Сохранение прежних принципов федерации
По сравнению с Конституцией 1936 года компетенция практически не изменилась, но теперь утверждение новых краев (ст. 13 К 1936) находится вне ведения Союза ( 73 К 1977) и перечень полномочий союза открыт.
Некоторое развитие государственного механизма
Добавлена возможность внеочередного созыва Совета СССР по инициативе 1/3 депутатов одной из палат (112)
Расширен круг субъектов законодательной инициативы (113) – Совет Союза, Совет Национальностей, Президиум ВС, совет Министров, союзные республики в лице их высших органов государственной власти, комиссии Верховного Совета, Верховный Суд СССР, Генеральный прокурор СССР.
Обеспечение законности.
Ст 54 – гражданам гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту, иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
Ст 57 – граждане имеют право на судебную защиту от посягательство на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Ст 58 – граждане имею право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Ст 151 – правосудие осуществляется только судом.
Ст 155 – судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
Ст 156 – правосудие строится на началах равенства граждан перед законом и судом
Ст 157 – разбирательство дел во всех судах открытое
Ст 158 – право на защиту
Ст 159 – право выступать в деле на своем языке
Ст 160 – презумпция невиновности
Ст 161 – юридическая помощь, в нек. случаях – бесплатная.
Ст 162 – допускается представительство
Ст 164 – Высший надзор возлагается на Генерального прокурора. Особая роль прокуратуры в соблюдении режима законности.
68. Развитие права в середине 60х-середине 80х. Свод законов СССР.
КОДИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
Кардинальных изменений в праве не происходит, т.к. общественный строй стабилен, стабильна правовая система.
Тенденции в развитии законодательства:
1. Стремление к улучшению условий жизни и труда народа,
2. Стремление к укреплению законности и правопорядка
База кодификации – стабильность общества и правовой системы.
Кодексы закрепляют уже сложившиеся правовые институты, обобщают их, что отличает эту кодификацию от той, что проводилась в первые годы советской власти: там создавались новые институты.
В 60 – 80 годы складывается трехступенчатая система законодательства:
1. Кодексы
2. Основы законодательства по отраслям
3. Свод законов союза ССР
Происходит развитие права, о чем свидетельствует появление новых отраслей (например, комплексная отрасль – природоресурсное право).
Различия между колхозами и совхозами стираются все больше => объединение касающихся их норм в единую отрасль – с/х право.
Тенденция к дифференциации зак-ва проявляется в том, что происходит создание кодексов по подотраслям: н-р в гражданском праве создается отдельный жилищный кодекс.
Свод законов.
- отраслевой порядок
- Только действующее законодательство
- на основе него в республиках были приняты свои своды законов
- по принципу свода законов российской империи
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Принята новая (последняя в истории СССР) Конституция 7 октября 1977 года и соответствующие ей Основные законы союзных и автономных республик.
Объективной потребности в создании Конституции не было: общественный строй неизменен, экономические отношения практически те же. Можно было обойтись поправками к К.1936. Однако сыграл большую роль субъективный фактор – личность Н.С. Хрущева и его желание войти в историю как создатель К. он обосновывал свое желание вступлением страны в эпоху развитого социализма, небывалой консолидацией общества, складыванием новой общности - советского народа.
Конституция обобщила конституционное законодательство, существовавшее до октября 1977. После этого сколько-нибудь существенных конституционных законов не издавалось.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
В этой отрасли кодификации до этого периода не проводилось (искл. – Украинский Административный кодекс 1927 г.)
1980 – приняты Основы законодательства Союза и союзных республик об административных правонарушениях. Т.е. урегулирована не вся сфера административных отношений, а только правонарушения. Но и то неплохоJ, ведь было произведено отграничение административных правонарушений от уголовных.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
В этой отрасли отразилась тенденция к улучшению благосостояния трудящихся. Было запланировано постепенное уменьшение налогообложения с тем, чтобы за пять лет свести его вообще к нулю. Первые шаги в этом направлении были сделаны уже в начале 60-х гг., однако затем дело затормозилось, поскольку казна не позволила.
Тем не менее идет уменьшение налогов дальнейшее. Так, в 1972 г. было прекращено взимание подоходного налога, а также налога на холостых и малосемейных рабочих и служащих, получающих до 70 руб. в месяц, в 1973 г. снизили налоги с доходов, получаемых от кустарной и ремесленной деятельности. В конце 70-х гг. были установлены налоговые льготы для инвалидов войны и некоторых иных инвалидов, вплоть до полного освобождения их от обложения.
Вместе с тем в 1973 г. установили высокие ставки налогов на гонорары советских авторов, работающих по заказу из-за границы, - от 30 до 75% дохода. Преследовали две цели: с одной стороны, пополнить казну валютой, с другой - побольше урезать авторов, печатающихся в заграничных, а не в советских издательствах.
В 1975 г. был издан Закон, отменяющий налог со зрелищ, кроме налога с доходов от демонстрации кинофильмов, поскольку последние составляли важную статью местных бюджетов.