Институт наблюдателей как одна из форм контроля за выборами. Формы участия наблюдателей в избирательном процессе. Виды наблюдателей

В избирательном законодательстве установлены гарантии реализации избирательных прав граждан, а одним из элементов этих прав является наблюдение за избирательными процедурами. Право граждан осуществлять наблюдение также закреплено и на региональном уровне в соответствующих законах субъектов РФ, регламентирующих порядок проведения выборов в представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта России и в органы местного самоуправления.

Основная цель наблюдения заключается в соблюдение закона в ходе избирательного процесса и при проведении избирательных действий. Деятельность наблюдателей в ходе предвыборной борьбы, присутствие на избирательных участках в день выборов повышают уверенность общественности в справедливости выборов и способствуют более активному участию граждан в избирательном процессе. Присутствие наблюдателей на избирательных участках предупреждает фальсификации, различные нарушения процедуры проведения выборов и снижает вероятность организационных и административных ошибок. Работа наблюдателей также позволяет предотвратить запугивание или принуждение избирателей в ходе предвыборной кампании и в день выборов. Кроме того, наблюдатели следят за процессом подсчета голосов, обеспечивают параллельное подведение общих итогов голосования или используют иные способы и методы контроля, таким образом, являются беспристрастным источником информации, на основе которого могут быть сделаны оценки и заключения относительно подлинности официальных итогов выборов.

Оценки, сделанные независимыми наблюдателями после окончания выборов, могут сказаться на отношении кандидатов к законности избирательного процесса в целом.

Наблюдатель может быть назначен любым зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов субъектов РФ), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются ФИО наблюдателя, адрес места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также запись об отсутствии ограничений. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

Наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение даже такой участковой избирательной комиссии, которая сформирована на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, равно как и в помещение для голосования на этом избирательном участке. Они вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.

Наши рекомендации