Структура формирования оценки за междисциплинарный государственный экзамен и проверки сформированности компетенций
Одобрено Ученым советом ИСГЗ
Протокол №___ от
__________________________
Утверждаю
Первый проректор ИСГЗ
Димитриева Н.Т.
__________
Программа
Государственного экзамена
направление подготовки
38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Квалификация (степень) выпускника
«Бакалавр»
Казань- 2015
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Общие положения
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» высшего образования (бакалавриат), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «10» декабря 2014 г. № 1567 обучение заканчивается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную работу и итоговый междисциплинарный государственный экзамен (МГЭ)
МГЭ проводится с целью оценки уровня подготовки студентов по направлению «Государственное и муниципальное управление».
1.2.Содержание итогового экзамена
В состав государственного экзамена включены дисциплины:
1. «Теория управления».
2. «Экономическая теория».
3. «Теория организации»
4. «Основы государственного и муниципального управления».
5.«Социология управления».
6.« Основы управления персоналом».
7.«Государственная и муниципальная служба».
8. «Инновационный менеджмент».
9. «Принятие и исполнение государственных решений».
10.«Конституционное право».
Рекомендуемая литература для изучения этих дисциплин приведена в имеющихся на выпускающей кафедре рабочих программах, доводилась студентам при изучении дисциплин в учебном процессе, дополнительно сообщается студентам при подготовке к экзаменам.
1.3. Порядок проведения итогового междисциплинарного государственного экзамена
Итоговый междисциплинарый экзамен проводится в письменной форме. Экзаменационная работа включает 3 блока (А, В, С).
Блок А включает письменный ответ на один из предложенных вопросов по одной из десяти из вышеперечисленных дисциплин. На выполнение задания отводится 20 минут. Вопросы сформулированы в рамках программы государственного аттестационного экзамена.
Перечень вопросов по указанным дисциплинам, включаемых в экзаменационные билеты, приведен в приложении 1.
Блок В включает 50 тестовых вопросов с выбором одного правильного ответа. Содержание тестовых вопросов охватывает основы десяти вышеперечисленных дисциплин. На выполнение задания отводится 60 минут (пример теста в приложении 2).
Блок Спредставляет собой решение кейса - разбор конкретной практической ситуации. Примеры кейсов представлены в приложении 3
Итоговый государственный экзамен принимается экзаменационной комиссией, входящей в состав Государственной аттестационной комиссии. Экзаменационная комиссия формируется из ведущих преподавателей выпускающей кафедры, как правило, преподающих учебные дисциплины, включенные в состав итогового междисциплинарного экзамена. В состав экзаменационной комиссии включаются и ведущие преподаватели и научные сотрудники других ВУЗов. Председателем экзаменационной комиссии, являющимся заместителем председателя ГАК, как правило, назначается заведующий выпускающей кафедрой.
Состав экзаменационной комиссии, включая ее председателя и секретаря, утверждается приказом ректора ВУЗа.
В период подготовки к МГЭ студентам читаются установочные лекции, предоставляются необходимые консультации по каждой вошедшей в итоговый экзамен дисциплине.
На экзамене студенты получают экзаменационный билет, содержащий по одному вопросу (теме) из десяти входящих в МГЭ дисциплин. При подготовке к ответу слушатели делают необходимые записи по каждому вопросу на выданных секретарем экзаменационной комиссии листах бумаги со штампом ВУЗа (факультета). В процессе подготовки ответа и после его завершения по всем вопросам экзаменационного билета студенту членами экзаменационной комиссии с разрешения ее председателя могут быть заданы уточняющие и дополнительные вопросы в пределах перечня, вынесенного на МГЭ.
После завершения ответа студента на все вопросы и объявления председателем комиссии окончания опроса экзаменуемого члены экзаменационной комиссии проставляют в своем протоколе оценки за ответы экзаменуемого на каждый вопрос и по их совокупности.
По завершению МГЭ экзаменационная комиссия на закрытом заседании обсуждает характер ответов каждого студента, анализирует проставленные каждым членом комиссии оценки и проставляет каждому студенту согласованную оценку по МГЭ в целом по системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». В случае расхождения мнения членов экзаменационной комиссии по итоговой оценке на основе оценок, проставленных членами комиссии, решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председателя является решающим.
Итоговая оценка по МГЭ заносится в протокол заседания экзаменационной комиссии, и сообщается студенту.
Листы с ответами слушателей на экзаменационные вопросы вместе с копией протокола об итогах МГЭ подшиваются секретарем комиссии в отдельную папку «Итоговый государственный экзамен» и хранятся в течение трех лет на выпускающей кафедре, а затем сдаются в архив ВУЗа.
Ежегодно за шесть месяцев до даты приема МГЭ на заседании выпускающей кафедры обсуждаются, корректируются и утверждаются состав и содержание вопросов дисциплин, включаемых в МГЭ, а также предлагается кафедрой состав экзаменационной комиссии. Характер указанных корректировок своевременно доводится до сведения студентов.
В результате проведения Государственного экзамена проверяется сформированность следующих компетенций:
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);
владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2);
умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов (ПК-3);
способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-4);
умением разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации, лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы; административные должности в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научно-исследовательских и образовательных организациях, в политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях (ПК-5);
владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-7);
способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8);
способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);
способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10);
владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-11);
способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ (ПК-12);
способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий (ПК-13);
способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-14);
организационно-регулирующая деятельность:
способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности (ПК-18);
способностью свободно ориентироваться в правовой системе России и правильно применять нормы права (ПК-20);
умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-21);
умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-22);
исполнительно-распорядительная:
владением навыками планирования и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-23);
владением технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (ПК-24);
умением организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов (ПК-25);
владением навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций (ПК-26);
способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).
Структура формирования оценки за междисциплинарный государственный экзамен и проверки сформированности компетенций
Междисциплинарный тест | Проверяемые компетенции | Максимум баллов | |
Теория управления | ПК-13 | ||
Экономическая теория | ПК-6 | ||
Теория организации | ПК-9 | ||
Основы государственного и муниципального управления | ПК-5, 7, 24, 27 | ||
Социология управления | ПК-2, ПК-12 | ||
Основы управления персоналом | ПК-2, ПК-9, ПК-10 | ||
Государственная и муниципальная служба | ПК-5, ПК-11 | ||
Инновационный менеджмент | ПК-4, ПК-22 | ||
Принятие и исполнение государственных решений | ПК-1, ПК-21 | ||
Конституционное право | ПК-20 | ||
итого | |||
Междисциплинарный кейс | ОК-7, ПК-3, ПК-14, ПК-18 | ||
Вопрос по одной из дисциплин | ОК-7 | ||
Итого за экзамен |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1