Статья 40-2. Последствия неисполнения решения
Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда влечет ответственность, установленную законом.
№ 92. Общие и специальные суды. Верховный Суд Республики Беларусь. Высший Хозяйственный Суд
Правовой основой действующей национальной судебной системы являются Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон «О Конституционном Суде» и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию судебной системы.
Конституция Республики Беларусь формулирует исходные положения построения действующей судебной системы. Это является наиболее приемлемым, учитывая характер основного Закона, рассчитанного на длительное действие.
Согласно ст. 109 Конституции Республики Беларусь «Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.
Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
Судоустройство определяется законом.
Образование чрезвычайных судов запрещается».
Конкретизируя и развивая конституционные положения, Кодекс о судоустройстве и статусе судей устанавливает, что судебную систему Республики Беларусь составляет:
· Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
· общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;
· хозяйственные суды, предназначенные для правосудия посредством хозяйственного и административного судопроизводства (ст.5).
Конституционный Суд создан в Республике Беларусь в апреле 1994 г. впервые в истории белорусской государственности.
Система общих судов включает:
ü районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды;
ü областные (Минский городской), Белорусские военные суды;
ü Верховный Суд.
Систему хозяйственных судов образуют:
ü хозяйственные суды областей (города Минска);
ü Высший Хозяйственный Суд.
В системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды соответственно: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. (в системе общих судов) и хозяйственные суды по банкротству, земельные, налоговые и др.
Единство судебной системы обеспечивается путем: установления судебной системы Конституцией Республики Беларусь и Кодексом; соблюдениями всеми судами предусмотренного законодательством порядка судопроизводства; признания обязательного исполнения на всей территории Республики Беларусь судебных постановлений, вступивших в законную силу; закрепления единства статуса судей; финансирования судов из республиканского бюджета.
В Республике Беларусь действует Международный арбитражный (третейский) суд и Экономический Суд СНГ, не входящие в судебную систему, однако, их деятельность способствует укреплению законности и правопорядка в стране, экономической стабильности.
Демократизм национальной судебной системы, выражающийся в ее задачах и принципах организации и деятельности, обеспечивает тесную связь судебной власти с народом, привлечение его к управлению государством, общественный контроль за судебной деятельностью, вынесение законных и обоснованных судебных постановлений, нравственно-правовое влияние правосудия.
Подводя итоги вышеизложенному, можно констатировать, что судебная система Республики Беларусь отвечает международным стандартам, является эффективной, современной, доступной для граждан. Она строится на следующих основных началах: