданское общество включает в себя три уровня обществен­ных отношении. Первый из них связан с воспроизводством челове­ка, воспитанием детей, семьей, бытом, образованием, культурой. Второй охватывает сферу экономики с многообразием действу­ющих здесь субъектов. Третий уровень связан с политической жиз­нью общества, субъектами которой выступают граждане, их объ­единения и государство.

Гражданское общество тесно связано с политической систе­мой общества. И там, и там действуют одни и те же субъекты. Тем не менее, структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. В последнюю не входят семья, воспита­ние, образование, социально-экономические отношения. Через

политическую систему гражданское общество тесно связано с го­сударством. Становлению и развитию гражданского общества спо­собствуют культурное состояние общества, правовой характер го­сударства, расширение прав и свобод граждан. Доминирование государства над обществом — основное препятствие развития граж­данского общества. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в фор­мировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан.

Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского обще­ства и государства затруднено рядом объективных причин. Госу­дарство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства — уп­равление обществом. Нередко она реализуется в ущерб обществен­ным интересам. Гражданское общество построено на горизонталь­ных связях его субъектов, взаимодействующих па началах свободы и равенства. Деятельность государства осуществляется на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.

Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свобод­ного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.

Правовое государство — это такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свобо­ды человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Во все времена государство довлело над обществом. Законодательство носило ограничительный для человека характер. В правовом же государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства. Индивид существует в условиях правовой свободы, которая осно­вана на принципе «дозволено все, что не запрещено законом». Право должно раздвинуть рамки ограничений прав личности и гарантировать их реализацию.

Идея правового государства возникла в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от все­властия государства нашли в праве, которое, имея преимуществен­но формально-определенный характер и письменную форму, может регламентировать полномочия государства, определив преде­лы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили философы древности. Пифагор худшим из зол считал беззаконие и произвол, а высшей добродетелью — соблюдение законов. По мнению Платона, если закон не имеет силы, неизбежна гибель государства. Аристотель подчеркивал, что там, где отсутствует власть закона, не может быть их \ дарственного строя. Древнеримский политик и оратор Цицерон утверждал, что право должно основываться на справедливости, права человека принадлежат ему от природы, поэтому под действие закона должны подпадать все граждане и даже рабы, не только узкий круг избранных лиц, стоящих у власти.

Идея правового государства получила свое дальнейшее развитие в трудах философов Нового времени. Так, К.Ясперс считал, что государство является правовым, если в нем действует свобода, основанная на законах, и приводил в пример Англию, где существует реальное уважение к праву и суду. По мнению Д. Локка в правовом государстве должен действовать закон, обеспечим.I Ю1ций естественные права человека. Государство должно устанавливать такие законы и охранять их от нарушений.

Ш. Монтескье связывал господство гражданской и политической свободы с установлением режима законности и безопасности граждан. В развитие этого утверждения он разработал теорию разделения властей, взаимно уравновешивающих друг друга. И.Кант поддерживал идею разделения властей, подчеркивая принцип верховенства народа, который проявляется в праве народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции. Государство, действующее на основе конституционною права, выражает волю народа и не может ограничить личную свободу граждан. Если государство уклоняется от этого правила, то оно может потерять доверие граждан.

Ж.Ж.Руссо развил идею народного суверенитета, основанную на том, что государство в форме республики является результатом общественного договора. Государственная власть, таким образом, понимается как выражение общественного интереса, а человек приобретает гражданскую свободу, основанную на естественном праве. Государственная власть зависит от права. Если она перестает выражать интересы народа, то государство перестает существовать как политический организм.

Д.Дидро считал, что государство возникает в результате общественного договора, по которому люди передают государству часть своих прав ради обеспечения остальных и объединения общей поим и интересов. Таким образом, государственная власть основана на воле народа. Именно он является носителем суверенитета. Главная же цель государства состоит в обеспечении и защите прав граждан.

Г. Гегель видел в государстве наиболее совершенную организацию общественной жизни, построенной на правовой основе. Он приравнивал государство к праву, только более развитому и содержательному, включающему в себя весь комплекс прав личности, семьи и общества. Государство в таком его понимании выступает, по словам Гегеля, царством реализованной свободы.

Понятие «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера, Х.Ф. фон Арстина, Р. Фон Моля Мирили половина XIX в. С этого времени идея правового государства непрерывно развивается немецкими философами.

В российской политической мысли идея государства, подчинен­ного праву, нашла отражение в трудах А.Н.Радищева, П.И.Пестеля, А, И. Герцена, Н.Г.Чернышевского и др. На рубеже XIX — XX вв. концепцию правового государства разрабатывали Н.М.Коркунов, П. И. Новгородцев, С.А.Муромцев, Г.Ф. Шершеневич и др. В советской правовой науке идея правового государства отрицалась как буржуазная. Лишь в последние голы, особенно после принятия Конституции 1993 г., рассмотрению основ правовой государственности стало уделяться пристальное внимание.

В настоящее время в конституциях многих государств (ФРГ, США, Российской Федерации, Франции, Австрии и др.) есть положения, определяющие эти государства как правовые. В действительности правовое государство скорее идеал, который пока не достигнут, но к которому надо стремиться. В первую очередь это касается России, которая делает только первые шаги на пути к правовой государственности.

Идея правового государства стала востребованной и получила основополагающее свое развитие в период буржуазных революций в Европе, покончивших с периодом феодализма. С того времени идет длительный процесс становления правовой государственности во многих странах. В ряде государств он имел поступательное движение, в некоторых — был прерван установлением тоталитарных режимов, например, фашистский режим в Герма­нии». Все это доказывает, что для формирования правового государства требуется создание ряда объективных предпосылок.

В современной науке выделяют так называемые основы правового государства - предпосылки его формирования. Экономической пинтой выступает многоукладная экономика, в рамках которой существуют различные формы собственности. Государство устанавливает правовые основы цивилизованной конкуренции, не допуская монополизации в экономике, ущемляющей интересы потребителей. Социальную основу составляют сформированные институты гражданского общества, создающие условия для
всестороннего развития личности, В социальной структуре общества доминирует средний класс, служащий залогом политической стабильности. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, наблюдает за его действиями, следит, чтобы они не выходили за рамки закона. Политическая основа проявляется в суверенитете государства, гармонично сочетаю­щем суверенитет народа и национальный суверенитет. Нравственная основа состоит в утверждении в обществе принципов гума­низма, приоритета прав и свобод личности, уважения к правам других людей.

Правовое государство может возникнуть только там, где обще­ство имеет стойкие демократические, политические, культурные традиции. Ценности гуманизма и справедливости должны разде­ляться всеми членами общества. Государство развивается вместе с обществом, поэтому становление гражданского общества служит необходимой предпосылкой формирования правового государства. Становление правового государства требует высокого уровня пра­вовой культуры и правосознания. Только в этих условиях будут полностью исполняться предписания правовых норм. Напротив, построение правового государства затруднено в том обществе, где существуют проявления правового нигилизма.

В правовом плане предпосылкой формирования правового го­сударства должно стать создание правовых законов, провозглаша­ющих принципы равенства и справедливости и отвергающих про­извол государственной власти. На основе этих законов утвержда­ется правовой характер взаимоотношений государства и граждан, основанный на установлении их взаимных прав и обязанностей. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объек­тивные и неотчуждаемые, а их защита составляет одну из основ­ных обязанностей государства. Наконец, должны быть созданы такие механизмы, которые исключили бы возможность монопо­лизации власти каким-либо одним лицом, политической партией или государственным органом. Эти механизмы состоят в разделе­нии властей на законодательную, исполнительную и судебную, конституционной регламентации их полномочий и контроле за их деятельностью со стороны общества.

Созданное на таких основах правовое государство должно об­ладать следующими основными признаками:

- верховенство закона во всех сферах общественной и государ­ственной жизни. Законы (и основной среди них — конституция) обладают высшей юридической силой. Вес другие правовые акты должны соответствовать закону. Верховенство закона означает так­ же, что он обязателен для исполнения не только гражданами и их объединениями, но и государством, его органами и должностны­ми лицами. При этом действует принцип «все, что не дозволено власти, ей запрещено»;

- взаимная ответственность государства и личности. В правовом государстве не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство песет ответственность перед гражданами. Ответственность личности перед государством строится на правовых началах. Применение государственного принуждении должно носить правовой характер и соответствовать тяжести правонарушения. Ответственность государства проявляется в ответственности отдельных его органов и должностных лиц. Это, на­пример, ответственность правительства перед парламентом, де­путатов — перед избирателями, юридическая (дисциплинарная, уголовная и др.) ответственность должностных лиц и т.д.;

- реальные гарантии прав и свобод граждан. В правовом государ­стве права граждан не только провозглашаются, но и гарантиру­ются. Под гарантиями прав понимается реальная возможность их реализации и защиты. Это обеспечивается как законодательным закреплением гарантий, в первую очередь, в конституции, так и созданием механизма всесторонней зашиты прав и свобод и уста­новлением юридической ответственности за их нарушение. При этом право становится мерой свободы человека по принципу «все, что не запрещено индивиду, ему дозволено»;

- разделение властей. Разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предотвращает возможность злоупотреблений со стороны любой из них. Каж­дая из властей занимает определенное место в общей системе го­сударственной власти и выполняет свойственные только ей функ­ции. При этом признак разделения властей станет жизнеспо­собным, если он будет обеспечиваться системой сдержек и противовесов. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые гарантируют их независимость и взаимоограничение. В федеративном государстве рассматриваемый признак дополняется вертикальным разделе­нием властей между федеральным центром и субъектами федерации;

- идеологический и политический плюрализм. В правовом государстве не существует реальная возможность излагать и пропагандировать свои политические взгляды. В обществе на равных функцио­нируют различные политические организации, ведущие борьбу за власть цивилизованными демократическими способами. Каждый гражданин самостоятельно решает, каких взглядов ему придерживаться, какой партии принадлежать.

Первая статья Конституции РФ гласит, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом, в основном законе намечена цель построения правового государства в нашей стране. Однако путь достижения этой цели не является простым и скорым. Гражданское общество в России только формируется. Государство пока не может обеспечить достойный уровень жизни всех граждан. Экономика далека от совершенства, средний класс собственников немногочислен. Важной проблемой остается создание единого непротиворечивого законодательства. Налицо коллизии (противоречия) между нормативно-правовыми актами, причем законы часто фактически растворяются в многочисленных подзаконных актах. Наконец, для создания правового государства в России необходимо достижение высокого уровня политического и правового сознания граждан. Все эти проблемы являются заботой государства, которое должно разработать и реализовать комплекс мер по их решению.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «гражданское общество». Какие элементы вхо­дят в состав гражданского общества?

2. Что такое правовое государство? Какие этапы прошло развитие идеи правового государства?

3. Какие предпосылки необходимы для создания правового государ­ства?

4. Назовите признаки правового государства.

5. Какие проблемы формирования правового государства существуют
в современной России?

6. Прочитайтевысказывания философов и правоведов прошлого и
объясните, как их взгляды повлияли на развитие идеи правового госу­дарства.

Аристотель: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя».

Локк: свобода людей состоит «и незыблемом для всех правиле, уста­новленном законодательной властью, суть которого выражается в свобо­де следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запре­щает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, не­известной самовластной воли другого человека».

Монтескье: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие фаждане».

Дидро: «Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодате­лем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти».

Кант: государство — это «объединение множества людей, подчинен­ных правовым законам».

Маркс: «Свобода состоит в том. чтобы превратить государство из орга­на, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчи­ненный».

Г.Ф.Шершеневич: гарантии правовой государственности — «...а) неотъемлемые права личности; б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения».

Гессен: «Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя как правительства создаваемые им же как законодателем юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности в осуществлении своих правительственных и судебных функций спя кии» и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним»

Прочитайте документ. Объясните, как в нем отразились теория ес­тественных прав человека и идея правового государства? Почему у наро­да появляется право «учредить новое правительство»?

ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ

Конгресс, 4 июля 1776 г.

Принята единогласно тринадцатью Соединенными Штатами Америки Когда ход событий приводит к тому, что один из народов вынужден рас­торгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к мне­нию человечества требует от него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.

Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы рав­ными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если ка­кая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации вла­сти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех мор, пока их можно терпеть, нежели использовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствуют о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и со­здание новых гарантий безопасности на будущее становятся правом и обязанностью народа. Эти колонии длительное время проявляли терпение, и только необходимость вынуждает их изменить прежнюю систему своегоправительства. История правления ныне царствующего короля Великобритании — это набор бесчисленных несправедливостей и насилий, непосредственной целью которых является установление неограниченного деспотизма.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Идеология - система философских, политических, нравственных, правовых, эстетических и религиозных взглядов и идей.Основами идеологий служат материальное производство, условия жизни людей, национальная принадлежность, условия воспитания, религия и др. Люди входят в разные социальные группы и потому различаются разными мыслями, взглядами, отражающими ту или иную идеологию.

Идеология формируется как общественное мнение с помощью средств массовой информации, литературы и искусства и непо­средственного общения людей друг с другом. Идеология разъяс­няет индивиду, группе, народу необходимость предпринять тот или иной шаг в политике, в жизни вообще, осуществить то или иное мероприятие, совершить то или иное дело с определенной целью и в чьих-либо интересах.

Понятие «идеология» родственно понятию «общественное со­знание», которое понимается как совокупность идей, выражаю­щих социальные интересы людей. Они действительно близки, но не являются тождественными. Это обнаруживается при сопостав­лении определений этих понятий. Сегодня в научной литературе, в средствах массовой информации нередко встречаются выраже­ния «политическая идеология», «экономическая идеология», «гу­манитарная идеология», «идеология культуры», «религиозная идеология», «правовая идеология», «идеология рынка» и т.д. Это означает, что идеология пронизывает все сферы жизни общества, влияя на сознание индивида. В связи с этим у него формируется политическое сознание — совокупность осознанных представлений о мире политики.

В результате изменения политического строя в России в начале 1990-х гг. и отказа от официальной марксистско-ленинской идео­логии был провозглашен принцип свободы идеологий. Статья 13 Конституции РФ гласит о том, что ни одна идеология не может стать государственной. Причем многообразие идеологий отождествляется с политическим плюрализмом и многопартийностью. При этом упускается из виду то обстоятельство, что в странах запад­ной демократии при всем многообразии партийных идеологий до­минирует все же одна, которая более других выражает интересы и волю народа данной страны. Основные принципы доминирующей идеологии входят в Конституцию государства, определяют содер­жание статей об экономических основах общества и политичес­ком строе и еще более обнаруживают себя в многочисленных за­конах, принимаемых высшими законодательными органами и направляющих в ту или иную сторону внешнюю и внутреннюю политику правительства. Доминирующая идеология органично связана с идеологическими принципами или платформами доми­нирующих в обществе партий и религий.

Следует отметить, что деидеологизация общества исключена. Можно запретить ту или иную идеологию, пропагандировать и внедрять новую, но оставить общество без идеологии нельзя, так как это означало бы лишить общество права на свободу мысли, слова, права высказывать свое мнение по различным аспектам общественной и государственной жизни с опорой на определен­ную мировоззренческую позицию.

Существенную особенность идеологии составляет ее способ­ность обособляться со временем от теории, которая лежит в ее основе. Положения теории устаревают, а идеологии продолжает жить, развиваться, корректироваться в соответствии с меняю­щимися обстоятельствами. Главное, чтобы эта идеология под­креплялась убежденностью людей в правильности ее основных положений.

Идеологическое обеспечение политики предполагает обосно­вание деятельности государственной власти, формирование соот­ветствующего общественного мнения. Идеология в зависимости т ее положений и способов воздействия на общество может спо­собствовать его сплочению для достижения прогрессивных целей, может стать вредной, опасной, ведущей общество к гибели. Жизнь убеждает, что политика, не обеспеченная правильной идеологи­ческой работой, обречена на провал.

Носителями идеологии выступают партии. Они должны сле­дить за развитием политической ситуации, изменениями обще­ственного сознания, для того чтобы вовремя скорректировать по­ложения своей программы. Если этого не происходит и идеология перестает отражать насущные проблемы общества, партия теряет авторитет и влияние в массах. В связи с этим можно сделать вывод о том. что идеология не только управляет обществом, но и сама должна быть управляемой.

Кризис господствовавшей в нашей стране в XX в. марксистско-ленинской идеологии наступил потому, что она перестала отра­жать реальную политическую обстановку в стране и в мире, а правящая коммунистическая партия не смогла скорректировать ее в соответствии с происходящими политическими и социально-экономическими явлениями.

В настоящее время в России формально отсутствует домини­рующая идеология. В стране существуют фактически все идеологии, которые известны в индустриально-развитых странах, - это неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократическая теология, марксизм, религиозные идеологии, неофашизм, си­онизм и др.

Конституция РФ открыла наибольший простор для неолиберализма. Однако доминирующей идеологией он не стал. Сейчас в России идет острая борьба различных идеологий. Исторический опыт идеологической борьбы в западных странах показывает, что побеждает та идеология, которая наиболее органично связана с традиционной и наиболее распространенной религией. В России в настоящее время можно отметить определенное соперничество между различными конфессиями за влияние на народ. Усиление позиций одной из конфессий и утверждение в общественном сознании идей демократии может стать основой для установления доминирующей идеологии.

Для современной политической ситуации в России характерно становление различных идеологий, апробирование их на уровне общественных движений, партийных объединений. Усиление партийной и, соответственно, идеологической борьбы происхо­дит в период избирательных кампаний. В остальное же время партийно-идеологическая работа остается незаметной для широ­ких слоев населения.

Провозглашенный Конституцией принцип целостности госу­дарства объективно требует идеологического обоснования. Без этого не может быть гарантировано проведение эффективной государ­ственной политики.

Сегодня в мире доминирующими направлениями в полити­ческой жизни выступают современный либерализм, или неоли­берализм, современный консерватизм и его разновидности, со­циал-демократическая идеология и религиозные идеологии ка­толицизма, ислама, синтоизма, протестантизма, сионизма, пра­вославия и др. Продолжает существование и идеология марксиз­ма-ленинизма.

Либерализм — это идейно-политическое течение, где на пер­вом месте находится идея свободы, понимаемая, прежде всего как свобода частного предпринимательства, свобода личности, защи­та прав и свободы человека, недопущение вмешательства госу­дарства в экономику, право угнетенных на восстание против сво­их угнетателей. У истоков этого течения стояли Дж. Локк, Б. Спи­ноза, А.Смит, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, И.Кант и др. Среди русских государственных и общественных деятелей наиболее из­вестны М. М.Сперанский, А. И.Кошелев, П.И.Милюков и др.

До сих пор не потеряли своей актуальности их идеи о есте­ственном праве, об общественном договоре, о праве угнетенных на восстание против своих угнетателей, о конституции, о разде­лении властей и др. Например, Адам Смит считал, что главным условием процветания государства выступают господство частной собственности, отсутствие препятствий для развития личной ини­циативы, невмешательство государства в экономику.

Неолиберализм возник на основе либерализма в конце XIX - начале XX в. и утвердился в начале 1930-х гг. В эти годы значи­тельный вклад в его развитие внес Д. Кейнс. Превращение либе­рализма в неолиберализм связано с обоснованием идеи государ­ственного регулирования экономики. В неолиберализме противо­борствуют радикальное и умеренное направления. Радикальное — провозглашает необходимость революционной ломки социальных, национальных отношений, религиозных и национальных тради­ций, а главное — не признает за государством права вмешиваться в экономику. Радикальное направление господствовало в современной России в 1990-х гг. Опыт развитых западных стран по фор­мированию рыночной экономики был перенесен представителя­ми этого течения в Россию без учета исторической и националь­ной специфики.

Консерватизм — это идейно-политическое течение, ориенти­рующееся на защиту национальных и религиозных традиций, про­меренных опытом поколений устоев жизни и отрицающее рево­люционные изменения в обществе. Он возник как реакция на Ве­ликую французскую революция 1789 г. В России наиболее крупными представителями консерватизма были А.С.Хомяков, И. В. Киреевский, И.А.Ильин, К.П.Победоносцев и др.

Современный консерватизм имеет три разновидности: тради­ционализм, либертаризм и неоконсерватизм. Традиционализм про­пои лишает приверженность идеалам сильного государства, религиозным и национальным традициям, крепким семейным устоям. индивидуализму, частной собственности. Либертаризм - это течение, которое основывается на ценностях крайнего ин­дивидуализма и отрицании политического вмешательства госу­дарства в предпринимательскую деятельность. Неоконсерватизмвыступает за ограниченное вмешательство государства в эконо­мику, сильную государственную политику в отношении других государств, поддержание национальных и религиозных тради­ций, неприятие революций, но в то же время признает ограни­ченные реформы.

И либералы, и консерваторы считают себя приверженцами многих демократических ценностей. В настоящее время эти идей­ные течения тесно переплетаются, имеют родственные призна­ки, хотя сохраняют и традиционные различия.

Современная социал-демократическая идеология, хотя и при­знает частную собственность в экономической сфере, но все же более важную роль отводит общественной собственности — наци­онализированным, муниципальным, кооперативным предприя­тиям. В социальной сфере провозглашается принцип «социального партнерства» и «классового сотрудничества». Главная цель демо­кратического социализма — освобождение людей от всех форм угнетения, создание условий для всестороннего развития лично­сти, осуществление сильной социальной политики.

В политической сфере социал-демократы выступают за много­партийность, государственное регулирование экономики и соци­альной сферы. Благодаря этим положениям своей программы они не раз побеждали на парламентских выборах во многих странах. В международной политике партии демократического социализ­ма сотрудничают с различными политическими силами и дви­жениями в борьбе за мир, за решение экологических и соци­альных проблем. Однако события в Югославии и Ираке на рубе­же XX —XXI вв. показали, что под лозунгом защиты прав человека, национальных меньшинств и международного права социал-де­мократы Западной Европы поддержали агрессивную политику блока НАТО по отношению к этим странам.

Исключительно важную роль в политической жизни многих стран мира играют религиозные идеологии: католицизма, ислама (в первую очередь исламского фундаментализма, как, например, в Афганистане в период прихода к власти талибов, и ваххабизма, под флагом которого ведется борьба в Чечне), протестантизма, иудаизма (в последние десятилетия в политике это наиболее ярко выразилось в сионизме), синтоизма, буддизма, местных верова­ний. В России в настоящее время возрождается идеология право­славия.

Вопросы и задания

1. Объясните содержание понятия «идеология».

2. Какую роль идеология играет в обществе?

3. Каково содержание статьи 13 Конституции РФ? Как она отражает­ся на политической жизни России?

4. Кто относится к носителям идеологии? Какую роль они играют в политической жизни страны?

5. Охарактеризуйте основные черты либерализма.

6. Чем неолиберализм отличается от либерализма?

7. Что такое консерватизм? Каковы его разновидности?

8. Каковы основные положения современной социал-демократичес­кой идеологии?

9. Прочитайте высказывание профессора политологии Университета штата Огайо Лоуренса Херсона (из статьи «Идеология в Соединенных Штатах»); «Идеология, и том смысле, который вкладывается в это по­нятие в США, включает в себя три компонента. Первый — более или менее последовательная система взглядов относительно существующего (о том, что правильно, а что — нет); второй — подкрепляющая эти взгляды более или менее последовательная система ценностей (т.е. того, что высоко ценится, чему придают особое значение, к чему стремят­ся) и третий — поведенческий компонент (цели, которых хотят добиться, и тактика их достижения)».

Какое значение он придаст идеологии?

ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА

Политика как сфера деятельности, связанная с отношениями между различными социальными группами по поводу власти, так или иначе, затрагивает интересы каждого человека. По мере соци­ализации индивид познает свою включенность в общественные отношения, совершенствует свои качества, в том числе и поли­тические.

Человек вырабатывает свой собственный взгляд на сущность политических отношений в обществе, определяет свое место в них, свои симпатии и антипатии к различным политическим силам, наиболее эффективные пути и средства решения политиче­ских проблем. Процесс формирования и становления политиче­ского сознания и политического поведения личности называется политической социализацией.Включение личности в политику на­чинается с того, что политическая система вовлекает индивида в свою орбиту, рекрутирует своих сторонников, обучает их выпол­нению простейших политических функций, дает определенные сведения о том, что должен знать и уметь гражданин. Любая поли­тическая система вырабатывает свои специфические методы во­влечения личности в политику — механизмы политической соци­ализации.

Процесс гражданского созревания начинается на раннем этапе жизнедеятельности человека, когда он приобретает определенные знания о политике. Политическое сознание и политическое пове­дение формируются под влиянием социальной среды, ее как по­литических, так и неполитических факторов (школа, вуз, работа, церковь, литература, искусство, средства массовой информации и др.). На становление политического мира личности оказывает влияние ее общественное положение, возможность участия в по­литической деятельности и результативность этого участия. Важна также система обеспечения прав и свобод личности, их гарантия и правовая регламентация.

В результате политической практики знания о политике проходят проверку на жизнеспособность и трансформируются в поли­тические убеждения, которые оказывают сильное влияние на фор­мирование социально-политических идеалов и в своем обобщен­ном виде входят в мировоззрение личности. Убеждения могут формироваться на основе как научно обоснованных знаний, так и обыденных представлений о сущности политических процессов. На основе политических убеждений и анализа собственного опыта складывается политическая ориентация личности. Она в зна­чительной степени определяет политическое поведение человека. На развитие политического сознания и поведения личности оказывает влияние не только ее собственный социальный опыт, но и опыт той социальной общности, к которой она принадлежит. Этот опыт воспринимается личностью опосредованно через систему уже усвоенных идеологических представлений, норм и ценностей, даже ли они не отражают личностных интересов и потребностей.

По степени участия в политической жизни выделяют следую­щие типы личности:

I) аполитичный тип личности, к которому принадлежат люди, полностью безразличные к политике, уклоняющиеся от участия в ней. Безразличие может быть подлинным (например, в силу социальной неразвитости и др.), может быть и мнимым, когда отход от активной деятельности служит выражением протеста против ее полной, на их взгляд, бесперспективности;

2) тип личности с низкой политической активностью. В этом
случае имеет место не протест, а, скорее всего, полное отсут­ствие интереса к политике;

3) наиболее распространенный — тип личности опосредован­ной включенности в политику.Как правило, это граждане, интере­сующиеся политикой, имеющие определенную точку зрения на политические события, которая может существенно колебаться в зависимости от внешних условий. Политическую активность они проявляют участием в выборах, референдумах, массовых акциях, собраниях и т.д.;

4) более цельный политический тип личности — члентой или
иной политической партии.В этом случае человек делает созна­тельный выбор, берет на себя определенные обязательства;

5) общественный деятель, посвящающийполитической работе довольно много времени и сил;

6) профессиональный политик,который в отличие от обществен­ного деятеля посвящает всю свою жизнь политической карьере и входит в состав политической элиты;

7) высший политический тип личности — политический лидер.

Включение личности в политику обеспечивается существую­щей в обществе и государстве системой прав и свобод личности и возможностью их реализации. В ходе политической социализации происходит формирование политической культуры личности, ос­нованной на ценностных представлениях человека о политичес­кой власти, воплощающихся в разных способах его взаимодей­ствия с государством. Политическая культура выражает реализуе­мые на практике политические убеждения личности, например членство в партиях, участие в выборах и т.д.

Политическая культура личности представляет часть политиче­ской культуры общества в целом. Она, закрепляя нормы полити­ческого поведения в языке (соответствующихтерминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну) и тем самым стремится сплотить общество.

Политическая культура выполняет ряд функций:

- функцию идентификации (понимание личностью своей при­надлежности к определенной социально-политической группе и участие в выражении ее интересов);

- функцию ориентации, отражающую стремление человека по­нять свои возможности при реализации прав и свобод в конкрет­ной политической системе;

- функцию адаптации, выражающую потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав;

- функцию социализации, обеспечивающую обретение чело­веком определенных навыков, позволяющих ему реализовывать свои политические права и интересы;

- функцию интеграции, обеспечивающую различным группам
возможность сосуществования в рамках определенной политиче­ской системы при сохранении целостности государства и общества;

- функцию коммуникации, позволяющую субъектам полити­ческой жизни взаимодействовать между собой на основе исполь­зования общепринятых средств политического общения (терми­нологии, языка, стиля и т.д.).

Важной предпосылкой полноценного участия личности в политической жизни страны выступает гражданство. Гражданство- это устойчивая правовая связь человека с государством, обусловли­вающая их взаимные права и обязанности.Граждане обладают всем объемом прав, свобод и обязанностей в отличие от иностранцев и лиц без гражданства.

Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и «Законом о гражданстве Российской Федера­ции», принятым в 2002 г.

Человек является гражданином государства не в силу прожива­ния на его территории, а вследствие юридического оформления гражданства. Государство в специальных законах устанавливает основания, по которым лицо признается гражданином государ­ства, основания приобретения и прекращения гражданства. Граж­данство подтверждается паспортом, свидетельством о рождении, военным билетом (для военнослужащих).

Конституция РФ в статье 6 определяет ряд важных принципов гражданства. Оно является единым и равным независимо от ос­нований приобретения. Все граждане имеют равные права и несут равные обязанности. Важный принцип составляет то, что гражда­нин не может быть лишен гражданства. При этом под лишением гражданства понимается расторжение гражданских связей по ини­циативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

Статья 62 Конституции РФ предоставляет гражданину возмож­ность иметь гражданство иностранного государства (двойное граж­данство) в соответствии с федеральным законом или междуна­родным договором Российской Федерации. Признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответству­ющею договора России с тем государством, гражданство которого хочет принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент РФ. Граждане Рос­сийской Федерации, имеющие двойное гражданство, не могут на ном основании быть ограничены в правах и не могут уклоняться от выполнения конституционных обязанностей.

Статья 61 Конституции гласит, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы России или выдан другому государству. Кроме того, Российская Федерации гарантирует своим гражда­нам защиту и покровительство за се пределами.

«Закон о гражданстве РФ» устанавливает следующие способы приобретения гражданства:по рождению, в порядке его регист­рации, в результате его признания, в результате приема в граж­данство (натурализация), в результате восстановления в граждан­стве, путем выбора (оптации) и др.

Приобретение гражданства по рождению (филиация) — основ­ной способ пополнения числа граждан. Ребенок, родители кото­рого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения. В случае разного гражданства родителей гражданство ребенка определяется их пись­менным соглашением. Если один из родителей — гражданин РФ, а другой — лицо без гражданства, то ребенок является граждани­ном РФ.

Находящийся па территории России ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Феде­рации. Этот же принцип действует и в отношении родившихся на территории России детей, чьи родители являются лицами без граж­данства или состоят в гражданстве других государств, но не пре­доставляют ребенку своего гражданства. В любом случае закон ис­ходит из того, что ребенок не может остаться без гражданства.

Регистрация гражданства— это упрощенный порядок приоб­ретения гражданства, установленный для лиц, исторически или кровно связанных с Россией, и осуществляемый соответствую­щими органами внутренних дел. В число лиц, для которых уста­новлен упрошенный порядок приобретения гражданства в виде регистрации, входят те, у кого супруг либо родственник по пря­мой восходящей линии является гражданином РФ. К ним отно­сятся также тс, у кого на момент рождения хотя бы один из роди­телей был гражданином РФ. но кто приобрел иное гражданство порождению. Последние могут воспользоваться правом регистра­ции российского гражданства в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста. Это право на тот же срок распространяется и на детей бывших граждан РФ, родившихся после прекращения у родителей гражданства РФ.

Признание гражданства— это способ приобретения граждан­ства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение. По «Закону о гражданстве» 1991 г. (с изменениями 1993 г.) граж­данами РФ признавались все граждане бывшего СССР, постоян­но проживающие на территории Россини на день вступления зако­на в силу, если в течение года они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ. В соответствии с этим положением никому из проживающих в России граждан СССР не пришлось принимать какие-либо меры для подтверждения гражданства.

Натурализация - это прием в гражданство РФ иностранца или лица без гражданства по его заявлению при условии соответствия требованиям законодательства. Важное условие составляет прожи­вание в России в течение пяти лет перед обращением с ходатай­ством. Для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России для учебы или лечения не более чем на три месяца. Ходатайства о приеме в гражданство РФ отклоняются для тех лип, которые выступают за насильственное изменение конститу­ционного строя России, состоят в партиях и организациях, чья деятельность несовместима с конституционными принципами РФ, осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.

Восстановление в гражданстве — это способ приобретения граж­данства лицами, ранее утратившими его по различным причи­ним, например, в связи с усыновлением, установлением опеки и попечительства, а также в связи с изменением гражданства родителей. Признание факта восстановления распространяется на быв­ших граждан России (СССР), лишенных гражданства или утративших его без их свободного волеизъявления.

Оптация (выбор гражданства) — способ приобретения и пре­кращения гражданства при изменении государственной принадлежности территории. Проживающим на такой территории лицам предоставляется право на выбор гражданства: либо оставление пре­жнего, либо приобретение гражданства того государства, к кото­рому отходит данная территория. Обычно такой выбор связывает­ся с переселением лиц, избравших иное гражданство.

К другим основаниям приобретения гражданства относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

Гражданство Российской Федерации может прекращаться в связи с выходом из гражданства, отменой решения о приеме в гражданство и выбором гражданства (оптацией).

Выход из гражданства - это добровольное прекращение граж­данства. Закон не устанавливает постоянных ограничений на выход из гражданства. Временными же ограничениями могут быть отбытие уголовного наказания и выполнение конституционной обязанности защиты Отечества. После выполнения этих обязан­ностей по отношению к государству гражданин вновь приобретает право на выход из гражданства. Отмена решения о приеме в гражданство — это способ прекращения гражданства, применяемый в отношении лиц, которые приобрели гражданство РФ на основа­нии заведомо ложных сведений и фальшивых документов, факт устанавливается судом.

Российское законодательство определяет права детей в случае изменения гражданства их родителей. Гражданство детей в возра­сте до 14 лет определяется гражданством родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согла­сия. Гражданство детей не изменяется при изменении граждан­ства родителей, лишенных родительских прав, и па изменение гражданства детей в таком случае согласия родителей не требуется. Если родители приобретают гражданство РФ, то при соблюде­нии указанных выше условий соответственно меняется граждан­ство детей. В случае если один из родителей приобретает граждан­ство РФ, ребенку предоставляется гражданство РФ по ходатай­ству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если гражданство РФ прекращается только у одного родителя, ребенок сохраняет гражданство РФ. Российское граж­данство ребенка прекращается в этом случае по ходатайству дан­ного родителя и при письменном согласии другого, но только при условии, что ребенок не останется липом без гражданства.

Так же определяется гражданство детей в случае их усыновле­ния. Гражданство недееспособного липа соответствует граждан­ству опекуна. Споры между родственниками, опекуном или попе­чителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматрива­ются судом, исходя из интересов ребенка или недееспособного липа.

Вопросы и задания

1. Что такое политическая социализация?

2. Что влияет на процесс политической социализации?

3. Какие типы личности по степени их участия в политической жизни существуют?

4. Что такое политическая культура?

5. Какие функции выполняет политическая культура?

6. Что такое гражданство?

7. Каковы принципы гражданства?

8. Какие существуют способы приобретения гражданства?

9. Каковы способы прекращения гражданства?

10.Каковы права детей в случае изменения гражданства родителей?

ГЛАВА 8

ПРАВО

Наши рекомендации